Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат
По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.
Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры
спецификой социально-
развития многочисленных народов и государств этого континента.
Африканская цивилизация является одной из древнейших макрорегио-
нальных цивилизаций планеты. Ее судьбы всегда были связаны с судьбами
всего мира. По мнению ряда исследователей, именно этот континент
был колыбелью человечества. В глубокой древности именно в Африке
возникла египетская цивилизация, оказавшая значительное воздействие
на развитие как европейских государств, так и стран Востока. Однако
многовековая колониальная
система порабощения
установленная западно-европейскими державами, ограничила традиционные
исторические связи Африки, затормозила развитие ее производительных
сил и культуры, привела к упадку африканской экономики, содействовала
забвению многих ярких страниц богатейшей историии достижений этой цивилизации. Массовая торговля африканскими рабами
и их бесчеловечная эксплуатация — одна из самых позорных страниц
западно-европейской и американской (США) государственности.
Африканская цивилизация прошла в своем генезисе ряд эпох:
1) ≪доевропейская≫ — с III тысысячелетия до н. э. и вплоть до iюследней трети
XV в. н. э., которая определялась
взаимодействием различных
африканской цивилизации и ее отношениями со странами и культурами
Средиземноморья, Ближнего Востока, а затем арабской цивилизацией;
2) ≪африканско-европейская: пред- и раннеколониальная≫ — с последней трети
XV в. до второй половины XIX в., которая характеризовалась широкими
контактами с европейской цивилизацией и началом ее экспансии в Африке;
3) ≪колониальная≫ — со второй половины XIX в. до 1960 г., когда африканский
континент, по сути, был поделен
между рядом западно-
и представлял огромную колонию (за исключением Египта и Либерии);
4) ≪постколониальная≫, начавшаяся с 1960 г. — ≪года Африки≫ (в начале 1960-х гг.
независимость получили более 20 африканских государств, бывших колоний
Великобритании и Франции. Португальская колониальная система распалась
в 1974-1975 гг. — независимость получили Ангола, Мозамбик и др.).
Официальная инициатива принятия ООН исторического документа о предоставлении
независимости колониальным странам принадлежит СССР.1
В современных условиях африканская цивилизация представляет собой уникальное
этническое, культурное, политическое,
социально-экономическое и
разнообразие, которое представлено 53 независимыми странами
с разнообразными режимами, формами властного устройства общества, культурно-
духовными доминантами. В целом Африка, особенно южнее Сахары, в силу
тяжелого наследия колониального прошлого, а также трудностей современного
развития, ошибок в выборе рациональной национальной стратегии роста и некритического
использования от ≪государственно-директивных≫ до неолибертарист-
ских концепций представляет
собой отстающее в своем
развитии сообщество по сравнению с другими макрорегионами.2
Весьма неблагоприятен для Африки ряд последствий процессов глобализации.
На XIX Всемирном конгрессе политологов (г. Дурбан, Южно-Африканская
республика, июнь 2003 г.) отмечалось, что тенденции к научной, технической
и информационной интеграции человечества противостоит политика использования
ее мировой финансово-
гегемонии. Главная опасность в том, что она сопровождается нивелировкой
многоцветного мира ≪земли людей≫ с подгонкой его под единые стандарты
современной западной культуры
и социально-экономической
расширяется разрыв в благосостоянии между населением стран ≪золотогомиллиарда≫ и остальным населением Земли. В то же время, оказывая нивелирующее
воздействие на другие цивилизации, Запад втягивает их в свой цивилизацион-
ный кризис. Разделение мира на ≪золотой миллиард≫ и бедствующие три четверти
остального человечества создает взрывоопасную ситуацию столкновения цивилизаций.
Около 400 млн человек (из них большинство в Африке) имеют доход не более
1 долл. в день.1 Формируется
почва для экстремистских
С другой стороны, тесное переплетение
финансового кризиса с
ным выражается в стремлении части стран Запада (прежде всего США) решить
свои социально-экономические и финансовые проблемы на пути военных авантюр.
Ресурсная проблема вновь начинает решаться вооруженной силой.
В результате низких темпов роста экономики во многих африканских странах, несправедливых
цен на традиционные продукты их экспорта, отсутствия свободных средств
на социальные программы в них постоянно растет число бедных граждан, которое составляет
30% всех бедняков развивающегося
мира, а страдающих от недоедания—
200 млн человек. Почти
половина населения Африки
Средняя продолжительностъ жизни африканцев является одной из самых низких в мире
и составляет во многих из этих стран от 40 до 50 лет.2 Доход надушу населения в странах
Африки южнее Сахары составляет менее 900 долл. на человека в год. Очень высок уровень
безработицы в крупных африканских городах. По оценкам МОТ, численность безработных
в них достигает 28 млн человек, или 31% активного населения.3
Во многих африканских странах вследствие конфликтов в соседних государствах,
экологических катастроф и других причин находятся сотни тысяч беженцев.4 Доступ
к здравоохранению в Африке драматически ухудшился но ряду причин и из-за
передачи медицинских услуг в частные руки, что сделало их недоступными для значительных
социальных, групп. Это произошло в условиях, когда континент охвачен
панэпидемией СПИДа (из 23 млн человек, пораженных СПИДом, около двух третей
живут в Африке южнее Сахары). В этих сложных условиях африканская общественность,
ее интеллигенция
континента, путей его рационализации, оптимизации и гуманизации. Современная
интеллигенция Африки связывает ее будущее и выход из кризиса ≪с принятием
африканским обществом более здравой оценки собственной культуры, ее специфики,
а главное — окружающего мира. Преодоление синдрома культурной исключительности
они считают непременным условием вхождения Африки в современность, прагматичного
отношения к достижениям других цивилизаций≫.5
Человек как неотъемлемая часть социума является носителем и творцом политической
культуры, которая, в свою очередь, задает ему соответствующие ориентиры, включая в политическую жизнь. На конференции ≪Африка и новое мышление≫ в этой связи
отмечалось, что ряду исследователей пока ≪не хватает стремления понять африканцев
как людей, осмыслить их цивилизацию и ее возможности. Любое человеческое общество,
в т.ч. и африканское, представляет собой противоречивое единство формаци-
онных процессов в сочетании с цивилизационными. Эти последние определяются духовными
традициями, реалиями культуры, которые достаточно стабильны≫.'
Именно поэтому
сги данного общества и индивида неизбежно опосредуют политическую культуру, выступают
в качестве ее своеобразного ≪генетического кода≫, воплощаются в человеческом
капитале политики. Свои
отличительные особенности
в Африке. Она определяется разнообразными объективными факторами. Среди них:
1) общая социально-экономическая
отсталость африканского
и низкий уровень жизни большинства населения; неграмотность многих граждан;
сложная и противоречивая этническая палитра континента, неурегулированность
межнациональных и межэтнических конфликтов и противоречий;
2) прерванность естественно-
колонизации и недостаточный опыт самостоятельного развития в условиях
независимости;
3) особое отношение
африканских обществ; наличие устойчивых систем ритуального регулирования
равновесия и порядка в африканском обществе; определенная автономия
и достоинство личности при ее тесной связи, слитности с коллективом, причем
человек воспринимается как главный носитель жизненного начала во вселенной;
4) господство в массовом
сознании формировавшейся
в которой все взаимосвязано и иерархично: человек и Вселенная, космические
силы и человеческое общество; нелинейность традиционного африканского
времени (прошлые поколения не считаются потерянными для настоящего);
5) в мировоззренческой
сфере — приверженность к
проявилась в оформлении различных идеологических концепций африканской
самобытности и
6) слабое воздействие передовой политической мысли на общественные процессы;
противоречивость идейно-
(от прозападных и
(≪эволюэ≫) до современной элиты, ориентирующейся как на западные,
так и на национальные, этнические и другие приоритеты развития);
7) краткосрочность и очаговосгь
существования подлинно
институтов в Новейшее время; появление во многих африканских странах
в 1990-е гг. тенденций к демократизации общественной жизни;
8) вхождение в самый начальный этап формирования гражданского общества (за
исключением ЮАР, где оно уже находится на определенной стадии развития);
9) массовая субкультура
африканцев характеризуется
ценностей, таких как коммунализм, этноцентризм, клиентелизм, эгалитаризм, культ правителя. В то же время современное развитие африканского
общества ведет как к определенной эрозии и ослаблению традиционных
культурных ценностей и общественной морали, ослаблению традиционных
приоритетов, так и активизации ≪черного национализма≫, посттрадиционализма,
исламского фундаментализма (на севере континента) и т.д.1
Исторически доминанта коллективистских ориентации, общинно-патриархальных
представлений и ценностных установок в Африке отвечала уровню
социально-экономического развития общества, незащищенности индивида
перед лицом природных и социальных политических сил, необходимости
коллективных усилий для выживания. Консервируя традиции, она сплачивала
общества. Индивидуалистическая ориентация явилась ≪выходом≫ в новую социально-
экономическую и политическую реальность с иными ценностями:
рыночные отношения, развитие
демократических начал и
устройства, необходимость правовой защиты деятельности индивида
и др.
В чистом виде эти две основные жизненные ориентации встречаются редко:
или в отсталых и отдаленных от центров местностях, или у незначительной
элитной городской прозападной прослойки. А.Н. Мосейко: ≪Ориентация на корпорацию, ценности традиционного
коллектива характерна для африканских обществ, что отнюдь не исключает
наличия в этих обществах личностного начала, более того, существует
веками отработанная, тонкая и сложная социализация личности, кодированная
в понятиях культуры. Именно эта система социализации
является цивилизационной основой специфики личности в Африке и свидетельствует
о существовании личности автономной≫.2
Положение человека в африканском обществе является более сложным, чем
это можно определить на основе категорий ≪культурный гибрид≫, ≪маргинальный
человек≫ и т.п., хотя типы людей, подходящих под эти категории, несомненно,
существуют.
Известный российский африканист профессор И.В. Следзевский справедливо
обращал внимание на то, что ≪в африканских обществах мы наблюдаем то,
что можно, пожалуй, назвать антропоценозом, — в целостную органическую
систему объединяются совершенно различные, противоположные даже типы
социальных систем, объединенные общностью среды, необходимостью приспособления
к ней: элементы традиционных африканских социальных организмов,
элементы традиционных общностей, выходящих за рамки отдельных
социальных организмов (широкие этноконфессиональные общности), элементы
мировой капиталистической системы, которые подрывают обособленное
существование социумов и
т.д. Возникают специфические
общины и современного капиталистического уклада≫.1
Африканцам присущ ряд особенностей и в восприятии окружающего их мира
как по сравнению с иными цивилизациями (западной, восточной), так и в зависимости
от их принадлежности к
локальным африканским
этническим общностям. Теоретико-философский и социокультурный анализ
сравнительный картины мира, выраженный в мифологии, в знаковых системах