Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат
По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.
Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры
и другие древние институты, традиционные средства коммуникации в африканских
странах, претерпевая значительные изменения, сохраняют свою роль, особешю
в сельской местности. Так, исследования, проведенные в Западной Африке, свидетельствуют
о том, что в сельских районах, где проживает большая часть населения,
она в основном полагается на традиционные источники информации.2 Причем во
многих африканских городах определенные традиционные СМИК продолжают
существовать, выступая как дополнительный источник сведений.
В результате ряда социологических и журналистских исследований, проведенных
в деревнях Западной Африки (нигерийский штат Бендел), было показано,
что их жители преимущественно ориентируются именно на традиционные
средства массовой информации и коммуникации.
Особенности африканской политической культуры
Оценивая политическую культуру в африканских странах, многие авторы полагают,
что в африканских странах сложились по меньшей мере два слоя политической
культуры, которые могут симбиотически переплетаться. Первый несет
большой отпечаток западной
либерально-демократической
и характерен для правящей элиты, второй — в большей степени основывается
на традиционных отношениях и носит патриархальный характер.
В развитии африканской политической культуры целесообразно выделить
ряд следующих характерных свойств и черт.
1. Сильная ориентация на корпорацию, ценности традиционного африканского
коллектива (семьи, общины, племени, клана) при сохранении личностного
начала, определенной автономии индивидуума в конкретном социуме.
2. Особая роль мифологических
мировоззренческих
восприятие человека в тесной связи с животным и растительным миром
как главного носителя жизненного начала во всей Вселенной; антропологизм
и антропокосмологизм африканской духовной и мировоззренческой традиции.
3. Гибридность, сочетание самым противоречивым образом элементов различных
культурных систем: западной и африканской. Восприятие африканцами себя как
маргинальной личности, ≪культурного гибрида≫, личности на стыке культур и т.д. 4. Формирование и развитие в Африке специфических культурно-экологических
систем, особых социетарных образований на базе объединения неоднородных
формационных и
и современного капиталистического уклада, своеобразно воздействующих
на политическую культуру, создающих в условиях африканского развития гибридные
социополитические субкультуры.
5. Возрастание роли традиций в жизни африканцев. Если ранее в Африке
≪современным человеком≫ считалось лицо, принявшее европейские модели
и нормы жизни, то ныне — это тот, кто, используя внешние образцы европейской
или американской культуры, следует африканским традициям. Соответственно,
в современной африканской политической жизни часто делается упор на ≪традиции
единовластия≫, демонстративное обращение к традиционности, понимаемой,
впрочем, по-разному, что зависит от тех или иных политических целей.
6. В зависимости от конкретных условий африканец может выступать в качестве
и социального ≪атома≫ в социокультурном ≪ядре≫, и ≪культурного гибрида,
и ≪интерпретатора культур≫, и ≪воссоздателя африканской традиции≫. Среди
этих качеств, разумеется, какое-то будет доминировать.
7. В силу бесконечного разнообразия народов и племен, их колониального
и постколониального ≪передела≫ и ≪разделений≫ выделяется особая роль этнического
факгора, предпочтений и ориентации в африканской политической культуре.
8. В Африке выделяется
формальное доминирование
институтов и норм на государственном уровне и неадекватное ≪африканское
≫ их содержание.
9. Важную роль в африканской
политике играет традиция ≪мест
участия≫, воплощаемой в обычаях урегулирования споров путем переговоров
и являющейся важной основой демократических структур на национальном
и региональном уровнях.1
Представляется существенным вывод И.В. Следзевского о том, что ≪характернейшей
социокультурной особенностью
современных африканских
остается "дробность", дискретность, пограничное состояние африканского сознания
(понимания мира), вызванные
как наличием в нем
культуры (архаического, традиционного, современного), так и частым пребыванием
в ситуациях "культурного шока", стимулирующих компенсаторные процессы
сохранения культурной идентичности. В этих условиях взаимодействие
традиций и современности в Африке вряд ли может быть адекватно выражено
в признаках каких-либо стационарных состояний, включая культурный симбиоз
или синтез. Его принципиальной чертой являются нелинейные разно- и противоположные
движения отдельных культурных форм≫.В области политической культуры стран, расположенных южнее Сахары,
влияние традиций проявляется в особенностях отношений между властью
и обществом, а также между властью и индивидом; в сохранении политического
влияния вождей (в некоторых
странах вожди имеют
в государственных структурах,
зафиксированный в
группового политического сознания над индивидуальным, т.к. согласно
традиции интересы отдельной личности подчинены интересам общества
(большой семьи, племени, клана); в проявлениях трибализма, остающегося важнейшим
фактором политической жизни африканских государств; в распространенности
мифологизированного сознания, которое играет немаловажную роль
в принятии политических решений.
Рассмотрим характерные особенности западной и африканской политических
культур на основе социокультурного и цивилизационного подходов. Политические
культуры обществ Запада и Африки можно представить в качестве
следующих идеальных моделей.
Очевидно, что без глубокого
культур, без их аналитического сравнения и сопоставления наши представления
о политических процессах будут неизбежно формализованы и догматичны.
Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют
доминирующие способы политического властвования и формирования
политических институтов. В каждой африканской стране (обществе) политическая культура имеет своеобразные особенности, которые следует учитывать
при общем анализе социального развития африканских государств.
На Всероссийской конференции африканистов ≪Африка в меняющемся мире≫
отмечалось, что ≪несмотря на огромные различия между обществами в странах
СНГ и африканских стран, перед ними в некоторых областях стоят схожие проблемы.
Им одновременно приходится решать задачи создания эффективной
рыночной экономики, вхождения
в мировое экономическое
гражданского общества, урегулирования межнациональных конфликтов
и противоречий. В этом контексте важную роль играет изучение политической
культуры, ее взаимодействие с процессами демократизации≫.1
Представляет значительный научный интерес изучение отношения африканцев
к идее демократии, ее роли как ценности политической культуры. Это
связано с тем, что в конце XX в. произошла определенная либерализация ряда
политических режимов этого континента. В этот период более 30 африканских
государств перешли от авторитарных военно-диктаторских и однопартийных
режимов к многопартийным политическим системам. В ряде стран стали проводиться
общенациональные конференции, референдумы; пересматриваются старые,
принимаются новые конституции, законы о партиях и выборах, которые
в условиях политического плюрализма способствуют постепенной демократизации
общественно-политической структуры.
Разумеется, речь идет лишь о формальной демократизации (скорее, либерализации)
ряда режимов. Новые африканские плюралистические системы, идеологические
контуры которых пока еще весьма расплывчаты, часто строятся на
региональной, племенной, а иногда и на религиозной основе. В то же время
идеи и ценности демократического развития все глубже проникают в сознание
африканцев. Социологический анализ мнений более десяти тысяч граждан шести
африканских стран показывает на их растущий интерес к демократии, восприятие
некоторых ее базовых принципов. Проведенные опросы населения шести африканских стран показали, что идея
демократии оказалась
известной большинству
кто имел определенное представление о демократии, 92% полагали, что демократия
— это общественное благо, которое может сделать жизнь лучше. Лишь
менее 1% считали, что демократия
— это зло и что
породили коррумпированность элит, конфликты социальных интересов и ≪неразбериху
≫ в политической жизни.
Респонденты воспринимали демократию как в процедурных, так и в содержательных
категориях. Большинство опрошенных (69%) связывают демократию
с политическими процедурами и нормами: гражданскими свободами — 94%;
правлением народа — 24%; правом голосовать на выборах — 11%. Менее пятой
части опрошенных (17%) воспринимают демократию с точки зрения
содержательных аспектов (социально-экономического развития, установления
мира и единства, равенства и справедливости).
Представления африканцев о демократии, судя по опросам, являются в целом
либеральными. Самая большая группа опрошенных (34%) под демократией
понимает прежде всего гражданские свободы и свободу личности. Иначе
говоря, африканцы все больше осознают себя гражданами конституционного
государства.
Наибольшую поддержку демократии (в указанных шести государствах) респонденты
проявили в Нигерии и Ботсване, что объясняется традицией неоднократных,
формально плюралистических выборов властных органов. Абсолютное большинство опрошенных во всех странах выступили против военных режимов.
Отвергается также и однопартийное правление, а также возврат к традиционной
власти вождей.
В то же время большинство африканских респондентов весьма критически
оценивают степень демократичности режимов соответствующих стран. Они
проводят в целом четкое различие между демократией как идеальной политической
системой и несовершенным демократическим статусом их собственных
политических устройств и режимов. Тем самым респонденты как бы показывают,
что предстоит очень большая,
сложная и продолжительная
по совершенствованию и демократизации африканского общества, гармонизации
отношений его новых и традиционных политических институтов. Африканские
политики и исследователи едины в том, что демократизацию невозможно
провести принятием концепций, не учитывающих культурных,
этнических и политических традиций африканского общества, а также его
места и роли в сложных
процессах современной
На XIX Всемирном конгрессе Международной ассоциации политической
науки в г. Дурбане (ЮАР) в 2003 г. было обстоятельно проанализировано
развитие африканских стран в условиях глобализации. Особое внимание
уделялось анализу последствий Лагосского плана действий Организации
африканского единства (1980 г.) и современным реалиям. Его задачами были
провозглашены: создание условий
для обеспечения
континента посредством развития соответствующих видов
производства, ограничение и преодоление бедности, усиление внимания
к проблемам здравоохранения и образования, достижение эффективной региональной
интеграции. Однако последующая практика показала, что решение
социально-экономических проблем невозможно без их связи с управленческими
аспектами. На это обращали внимание многие политологи и социологи.