Государственное регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:50, контрольная работа

Описание работы

С помощью только рыночного механизма невозможны глубокие структурные изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем и т.д.
Таким образом, рыночной экономике присущи несовершенства или пороки рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Работа содержит 1 файл

госуд регулиров (1).doc

— 933.78 Кб (Скачать)

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

И наконец, еще один элемент южнокорейской модели, представляющий несомненный интерес для России, -- это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Российская модель переходной экономики 

37.

Индикативное планирование: административное регулирование только цен, налогов, заработной платы, процентных ставок, рентных платежей и т.п. - но не натурального объема производства. Здесь производители сами определяют, что и в каком количестве производить, кому и по каким ценам продавать свою продукцию. Однако через отладку системы многообразных экономических регуляторов государственные плановые органы способны направлять их производственную деятельность в русло общественных интересов. 

38 

Истоки идеологии современного программирования заключены в работах Я. Тинбергена и Р. Фриша.

Программы государственного регулирования экономики обычно строятся как замкнутые системы, предусматривающие обратную связь. Заранее предполагается, что в процессе осуществления программы возможны внезапные изменения внутренних и внешних условий развития национальной экономики, препятствующие достижению поставленных целей, смещение предпочтений высших должностных лиц, прорывы в сфере НТП, конъюнктурные повороты в мировой экономике и т.п.

Поэтому в программу обычно включаются резервные варианты регулирования, позволяющие своевременно скорректировать экономическую политику.

Программирование нельзя считать каким-то отдельным видом регулирования, сравнимым, скажем, с антиинфляционным или антициклическим. В зависимости от того, является ли программа одноцелевой или многоцелевой, она может быть и уже, и шире определенного типа регулирования. Если государство осуществляет одноцелевую программу, рассчитанную на решение единственной задачи (выравнивание платежного баланса), ее обеспечивают средства внешнеэкономического регулирования. Когда же одновременно достигаются несколько целей, на одну многоцелевую программу работает одновременно целый ряд регулирующих систем. "Рейганомика", например, была направлена на снижение и стабилизацию уровня инфляции, достижение устойчивого темпа экономического роста и придание ему нового качества, т.е. представляла собой многоцелевую национальную программу. Региональные структурные и иные программы ЕЭС - наднациональные. Программа правительства России по переходу к рыночной экономике, включающая достижение макроэкономической стабилизации, либерализации , приватизации, - многоцелевая национальная, хотя она и предполагает тесное взаимодействие, в частности, со странами СНГ. 

39.

Модели и обусловленные ими формы прогнозных заключений:

    Крупномасштабные эконометрические модели (производственная функция, модели Леонтьева, Тинбергена и др.), которые на основании анализа поведения экономики в прошлом используются для прогнозирования величин экономических переменных (уровня безработицы, темпов роста цен и т.д.) в определенный период времени, а также для выявления тенденций развития народного хозяйства. В структуру данных чрезвычайно сложных, включающих сегодня до 10 тыс. переменных, моделей традиционно включаются, например, представленные в алгебраической форме функция потребления, функция спроса на деньги. Оценки совокупного предложения обычно опираются на уравнение кривой Филлипса, которая связывает изменение безработицы с динамикой уровня заработной платы цен и цен. Уравнения модели позволяют предсказывать уровень не только реального, но и номинального ВНП, а значит, и величину дефлятора ВНП и темпов инфляции. Прогнозы на основе эконометрических моделей опираются на гипотезы о вероятных переменах в экономической политике (с учетом в том числе закономерностей экономико-политического цикла), а также в ценах на такой стратегический важный ресурс, как нефть.

    Экспертные прогнозы, которые строятся следующим образом. Формулируются и обобщаются мнения независимых экспертов по поводу вероятности того или иного события, а затем достигается более или менее точная оценка будущей траектории экономического роста, определение не только качественных (ускорение или замедление), но даже количественных характеристик прогнозируемых процессов. Наиболее развитый метод - метод Дельфи (разработанный сотрудниками американской корпорации РЭНД в середине 60-х г.г.).

    Сценарные долгосрочные прогнозы (до 50 лет) разрабатываются с 70-х гг. В них возможные состояния рынка (спрос, предложение, цены и т.п.) ставятся в зависимость не только от чисто экономических, но и социально-политических факторов.

    Конечно, экспертные и сценарные прогнозы весьма приблизительны и в эконометрическом смысле "неточны". Выходом здесь является поиск наилучшего сочетания эконометрических, сценарных и экспертных подходов в прогнозировании

    Долгосрочное глобальное прогнозирование, которое берет исток в 1971 г. с работ американского исследователя Дж. Форрестера. Данное направление футурологии разрабатывается под эгидой Римского клуба - неправительственной организации, выступающей спонсором таких исследований. Следует отметить приоритет русского экономиста Н.Д. Кондратьева в формировании методологии глобального прогнозирования. Здесь доминируют экспертная и сценарная составляющие прогноза, а эконометрия играет скромную роль, будучи используемой главным образом для статистической иллюстрации выявленных тенденций. По некоторым оценкам, создатели глобальных моделей располагают сейчас примерно 0.1% статистической информации, необходимой для признания точности вычислений удовлетворительной.

40 

С 1992 г. одним из главных приоритетов радикально настроенного правительства является положительный торговый баланс как способ сокращения внешнего долга России и победы над инфляцией (через сокращение расходов бюджета на обслуживание внешнего долга). Для этого неуклонно наращивался экспорт энергоносителей и сырья. Между тем обозначившаяся с середины 80-х г.г. долгосрочная тенденция к снижению относительных цен на эти товары на мировом рынке делает бесперспективной подобную ориентацию и требует во внешнеэкономической политике перехода от экспорта сырья и экспорту продукции обрабатывающей промышленности.

Правительством также была принята на вооружение концепция, по которой в условиях высокой инфляции невозможны реальные сбережения и инвестиции, не исчезнут нехватка оборотных средств и неплатежи, невозможен подъем производства. Отдавая тем самым приоритет контролю за инфляцией, радикалы пытаются достичь этой цели средствами ограничения денежной массы. Поддержка производства и инвестиций при этом подчинены приоритетам жесткой денежно-кредитной политики. Им же тем более подчиняется цель поддержки уровня жизни населения, поскольку антиинфляционная политика и ускоренные рыночные преобразования способны в краткосрочной перспективе усилить трансформационный спад и временно снизить уровень жизни. Расчет радикалов - на то, что скорейшая финансовая стабилизация, быстрая приватизация и другие институциональные изменения позволят в относительно короткие сроки миновать самую тяжелую фазу кризиса (пусть даже ценой его углубления), чтобы потом появились здоровые рыночные стимулы для инвестиций и экономического роста страны.

Поскольку во властных структурах России до самого последнего времени преобладали радикально настроенные политики, то подобные взгляды отражались в приоритетах российского правительства, в частности, в структуре расходной части федерального бюджета. Именно в фактических расходах бюджета, в их отклонениях от запланированных в законе находят отражение реальные (в отличие от нередко декларируемых) приоритеты правительства. И в последние годы, как отмечает С. Глазьев,- "наиболее приоритетными являются расходы на обслуживание государственного долга, в то время как расходы, наиболее целесообразные с точки зрения обеспечения экономического роста (на науку, образование, инвестиции) в реальных решениях не рассматриваются в качестве приоритетных и фактически финансируются по "остаточному принципу"".

В рамках консервативного варианта борьба с инфляцией в существующих политических условиях отодвигается на второй план, ибо связанные с поддержкой производства дотации и льготные кредиты, а также социальные программы требуют немалых денег. Российскому правительству предлагается в соответствии с рекомендациями кейнсианской теории временно - хотя бы на период экономического спада - примириться с бюджетным дефицитом и галопирующей инфляцией. Но если меры по поддержке производства дадут результат, то рост товарной массы признается способным догнать денежную массы и затормозить рост общего уровня цен. Утверждается также, что до решения об ускорении реформ необходимо принять антикризисные меры, которые поддержат производство и население, даже если придется рыночные реформы приостановить. Не следует также стремиться в условиях кризиса к стремительному сокращению внешней задолженности государства, ограничиваясь лишь исключением ее неуправляемого роста.

Между тем мифом является существование альтернативы: борьба с инфляцией или подъем производства. Данные важнейшие цели - не взаимоисключающие, а взаимодополняющие, требующие скоординированной политики государства, направленной на их одновременное достижение. Методологически порочной является такая логика рассуждений: если сначала поднять производство, произвести товары, то инфляция сама собой исчезнет. Заблуждением следует признать и альтернативный взгляд, будто бы любое ограничение дефицита госбюджета и кредитной экспансии является антипроизводственным. Напротив, именно результативная антиинфляционная политика признается в качестве важнейшего фактора, толкающего производство вверх. Б. Федоров резонно замечает, что "сторонники" подъема производства всегда забывают сказать, за счет чего они его собираются поднимать. Да, есть некий (до определенного предела) резон в реализации концепции дефицитного финансирования. Но одно дело если возрастающий вследствие поддержки производства бюджетный дефицит покрывается - как в послевоенной Германии, Японии - за счет роста внешнего и внутреннего долга, привлечения дополнительных средств (часть которых пойдет на реальные инвестиции в народное хозяйство). И совсем другое - если дефицит покрывается в основном за счет эмиссии денег и раскручивания инфляционного механизма, мгновенно обесценивающего выделяемые на подъем производства финансово-кредитные ресурсы.

В сложившихся условиях борьба с инфляцией и борьба со спадом и безработицей не являются альтернативами. Всякое правительство, проводя комплексное лечение больного - переходной российской экономики - будет вынуждено совместно решать эти задачи, оставаясь в крайне узкой области разумных решений. 

41.

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов

Рынок не в состоянии отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате образуются положительные и отрицательные побочные эффекты или экстерналии. Эти эффекты затрагивают интересы третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющимися непосредственными участниками сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Возникающие в результате у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды и т.д. В результате переноса компаниями части своих издержек на третьих лиц равновесный объём выпускаемого ими продукта оказывается выше оптимального уровня и ресурсы поступают в его производство в чрезмерном количестве, т.е. имеет место перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами.

Экстерналии могут быть связаны не только с издержками, но и с неожиданными выгодами третьих лиц. Но невозможность усвоения всего эффекта от производства благ с положительными внешними эффектами ведёт к недопроизводству этих благ.

В результате главной задачей государства является ограничение тех видов деятельности, которые имеют значительные отрицательные внешние эффекты, и поощрение тех видов деятельности, которые несут значительные положительные эффекты. 

42

Существует несколько точек зрения на проблему экстерналий и способы борьбы с ними.

1. Корректирующий налог Пигу - это налог на выпуск товаров и услуг, характеризующихся отрицательными внешними эффектами. Он устанавливается по принципу: «Загрязнитель платит». Главным в механизме действия таких налогов является не наказание виновника загрязнения, а поощрение его к финансированию природоохранных мероприятий за свой счёт.

В случае положительных экстерналий стимулируется производственная деятельность субъекта с помощью прямых субсидий или налоговых льгот. Получателями корректирующих субсидий могут быть не только производители, но и покупатели. В этом случае государство наделяет потребителей дополнительной покупательной способностью, которая может быть использована только на приобретение конкретного товара или услуги, связанных с возникновением выгод перелива.

НО корректирующие налоги и субсидии не всегда решают проблему экстерналий.

2. Р. Коуз, лоуреат Нобелевской премии по экономике 1991 г. доказал, что наличие положительных и отрицательных экстерналий не требует государственного вмешательства, если:

ü Чётко определены права собственности

ü Сформирован рынок прав на побочные эффекты 

43

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов

Рынок не в состоянии отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате образуются положительные и отрицательные побочные эффекты или экстерналии. Эти эффекты затрагивают интересы третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющимися непосредственными участниками сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в том случае, если деятельность одного экономического агента обуславливает издержки других. Возникающие в результате у третьих лиц не компенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды и т.д. В результате переноса компаниями части своих издержек на третьих лиц равновесный объём выпускаемого ими продукта оказывается выше оптимального уровня и ресурсы поступают в его производство в чрезмерном количестве, т.е. имеет место перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами.

Информация о работе Государственное регулирование экономики