Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, контрольная работа
С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.
Таким образом, рыночной экономике присущи несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.
-Профессиональное обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства.
-Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность Выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности.
-Общественные работы и организация временной занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания доходов. Временная, субсидируемая занятость, а также квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест - программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).
Под активной политикой занятости понимаются:
-меры по изменению структуры спроса на рабочую силу за счет сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест;
-меры по регулированию предложения и повышению качества рабочей силы за счет ее подготовки;
-меры по поощрению мобильности рабочей силы за счет ее трудоустройства, профориентации и стимулирования.
Пассивная политика занятости
Пассивная политика, направленная на сглаживание негативных последствий безработицы; включает: 1) субсидирование занятости (субсидии в сферу регулирования занятости в частном секторе; поддержка безработных, открывающих собственное дело; субвенции на создание дополнительных рабочих мест в районах, где сложилась чрезвычайная ситуация на рынке труда; льготное кредитование); 2) оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия обязательного уровня трудового стажа, дающего право на получение пенсии в полном размере, но не ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода на пенсию; 3) социальную защиту (выплату пособий по безработице, размер которых дифференцирован по категориям граждан, времени нахождения в статусе безработного и установленного минимума заработной платы). Политика "пассивной" занятости в отличие от "активной" включает меры постфакту много действия, не отвечающие целям предупреждения скрытой безработицы, ограничиваясь: вопросами регистрации и учета безработных в ее различных проявлениях; поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством, поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места предприятий, организаций, учреждений; материальной поддержкой безработных. Умеренно-пассивная политика занятости в отличие от пассивной предусматривает более разнообразные услуги по подбору рабочих мест.
Дерегулирование рынка труда
В 1990 году пришедшее к власти консервативное правительство Национальной партии предприняло, пожалуй, самую радикальную реформу из всех проводившихся преобразований: полное дерегулирование рынка труда. В то время рынок труда отличался крайней негибкостью; к тому же работники были обязаны вступать в профсоюзы.
В основе обязательного членства в профсоюзах лежал принцип «конкретной преференции», включавшийся отдельным пунктом в каждый коллективный договор. Его суть заключалась в следующем: если член профсоюза просит работодателя предоставить ему должность, занимаемую работником, не входящим в профсоюз, последний должен либо вступить в профсоюз, либо уступить свое место члену профсоюза.
Другой антиконкурентной характеристикой этого рынка была крайняя негибкость трудового законодательства и процесса переговоров с работодателями. Как правило профсоюз, представлявший всех работников определенной профессии.
Зачастую в этих соглашениях прописывались не только размеры зарплат и льгот, но также условия и график работы и другие пункты, замедлявшие рабочий процесс и увеличивавшие издержки.
Чтобы восстановить гибкость и сбалансированность рынка труда, правительство применило основополагающий принцип рыночной экономики -- право на заключение контрактов. Принятый в 1990 году Закон о трудовых контрактах предписывал строить все соглашения между работниками и работодателями на основе индивидуальных контрактов, соблюдение которых при необходимости обеспечивалось через суд. Правительство также решило, что такие контракты будут подписывать только две стороны -- работодатель и работник. Помимо судебной системы, никакие государственные структуры в этом процессе участвовать не должны. Более того, профсоюзы и ассоциации работодателей утратили прежде гарантированное им право участия в переговорах о трудовых соглашениях. Все права на заключение контракта резервировались исключительно за работодателем и работником.
Законом разрешались три типа таких контрактов: письменный (самая надежная форма соглашения), устный (не столь надежный, но и его соблюдение достаточно легко обеспечить) и косвенный (наименее надежный).
Новый закон также требует, чтобы в каждый контракт включались определенные условия -- если не прямо, то хотя бы косвенно. Речь идет о предоставлении работникам выходных в официальные праздничные дни, ежегодного оплачиваемого отпуска, равной оплаты за равный труд, декретного отпуска, бюллетеней по болезни и определенного минимального уровня зарплаты.
Суть дерегулирования -- максимально устранить влияние государства на рынок, чтобы обеспечить злобную и жесткую конкуренцию всех со всеми и тем самым вынудить использовать новые технологии. Новые технологии позволяют получать большее разнообразие товаров при меньших ценах. Новые технологии обеспечиваются инвестициями. Инвестиции приходят только туда, где инвесторы имеют возможность рискнуть в обмен на возможные прибыли. В регулируемых отраслях прибыль нормируется, поэтому у инвесторов нет стимула к риску.
Дерегулирование означает:
переход от тарифов к ценам (свободный рынок), чтобы лучшие предприниматели могли получить большее вознаграждение;
обеспечение свободы конкуренции, чтобы надежно сдерживать цены;
переход от лицензирования к страхованию, чтобы убрать чиновничью коррупцию по допуску на рынок новых участников, шантаж по отношению к старым участникам и одновременно реально компенсировать потери потребителей в случае дефолта поставщика;
переход от практики предписанных типов деятельности к практике добровольных контрактов, чтобы стимулировать появление новых продуктов (рынков);
дебюрократизацию - уменьшение документооборота между бизнесами и государством, а также уменьшение числа государственных и уполномоченных государством проверочных инстанций.
Результатом дерегулирования служит освобождение от ошибок регулятора в перераспределении благ между людьми: исчезает фигура человека или определенной группы людей, которые выглядят как владельцы главного рубильника или главной газовой трубы, или телекоммуникационной линии. Исчезают люди, которые могут повлиять на цену и возможность любого контракта в дерегулированных отраслях.
Основные направления социальной политики государства
Социальная политика направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация уровня жизни население и недопущение массовой бедности;
2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;
3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).
Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве.
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.
Основные направления социальной политики
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:
- регулирование занятости населения;
- политика государства в формировании доходов;
- социальная защита граждан;
- политика в области образования, здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.
Современное состояние и перспективы ускорения роста российской экономики
Внешняя конкурентоспособность
России поддерживается в основном нефтью,
газом и металлами. Остальная продукция,
кроме вооружений и воной техники, неконкурентоспособна
на мировых рынках. Сегодня Россия еще
удерживает позиции на рынках СНГ, но экспорт
услуг не соответствует масштабам экономики.
С внутренней конкурентоспособностью
дела обстоят немного лучше -- продукция
предприятий отечественной экономики
в основном конкурентоспособна на внутреннем
рынке. Основными конкурентными преимуществами
российской экономики являются природные
ресурсы, квалифицированная рабочая сила,
высокий научно-технический потенциал,
транспортные возможности, транзитный
потенциал, емкий внутренний рынок. Однако
незавершенный переход к новой экономической
системе не позволяет активно развивать
эти конкурентные преимущества.
В целях повышения конкурентоспособности
России необходимо переходить на новую
экономическую политику, стержнем которой
должна стать инновационная стратегия
развития национальной экономики и информатизация.
Для реализации этой стратегии необходимо
максимально использовать мировой опыт
экономических реформ, направленных на
создание эффективных конкурентоспособных
производств, включенных в систему мирохозяйственных
связей.
Важными моментами являются снижение
издержек производства, повышение качества
производимой продукции, увеличение инвестиций
в высокотехнологический сектор экономики
и в науку. В условиях глобализации России
необходимо новое качество стратегического
управления и планирования на макро-, мезо-
и микро- уровнях, обеспечивающее благоприятные
условия для повышения конкурентоспособности
отечественных товаропроизводителей
как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Сегодня необходима выработка и реализация
инновационной стратегии «опережающего
развития» российской экономики, которая
в настоящее время представляет собой
симбиоз различных технологических укладов.
Очевидно, что от изменения динамики научно-технологического
потенциала зависят возможности экономического
роста и инновационного развития, которые
способны обеспечить в ближайшей перспективе
повышение конкурентоспособности экономики
нашей страны.
В условиях открытой экономики основой
стратегической устойчивости является
наличие конкурентоспособного структурного
ядра -- группы технологически связанных
производств, ориентированных на внутренний
спрос и на экспорт. Подобная устойчивая
модель экономического развития может
быть определена как «модель опережающего
развития», способная обеспечить конкурентоспособность
России в системе международных отношений.
Реализация требований этой модели означает,
что в ближайшее десятилетие необходимо
совместить рост потребления с масштабными
инновационными преобразованиями производства,
что потребует существенного увеличения
инвестиций, направляемых на возмещение
износа устаревших производственных мощностей
и обновление инфраструктуры. В такой
ситуации выходом из положения должен
стать инвестиционный прорыв, который
выступает ключевым звеном стратегии
инновационного развития национальной
экономики, способствующей повышению
ее конкурентоспособности на мировой
арене.
Сочетание имеющегося производственного
и научно-технического потенциала с высококвалифицированной
рабочей силой, колоссальной по масштабам
и разнообразию природно-ресурсной базой,
представляют собой в совокупности уникальные
конкурентные преимущества. Следовательно,
российская экономика обладает основными
факторами конкурентоспособности для
реализации предлагаемой инновационной
стратегии национального развития.
Содержание и цели политики содействия экономическому росту
Структурные компоненты политики экономического роста
36.
Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)
Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX -- первых десятилетиях ХХ в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему.
Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на экономические ресурсы; рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого товара.
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.
Каков механизм решения ключевых экономических задач в рассматриваемой экономической системе? Они решаются опосредованно, прежде всего через цены, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.
Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.
Современная рыночная экономика (современный капитализм)
По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются: