Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

       В сложившейся ситуации отчасти виноват климат: многое из того, что завозится, в России не может произрастать. Можно развивать тепличные хозяйства и новые технологии, но на это потребуются годы и миллиарды инвестиций. Однако для яблок или капусты все условия есть. Но и их Россия импортирует. Это связанно с двумя проблемами:

  • плохо развитое сельское хозяйство;
  • отсутствие современных технологий по хранению овощей и фруктов.

       Как было сказано ранее, импорт агропродовольственной  продукции на сегодняшний день на много превышает экспорт. В результате страна продолжает оставаться одним из крупнейших в мире нетто-импортером продовольствия. Если не наращивать экспорт, эта негативная тенденция продолжится и в будущем, и тогда уже нельзя будет говорить ни о какой продовольственной безопасности.

         Очевидно, что необходимо изменить сам подход к реализации экспортного потенциала российского АПК. Главное – определиться, поставки какой отечественной продукции необходимо поддерживать в первую очередь. Казалось бы, понятно – высокотехнологичной. Однако когда мы говорим об АПК, все меняется местами – речь почему-то идет исключительно об экспорте зерна – сырья для производства продовольствия. Разумеется, мировой рынок зерна является весьма емким. Но также довольно емкими, а соответственно и важными для наших экспортеров являются рынки сахара, молочных и мясных товаров.

       Поддержка экспорта позволит более активно  развивать производство продукции  АПК, создавать новые рабочие  места, увеличивать платежеспособный спрос, расширять налогооблагаемую базу. У многих предприятий появится возможность своевременно и в полной мере обеспечить возврат средств, полученных от банков.

       Более того, реализовав экспортный потенциал  в полной мере, наше государство  сможет усилить свою роль в отношении  глобальной продовольственной безопасности.

       Не  смотря на то что мы не можем полностью  обеспечить себя продуктами питания, экспорт  данными товарами продолжает развиваться. В 2009 году, когда общий объем поставок российских товаров за рубеж сократился более чем на треть, экспорт агропродовольственной продукции увеличился на 10,8 %. При этом около половины поставок приходится на долю предприятий пищевой промышленности. Наиболее активно развивается экспорт растительного масла, готовых продуктов из мяса и рыбы, йогуртов, молочных консервов, мороженого, кондитерских изделий.  
Российские производители все более активно стремятся продвигать на внешний рынок продукты питания[15].

       Из  всего этого можно сделать  вывод, что производство продовольствия в расчете на экспорт остается весьма перспективным направлением развития российской экономики даже в кризисных условиях.

       Хотя  Правительство РФ уделяет повышенное внимание развитию экспорта продукции  высокой степени переработки, в  настоящее время ни один экспортер  продуктов питания не получает государственной  финансовой поддержки.

       Государственное финансирование прежде всего ориентировано  на экспортеров машинотехнической  продукции, которые сотрудничают с  зарубежными партнерами на долгосрочной основе. Поставщикам продукции пищевой  промышленности, пусть даже высококачественной, такая поддержка в настоящее время не оказывается.

       Развитию  экспорта продовольствия мешает не только отсутствие поддержки правительства, но и барьеры.

       Существуют  барьеры двух видов. Первые из них  – барьеры со стороны других государств. Здесь экспортерам помогает Минэкономразвития, где есть Совет по внешней экономической деятельности. В ходе обсуждений, в которых участвуют представители Национального союза экспортеров продовольствия, разбираются конкретные вопросы по различным барьерам со стороны разных стран.

       Вторая  сторона проблемы – это барьеры, которые мы сами себе поставили, например своевременный возврат экспортного  НДС.

       В таких условиях выход на внешний  рынок становится просто невыгодным. Сейчас проблема с экспортным НДС  решилась – для этого были внесены поправки в налоговый кодекс. Осталась еще одна проблема, которая касается производителей алкоголя – возврат экспортных акцизов. Она сейчас решается при содействии Минфина.

       Разработкой механизмов поддержки экспорта занимается Минэкономразвития. За выделение средств на возмещение части процентных ставок по экспортным кредитам отвечает Минпромторговли. Но пищевая промышленность не является для этого министерства «родной» отраслью.

       Вопросы развития пищевой промышленности находятся  в компетенции Минсельхоза, но средства на поддержку экспорта и на проведение необходимых исследований в данной области этому министерству не выделяются.

       В настоящий момент в Министерстве сельского хозяйства РФ завершается  формирование нового структурного подразделения  – отдела поддержки экспорта. Однако, как показывает опыт, масштабная работа в данном направлении под силу гораздо более крупному подразделению.

       Таким образом, в России поддержкой экспорта продовольствия не занимается ни одно ведомство, хотя поставки по этой статье приближаются к отметке в 10 млрд. долларов.

       В результате поставки развиваются стихийно. Не определены ни товары, производство которых надо развивать, ни наиболее перспективные рынки сбыта российской продукции. А главное – не разработаны  основные механизмы поддержки экспортеров продовольствия.

       Для того чтобы эффективно проводить  политику в области экспорта продовольствия, необходимо четко сформулировать основные направления данной политики, сосредоточив всю работу по поддержке экспортеров  продовольствия в одном ведомстве. Есть положительный мировой опыт, который нам было бы неплохо перенять.

       Кроме того, механизмы поддержки для  экспортеров продовольствия и экспортеров  машинотехнической продукции совершенно разные, поэтому необходимо, чтобы  ими занимались профильные ведомства.

       В данный момент, если говорить о пищевой  промышленности, то               2/3 российских поставок идет в страны СНГ. В других регионах мира продукты питания отечественных производителей практически неизвестны. На Россию смотрят как на сырьевой придаток: для многих развитых государств наша страна – всего лишь экспортер зерна, из которого зарубежные производители сами делают готовое продовольствие.

       Однако  для того чтобы продукты отечественных  производителей были известны на мировом  рынке, им нужно чаще о себе заявлять: активнее публиковаться, участвовать в международных выставках. Российская продукция должна быть на виду.

       Сегодня, отечественные производители не так активно заявляют о себе, как  этого хотелось бы. И это не только их вина. Обратим внимание на те же выставки. В Америке, например, когда экспортеры продовольствия впервые выходят на зарубежную выставку, государство погашает им 50 % затрат. У нас же поддержкой государства пользуется только одна продовольственная выставка – «Зеленая неделя».

       Главная цель мероприятия – продвижение  продукции отечественных производителей на внешний рынок и реализация экспортного потенциала отечественного АПК.

       В качестве экспонентов привлекаются производители различных видов  продукции российской пищевой промышленности с высокой степенью переработки, а также предприятия сельского, лесного, рыбного хозяйства и смежных отраслей [52, c. 36].

       Для ознакомления с выставкой предусматривается  приглашать представителей посольств  зарубежных стран в Москве, зарубежных               компаний-импортеров, дистрибуторов, переработчиков и других потенциальных покупателей российской продукции.

       Очевидно, что нашим производителям необходимо активнее продвигать продукцию в  разные регионы мира, и это не только Западная Европа.             Почему-то многие потенциальные экспортеры считают, что именно этот регион наиболее перспективен в качестве внешнего рынка. А между тем западноевропейский рынок – самый защищенный от продовольственного экспорта, туда труднее всего пробиться.

       В то же время в мире есть страны с развивающейся                    экономикой – Ближний и Средний Восток,Южная и Юго-Восточная Азия. Статистика показывает, что когда в какой-то развивающейся стране наблюдается экономический подъем, у населения появляется возможность тратить больше средств на импортную, причем не самую дешевую, продукцию высокой степени переработки. Таким образом, эти рынки очень важны для российских экспортеров.

       Так как производство большинства овощей и фруктов в России находится  на довольно низком уровне, то возникает потребность ввоза данных продуктов из других стран. В данной таблице представлены крупнейшие экспортеры овощей и фруктов, исключая из них радиционных            поставщиков – страны Таможенного союза и СНГ (таблица 10).  

       Таблица 10

       Крупнейшие  экспортёры овощей и фруктов в 2011 году.

Страна Объём экспорта тыс. тонн. Наименование  товара
Эквадор 1000 Бананы, ананасы, цветы и кофе
Турция 700 - 800 Помидоры, апельсины, виноград, орехи
Польша 400 - 500 Яблоки, капусту, помидоры, огурцы, свеклу, баклажаны, замороженные овощи, ягоды, груши
Марокко 500 Мандарины, , клубнику, кабачки и помидоры
Китай 350 - 400 Картофель, яблоки, лук, чеснок, капуста, помидоры
Аргентина 400 - 300 Лимоны, яблоки, виноград
Нидерланды 200 - 300 Картофель, лук, перец, помидоры
Испания 150 Нектарины, персики

 

       Из  данной таблицы мы видим, что основным поставщиком бананов является Эквадор, который так же является основным поставщиком в США и Евросоюз. Лидером по импорту фруктов Эквадор  сделал тот факт, что себестоимость  их производства в этой стране крайне низка. Например, только за первую половину 2011 года в Россию ввезли 673 тыс. тонн эквадорских фруктов на сумму около 300 млн. долларов – около 20 % от общего объема. Вопреки распространенному стереотипу, Эквадор успешно экспортирует не только бананы. Также он является крупным поставщиком ананасов, цветов и кофе.

       Турция  импортирует в Россию овощей больше, чем любая другая страна мира (кроме СНГ), и является 2 после Эквадора поставщиком фруктов. Наиболее сильны ее позиции в поставках помидоров и цитрусовых, а также винограда и орехов. Климат позволяет Турции производить около 10 млн. тонн томатов в год – в разы больше, чем в России. По винограду она также удерживает лидерство, занимая около 40 % его импорта в Россию. Суммарно экспорт турецких овощей, фруктов, ягод и орехов в Россию составляет около 700 - 800 тыс. тонн в год, что соответствует примерно  600 - 700 млн. долларов.

       В 2010 году из Польши к нам овощей и  фруктов было ввезено на               752 млн. евро. У данной страны Россия закупает капусту, помидоры, огурцы, свеклу, баклажаны, замороженные овощи, ягоды, груши, но главное – яблоки. Хотя Россия сама производит почти 1 млн. тонн яблок в год, объемы потребления заставляют нас импортировать их еще больше, чем бананов. По данным отчета USDA, в Россию в 2010 году попало около                                            252 тыс. тонн польских яблок – около четверти от общего объема импорта. Хотя динамика отрицательная: Польша постепенно сдает позиции Китаю и Молдавии, и может скоро утратить лидерство.

       Хотя  на мандарины приходится 80 % экспортных поставок овощей и фруктов, не ими одними Марокко силен. По подсчетам Минсельхоза этой страны, суммарный экспорт в Россию в сезон 2010–2011 гг. достиг                       529 тыс. тонн: помимо цитрусовых, Марокко поставляет ранние овощи, клубнику, кабачки и помидоры, которые особенно востребованы на российском рынке в зимний сезон.

       Китай – один из крупнейших импортеров продовольствия в мире. Но это не мешает ему быть еще и одним из крупнейших поставщиков  овощей и фруктов в Россию, удерживая сильные позиции в таких востребованных категориях, как картофель, лук, чеснок, капуста, томаты, яблоки.                    Китай занимает второе место по поставкам яблок после Польши, а также является крупнейшим поставщиком картофеля. Динамика положительная: в этом году был зафиксирован 30 % рост поставок китайских овощей и фруктов в Россию.

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства