Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

Humanitas соответствует арабскому ≪инсаниййа≫, которое обозначает

человеческую природу, качество, свойственное человеку как таковому, выступает

синонимом разумности, обладания  мудрости.2

В отличие от христианства, ислам никогда не был религией угнетенных масс.

Изначально он формировался как идеология религиозно-политической организации

арабских племен, вынужденных  отстаивать свои экономические, торговые

интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое  представление

о власти и политической организации общины (уммы). Можно  сказать, что ислам

оказался идеальной религиозно-политической основой для централизованного

государства и ведения  военных действий против неверных. И далеко не случайно,

что под зеленым знаменем Аллаха воинственные арабские племена  дошли до

границ Франции и Индии. Ранний ислам был идеологией формировавшейся  этно-

политической общности, решавшей многие свои проблемы и силой оружия.

К людям, ≪имеющим Писание≫, т.е. иудеям и христианам, составители

Корана выказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной  почве именно

этих религий, на путях  их упрощения выросла идеология  ислама. Величие исламской культуры, в частности, основывается и на тех  культурных достижениях,

которые ей предшествовали.

Однако в Коране есть предписание  воевать с теми, ≪которым ниспослано

Писание≫, — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не

подчиняются религии истины.1 Однако на практике в исламе всякое разделение

между сторонниками иных религий  стерлось: все они рассматривались  как

неверные (джяур), подлежащие покорению. Под знаменем джихада (газавата)

экстремистские мусульманские  лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали

верующих к истребительной войне против всех иноверцев.

С другой стороны, неверны  представления и о повальном  обращении в ислам

всего покоренного населения. Так, период принятия ислама большинством населения

Египта занял более  трех веков, а значительное число  христиан-коптов

проживает в этой стране и поныне. В Ливане существует влиятельная  христианская

(маронитская) община, играющая  важную роль в политике.

Идеи ислама, характер социально-политической организации на его принципах,

по-видимому, во многом устраивали различные народы, оказавшиеся в  его

пространственном и духовном ареале, а также неарабскую элиту, которая со

временем получила доступ к власти. Некоторые покоренные народы вначале

принимали ислам, для того чтобы платить меньше налогов, перейти  к более

сносным условиям социальной и духовной (религиозной) жизни, а  затем интегрировались

в них.

Особенность ислама состоит  в том, что он представляет собой  целостную

совокупность права, этики, мировоззрения как целостной  социально-политической

системы и семейно-бытовых  комплексов, в которой религия  выступает

унифицирующим и объединяющим фактором. Ислам как бы развернут  в прошлое,

он имманентно ориентирован на постоянную связь с идеальной, первоначальной

моделью. В исламе источник власти — Божественный Закон, который

реализуется в конфессиональной общине, где важную роль играют улемы (исламские

авторитеты, носители и хранители  классической писаной традиции,

проповедники, законники  и судьи) и суфии (≪святые≫ учителя, проповедники,

члены суфийских орденов, в которых требовалось полное подчинение руководству

не только в религиозных, но и в светских вопросах).2

Ислам представляет собой номократию, т.е. особую религиозно-политическую

систему, в которой ≪теологически-рационалистический монизм с его приматом

коллективной субстанции видит источник власти только в Божественном

Законе≫.3 Соответственно, в нем нет принципиального различия между ≪священным

≫ и ≪светским≫.

На формирование учения ислама существенное влияние оказало то обстоятельство,

что пророк Мухаммед был  одновременно руководителем религиозной  общины, главой государства, третейским судьей и главнокомандующим. Ему  приходилось

проявлять заботу и о незыблемости основ новой веры, и об увеличении рядов

ее приверженцев, и о  расширении территории государства, и  о прочности политического

режима. Отсюда столь подробное  изложение в исламских первоисточниках

социально-нравственных и  правовых проблем. Многие видные мусульманские

религиозно-политические деятели  обращали внимание на то, что в Коране содержится

в 100 раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам культа.

Политическая культура арабских стран неразрывно связана с исламом, в основе

которого лежит культ  Аллаха, переходящий в идею предопределенности человеческих

поступков. ≪Именем Бога, всемилостивого и всемилосердного≫ — такой

формулой открывается  Коран, равно как и каждая из его  глав-сур. ≪Возлюби людей

порядочных и искренних, помогай благородным в меру присущего  им права,

утешай слабых, крепи родственные  связи; при том все это делай  ради Аллаха

и возвышения его дела≫, — говорится в известном исламском трактате.'

В Коране даются многочисленные описания-эпитеты Бога, из которых  мусульманская

традиция составляет список главных, ≪прекрасных имен≫ числом 99.2

Они представляют собой такие  характеристики, как Всемилостивый, Всемило-

сердный, Творец, Истина, Свет и т.д. Сотым обычно считается  Аллах. В соотнесении

с ≪прекрасными именами≫ образуются имена людей, согласно распространенной

у мусульман модели имени: ≪раб Бога≫, например Абд-ар-Рахман

(≪раб Всемилостивого≫), Абд-ал-Хакк (≪раб Истины≫) и т.д.

В соответствии с Кораном  Аллах все знает и направляет правоверных в их

жизни.  Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных

положений о человеке. ≪Знайте, — предупреждает Коран, — что жизньв здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между

вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она  подобна тем произрастаниям

при дожде, которые собой  пленяют земледельца, потом увядают, после

того видишь их пожелтевшими, напоследок делаются сухими стеблями≫. Коран весьма

строг к человеку: ≪Здешняя жизнь—только игра и забава; будущее жилье лучше для

тех, которые богобоязненны≫. Традиции исламской культуры весьма определенны

и включают, как известно, и строгий пост, и категорический запрет на употребление

алкогольных напитков, и  суровые меры наказания к нарушившим его каноны.

Культ ислама опирается на пять основных обязанностей (≪столпов веры≫)

мусульман.

1. Исповедание веры. Шахада (≪свидетельство≫), или исповедание веры,

состоит в произнесении формулы ≪Нет никакого божества, кроме Аллаха,

а Мухаммед — посланник  Аллаха≫. Шахада произносится громким голосом,

с пониманием смысла и от чистого сердца. Как только ребенок  появляется

на свет, ему в ухо  произносят ее вместе с другими благочестивыми

формулами. При уходе из мира мусульманину следует произнести шахаду,

а если умирающий не в  силах это сделать сам, за него ее произносят другие.

2. Молитва (салят — перс, намаз — татарск.). Ежедневная пятикратная

ритуальная молитва совершается  пять раз в день: на рассвете, в  полдень,

в позднее время дня, после  заката и перед сном. Перед молитвой совершается

ритуальное омовение. Салят  следует творить, обратясь лицом  в сторону

Мекки.

3. Милостыня (закят), которая платится с любого имущества или плодов земледелия,

не предназначенных для  личных нужд или ведения хозяйства. Закят

платят с урожая (10%), с  добычи драгоценных камней, минералов, жемчуга

(20% их стоимости) и др. Если салят — обязательство  верующего перед Богом,

то закят — перед  людьми. Раньше закят собирался государством, теперь —

это добровольный долг. Закят  исторически, с одной стороны, символизировал

единство религиозной  общины, заботу богатых о бедных; с другой — использовался

в качестве оправдания претензий  политической и религиозной власти

(в случае необходимости)  на имущество любого состоятельного  мусульманина.

В принципе, Коран защищает право частной собственности. Торговая прибыль

объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: ≪Аллах

разрешил торговлю и запретил рост≫.

4. Пост (саум — араб., ураза — татарск.), предписанный верующим в течение

всего месяца рамадан (9-го месяца мусульманского календаря), в который,

по преданию, Мухаммеду  были ниспосланы фрагменты Корана.

5. Паломничество в Мекку (хадж), рекомендуемое совершить хотя бы один

раз в жизни. Желательно также  посещение могилы Пророка в Медине.'  Существуют и другие религиозные обряды и ритуалы, система исламских

праздников (курбан-байрам, ураза-байрам, мирадж, мавлид и др.). Исламская

культура постулирует  равенство всех мусульман перед  Аллахом. Каждый правоверный

может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в исламе нет

места для личности, для  личности как ценности. Ради спасения людей Аллах не

приносил в жертву своего сына. Вследствие этого в мусульманской  культуре

невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности.

Аллах рассматривается в  исламской литературе как абсолютная ценность,

и в жизни человека он не воплощается. Феномен Аллаха состоит  в том, что он

постоянно остается чем-то вечным для людей, лежащим за пределами  их личного

опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха—мессия (махди). Такие

махди появляются, чтобы  исправить положение на Земле, восстановить справедливость.

Но положение от одной  эпохи к другой становится все  хуже. Идея

мессианства в мусульманской  культуре дополняется эсхатологией — учением

о конце света. Следует  заметить, что и по сей день для  многих мусульман авторитетное

≪слово Аллаха≫ значительнее научных истин.

На Земле сила Аллаха воплощается  в мусульманской общине — умме. Умма

символизирует собой по существу общность всех правоверных. Жизнь каждого

мусульманина, его образ  мыслей, быт и система ценностей  строго контролировались

уммой, вне которой индивид  становился изгоем и не мог рассчитывать

на благочестие и религиозное  спасение. Отношения мусульман внутри уммы

регламентируются Кораном, сунной и шариатом. Шариат исходит  из принципа

равенства мусульман и  выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское

же равенство предполагает, что все не более, чем песчинка, по сравнению

со всемогущим Аллахом, и  каждый покорный воле Аллаха и судьбе является

воином ислама (федаином).

Причастность к исламу, к общине (умме) в мусульманской  культуре расценивается

выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы.

Мусульманская культура практически  не признает социальную замкнутость

сословий, наследственное социальное неравенство. ≪Напротив, религиозно

освящен и практически  всегда реализовывался принцип социальной мобильности:

сила, способности, случай открывают  двери наверх перед каждым,

достойным того. Теоретически раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-

крестьянин — уважаемым  знатоком ислама, высокопоставленным улемом, солдат

— военачальником≫.'

Вся система исламской  культуры воспитывала в правоверном  чувство превосходства

Информация о работе Типы культур