Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     Это лишь малая часть запретов и ограничений ,на продукты питания, вводимых правительством Российской Федерации на протяжении рассматриваемого периода. Но очевиден тот факт, что в России ведется  постоянная активная работа в этом направлении, отслеживаются все возможные угрозы, которые могут быть нанесены как экономике государства, так и благосостоянию и здоровью населения, принимаются необходимые меры по нейтрализации негативного воздействия вредоносных импортных      товаров, путем запрета  их проникновения на таможенную территорию страны.

       Условно запреты и ограничения можно  разделить на три блока:

  • лицензирование;
  • экспортный контроль и товары военного назначения;
  • безопасность.

       Лицензирование  – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов                                за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации    о лицензировании (ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

       Решением  комиссии межгоссовета ЕврАзЭС установлен  
Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами             и Положения о применении ограничений.

       Товары, установленные перечнем, подлежат лицензированию. Лицензия выдается МинПромторгом РФ.

       Лицензирование  мяса птицы, говядины, свинины в РФ носит характер экономической меры нетарифного регулирования [17, с. 305].

       В остальных случаях лицензирование носит разрешительный характер.

       Выделяют  два вида лицензирования. Автоматическое –  без согласования с другими  контролирующими органами и неавтоматическое – по согласованию с каким-либо контролирующим органом.

       В течение 2010 года зарегистрировано 2145 лицензий Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (из них 2115 оригиналов  и 30 копий). Основная номенклатура лицензируемых товаров при импорте – мясо свинины, птицы, говядины, радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства гражданского назначения.

       Безопасность. Государственные органы осуществляют данное направление с помощью  следующих видов контроля:

       Санитарно-карантинный  контроль. Контроль осуществляют должностные  лица Роспотребнадзора  в пунктах  пропуска через государственную границу.

       Решение Комиссии таможенного союза № 299 от 28 мая 2010 года              «О применении санитарных мер в таможенном союзе» устанавливает перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому  надзору (контролю)         на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза. Под санитарно-карантинный контроль попадают все сельскохозяйственные товары, кроме 06 группы (живые деревья и другие растения).

       Подтверждением  прохождения контроля является проставление штампа «Ввоз разрешен» на транспортных документах.

       Ветеринарный  контроль. Применяется в отношении  товаров животного пооисхождения. Осуществляют  должностные лица Россельхознадзора.

       Решение Комиссии таможенного союза № 317 от 18 июня 2010 года           «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе» устанавливает Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору). Подтверждением прохождения контроля является проставление штампа «Выпуск разрешен» на транспортных документах.

       Фитосанитарный  контроль. Решение Комиссии таможенного  союза          № 318 от 18 июня 2010 года «Об обеспечении  карантина растений                            в таможенном союзе» устанавливает  Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору)           на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза. Осуществляется должностными лицами Россельхознадзора. Подтверждением прохождения контроля является проставление штампа «Выпуск разрешен» на транспортных документах.

       Согласно  Таможенному кодексу Таможенного  союза, ст. 174, товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам  государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля [50, с. 57].

       Таким образом, безопасность ввозимых товаров  осуществляется                     с помощью введения запретов и  ограничений, которые устанавливаются государственными органами, направленными на защиту национальной                    и экономической безопасности страны. Высокая значимость функции обеспечения  безопасности  ввозимых товаров, объясняется тем, что она активно влияет на развитие в той или иной сфере жизнедеятельности.                      К тому же уровень обеспечения безопасности  ввозимых товаров определяется уровнем развития потребительского рынка  и  системы  контролирующих  органов.  Роль таможенных органов  велика, именно таможенные органы  напрямую контролируют качество и количество ввозимых товаров.

       Вышеизложенное  подтверждает, что в России активно  применяются такие инструменты  государственного регулирования ввоза  товаров как запреты  и ограничения. Таможенные органы, ведут тщательную работу по обеспечению соблюдения действующих запретительно-ограничительных мер. На современном этапе, важнейшим направлением повышения эффективности функционирования системы нетарифных запретов и ограничений в Российской Федерации является тесная интеграция и кооперация с партнерамипо таможенному союзу, в рамках которого происходит передача функций по применению большинства инструментов внешнеторговой политики органам управления таможенного союза, и в первую очередь Комиссии таможенного союза. 
 

     
    1. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции
 

     При переходе к рыночной экономике и  либерализации цен сельское хозяйство  оказалось в неравноправном положении  по сравнению с другими отраслями. Сложившийся ранее неэквивалентный обмен усилился.

     Такая ситуация объективно обусловлена самим рыночным механизмом, при котором цены в монополизированном секторе промышленности растут быстрее, чем в немонополизированном аграрном секторе. В результате цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются по сравнению с продукцией других отраслей, связанных с сельским хозяйством, а аграрный сектор оказывается в ценовых тисках монополизированной индустрии.

     Во  всех развитых странах государственные органы регулируют аграрный сектор экономики с целью перераспределения дохода из более монополизированного промышленного сектора в менее монополизированное сельское хозяйство. Агропромышленное производство также субсидируется для поддержания более низких цен на социально значимую продукцию — продовольствие.

     Структурная перестройка аграрной сферы, направленная на повышение эффективности производства и увеличение производства сельскохозяйственной продукции, осуществляется с помощью государственных инвестиционных программ.

     Особая  роль сельского хозяйства в экономике России заключается еще и в том, что из продукции сельского хозяйства производится свыше двух третей всех товаров народного потребления. Поэтому развитие сельского хозяйства — это первое условие решения социальных проблем общества.

     Для создания условий развития отечественному сельскохозяйственному производству необходимо законодательно закрепить протекционистскую политику на внутреннем продовольственном рынке.

     Несмотря  на положительные тенденции в экономике страны, существующие в настоящее время, социально-экономическая ситуация в агропромышленном комплексе продолжает ухудшаться. В несколько раз сократилось приобретение минеральных удобрений и других ресурсов для нормального производства продукции, оплата труда в сельском хозяйстве вновь снижается по сравнению с ее уровнем в других отраслях материального производства. Резко снизились инвестиционные возможности сельского хозяйства. Разрушается социальная инфраструктура села, закрываются детские сады и ясли, магазины, сокращается строительство дорог, падает совокупная доходность сельских жителей.

     Усиливаются тенденции к дезинтеграции агропромышленного производства, что усиливает монопольное положение перерабатывающих предприятий и обслуживающих организаций. Сельскохозяйственные товаропроизводители все более теряют рынки производимой ими продукции. Идет постепенный процесс вытеснения с отечественного рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья импортерами этой продукции, имеющими существенные экономические преимущества перед российскими крестьянами.

     Несмотря на проводимые в сфере собственности и земельных отношений реформы, формирование многофункционального хозяйства, происходит глубокая структурная и экономическая деградация АПК, отставание в  
научно-техническом уровне агропромышленного производства, негативные последствия чего будут иметь долговременный характер.

     Одной из главных причин такого положения является проводимая в аграрном секторе финансово-кредитная политика.

     Сельскохозяйственные  предприятия не имеют собственных источников не только на инвестиции, но и на финансирование текущей производственной деятельности. Положение усугубляется расширением неплатежей. Состояние финансовой системы сельскохозяйственных предприятий характеризуется неплатежеспособностью и усиливающимися признаками банкротства.

     Ухудшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий привело к резкому усилению их зависимости от кредитов.

     Государственная поддержка сельских товаропроизводителей не систематизирована, мероприятия  по поддержке отмечаются непоследовательностью, инвестиционных ресурсов явно недостаточно для нормального функционирования отрасли, не разработаны ценовые и финансовые инструменты, которые позволили бы рационально использовать имеющиеся ресурсы, обеспечить выход АПК из кризисного положения.

     Целями  новой ценовой и финансово-кредитной политики должны быть:

  • содействие росту самообеспечения страны продуктом питания и сельскохозяйственным сырьем для насыщения ими рынка и поддержания продовольственной безопасности производства;
  • постепенный выход на эквивалентные отношения между сельским хозяйством и промышленностью, селом и городом;
  • поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство и относительно равное социальное положение деревни и города;
  • содействие более полному использованию достижений научно-технического прогресса;
  • формирование единого экономического пространства внутри государства и выход на рынок стран ближнего и дальнего зарубежья.

     Государственное регулирование лишь ценовых отношений  или отдельно финансово-кредитных механизмов не может быть эффективным. Необходима взаимоувязанность во всей системе государственного воздействия на агропромышленное производство.

     Вместе  с тем следует учитывать, что  в сложившейся ситуации ценовая  составляющая доходов в сельском хозяйстве может обеспечить в лучшем случае простое воспроизводство. Что же касается развития, расширения и модернизации производства, то необходимы привлеченные средства: инвестиционные кредиты, средства специальных фондов, субсидии на возвратной или безвозвратной основах.

     Реальностью является крайняя ограниченность финансовых возможностей государства на всех уровнях: от федерального до его органов на местах. Эффективность ценовых и  финансово-кредитных отношений будет  определяться наращиванием положительных тенденций в трех направлениях: повышение реальных спроса и предложения на рынке сельскохозяйственной продукции и услуг, роста эффективности производства, включая рост производительности труда, относительное сокращение издержек; рост доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как базы улучшения условий их жизни.

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства