Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

над неверными. Так, исламское  государство облагало неверных более

высоким налогом, чем поклонников  Аллаха. Неверный всегда рассматривался

в мусульманском государстве  как неравный правоверному. И это  старались

подчеркнуть судьи-кади на всех процессах с участием мусульманина и немусульманина.

В отношении к неверным культивировались хитрость и жестокость.

В Суре 76 говорится: ≪Терпи же до решения Господа твоего и не повинуйся

грешнику или неверному!≫ Ни один мусульманин по догмам ислама не обладает правом уклониться от

богоугодного дела помочь бедным, подготовить священную войну  против неверных—

джихад, содействовать умме своим имуществом. Зато мусульманин,

ощущая себя полноправным членом общины, всегда был готов  постоять за Аллаха.

Политические и религиозные  власти мусульманского мира всегда могли

положиться на ревностных последователей Аллаха.

Исламские экстремисты, обуреваемые  стремлением подчинить своим  целям

мусульманский мир и столкнуть  его с другими цивилизациями, прибегают

к догматическому толкованию Корана, ≪выхватывая≫ из него лишь лозунги

радикального толка. В  действительности же в Коране, как, впрочем, и во многих

других религиозных писаниях, сосуществуют противоречивые по смыслу

тезисы.

В этой связи желательно обратить внимание на большое количество положений

Корана о необходимости  сдержанности и согласия. Один из мусульманских классиков, чтобы объяснить другим свою веру, написал

о пророке Мухаммеде так: ≪Его (пророка) уважение к знаниям, терпимость

к другим, щедрость духа, сострадание  к слабым, почтение к родителям

и стремление к лучшему, более  чистому миру составляют главные  элементы

мусульманского идеала. Для  мусульман жизнь пророка является примером победы

надежды над отчаянием, света  над тьмой≫.3

В силу своей специфики  ислам буквально с момента  своего возникновения

оказался втянутым в постоянные политические распри, оформились религиозные,

политико-иделогические  течения: суннизм и шиизм. Представители  одного

из этих течений? шииты, полагают, что власть в исламском государстве  должна

принадлежать родственникам, потомкам Мохаммеда — концепция  имамата.

Сунниты придерживаются договорной теории правления — халифата. Суннизм,

охватывая 85-90% мусульман, выражает теорию и практику большинства

общины, в отличие от периферийных групп. Это прежде всего ориентация на

правильную доктрину, являющуюся серединой между крайностями, которые,

по определению, могут  быть ошибочными. Халифат — концепция исламской государственности, разработанная

суннитами. Средневековые  правоведы (факихи) истолковали Коран  т.о.,

что государственная власть должна принадлежать уважаемому

мусульманину в силу особого  договора (мубайи). Такой договор  заключается

между уммой (вернее, ее признанными  представителями) и претендентами

на халифат. Условия, которым  должен удовлетворять будущий

халиф, сформулировал средневековый  правовед аль-Маварди, и они

сводятся к следующему: халиф должен быть муджтахидом,' происходить

из племени курейшитов, быть справедливым, мудрым, смелым, физически

здоровым и заботиться о благе подданных.

В соответствии с концепцией и политико-культурной традицией  халифата

халиф не обладает полномочиями монарха и не может передать власть по наследству

или своей волей назначить  преемника. Умма смотрит на него как  на

своего представителя. Халиф  обязан выполнять предписание Корана и может

быть привлечен к ответственности  за нарушение сунны и шариата. Исламская

культура высоко оценивает  институт халифата, полагая, что его  отличает духовно-

нравственная направленность, ставящая его выше западной демократии.

В суннизме в VIII—IX вв. возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались

истолковать мусульманское  вероучение в рациональном духе, доказывали

≪справедливость≫ Бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран

книгой, написанной людьми, а не созданной Богом. Мутазилитов  поддерживали

некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей  власти. Но в конце IX в.

фанатическое духовенство  взяло верх в халифате, мутазилитов  стали преследовать.

Укрепилось учение о вечности, ≪несотворенности≫ Корана. Однако идеи

мутазилитов оставили позитивный след в развитии мусульманской традиции.

Другое ведущее направление  в исламе — шиизм (от араб, ши' а  — ≪партия≫,

≪приверженцы≫). Ими являются сторонники власти Али ибн Аби Талиба (четвертого

≪праведного≫ халифа), считавшие, что его родство с Пророком дает

ему и его потомкам, алидам, особое право на власть, быть имамами, духовными

руководителями общины, а, значит, и политическими вождями. Имам — лицо

исключительно духовное, и  власть его носит теократический характер.

Четвертый халиф Али был  кровным родственником пророка  — его двоюродным

братом и зятем; приверженцы  Али не признавали законности предыдущих

халифов, т.к. они были не из рода пророка, а ≪избрались≫ религиозной

общиной, т.е. узурпировали власть. Борьба за власть приняла форму

спора о преемственности  власти в халифате. Сторонники Али  потерпели

поражение, он был убит, но его последователи укрепились в  Иране и Ираке,

и там шиизм широко распространился  как выражение протеста против

власти Арабского халифата. По шиитскому преданию, Али и его  сыновьяХасан и Хусейн пали мучениками за веру. В память этого шииты  ежегодно

справляют траурный праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично

настроенные верующие наносят  себе раны холодным оружием, выражая

свою религиозную преданность  памяти мучеников.

Сторонники имамата полагают, что государственная власть имеет  Божественную

природу и должна принадлежать лишь родственникам пророка: потомкам Али,

Фатимы, т.е. святым имамам, а  также их родственникам по боковой  линии (алиды,

фатимиды, сеиды, шерифы). Главная  черта шиизма — вера в то, что  законными

преемниками пророка Мухаммеда—имамами—могут  быть только его сородичи-

потомки, а ≪избранные≫ общиной халифы незаконны. В связи с этим шииты отвергают

сунну, составленную при  первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм

не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим

стало течение, признающее одиннадцать  законных имамов — потомков Али; двенадцатый

имам будто бы еще в IX в. таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо,

однако должен в конце  времен объявиться как спаситель  — махди. Это

наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось в Иране и с начала

XVI в. стало там официальной  государственной религией. В современных  условиях

шиизм распространен в  Иране, Йемене, на севере Иравса и др.

Шииты на протяжении всей истории  ислама с переменным успехом вели

борьбу за возращение верховной  власти. Практически везде, где шиизм  получил

распространение, его последователи  оказывались в религиозной и  политической

оппозиции, что часто сближало их с массовыми народными движениями. В VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения: ≪умеренных

≫ (зайдиты, имамиты) и ≪крайних≫ (исмаилиты). Течение исмаилитов

(по имени Исмаила, ее  основателя в VII в.) распространено  ныне в горных

районах Афганистана, Бадахшана  и др. Исмаилиты верят в то, что в их

имамах последовательно  воплощается ≪мировая душа≫. Имамы образуют

наследственную династию Агаханов, ведущих роскошную! светскую жизнь

и собирающих дань с членов секты. В учение исмаилитов влилось  много

идей из домусульманских  религиозно-философских систем Азии и из местных

народных верований. От исмаилитов отделилась в IX в. группа карма-

тов — демократическая  секта, члены которой, преимущественно  крестьяне

и бедуины Аравии, устанавливали  общность имущества. Секта карматов

просуществовала до XI в. От исмаилизма отпочковалась и секта ассасинов,

соединявшая мистицизм с  фанатической борьбой против немусульман.

В годы Крестовых походов  ассасины были самыми ярыми врагами  крестоносцев

(кстати, от названия секты  происходит французское слово  assassin —

≪убийца≫). Наконец, в XI в. от того же корня отделилась группа последователей

халифа Хакима. По имени  видного предводителя секты Исмаила  ад

Дарази последователи  секты до сих пор известны как  друзы (в Ливане).  В VIII-X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма

(от слова суфи — ≪грубая шерстяная ткань≫). Оно зародилось в недрахшиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось

влияние идей маздеизма, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали

большого значения внешней  обрядности, а искали истинного богопозна-

ния, мистического слияния  с божеством. Некоторые суфии  доходили до пантеистического

мировоззрения (Бог —  во всем мире, весь мир — проявление

или эмансипация Бога) и  тем самым удалялись от грубо  антропоморфного

представления об Аллахе, какое  дано в Коране. Суфии отмечают особое значение

имен Божьих, встречающихся  в Коране. Мистико-иантеистическое  течение

суфизма сначала подверглось  гонениям со стороны мусульманских  фанатиков-

ортодоксов, но постепенно обе  стороны пошли на уступки.

Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих

монахов — дервишей —  во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордены

были признаны законными  и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали

монашеский обет бедности, не всегда ему следовали, Их руководители,

ишаны, также значительное внимание уделяли финансовым проблемам. Некоторые

дервишские ордена применяют  в своих молебствиях т.н. зикры  — экстатические

пляски, мистические возгласы (≪ху≫) и другие шаманские способы

общения с божеством.

С суфизмом исторически связано  движение тариката. Это понятие первоначально

означало ≪благочестивый путь жизни для общения с Богом≫ (слово ≪та-

рикат≫ по-арабски означает ≪путь≫). Но впоследствии тарикатом стали называть

учение фанатиков, проповедовавших ≪священную войну≫ против христиан

и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы  на

Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль). Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду —духовному наставнику

(отсюда движение Шамиля  иногда называли мюридизмом).

Разное понимание особенностей мусульманской культуры и политики обусловливает

острую полемику вокруг этой проблемы, столкновение различных

социально-политических сил  —от прогрессивных деятелей культуры до представителей

панисламизма и мусульманского национализма.

Нераздельность политики и религии в исламе сказалась  на национально-

освободительном движении народов  колоний и зависимых стран. Исламские

знамена и лозунги сыграли  огромную мобилизующую роль в борьбе народных

масс против колонизаторов  в Алжире, Ливии, Марокко, Судане и  ряде других

стран.

Тезис о единой мусульманской  культуре нередко используется реакционными

силами для разжигания национализма, противопоставления мусульманских

народов немусульманским, при  этом игнорируется специфика национальных

Информация о работе Типы культур