Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:35, дипломная работа
Цель данной дипломной работы заключается в рассмотрении банковского маркетинга, его задач, стратегий, а также современные тенденции его развития в России и за Рубежом. Основная проблема, которая была поставлена при написании дипломной работы — это выявление маркетинга на развитие банковского дела.
Филиал или
| Количество
| Количество
| Удельный
|
дополнительный офис
| проживающих в
| обслуживающейся
| вес
|
| районе молодежи
| молодежи на
|
|
|
| 01.04.2002г.
|
|
ОСБ №7707
| 3497
| 204
| 5,83
|
ОСБ №7707/00029
| 2469
| 116
| 4,70
|
ОСБ №7707/00028
| 2405
| 104
| 4,32
|
ОСБ №7707/00002
| 2668
| 111
| 4,16
|
ОСБ №7707/00022
| 2794
| 136
| 4,87
|
ОСБ №7707/000 12
| 2917
| 167
| 5,73
|
Всего по отделениям:
| 16750
| 838
| 5,00
|
Особенности разработки новых банковских продуктов
При создании новых банковских продуктов длительный путь от идеи до ее воплощения на коммерческой основе проходит лишь небольшая часть услуг. Большинство разрабатываемых продуктов "проваливается" на начальных этапах их создания.
Приближение к коммерциализации продукта-новинки сопровождается резким ростом расходов по его разработке. Поэтому следует очень жестко подходить к вопросу отбора идей новых продуктов для их воплощения и не допускать длительного продвижения по ступеням процесса разработки сомнительных услуг и продуктов, появление которых на рынке несвоевременно.
3. РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ СБЕРБАНКА РОССИИ
3.1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ТОМСКО-СЕЛЬСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ N-6266 ТОМСКОГО БАНКА СБ РФ
Планирование деятельности банка слагается из двух частей -"стратегического планирования" и "планирования маркетинга". Основой является стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержки стратегического соответствия между целями банка, его возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Стратегическое планирование осуществляется в определенной последовательности по следующим этапам.
У каждого банка имеется конкретная цель и соответствующая программа действий. Но с течением времени (под влиянием как внешних, так и внутренних факторов) эта программа может утратить целесообразность и экономическую эффективность. В этом случае следует вновь заняться поисками цели, предварительно поставив и ответив на следующие вопросы: "Что представляет собой наш банк? Кто наши клиенты? Каким является наш банк? Каким он должен быть?".
В программе должна быть очерчена деятельность банка.
На втором этапе эти программные задачи необходимо развернуть в подробный перечень целей для каждого эшелона руководителей, чтобы каждый знал, что конкретно он должен делать и за что несет ответственность.
Основным орудием стратегического планирования является анализ так называемого "БАНКОВСКОГО ПОРТФЕЛЯ" банка, под кото-
рым понимается оценка всех банковских продуктов. Такой анализ дает возможность выявить различные по уровню рентабельности банка и принять решение о перспективах его развития.
Стратегический план банка довольно сложно определить с точки зрения рода информации, включаемой в него. Его содержание не у всех банков совпадает. Кроме того, оно имеет существенные различия на разных организационных уровнях банка (вопросами разработки стратегии занимаются не только на корпоративном уровне - уровне организации, но и на уровне структурных подразделений). Стратегический план включает компоненты, показанные на рисунке 2.
Постановка задач банка
Установление целей банка
Анализ исходного положения
Оценка факторов воздействующих на стратегию банков
Ожидаемые
финансовые результаты
Стратегические изменения в регулируемых факторах
Стратегия развития хозяйственного портфеля
Оценка опасностей и возможностей
Рисунок 2. Стратегическое планирование.
3.2. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Первым этапом осуществления маркетинговых мероприятий является постановка задачи, которая на данный момент имеет для банка первостепенное значение. Она служит отправной точкой при стратегическом планировании.
Томско-сельское ОСБ N-6266 имеет 27 филиалов, расположенных в Томском районе. Расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется только в одном - самом крупном, находящемся в п.Светлый. В остальных филиалах производится только прием от населения вкладов, а также коммунальных и других платежей. Это осно-
ва работы каждого филиала, из результатов которой складывается прибыль банка, не включая прибыль от деятельности самого отделения.
В настоящее время перед подчиненными учреждениями отделения стоит задача активизации работы по привлечению денежных средств сельского населения во вклады, так как возникли опасения о возможном снижении общего объема депозитов. Наблюдается тенденция отлива средств. Данное обстоятельство можно отнести к экономическим факторам, влияющим на постановку задачи.
3.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ БАНКА
Вторым этапом является определение цели банка, в данном случае получение максимально возможной прибыли за счет расширения и улучшения качества предоставляемых услуг, обслуживания клиентов на более профессиональном уровне.
На определение цели влияют несколько сдерживающих факторов. Отличительной чертой жизненного уклада в сельской местности от уклада городского, является отсутствие предприятий и организаций, где могли бы работать жители деревень. На селе остро стоит проблема занятости населения. Рабочие места остались только на фермах, да и то не в каждой деревне. К данному сдерживающему фактору необходимо отнести монетаристскую политику Правительства России, которая привела к обнищанию народа, особенно на селе. Те кто ещё работает, уже длительное время не получают зарплату. Большой процент составляют пенсионеры, которым пенсию также выплачивают с задержкой. Отсюда вытекают все проблемы с привлечением вкладов.
Внутренние ресурсы - второй фактор. Во многие филиалы на работу принимаются люди, зачастую без образования, не имеющие ни специального экономического, ни высшего образования. Перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, большинство принятых на работу проходят только недельную стажировку в одном из филиалов. Глубоких знаний за этот срок получить невозможно. Все операции ими выполняются механически. Поэтому в их работе периодически возникают ошибки. Особенно сильно это проявляется в период сдачи полугодовых отчетов, когда сведения поданные в них не сходятся с данными отдела бухгалтерского учета ОС Б N-6266.
3.4. АНАЛИЗ ИСХОДНОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЫНКА
Следующей стадией в разработке банковского стратегического плана является разработка стратегии развития. Первым шагом на этом пути выступает оценка и упорядочение потенциальных рыночных возможностей и опасностей. С этой целью банку следует:
1) выявить обслуживаемый рынок,
2) оценить рыночно-производственные характеристики сегментов,
3) оценить привлекательность рынка.
Определение обслуживаемого рынка
Для этого удобно использовать наработки, сделанные на предыдущих этапах маркетинговой деятельности и касающиеся определения рынка. Точность определения обслуживаемого рынка - довольно абстрактное понятие, однако, о ней можно судить, основываясь на приведенном рисунке 3 .
Выявленные
клиенты
банка
Выявленные нужды клиентов
Банковские продукты, удовлетворяющие нужды потребителей
Изыскание
этих средств
Определение средств, необходимых банку для нужд клиентов
Возможности и целесообразность для банка удовлетворить эти нужды
Рисунок 3.Определение обслуживаемого рынка.
Специфика уклада жизни в сельской местности не требует выявления круга клиентов, которые будут потребителями нового продукта
банковских услуг, поскольку оторванность и обособленность села от города объединяет его жителей в одну группу, в основном с одинаковыми проблемами.
На основе анализа проведенных маркетинговых исследований выяснилось, что клиенты нуждаются в однотипных услугах. Набор предоставляемых услуг и их качество не использует весь потенциал банка. Например, прием платежей от населения за коммунальные услуги в подчиненных учреждениях производится путем оплаты их наличными деньгами. Для клиентов данная услуга банка не очень удобна, вследствие больших потерь времени на посещение филиала, а также потерь денежных средств, связанных с уплатой штрафов за просроченную задолженность за квартиру, телефон и т.д.
Если бы в филиалах существовал сбор подобной информации, с последующей передачей и анализом ее в отделении - это могло приносить обоюдовыгодную пользу.
Во-первых, исходя из возможностей банка, часть проблем можно решить путем разработки и внедрения продуктов, удовлетворяющих нужды потребителей.
Во-вторых, банк создает возможность увеличения своих доходов за счет развития новых видов платных услуг.
Если на каждом звене данной цепочки найден аргументированный ответ, то можно считать, что рынок достаточно определен, и имеет смысл переходить к оценке рыночно производственных характеристик.
Оценка рыночно производственных характеристик
Рыночно производственные характеристики позволяют дать всестороннюю оценку рынка, где банк действует. Их можно подразделить на 3 группы:
а) рыночные характеристики,
б) показатели услуг,
в) показатели конкуренции.
Рыночные характеристики
С их помощью можно оценить состояние рынка, его основные тенденции и основные характеристики клиентов. Схематично все аспекты изучения рыночных характеристик приведены на рисунке 4.
Определение общего размера рынка
Оценка исторически
сложившихся темпов
роста
Предложения о вероятных темпах роста
Определение общего размера рынка
Основные характеристики клиентов
Требования к банковским
услугам
Частота приобретения услуг
Определение степени концентрации клиентов
Изучение тенденций в концентрации клиентов
Анализ процесса доведения услуг потребителей
Оценка финансовых характеристик клиентов
Анализ процесса принятия решений клиентами
Рисунок 4.Рыночные характеристики.
Оценку основных характеристик клиентов можно начать с требований, предъявляемых к банковским услугам. Основная масса сельского населения не притязательна к тем услугам, которые на сегодняшний момент предлагаются Сбербанком, как по объему, так и по качеству. Это объясняется отсутствием конкурентов на селе. Тем самым облегчается внедрение на рынок новых банковских продуктов.
Исследуя акты документальных ревизий, в которых анализируется экономическая эффективность филиалов по некоторым показателям за определенные промежутки времени, в частности такой показатель как количество вновь открытых счетов, можно определить частоту приобретения услуг.
В некоторых филиалах этот показатель на протяжении уже 2-х лет держится примерно на одном уровне. Здесь имеет смысл прораба-
тывать вопрос о введении и предоставлении новых видов вкладов. На фоне общей тенденции к отливу денежных средств из вкладов, предложение продукта-новинки может оживить рынок. Доходы Томско-сельского отделения, полученные за счет принятия клиентами нового продукта в таких филиалах покроют издержки тех филиалов, где новинка может не прижиться.