Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     Целями  Государственной программы на период до 2020 г. являются:

     1) обеспечение продовольственной  независимости страны в параметрах, заданных Доктриной продовольственной  безопасности Российской Федерации;

     2) повышение конкурентоспособности  российской сельскохозяйственной  продукции на внутреннем и  внешнем рынках;

     3) обеспечение финансовой устойчивости  товаропроизводителей АПК;

     4) устойчивое развитие сельских  территорий;

     5) воспроизводство и повышение  эффективности использования в  сельском хозяйстве земельных  и других ресурсов, экологизация  производства.

     Для достижения этих целей в Государственной программе предусматривается решение следующих задач, реализуемых в федеральных целевых программах и подпрограммах:

  1. стимулирование роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции, производства пищевых продуктов;
  2. осуществление противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных;
  3. поддержка развития инфраструктуры агропродовольственного рынка;
  4. повышение эффективности регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  5. поддержка малых форм хозяйствования;
  6. обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
  7. научное обеспечение эффективного развития агропромышленного комплекса;
  8. повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;
  9. диверсификация сельской экономики, повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения.
  10. стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса;
  11. создание условий для сохранения и восстановления плодородия почв, стимулирование эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
  12. развитие мелиорации сельскохозяйственных земель;
  13. экологически регламентированное использование в сельскохозяйственном производстве земельных, водных и других возобновляемых природных ресурсов, повышение плодородия почв до оптимального уровня в каждой конкретной зоне.

     Показатели (индикаторы) реализации Государственной программы оцениваются на двух уровнях:

  • общие – в целом для Государственной программы;
  • частные – по каждой из подпрограмм Государственной программы.

     Эти показатели (индикаторы) предназначены  для оценки наиболее существенных результатов реализации Государственной программы и включенных в нее подпрограмм и федеральных целевых программ.

     В результате реализации Государственной  программы будет обеспечено достижение установленных значений по большинству  основных показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

     В результате удельный вес отечественной  продукции в общих ресурсах (с  учетом переходящих запасов) составит: зерна – 99,7 %, свекловичного           сахара – 89,7 %, растительного масла – 88,6 %, картофеля – 98,7 %, мяса и мясопродуктов – 88,3 %, молока и молокопродуктов – 85,3 %.

     Валовой сбор зерна повысится к 2020 г. до 125 млн. тонн против           85,2 млн. тонн в среднем за 2006–2010 гг., или на 46,7 %, сахарной свеклы –  
до 42 млн. тонн против 27,1 млн. тонн, или на 55 %, семян подсолнечника –  
до 7,5 млн. тонн против 6,3 млн. тонн, или на 19 %. Этому будут способствовать меры по улучшению использования земель сельскохозяйственного назначения, селекции и семеноводству сельскохозяйственных культур, увеличению внесения минеральных удобрений до 80 - 100 кг на 1 гектар посева, росту площадей используемых мелиорированных земель к 2020 г. до 10,3 млн. гектар.

     Производство  скота и птицы (в живом весе) к 2020 г. возрастет по сравнению с 2010 г. до 14,1 млн. тонн, или на 34,3 %, молока – до                     38,2 млн. тонн, или на 19,9 %. Основной прирост будет получен за счет роста продуктивности скота и птицы на основе улучшения породного состава.

     Производительность  труда повысится по отношению к ее уровню                   в 2010 г. в 1,7 раза, что будет способствовать росту среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве до 45 тыс. рублей, или до 95 % среднего ее уровня по экономике страны.

     Для этих целей предполагается обеспечить ежегодный прирост инвестиций в сельское хозяйство в размере 8,8 %, создать условия для достижения уровня рентабельности в сельскохозяйственных организациях не менее 25 %.

     Все это позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

     Федеральная целевая программа «Устойчивое  развитие сельских территорий на 2014–2017 гг. и на период до 2020 г.» включает два  
этапа – 2014–2017 гг. и 2018–2020 гг. Это соответствует положениям Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136 - р.

     Подпрограммы  и включенные в них основные мероприятия, а также федеральные целевые  программы представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее важных текущих  и перспективных целей и задач, обеспечивающих продовольственную независимость страны, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и перехода к инновационной модели функционирования в условиях расширения мирохозяйственных связей, устойчивое развитие сельских территорий, позитивное влияние на макроэкономические показатели страны. Реализация ведомственных целевых программ не предусматривается.

     Подпрограммы  развития растениеводства и животноводства построены по схеме, включающей четыре блока основных мероприятий: производство сельскохозяйственной продукции соответствующих видов; ее переработка; развитие инфраструктуры и регулирование рынков; кредитование и страхование.

     Подпрограмма  «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» включает основные мероприятия:

  • повышение плодородия почв и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот;
  • сохранение и рациональное использование генетических ресурсов культурных растений;
  • развитие селекции и семеноводства;
  • стимулирование развития производства основных сельскохозяйственных культур;
  • развитие садоводства, поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями и виноградниками;
  • развитие производства продукции  растениеводства в защищенном грунте;
  • поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации;
  • поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства;
  • государственная поддержка кредитования подотрасли растениеводства;
  • снижение рисков в подотраслях растениеводства;
  • развитие переработки продукции растениеводства;
  • регулирование рынков продукции растениеводства.

     В качестве целевых индикаторов подпрограммы используются объемы производства основных видов продукции растениеводства, пищевых продуктов, выпускаемых из растениеводческого сырья, площади закладки многолетних насаждений и виноградников, площади посевов кормовых культур в районах Крайнего Севера, удельный вес отечественного производства в ресурсах внутреннего рынка зерна, сахара, растительного масла, картофеля.

     Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета за весь период ее реализации составляет по Министерству сельского хозяйства Российской Федерации 535 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 92 млрд. рублей, Россельхозакадемии – 19 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 2,5 млрд. рублей.

     В подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации животноводческой продукции» выделены основные мероприятия:

  • племенное животноводство; 
  • развитие молочного и мясного животноводства;
  • развитие овцеводства и козоводства;
  • развитие северного оленеводства и табунного коневодства;
  • предупреждение распространения и ликвидация африканской чумы свиней на территории Российской Федерации;
  • обеспечение проведения противоэпизоотических мероприятий в субъектах Российской Федерации;
  • развитие переработки продукции животноводства;
  • поддержка экономически значимых программ субъектов Российской Федерации;
  • развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства;
  • государственная поддержка кредитования подотрасли животноводства и переработки продукции животноводства;
  • снижение рисков в подотраслях животноводства;
  • регулирование рынков продукции животноводства.

     Индикаторами  реализации подпрограммы являются объемы производства скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий, сыров, масла сливочного, мощностей по убою скота и его первичной переработки, удельный вес отечественной мясной и молочной продукции в общих их ресурсах.

     Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы из средств федерального бюджета составит за весь период ее реализации           702 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 102 млрд. рублей.

     Подпрограмма  «Поддержка малых форм хозяйствования»  представляет собой продолжение  и расширение мероприятий государства  в области поддержки малого предпринимательства, включая основные направления:

  • поддержка начинающих фермеров;
  • развитие семейных животноводческих ферм на базе фермерских хозяйств;
  • государственная поддержка кредитования малых форм хозяйствования;
  • государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
  • помощь в оформлении земельных участков в собственность фермерскими хозяйствами.

     В качестве индикаторов подпрограммы предусмотрены следующие: количество вновь созданных крестьянских (фермерских) хозяйств; количество построенных ими  или реконструированных семейных животноводческих ферм; объемы субсидируемых кредитов и займов, взятых малыми формами хозяйствования; площадь земельных участков, оформленных в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

     Общий объем финансирования мероприятий  подпрограммы за весь период ее реализации за счет средств федерального бюджета составит  
101 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 14 млрд. рублей.

     В подпрограмму «Техническая и технологическая  модернизация, инновационное развитие»  вошли следующие основные мероприятия:

  • обновление парка сельскохозяйственной техники;
  • энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;
  • развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
  • создание и развитие  деятельности инновационных центров.

     Индикаторами  реализации подпрограммы являются: объемы приобретения основных видов техники  сельскохозяйственными организациями; доля энергетических ресурсов, производимых сельскохозяйственными организациями  с использованием возобновляемых источников энергии; количество региональных организаций сельскохозяйственного консультирования и инновационных центров; удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в сельском хозяйстве и в производстве пищевых продуктов.

     Объем финансирования подпрограммы за счет средств федерального бюджета за весь период ее реализации составит 118 млрд. рублей, в том числе в 2020 г. – 17,5 млрд. рублей.

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства