Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

и другие древние институты, традиционные средства коммуникации в  африканских

странах, претерпевая значительные изменения, сохраняют свою роль, особешю

в сельской местности. Так, исследования, проведенные в Западной Африке, свидетельствуют

о том, что в сельских районах, где проживает большая часть  населения,

она в основном полагается на традиционные источники информации.2 Причем во

многих африканских городах  определенные традиционные СМИК продолжают

существовать, выступая как  дополнительный источник сведений.

В результате ряда социологических  и журналистских исследований, проведенных

в деревнях Западной Африки (нигерийский штат Бендел), было показано,

что их жители преимущественно  ориентируются именно на традиционные

средства массовой информации и коммуникации.

 

Особенности африканской политической культуры

Оценивая политическую культуру в африканских странах, многие авторы полагают,

что в африканских странах  сложились по меньшей мере два  слоя политической

культуры, которые могут  симбиотически переплетаться. Первый несет

большой отпечаток западной либерально-демократической политической культуры

и характерен для правящей элиты, второй — в большей степени  основывается

на традиционных отношениях и носит патриархальный характер.

В развитии африканской политической культуры целесообразно выделить

ряд следующих характерных  свойств и черт.

1. Сильная ориентация  на корпорацию, ценности традиционного  африканского

коллектива (семьи, общины, племени, клана) при сохранении личностного

начала, определенной автономии  индивидуума в конкретном социуме.

2. Особая роль мифологических  мировоззренческих представлений  у африканцев;

восприятие человека в  тесной связи с животным и растительным миром

как главного носителя жизненного начала во всей Вселенной; антропологизм

и антропокосмологизм африканской  духовной и мировоззренческой традиции.

3. Гибридность, сочетание  самым противоречивым образом  элементов различных

культурных систем: западной и африканской. Восприятие африканцами  себя как

маргинальной личности, ≪культурного гибрида≫, личности на стыке культур и т.д. 4. Формирование и развитие в Африке специфических культурно-экологических

систем, особых социетарных  образований на базе объединения  неоднородных

формационных и цивилизационных  систем, например родовой общины

и современного капиталистического уклада, своеобразно воздействующих

на политическую культуру, создающих в условиях африканского развития гибридные

социополитические субкультуры.

5. Возрастание роли традиций  в жизни африканцев. Если ранее  в Африке

≪современным человеком≫ считалось лицо, принявшее европейские модели

и нормы жизни, то ныне —  это тот, кто, используя внешние  образцы европейской

или американской культуры, следует африканским традициям. Соответственно,

в современной африканской  политической жизни часто делается упор на ≪традиции

единовластия≫, демонстративное обращение к традиционности, понимаемой,

впрочем, по-разному, что  зависит от тех или иных политических целей.

6. В зависимости от  конкретных условий африканец  может выступать в качестве

и социального ≪атома≫ в социокультурном ≪ядре≫, и ≪культурного гибрида,

и ≪интерпретатора культур≫, и ≪воссоздателя африканской традиции≫. Среди

этих качеств, разумеется, какое-то будет доминировать.

7. В силу бесконечного  разнообразия народов и племен, их колониального

и постколониального ≪передела≫ и ≪разделений≫ выделяется особая роль этнического

факгора, предпочтений и  ориентации в африканской политической культуре.

8. В Африке выделяется  формальное доминирование западных  политических

институтов и норм на государственном  уровне и неадекватное ≪африканское

≫ их содержание.

9. Важную роль в африканской  политике играет традиция ≪местной демократии

участия≫, воплощаемой в обычаях урегулирования споров путем переговоров

и являющейся важной основой  демократических структур на национальном

и региональном уровнях.1

Представляется существенным вывод И.В. Следзевского о том, что ≪характернейшей

социокультурной особенностью современных африканских обществ

остается "дробность", дискретность, пограничное состояние  африканского сознания

(понимания мира), вызванные  как наличием в нем разнородных  пластов

культуры (архаического, традиционного, современного), так и частым пребыванием

в ситуациях "культурного  шока", стимулирующих компенсаторные процессы

сохранения культурной идентичности. В этих условиях взаимодействие

традиций и современности  в Африке вряд ли может быть адекватно  выражено

в признаках каких-либо стационарных состояний, включая культурный симбиоз

или синтез. Его принципиальной чертой являются нелинейные разно- и  противоположные

движения отдельных культурных форм≫.В области политической культуры стран, расположенных южнее Сахары,

влияние традиций проявляется  в особенностях отношений между  властью

и обществом, а также между  властью и индивидом; в сохранении политического

влияния вождей (в некоторых  странах вожди имеют официальный  статус

в государственных структурах, зафиксированный в конституциях); в превалировании

группового политического  сознания над индивидуальным, т.к. согласно

традиции интересы отдельной  личности подчинены интересам общества

(большой семьи, племени,  клана); в проявлениях трибализма, остающегося важнейшим

фактором политической жизни  африканских государств; в распространенности

мифологизированного сознания, которое играет немаловажную роль

в принятии политических решений.

Рассмотрим характерные  особенности западной и африканской  политических

культур на основе социокультурного и цивилизационного подходов. Политические

культуры обществ Запада и Африки можно представить в  качестве

следующих идеальных моделей. Очевидно, что без глубокого проникновения  в сферу различных политических

культур, без их аналитического сравнения и сопоставления наши представления

о политических процессах  будут неизбежно формализованы  и догматичны.

Уровень и состояние политической культуры в значительной мере определяют

доминирующие способы  политического властвования и формирования

политических институтов. В каждой африканской стране (обществе) политическая культура имеет своеобразные особенности, которые следует учитывать

при общем анализе социального  развития африканских государств.

На Всероссийской конференции  африканистов ≪Африка в меняющемся мире≫

отмечалось, что ≪несмотря на огромные различия между обществами в странах

СНГ и африканских стран, перед ними в некоторых областях стоят схожие проблемы.

Им одновременно приходится решать задачи создания эффективной

рыночной экономики, вхождения  в мировое экономическое сообщество, формирования

гражданского общества, урегулирования межнациональных конфликтов

и противоречий. В этом контексте  важную роль играет изучение политической

культуры, ее взаимодействие с процессами демократизации≫.1

Представляет значительный научный интерес изучение отношения  африканцев

к идее демократии, ее роли как  ценности политической культуры. Это

связано с тем, что в  конце XX в. произошла определенная либерализация  ряда

политических режимов  этого континента. В этот период более 30 африканских

государств перешли от авторитарных военно-диктаторских и  однопартийных

режимов к многопартийным политическим системам. В ряде стран  стали проводиться

общенациональные конференции, референдумы; пересматриваются старые,

принимаются новые конституции, законы о партиях и выборах, которые

в условиях политического  плюрализма способствуют постепенной  демократизации

общественно-политической структуры.

Разумеется, речь идет лишь о формальной демократизации (скорее, либерализации)

ряда режимов. Новые африканские  плюралистические системы, идеологические

контуры которых пока еще  весьма расплывчаты, часто строятся на

региональной, племенной, а  иногда и на религиозной основе. В то же время

идеи и ценности демократического развития все глубже проникают в  сознание

африканцев. Социологический  анализ мнений более десяти тысяч  граждан шести

африканских стран показывает на их растущий интерес к демократии, восприятие

некоторых ее базовых принципов. Проведенные опросы населения шести  африканских стран показали, что  идея

демократии оказалась  известной большинству опрошенных (74%).' Среди тех,

кто имел определенное представление  о демократии, 92% полагали, что демократия

— это общественное благо, которое может сделать жизнь  лучше. Лишь

менее 1% считали, что демократия — это зло и что демократические  реформы

породили коррумпированность элит, конфликты социальных интересов  и ≪неразбериху

≫ в политической жизни.

Респонденты воспринимали демократию как в процедурных, так и в  содержательных

категориях. Большинство  опрошенных (69%) связывают демократию

с политическими процедурами  и нормами: гражданскими свободами  — 94%;

правлением народа — 24%; правом голосовать на выборах — 11%. Менее  пятой

части опрошенных (17%) воспринимают демократию с точки зрения

содержательных аспектов (социально-экономического развития, установления

мира и единства, равенства  и справедливости).

Представления африканцев о  демократии, судя по опросам, являются в целом

либеральными. Самая большая  группа опрошенных (34%) под демократией

понимает прежде всего  гражданские свободы и свободу  личности. Иначе

говоря, африканцы все  больше осознают себя гражданами конституционного

государства.

Наибольшую поддержку  демократии (в указанных шести  государствах) респонденты

проявили в Нигерии  и Ботсване, что объясняется традицией  неоднократных,

формально плюралистических выборов властных органов. Абсолютное большинство опрошенных во всех странах  выступили против военных режимов.

Отвергается также и однопартийное  правление, а также возврат к  традиционной

власти вождей.

В то же время большинство  африканских респондентов весьма критически

оценивают степень демократичности  режимов соответствующих стран. Они

проводят в целом четкое различие между демократией как  идеальной политической

системой и несовершенным  демократическим статусом их собственных

политических устройств  и режимов. Тем самым респонденты  как бы показывают,

что предстоит очень большая, сложная и продолжительная работа

по совершенствованию  и демократизации африканского общества, гармонизации

отношений его новых и  традиционных политических институтов. Африканские

политики и исследователи  едины в том, что демократизацию невозможно

провести принятием концепций, не учитывающих культурных,

этнических и политических традиций африканского общества, а  также его

места и роли в сложных  процессах современной глобализации.1

На XIX Всемирном конгрессе  Международной ассоциации политической

науки в г. Дурбане (ЮАР) в 2003 г. было обстоятельно проанализировано

развитие африканских  стран в условиях глобализации. Особое внимание

уделялось анализу последствий  Лагосского плана действий Организации

африканского единства (1980 г.) и современным реалиям. Его  задачами были

провозглашены: создание условий  для обеспечения продовольственной  безопасности

континента посредством  развития соответствующих видов

производства, ограничение  и преодоление бедности, усиление внимания

к проблемам здравоохранения  и образования, достижение эффективной  региональной

интеграции. Однако последующая  практика показала, что решение

социально-экономических  проблем невозможно без их связи  с управленческими

аспектами. На это обращали внимание многие политологи и социологи.


Информация о работе Типы культур