Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

       В Аргентине Россия закупает всего  понемногу. Если говорить о фруктах, то, прежде всего, цитрусовые (особенно лимоны, эта страна – 3 в мире по их производству) – около 160 тыс. тонн ежегодно. Далее идут остальные популярные фрукты: 108 тыс. тонн груш (2 по поставкам в Россию после Бельгии), 51,6 тыс. тонн яблок и 15,4 тыс. тонн винограда.

       Основная  статья импорта из Нидерланд –  картофель. Рекордным стал 2010 год, когда Нидерланды ввезли в Россию около 255 тыс. тонн картофеля, что более чем в 6 раз превысило объемы экспорта в предыдущем сезоне                 (40 тыс. тонн). Россия является третьим по величине производителем картофеля в мире (около 30 млн. тонн в год – это в 4,5 раза больше, чем те же Нидерланды), но при этом мы слишком много его едим, а также мало перерабатываем и плохо храним, из-за чего часть урожая теряется. Еще Нидерланды экспортируют лук, томаты и перец. Например, эта страна является лидером по импорту лука в Россию – 26 % от всего объема, 86 тыс. тонн только в первой половине 2011 года.

       По  данным Ассоциации экспортеров Испании (FEPEX), в 2011 году Испания поставила в Россию 141,2 тыс. тонн фруктов на 112,5 млн. евро. Из них почти половина пришлась на персики и нектарины – два продукта, объемы производства которых в России почти в   10 раз меньше, чем объемы импорта.

       Также Испания поставляет в Россию дорогие  овощи, в 2010 году в Россию было экспортировано около 5 тыс тонн овощей, из которых более 70 % пришлось на салат. 
 

  1. Таможенное  регулирование в  механизме государственной  поддержки сельского  хозяйства
 
     
    1. Тарифные  меры регулирования  ввоза сельскохозяйственной продукции
 

       Реализация  внешнеторговой политики осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, предусмотренных в ст. 12 Федерального закона «Об основах государственного регулирования      внешнеторговой     деятельности»      и     в     соответствии    с международными договорами, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством:

       1) таможенно-тарифного регулирования  (применение ввозных и вывозных  таможенных пошлин);

       2) нетарифного регулирования (установление  количественных ограничений, а также иных запретов и ограничений экономического характера, такие как: лицензирование в сфере внешней торговли товарами; специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры);

       3) запретов и ограничений внешней  торговли услугами и интеллектуальной собственностью (в целях участия РФ в международных санкциях, в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ, связанных с мерами валютного регулирования, в качестве ответных мер);

       4) мер экономического и административного  характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности (кредитование участников внешнеторговой      деятельности;     функционирование     систем    гарантий    и страхования экспортных    кредитов;     организация    торговых    выставок    и ярмарок; проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;    информационное     обеспечение     внешнеторговой    деятельности:    о таможенной статистике    внешней     торговли      
Российской    Федерации;    о конъюнктуре на внешних   рынках    по    основным    товарным    группам;    о
законодательстве Российской Федерации в области технического регулирования; о правонарушениях в области внешнеторговой     деятельности;    о перечне товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации или вывоз которых с ее территории запрещен; другие полезные для осуществления внешнеторговой деятельности сведения) [40, с. 173].

       Исходя  из перечня инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, оно осуществляется либо в целях стимулирования деятельности ее участников, либо для установления защиты российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому меры государственного регулирования классифицируются на стимулирующие и защитные.

       Тарифное  регулирование проводится через  установление  импортного и экспортного  таможенных тарифов.

       Таможенный  тариф – это систематизированный  перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при   экспорте     из данной страны. При этом таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме [6, с. 13].

       Главным инструментом в руках государства при регулировании внешней торговли является использование тарифного регулирования. Таможенный тариф – наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования.

       Среди основных функций таможенного тарифа особо выделяются протекционистская и фискальная функции.

       Протекционистская функция связана с защитой  национальных производителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров  увеличивает стоимость последних  при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышается конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых     национальной      промышленностью    и сельским хозяйством.

       Фискальная  функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

       И так на примере рассмотрим выполнение данных функций, для этого проанализируем, производство и импорт некоторых  чувствительных товаров.

       Возьмём для рассмотрения мясо свежее и замороженное по которому доля импорта от общего количества составила за рассматриваемый период от 25 % до 35 %, молоко и молочную продукцию – от 17 % до 19 %, и фрукты тропические – от 52 % до 59 %.

       Таблица 11

       Баланс  ресурсов и использования мяса и  мясопродуктов в РФ

       в 2007–2011 гг., тыс. тонн

Наименование Год
2007 2008 2009 2010 2011
Ресурсы:
запасы  на начало года 650 676 744 804 802
производство 5 259 5 790 6 720 7 167 7 460
импорт 3 175 3 177 2 919 2 855 2 687
итого ресурсов 9 084 9 643 10 383 10 826 10 949
Использование:
внутреннее  потребление 8 339 8 829 9 496 9 908 10 078
потери 13 16 18 19 16
экспорт 57 65 65 97 75
запасы  на конец отчетного периода 675 733 804 802 780

 

       Таблица 12

       Баланс  ресурсов и использования молока и молочной продукции в РФ                        в 2007–2011 гг., тыс. тонн

Наименование Год
2007 2008 2009 2010 2011
Ресурсы:
запасы  на начало года 1692,8 1776,6 2097 1857 1866
производство 30825,6 31097,4 32570 31847 31718

 

       Продолжение табл. 12

импорт 7115,4 7292,7 7005 8159 7936
итого ресурсов 39633,8 40166,7 41672 41863 41520
Использование:
внутреннее потребление 37347,3 37754,1 39272 39508 39300
потери 17,1 20,7 23 29 34
экспорт 492,8 532 520 460 272
запасы  на конец отчетного периода 1776,6 1859,9 1857 1866 1914

 

       Таблица 13

       Баланс ресурсов и использования съедобных фруктов и орехов в РФ                        в 2007–2011 гг., тыс. тонн

Наименование Год
2007 2008 2009 2010 2011
Ресурсы:
запасы  на начало года 1503 1508 1479,8 1730,4 1849,2
производство 2723,3 2162,1 2818,4 2668,6 3066,6
импорт 4612,6 5502 5806,1 5697,9 6023,6
итого ресурсов 8838,9 9172,1 10104,3 10096,9 10539,4
Использование:
внутреннее  потребление 7141,1 7498,4 8140,7 8435,5 8746,9
потери 90,7 85,6 102,2 92,2 98,6
экспорт 99,1 111 131 120 75,7
запасы  на конец отчетного периода 1508 1477,1 1730,4 1449,2 2018,2

 

       Из  данных таблиц мы видим с 2007 года прослеживается явная тенденция роста производства по данным товарам.

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства