Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа

Описание работы

В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.

Содержание

Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

печать.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

     Таблица 2

Совокупность  информационно-аналитических методов  государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других хозяйствующих субъектов АПК

Методы  господдержки Виды государственной  поддержки Исполнители
Своевременное доведение до хозяйствующих субъектов  АПК нормативно-правовой информации Предоставление  данных об изменениях соответствующих нормативных правовых актов и появлении новых, разъяснение их основных положений; доведение до сельскохозяйственных и иных организаций материалов государственных программ и национальных проектов; предоставление научно-методической литературы по проблемам развития АПК, необходимой в практической деятельности субъектов хозяйствования Специализиро-ванные и инфор-мационно-консуль-тационные  службы при региональных министерствах, региональных и муниципальных управлениях  сельского хозяйства

 

Окончание табл. 2

Организация переподготовки кадров и повышения  квалификации руководящих работников и специалистов АПК Проведение  за счет федерального, регионального  и местных бюджетов обучающих  семинаров, научно-производственных конференций, организация курсов по переподготовке специалистов сельского хозяйства в условиях овладения ими новыми методами работы при использовании инноваций (нововведений) в сельскохозяйственном производстве; финансирование обучающих программ Органы управления АПК федерального и регионального уровней
Предоставление  информации хозяйствующим субъектам  АПК и специалистам агропродовольственного рынка Информирование  сельскохозяйственных товаропроизводителей о состоянии конкурентной среды, ценовых колебаниях, изменениях спроса на сельскохозяйственную продукцию и динамике ее предложения, о планируемых изменениях таможенных пошлин на экспорт и импорт продовольствия  Минсельхоз  России и органы управления в регионах и муниципалитетах

 

     В последние годы государственная  политика по отношению к сельскому хозяйству стала приобретать более позитивный характер, подтверждением тому выступают принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК»                      в 2006–2007 гг., принятие Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.», а также Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

     Одним из приоритетных направлений государственной поддержки сельского хозяйства с учетом сложившегося финансового состояния хозяйствующих субъектов аграрной сферы России должно выступать бюджетное финансирование процентных ставок по кредитам. В 2011 г. общий размер предоставленных государственных субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей при уплате ими процентов по полученным кредитам составил около 58 млрд. рублей, или 63,9 % от всей суммы бюджетных ассигнований, которые были направлены на государственную поддержку аграрного сектора в форме прямого финансирования (таблица 3). 
 

     Таблица 3

     Размер  и структура господдержки сельского  хозяйства               Российской Федерации в 2011 г.

Виды  субсидий Сумма, млрд. руб. Итого
1. Субсидирование процентных ставок по кредитам:    
инвестиционным (на срок 10 лет)  41,32 45,5
краткосрочным (до 1 года)  16,65 18,4
всего  57,97 63,9
2. Субсидии  на поддержку развития сельского  хозяйства:    
растениеводства  4,49 4,9
животноводства  5,74 6,3
промышленного рыболовства  0,12 0,1
малых форм хозяйствования  5,98 6,6
консультационной  помощи сельхозтоваропроизводителям  0,19 0,2
экономически  значимых региональных программ  6,55 7,2
3. Компенсация  части затрат на приобретение  средств химизации  9,69 10,8
Итого  90,73 100,0

 

     Переход к устойчивому развитию является длительным процессом, требующим осуществления  беспрецедентных по масштабу усилий в экономической, социальной и экологической  сферах АПК. При этом подразумевается  последовательное решение ряда принципиальных для Российской Федерации задач, важнейшей из которых является обеспечение в процессе выхода страны из кризиса стабилизации социально-экономической и экологической ситуации.

     Обобщающим  показателем депрессивного состояния  регионов является уровень безработицы, превышающий средний показатель по стране,  который в 2011 г. составил 6,9 %. Около 86 % регионов Северо-Кавказского ФО имели уровень безработицы выше среднего по России, в то время как в        Центральном ФО такие регионы занимали 22,2 %, в Севро-Западном ФО –  
50 %, в Южном ФО – 66,7 %, Приволжском ФО – 50 %, Уральском ФО – 50 %, Сибирском ФО – 83,3 %, в Дальневосточном ФО – 66,7 %. Наиболее высокий уровень безработицы отмечается в Республике Ингушетия (52,9 %) и Чеченской Республике (35,0 %).

     В уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации сложились различия, что обусловлено историческими аспектами, факторами становления рыночных отношений и почвенно-климатическими условиями. 
 

     
    1. Основные  направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг.
 

     Динамика  развития АПК на период до 2020 г. будет  формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С одной  стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы по повышению  устойчивости агропромышленного производства, с другой – сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

     В качестве значимых тенденций в прогнозном периоде будут такие, как:

  • увеличение инвестиций на повышение плодородия и развития мелиорации сельскохозяйственных земель, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
  • преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
  • ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения;
  • экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

     Прогноз реализации Государственной программы  основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.

     В части основных показателей Государственной  программы прогнозируются:

  • индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 г. к 2010 г. – 146,2 % (к 2009 г. – 129,7 %), в том числе продукции растениеводства – 169,7% (к 2009 г. – 129,3 %), продукции животноводства – 126,9 % (к 2009 г. – 128,0 %);
  • индекс производства пищевых продуктов, включая напитки и табака в 2020 г. к 2010 г. – 139 %;
  • индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 г. к 2010 г. – 2,3 раза;
  • уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 г. – 25 %;
  • достижение соотношения уровней заработной платы в сельскохозяйственных организациях и в среднем по экономике страны                   к 2020 г. до 95 %.

     В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений (с 38 кг в пересчете на 100 % питательных веществ на 1 га посевов в 2010 г. до 80 - 100 кг в перспективе) и выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами.                     По отдельным культурам необходимо существенное расширение их посевных площадей.

     В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.

     Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4 - 2,5 %, производства пищевых продуктов – 4,3 - 5,0 %. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85 %.

     Прогнозируемые  объемы производства продукции сельского  хозяйства и пищевых продуктов  по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.

     Одновременно  возрастут ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна может экспортировать такие продукты, как: сахар, растительное масло, сухое молоко, мясо птицы и свиней.

     Государственная программа предусматривает комплексное  развитие всех отраслей и подотраслей, сфер деятельности агропромышленного комплекса. Одновременно выделяются приоритеты двух уровней.

     К приоритетам первого уровня относятся:

  • в сфере производства –  зерновой подкомплекс,  включающий селекцию и семеноводство, размещение и технологию производства, как обеспечивающий устойчивость в целом АПК и в значительной мере экономики страны;
  • скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь,  наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
  • в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий              в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов, территориальной целостности страны;
  • в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
  • в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей как условие перехода к инновационной модели развития АПК;
  • в институциональной сфере – развитие кооперации, интеграционных связей в АПК и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров;
  • научное и кадровое обеспечение – в качестве важнейшего условия формирования инновационного агропромышленного комплекса.

     Приоритеты  второго уровня включают такие направления, как:

  • развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;
  • обеспечение животноводства растительным кормовым белком;
  • экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
  • наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;
  • минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны.

Информация о работе Роль таможенного регулирования в механизме государственной поддержки сельского хозяйства