Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат
По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.
Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры
ритуалов, верований ряда африканских народов позволил африканским, западным
и российским ученым прийти к ряду важных выводов о сущности мировоззренческих,
ценностных ориентации африканских культур.
Во-первых, при всем различии африканских культур их объединяет способ
мировосприятия, своя логика и познавательные установки.
Во-вторых, образ мира включаег как глубинные платы, архегипы, так и формы
миропонимания, возникшие под влиянием исторической практики и других культур.
В-третьих, элементы каргины мира актуализируются общественным сознанием
и лежат в основе менталитета верований, общественных ценностей и установок.
В-четвертых, в образе мира обнаруживаются как универсальные черты, так
и специфические особенности, позволяющие говорить о ряде различий в основных
парадигмах африканской (южной) мировоззренческой традиции, по сравнению
с западной и восточной мировоззренческими традициями.
В-пятых, особенности африканской (южной) мировоззренческой традиции
проявляются в понимании мира как гармоничной, недуальной целостности, где
космос доминирует над хаосом, где все связано со всем по принципу партииа-
ции, существует всеобщая иерархия; все в мире наделено жизненной энергией,
что ставит его в центр мироздания. Идея непрерывности, жизненной энергии,
взаимосвязи людей — живых и умерших (предков) — с богами формирует понимание
времени как обратимого и нелинейного.2
Африканские ученые обращали внимание на то, что основные составляющие политической
культуры Африки связаны не только с непосредственными факторами
политики и культуры, но и включают в себя ориентации, веры и чувства, которые
придают значение политическому процессу и обеспечивают правила, управляющие
поведением людей в политическом обществе.3 По мнению нигерийского профессора
Е.О. Ава, под политической культурой следует понимать все аспекты культуры, которые
имеют какое-нибудь влияние на политические институты и их кооперацию.
В узком смысле политическая культура, по его мнению, — это объединения старых
и новых образцов и типов политического поведения, веры и чувств людей. Для того чтобы уяснить историческую эволюцию африканской политической
культуры, следует обратить внимание на роль семьи и традиционного лидерства.
Институт семьи является
фундаментальным в любой
в концепции власти являются отражением изменения и в структуре семьи.
В каждой африканской семье есть отдельная личность, которую все уважают
и слушают. Обычно это глава семьи (самый старший). Это возникло на заре человеческой
истории, обусловливая лидирующую роль старших по возрасту как основных
хранителей и передатчиков социальной информации, обеспечивающих
ее воспроизводство. Старшие по возрасту действовали от лица предков, важной
составляющей их авторитета был страх членов социума перед возможными санкциями
со стороны предков по отношению к тем, кто нарушил социальную норму.
Наряду с семьей, основой политической деятельности, в традиционной политической
культуре всегда был коллектив—племя, клан, община. Особую роль в традиционном
африканском обществе играл и продолжает играть институт власти лидера,
его харизматическая легитимность.
Создание президентских систем в ряде африканских стран явилось
в определенной степени своеобразным отражением традиционных аспектов африканской
политической культуры, в которой существенную роль, играли авторитеты.
Важно также учитывать влияние колониализма на традиционные африканские
институты власти, который исказил характер традиционных властных
(потестарных) образований.
Были сломаны также
и контроля власти правителя. Колониальные и постколониальные
границы не совпадают с традиционными рамками властных ареалов. Традиционные
формы нотестарной или политической организации превратились
в особую скрытую властную организацию.
В зарубежной и российской этнографической литературе отношения власти
и управления в доклассовых обществах принято обозначать как ≪потестарные≫.
Был введен и широко используется термин ≪потестарно-политическая культура≫.
Анализируя политическую культуру постколониального общества Африки,
исследователь Л.Е. Куббель отмечала сложность ее образования, поскольку она
представляет собой
тической культуры и политической культуры страны-колонизатора. Первое, что
определяет характер этого взаимодействия, —разный формационный уровень.
Вторая особенность
культура колонизатора занимает господствующее и противоположное
положение к традиционной потестарно-политической культуре. По мнению
Л. Куббель, маловероятно формирование нового типа политической культуры,
органически синтезирующей особенности контактирующих культур.
Заведующий Центром
РАН, профессор Н.Д. Косухин придерживается несколько иного взгляда на классификацию
субкультур в африканской политической культуре. Он обращал внимание
на то, что, с точки зрения Л. Куббеля, послеколониальная культура Африки
включает две субкультуры
— общегосударственную и
Думается, что в данном случае... ≪смешиваются два понятия: традиционная
политическая культура и государственная идеология, что не одно и то же. Друroe дело, что существуют субкультуры правящей элиты и народных масс. Кроме
того, следует учитывать формирование субкультур и по социально-классовому
признаку (классовое сознание)≫.1
Такой же подход характерен и для Е. А. Глущенко. В одной из первых работ по
политической культуре Нигерии он выдвинул положение о замене одного типа
политической культуры другим. В частности, что с приходом к власти военных,
по мнению Е.А. Глущенко, возникает ≪политическая культура авторитарного
общества≫, которая складывается в Нигерии. И далее он прогнозирует, что в будущем
по мере становления гражданского общества следует ожидать у жителей
Нигерии ≪новых установок и приоритетов, что повлечет за собой очередную
смену типа политической культуры≫.2 В рассматриваемом анализе Н.Д. Косухин
видит ≪тот случай, когда выводы не вытекают из изложения материалов статьи,
в которой говорится о традиционной политической культуре нигерийских этносов,
продолжающей существовать и в постколониальный период. На наш взгляд,
здесь смешаны два понятия — политическая культура и господствующая идеология
авторитаризма. Вряд ли правильно говорить о смене политической культуры,
очевидно, речь может идти о ее эволюции, развитии и т.п.≫.3
Порожденное авторитаризмом социальное неравенство усилило разобщенность
в африканском обществе, нашло свое отражение в углублении конфликтности
политической культуры, которая зародилась еще в колониальном обществе:
несоответствие между элитарной политической культурой и политической
культурой масс. Исследователь Э.Е. Лебедева выделяет в современной африканской
политической культуре три субкультуры: субкультуру элиты, массовую политическую
культуру и субкультуру среднего или ≪протосреднего≫ класса.4
На наш взгляд, выдвинув
положение о субкультуре
очевидно, предполагает такие условия, которые в массовом порядке
возникнут еще нескоро и сегодня наблюдаются пока в небольшой обеспеченной
социальной прослойке африканских городов.
Таким образом, ≪по вертикали≫ политическую культуру Африки можно охарактеризовать
как сложносоставную (биполикультурную).
Если же африканскую политическую культуру рассматривать ≪по горизонтали
≫, то она выглядит как полисубкультурная. Российский африканист В.В. Бочаров
в этой связи справедливо отмечал, что ≪под покровом современных гражданских
установлений живет реальное африканское общество, состоящее из
территориально локализованных этносоциальных организмов разного уровня≫. В постколониальный период многие компоненты традиционной потестар-
но-политической культуры продолжают функционировать, особенно на низших
иерархических уровнях управленческой системы. Так, по мнению
В.А. Попова, ≪многопартийность, парламентаризм и другие атрибуты буржуазного
общества оказались лишь прикрытием трибализма, а сам трибализм представляет
не что иное, как использование элементов традиционной потестарной
культуры в борьбе за власть≫.1
Особенности менталитета африканца довольно основательно рассмотрены
в работах Л.С. Сенгора. Этот выдающийся африканский ученый и политический
деятель писал: ≪Африканский негр, образно выражаясь, заперт в своей
черной коже. Он живет в первозданной ночи и прежде всего не отделяет себя от
объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества.
Он не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив
впечатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь его
зафиксировать или убить. Он вертит его в чутких пальцах так и этак, ощупывает
его, ощущает. Африканский негр — одна из тех тварей, которые были созданы
на третий день творения: чистое сенсорное поле. Он познает "другого" на
субъективном уровне самыми кончиками усиков, если взять для сравнения
насекомое. И в этот миг движение эмоций захватывает его до глубины души
и уносит центробежным потоком от субъекта к объекту по волнам, порождаемым
"другим"≫.2
Российский исследователь В.Б. Мириманов выдвинул идею о трансформирующем
(транслиминальном) сознании в странах Тропической Африки, которое подвергается
воздействию противоположных факторов урбанизованной среды, средств
массовой информации и
местных родоплеменных
некоторые общие характеристики, отличающие транслиминальное сознание от
традиционного и научно-индустриально-
в том, что в ней значительно сильнее, чем в западных культурах, ощущается
роль политического (и иного) символа. В Африке символы в огромной мере
влияют не только на форму политического процесса, но прежде всего на его
содержание. Воздействие на политическое поведение в Африке определяется
связью политического символа с идеологическими или мировоззренческими
представлениями, а также
соответствующим уровнем
и общественного сознания африканцев.
Новые африканские элиты, приходящие к власти под знаменами формшшной
демократии, во многом действуют в традиции авторитарного правления, эксплуатируют
идеи плюрализма и преимущества соответствующей нации, народа
или трибы, широко используют идеи этнонационализма и неотрадиционализма,
что ведет к возникновению конфликтов в обществе.
Система политической коммуникации в Африке во многом является авторитарно-
односторонне направленной со слабой обратной связью при расширении
плюрализма мнений от центра к регионам и отдаленным местам по вертикали,
а также среди общественно-
при общем слабом воздействии СМИК (средств массовой информации и коммуникации)
на большинство жителей села. Существенное значение для африканского
общества будут иметь следующие аспекты: демократизация всей системы
политической коммуникации и культуры, наполнение ее глубоким содержанием,
новым ценностным смыслом, ориентацией на насущные нужды людей, повыше ние уровня их общей и политической образованности, сохранение и модификация
культурного наследия стран и всего континента, гармоничное сочетание традиционных
и современных технических средств коммуникации, творческое использование
передового мирового и африканского опыта деятельности СМИ.
Федеральное министерство информации и культуры Нигерии разработало
специальный документ, в котором определило основные принципы национальной
коммуникационной политики. К ним отнесены:
1) приоритет основных прав человека и гражданина;
2) уважительное отношение к нигерийской культуре, противодействие попыткам
СМИ западных государств представлять преимущественно негативную
картину развития Нигерии (Африки);
3) демократизация мировых,
африканских и в т.ч.
потоков;
4) плюрализм и диверсификация
СМИ в Нигерии, развитие
коммуникации;
5) сближение городских и сельских общностей людей, расширение их культурных
связей и контактов.'
Воплощение этих принципов в сфере общенациональной политической коммуникации
может содействовать демократизации всей общественной жизни страны.
Применительно к условиям африканских государств весьма перспективной представляется
концепция органического сочетания традиционных и массовых средств
общения, ее реализация в коммуникационных процессах. Дело в том, что, как