Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа
В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.
Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84
В Аргентине Россия закупает всего понемногу. Если говорить о фруктах, то, прежде всего, цитрусовые (особенно лимоны, эта страна – 3 в мире по их производству) – около 160 тыс. тонн ежегодно. Далее идут остальные популярные фрукты: 108 тыс. тонн груш (2 по поставкам в Россию после Бельгии), 51,6 тыс. тонн яблок и 15,4 тыс. тонн винограда.
Основная статья импорта из Нидерланд – картофель. Рекордным стал 2010 год, когда Нидерланды ввезли в Россию около 255 тыс. тонн картофеля, что более чем в 6 раз превысило объемы экспорта в предыдущем сезоне (40 тыс. тонн). Россия является третьим по величине производителем картофеля в мире (около 30 млн. тонн в год – это в 4,5 раза больше, чем те же Нидерланды), но при этом мы слишком много его едим, а также мало перерабатываем и плохо храним, из-за чего часть урожая теряется. Еще Нидерланды экспортируют лук, томаты и перец. Например, эта страна является лидером по импорту лука в Россию – 26 % от всего объема, 86 тыс. тонн только в первой половине 2011 года.
По данным Ассоциации экспортеров Испании (FEPEX), в 2011 году Испания поставила в Россию 141,2 тыс. тонн фруктов на 112,5 млн. евро. Из них почти половина пришлась на персики и нектарины – два продукта, объемы производства которых в России почти в 10 раз меньше, чем объемы импорта.
Также
Испания поставляет в Россию дорогие
овощи, в 2010 году в Россию было экспортировано
около 5 тыс тонн овощей, из которых более
70 % пришлось на салат.
Реализация внешнеторговой политики осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и в соответствии с международными договорами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:
1)
таможенно-тарифного
2)
нетарифного регулирования (
3)
запретов и ограничений
4)
мер экономического и
Российской Федерации;
о конъюнктуре на внешних рынках
по основным товарным
группам; о законодательстве Российской Федерации
в области технического регулирования;
о правонарушениях в области внешнеторговой
деятельности; о перечне товаров,
ввоз которых на территорию Российской
Федерации или вывоз которых с ее территории
запрещен; другие полезные для осуществления
внешнеторговой деятельности сведения)
[40, с. 173].
Исходя из перечня инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные.
Тарифное регулирование проводится через установление импортного и экспортного таможенных тарифов.
Таможенный
тариф – это
Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.
Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.
Протекционистская
функция связана с защитой
национальных производителей. Взимание
таможенных пошлин с импортных товаров
увеличивает стоимость
Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.
И так на примере рассмотрим выполнение данных функций, для этого проанализируем, производство и импорт некоторых чувствительных товаров.
Возьмём для рассмотрения мясо свежее и замороженное по которому доля импорта от общего количества составила за рассматриваемый период от 25 % до 35 %, молоко и молочную продукцию – от 17 % до 19 %, и фрукты тропические – от 52 % до 59 %.
Таблица 11
Баланс ресурсов и использования мяса и мясопродуктов в РФ
в 2007–2011 гг., тыс. тонн
|
Таблица 12
Баланс ресурсов и использования молока и молочной продукции в РФ в 2007–2011 гг., тыс. тонн
|
Продолжение табл. 12
импорт | 7115,4 | 7292,7 | 7005 | 8159 | 7936 |
итого ресурсов | 39633,8 | 40166,7 | 41672 | 41863 | 41520 |
Использование: | |||||
внутреннее потребление | 37347,3 | 37754,1 | 39272 | 39508 | 39300 |
потери | 17,1 | 20,7 | 23 | 29 | 34 |
экспорт | 492,8 | 532 | 520 | 460 | 272 |
запасы на конец отчетного периода | 1776,6 | 1859,9 | 1857 | 1866 | 1914 |
Таблица 13
Баланс ресурсов и использования съедобных фруктов и орехов в РФ в 2007–2011 гг., тыс. тонн
|
Из
данных таблиц мы видим с 2007 года прослеживается
явная тенденция роста