Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     Подпрограмма  «Научное обеспечение реализации мероприятий  Государственной программы» включает основные мероприятия:

  • реализация перспективных инновационных проектов, финансируемых на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
  • фундаментальные исследования в соответствии с Планом фундаментальных исследований сельскохозяйственной науки, который формируется в составе программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук, принимаемой Правительством Российской Федерации.

     Индикаторы  реализации подпрограммы: число отечественных  и зарубежных патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научными организациями сельскохозяйственной науки; объем средств, поступивших научным организациям  от передачи технологий; объем средств, поступивших научным организациям по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР (оказание научно-технических услуг); число новых сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, полученных научными организациями сельскохозяйственной науки; число новых селекционных форм (пород, типов, линий, кроссов) сельскохозяйственных животных, птицы, рыб, насекомых, в том числе трансгенных, полученных научными организациями сельскохозяйственной науки.

     Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета  за весь период ее реализации составляет по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации 15 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 2,3 млрд. рублей, Россельхозакадемии – 83 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 14 млрд. рублей.

       Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы» включает следующие основные мероприятия:

  • совершенствование обеспечения реализации Государственной программы;
  • совершенствование системы налогообложения в сельском хозяйстве;
  • совершенствование механизма финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  • выполнение государственных услуг и работ в рамках реализации Государственной программы;
  • создание Государственной автоматизированной системы управления в сфере АПК (ГАСУ АПК);
  • обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора.

     В качестве индикаторов реализации мероприятий  подпрограммы предусмотрены:

  • сохранение существующего уровня участия субъектов Российской Федерации в реализации Государственной программы (наличие в субъектах Российской Федерации региональных программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сырья и продовольствия);
  • качество финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, участвующих в реализации Государственной программы (Минсельхоз России и Россельхознадзор);
  • доля государственных служащих Минсельхоза России и Россельхознадзора прошедших повышение квалификации в течение последних трех  лет;
  • укомплектованность должностей государственной гражданской службы в Минсельхозе России и Россельхознадзоре;
  • доля убыточных хозяйств;
  • уровень выполнения государственных услуг, выполнения работ от общего объема государственных услуг и работ в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  • доля региональных и муниципальных органов управления АПК, использующих информационные ресурсы СГИО (ГАСУ АПК);
  • вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот в результате снятия карантина и сокращения площадей карантинных фитосанитарных зон;
  • выявляемость особо опасных болезней животных и птиц, остатков запрещённых и вредных веществ в организме живых животных, продуктах животного происхождения и кормах на территории Российской Федерации.

     Объем финансирования мероприятий подпрограммы за счет средств федерального бюджета  за весь период ее реализации составляет по Министерству сельского хозяйства  Российской Федерации – 232 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 34 млрд. рублей, Россельхознадзору – 94 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 11,5 млрд. рублей.

     В Государственную программу входят федеральные целевые программы  по проблеме социального развития сельских территорий:

     «Социальное развитие села до 2013 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858;

     «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 года».

     Федеральная целевая программа, рассчитанная на период до 2020 года, состоит из следующих основных мероприятий:

  • стимулирование развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности;
  • улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и  молодых специалистов;
  • развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности;
  • поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
  • грантовая поддержка инициатив сельских сообществ по улучшению условий  жизнедеятельности;
  • поощрение и популяризация достижений в сфере сельского развития;
  • научно-методическое обеспечение реализации мероприятий.

     Индикаторы  реализации мероприятий Федеральной  целевой программы включают: количество созданных рабочих мест в несельскохозяйственной сфере сельской экономики; ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и специалистов; ввод в действие объектов социально-инженерной инфраструктуры села; количество сельских поселений, в которых реализованы пилотные проекты комплексной компактной застройки и благоустройства; количество местных инициатив сельских сообществ, получивших грантовую поддержку; доля миграционно настроенного населения в общей численности сельского населения, в том числе молодежи в возрасте 16 - 30 лет.

     Общий объем финансирования Федеральной  целевой программы за счет средств федерального бюджета за 2014–2020 гг. составит 319,6 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. 61,7 млрд. рублей.

     Федеральная целевая программа «Развитие  мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года» предусматривает осуществление следующих основных мероприятий по:

  • техническому перевооружению, реконструкции и строительству мелиоративных систем и отдельно расположенных гидромелиоративных сооружений;
  • противопаводковым мероприятиям, мелиоративным мероприятиям на рыбоводных прудах, агролесомелиоративным и фитомелиоративным мероприятиям;
  • поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей по созданию, восстановлению, реконструкции и модернизации внутрихозяйственных оросительных и осушительных систем;
  • научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в области мелиорации.

     Индикаторами  реализации Федеральной целевой  программы являются: увеличение сельскохозяйственных угодий, на которых осуществлено строительство новых, реконструкция и техническое перевооружение гидромелиоративных систем; площади, на которых предотвращено выбытие их из оборота за счет проведения культуртехнических и других работ; водосбережение за счет повышения КПД гидромелиоративных систем; площади обводнения территорий и защита от затопления и подтопления.

     Объем финансирования за счет средств федерального бюджета за весь период реализации Федеральной целевой программы  составляет по Министерству сельского  хозяйства Российской Федерации 251,8 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 34 млрд. рублей, Россельхозакадемии – 1,8 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 240 млрд. рублей.

  1. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции
 
     
    1. Анализ  потребления сельскохозяйственной продукции
 

       Производство  основных видов продукции на душу                            населения – показатель, характеризующий уровень экономического развития страны и показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики, и позволяющий судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в основных видах продукции.

       К основным показателям, характеризующим  производство основных видов продукции, относятся:

       1) производство электроэнергии на душу населения. Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, за этим показателем скрываются возможности технического прогресса, достигнутый уровень производства, качество товаров, и уровень услуг и т. п.;

       2)  выплавка стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров также являются важнейшими видами промышленной продукции, производимых на душу населения;

       3)  производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др. Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН – ФАО или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т. п.

       Так как сельское хозяйство является основным производителем продуктов питания, то в России оно  играет важную роль, и хорошая обеспеченность в продуктах питания, безусловно, связанно с наличием на территории страны плодородных чернозёмных почв, повышающих производительность сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих предприятия пищевой промышленности качественным сырьём, что еще и  увеличивает конкурентоспособность производимой продукции. В агропромышленном  комплексе России занято более 6656 тыс. человек, что составляет 9,8 % численности занятых в экономической области. Благодаря реализации целевых программ по развитию сельского хозяйства, начиная с 2000 годов продолжается экономический рост в сельском хозяйстве [43, c. 68].

       Так, объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий (сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства населения) в октябре 2011 г. в действующих ценах составил 11,9 млрд. рублей, или 104,7 % к октябрю 2010 г. (январь - октябрь 2011 г. – 50,9 млрд. рублей, или 102,2 % к январю - октябрю 2010 г.) (рисунок 2).

       

Рис. 2 Индекс производства продукции сельского хозяйства, млрд. руб. 

       Из  данного графика мы видим, что  наиболее не урожайные месяцы с января по июль, так же мы видим, что намечается положительная тенденция в производстве сельскохозяйственной продукции.

       В растеневодстве в хозяйствах всех категорий  на 1 ноября 2011 г. Намолочено 2589,2 тыс. тонн зерновых и зернобобовых культур (в  первоначально – оприходованном весе), накопано 1242,1 тыс. тонн картофеля, собрано 260,0 тыс. тонн овощей. В текущем году зерновых и зернобобовых культур намолочено на 9,5 % больше уровня предыдущего года. Картофеля получено больше на 4,6 %, овощей – меньше на 2,1 %. Как и в предыдущие годы, основная часть зерновых и зернобобовых культур (87,5 %) выращена в сельскохозяйственных организациях, картофеля и овощей – в хозяйствах населения (95,4 % и 89,1 %) (таблица 4).  

Таблица 4

       Производство  основных продуктов растениеводства

       по  категориям хозяйств на 1 ноября 2011 г.

Наименование  продуктов Хозяйства всех категорий в том  числе
с/х  организации хозяйства населения крестьянские (фермерские) хозяйства
Зерновые  и зернобобовые культуры (в первоначально-оприходованном весе), тыс. тонн 2589,2 2267,2 7 315
к хозяйствам всех категорий, % 100 87,5 0,3 12,2
Картофель, тыс. тонн 1242,1 38,2 1185,3 18,6
к хозяйствам всех категорий, % 100 3,1 95,4 1,5
Овощи, тыс. тонн 260 23,2 231,6 5,2
к хозяйствам всех категорий, % 100 8,9 89,1 2

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства