Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 16:31, дипломная работа
В новых условиях хозяйствования в России не был создан эффективной механизм государственного регулирования АПК и, прежде всего, его государственной поддержки, поэтому аграрная сфера оказалась в глубоком кризисе.
Лишенные единой концепции, принимавшиеся на федеральном уровне программы и организационные меры по стабилизации и развитию аграрного сектора без необходимой государственной поддержки, оказывали малое влияние на его состояние, не позволили последовательно решать узловые проблемы для достижения намеченных целей.
Введение 2
1. Сельское хозяйство в экономике страны 7
1.1. Роль агропромышленного комплекса в экономике России 7
1.2. Механизм государственной поддержки сельского хозяйства 12
1.3. Основные направления аграрной политики с 2012 по 2020 гг. 20
2. Роль внешней торговли в удовлетворении потребности страны в сельскохозяйственной продукции 36
2.1. Анализ потребления сельскохозяйственной продукции 36
2.2. Анализ внешнеторгового оборота сельскохозяйственной продукции 44
2.3. Роль импорта в удовлетворении потребностей населения 52
3. Таможенное регулирование в механизме государственной поддержки сельского хозяйства 61
3.1. Тарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной
продукции 61
3.2. Нетарифные меры регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 70
3.3. Совершенствование таможенного регулирования ввоза сельскохозяйственной продукции 75
Заключение 80
Список использованных источников 84
Таблица 2
Совокупность
информационно-аналитических
Методы господдержки | Виды государственной поддержки | Исполнители |
Своевременное доведение до хозяйствующих субъектов АПК нормативно-правовой информации | Предоставление данных об изменениях соответствующих нормативных правовых актов и появлении новых, разъяснение их основных положений; доведение до сельскохозяйственных и иных организаций материалов государственных программ и национальных проектов; предоставление научно-методической литературы по проблемам развития АПК, необходимой в практической деятельности субъектов хозяйствования | Специализиро-ванные
и инфор-мационно-консуль- |
Окончание табл. 2
Организация переподготовки кадров и повышения квалификации руководящих работников и специалистов АПК | Проведение за счет федерального, регионального и местных бюджетов обучающих семинаров, научно-производственных конференций, организация курсов по переподготовке специалистов сельского хозяйства в условиях овладения ими новыми методами работы при использовании инноваций (нововведений) в сельскохозяйственном производстве; финансирование обучающих программ | Органы управления АПК федерального и регионального уровней |
Предоставление информации хозяйствующим субъектам АПК и специалистам агропродовольственного рынка | Информирование сельскохозяйственных товаропроизводителей о состоянии конкурентной среды, ценовых колебаниях, изменениях спроса на сельскохозяйственную продукцию и динамике ее предложения, о планируемых изменениях таможенных пошлин на экспорт и импорт продовольствия | Минсельхоз России и органы управления в регионах и муниципалитетах |
В последние годы государственная политика по отношению к сельскому хозяйству стала приобретать более позитивный характер, подтверждением тому выступают принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в 2006–2007 гг., принятие Государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.», а также Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одним
из приоритетных направлений государственной
поддержки сельского хозяйства с учетом
сложившегося финансового состояния хозяйствующих
субъектов аграрной сферы России должно
выступать бюджетное финансирование процентных
ставок по кредитам. В 2011 г. общий размер
предоставленных государственных субсидий
на возмещение части затрат сельскохозяйственных
товаропроизводителей при уплате ими
процентов по полученным кредитам составил
около 58 млрд. рублей, или 63,9 % от всей суммы
бюджетных ассигнований, которые были
направлены на государственную поддержку
аграрного сектора в форме прямого финансирования
(таблица 3).
Таблица 3
Размер и структура господдержки сельского хозяйства Российской Федерации в 2011 г.
Виды субсидий | Сумма, млрд. руб. | Итого |
1. Субсидирование процентных ставок по кредитам: | ||
инвестиционным (на срок 10 лет) | 41,32 | 45,5 |
краткосрочным (до 1 года) | 16,65 | 18,4 |
всего | 57,97 | 63,9 |
2. Субсидии
на поддержку развития |
||
растениеводства | 4,49 | 4,9 |
животноводства | 5,74 | 6,3 |
промышленного рыболовства | 0,12 | 0,1 |
малых форм хозяйствования | 5,98 | 6,6 |
консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям | 0,19 | 0,2 |
экономически значимых региональных программ | 6,55 | 7,2 |
3. Компенсация части затрат на приобретение средств химизации | 9,69 | 10,8 |
Итого | 90,73 | 100,0 |
Переход к устойчивому развитию является длительным процессом, требующим осуществления беспрецедентных по масштабу усилий в экономической, социальной и экологической сферах АПК. При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных для Российской Федерации задач, важнейшей из которых является обеспечение в процессе выхода страны из кризиса стабилизации социально-экономической и экологической ситуации.
Обобщающим
показателем депрессивного
50 %, в Южном ФО – 66,7 %, Приволжском ФО –
50 %, Уральском ФО – 50 %, Сибирском ФО –
83,3 %, в Дальневосточном ФО – 66,7 %. Наиболее
высокий уровень безработицы отмечается
в Республике Ингушетия (52,9 %) и Чеченской
Республике (35,0 %).
В
уровне социально-экономического развития
регионов Российской Федерации сложились
различия, что обусловлено историческими
аспектами, факторами становления рыночных
отношений и почвенно-климатическими
условиями.
Динамика
развития АПК на период до 2020 г. будет
формироваться под воздействием
разнонаправленных факторов. С одной
стороны, скажутся меры, которые были
приняты в последние годы по повышению
устойчивости агропромышленного
В качестве значимых тенденций в прогнозном периоде будут такие, как:
Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении уровней её основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов по соответствующим подпрограммам и федеральным целевым программам, включенным в Государственную программу.
В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:
В
растениеводстве предстоит
В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Более оптимистические возможности связаны с развитием свиноводства и птицеводства.
Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 г. должен составить не менее 2,4 - 2,5 %, производства пищевых продуктов – 4,3 - 5,0 %. Более высокие темпы намечены по группе мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции. Уровень использования производственных мощностей достигнет 85 %.
Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят (с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и таким образом приблизиться к решению основных задач, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одновременно возрастут ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна может экспортировать такие продукты, как: сахар, растительное масло, сухое молоко, мясо птицы и свиней.
Государственная
программа предусматривает
К приоритетам первого уровня относятся:
Приоритеты второго уровня включают такие направления, как: