Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат
По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.
Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры
Humanitas соответствует арабскому ≪инсан
человеческую природу, качество, свойственное человеку как таковому, выступает
синонимом разумности, обладания мудрости.2
В отличие от христианства, ислам никогда не был религией угнетенных масс.
Изначально он формировался
как идеология религиозно-
арабских племен, вынужденных отстаивать свои экономические, торговые
интересы. Поэтому в исламе сразу же сформировалось жесткое представление
о власти и политической организации общины (уммы). Можно сказать, что ислам
оказался идеальной религиозно-
государства и ведения военных действий против неверных. И далеко не случайно,
что под зеленым знаменем Аллаха воинственные арабские племена дошли до
границ Франции и Индии. Ранний ислам был идеологией формировавшейся этно-
политической общности, решавшей многие свои проблемы и силой оружия.
К людям, ≪имеющим Писание≫, т.е. иудеям и христианам, составители
Корана выказывают уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно
этих религий, на путях их упрощения выросла идеология ислама. Величие исламской культуры, в частности, основывается и на тех культурных достижениях,
которые ей предшествовали.
Однако в Коране есть предписание воевать с теми, ≪которым ниспослано
Писание≫, — с иудеями и христианами, — если они не веруют в Аллаха и не
подчиняются религии истины.1 Однако на практике в исламе всякое разделение
между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались как
неверные (джяур), подлежащие покорению. Под знаменем джихада (газавата)
экстремистские мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали
верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
С другой стороны, неверны представления и о повальном обращении в ислам
всего покоренного населения. Так, период принятия ислама большинством населения
Египта занял более трех веков, а значительное число христиан-коптов
проживает в этой стране и поныне. В Ливане существует влиятельная христианская
(маронитская) община, играющая важную роль в политике.
Идеи ислама, характер социально-политической организации на его принципах,
по-видимому, во многом устраивали различные народы, оказавшиеся в его
пространственном и духовном ареале, а также неарабскую элиту, которая со
временем получила доступ к власти. Некоторые покоренные народы вначале
принимали ислам, для того чтобы платить меньше налогов, перейти к более
сносным условиям социальной и духовной (религиозной) жизни, а затем интегрировались
в них.
Особенность ислама состоит в том, что он представляет собой целостную
совокупность права, этики, мировоззрения как целостной социально-политической
системы и семейно-бытовых комплексов, в которой религия выступает
унифицирующим и объединяющим фактором. Ислам как бы развернут в прошлое,
он имманентно ориентирован на постоянную связь с идеальной, первоначальной
моделью. В исламе источник власти — Божественный Закон, который
реализуется в конфессиональной общине, где важную роль играют улемы (исламские
авторитеты, носители и хранители классической писаной традиции,
проповедники, законники и судьи) и суфии (≪святые≫ учителя, проповедники,
члены суфийских орденов, в которых требовалось полное подчинение руководству
не только в религиозных, но и в светских вопросах).2
Ислам представляет собой номократию, т.е. особую религиозно-политическую
систему, в которой ≪теологически-
коллективной субстанции видит источник власти только в Божественном
Законе≫.3 Соответственно, в нем нет принципиального различия между ≪священным
≫ и ≪светским≫.
На формирование учения ислама существенное влияние оказало то обстоятельство,
что пророк Мухаммед был одновременно руководителем религиозной общины, главой государства, третейским судьей и главнокомандующим. Ему приходилось
проявлять заботу и о незыблемости основ новой веры, и об увеличении рядов
ее приверженцев, и о расширении территории государства, и о прочности политического
режима. Отсюда столь подробное
изложение в исламских
социально-нравственных и правовых проблем. Многие видные мусульманские
религиозно-политические деятели обращали внимание на то, что в Коране содержится
в 100 раз больше стихов по социальным вопросам, чем по вопросам культа.
Политическая культура арабских стран неразрывно связана с исламом, в основе
которого лежит культ Аллаха, переходящий в идею предопределенности человеческих
поступков. ≪Именем Бога, всемилостивого и всемилосердного≫ — такой
формулой открывается Коран, равно как и каждая из его глав-сур. ≪Возлюби людей
порядочных и искренних, помогай благородным в меру присущего им права,
утешай слабых, крепи родственные связи; при том все это делай ради Аллаха
и возвышения его дела≫, — говорится в известном исламском трактате.'
В Коране даются многочисленные описания-эпитеты Бога, из которых мусульманская
традиция составляет список главных, ≪прекрасных имен≫ числом 99.2
Они представляют собой такие характеристики, как Всемилостивый, Всемило-
сердный, Творец, Истина, Свет и т.д. Сотым обычно считается Аллах. В соотнесении
с ≪прекрасными именами≫ образуются имена людей, согласно распространенной
у мусульман модели имени: ≪раб Бога≫, например Абд-ар-Рахман
(≪раб Всемилостивого≫), Абд-ал-Хакк (≪раб Истины≫) и т.д.
В соответствии с Кораном Аллах все знает и направляет правоверных в их
жизни. Мировоззренческая сердцевина исламской культуры содержит ряд принципиальных
положений о человеке. ≪Знайте, — предупреждает Коран, — что жизньв здешнем мире есть обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие между
вами, желание отличиться множеством имущества и детей: она подобна тем произрастаниям
при дожде, которые собой пленяют земледельца, потом увядают, после
того видишь их пожелтевшими, напоследок делаются сухими стеблями≫. Коран весьма
строг к человеку: ≪Здешняя жизнь—только игра и забава; будущее жилье лучше для
тех, которые богобоязненны≫. Традиции исламской культуры весьма определенны
и включают, как известно, и строгий пост, и категорический запрет на употребление
алкогольных напитков, и суровые меры наказания к нарушившим его каноны.
Культ ислама опирается на пять основных обязанностей (≪столпов веры≫)
мусульман.
1. Исповедание веры. Шахада (≪свидетельство≫), или исповедание веры,
состоит в произнесении формулы ≪Нет никакого божества, кроме Аллаха,
а Мухаммед — посланник Аллаха≫. Шахада произносится громким голосом,
с пониманием смысла и от чистого сердца. Как только ребенок появляется
на свет, ему в ухо произносят ее вместе с другими благочестивыми
формулами. При уходе из мира мусульманину следует произнести шахаду,
а если умирающий не в силах это сделать сам, за него ее произносят другие.
2. Молитва (салят — перс, намаз — татарск.). Ежедневная пятикратная
ритуальная молитва
в позднее время дня, после заката и перед сном. Перед молитвой совершается
ритуальное омовение. Салят следует творить, обратясь лицом в сторону
Мекки.
3. Милостыня (закят), которая платится с любого имущества или плодов земледелия,
не предназначенных для личных нужд или ведения хозяйства. Закят
платят с урожая (10%), с добычи драгоценных камней, минералов, жемчуга
(20% их стоимости) и др. Если салят — обязательство верующего перед Богом,
то закят — перед людьми. Раньше закят собирался государством, теперь —
это добровольный долг. Закят исторически, с одной стороны, символизировал
единство религиозной общины, заботу богатых о бедных; с другой — использовался
в качестве оправдания претензий политической и религиозной власти
(в случае необходимости)
на имущество любого
В принципе, Коран защищает право частной собственности. Торговая прибыль
объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается: ≪Аллах
разрешил торговлю и запретил рост≫.
4. Пост (саум — араб., ураза — татарск.), предписанный верующим в течение
всего месяца рамадан (9-го месяца мусульманского календаря), в который,
по преданию, Мухаммеду были ниспосланы фрагменты Корана.
5. Паломничество в Мекку (хадж), рекомендуемое совершить хотя бы один
раз в жизни. Желательно также посещение могилы Пророка в Медине.' Существуют и другие религиозные обряды и ритуалы, система исламских
праздников (курбан-байрам, ураза-байрам, мирадж, мавлид и др.). Исламская
культура постулирует равенство всех мусульман перед Аллахом. Каждый правоверный
может рассчитывать на справедливый суд и спасение. Но в исламе нет
места для личности, для личности как ценности. Ради спасения людей Аллах не
приносил в жертву своего сына. Вследствие этого в мусульманской культуре
невозможна идея Богочеловечества, равенства общества и личности.
Аллах рассматривается в исламской литературе как абсолютная ценность,
и в жизни человека он не воплощается. Феномен Аллаха состоит в том, что он
постоянно остается чем-то вечным для людей, лежащим за пределами их личного
опыта. К людям обращается лишь посланник Аллаха—мессия (махди). Такие
махди появляются, чтобы исправить положение на Земле, восстановить справедливость.
Но положение от одной эпохи к другой становится все хуже. Идея
мессианства в мусульманской культуре дополняется эсхатологией — учением
о конце света. Следует заметить, что и по сей день для многих мусульман авторитетное
≪слово Аллаха≫ значительнее научных истин.
На Земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине — умме. Умма
символизирует собой по существу общность всех правоверных. Жизнь каждого
мусульманина, его образ мыслей, быт и система ценностей строго контролировались
уммой, вне которой индивид становился изгоем и не мог рассчитывать
на благочестие и религиозное спасение. Отношения мусульман внутри уммы
регламентируются Кораном, сунной и шариатом. Шариат исходит из принципа
равенства мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Мусульманское
же равенство предполагает, что все не более, чем песчинка, по сравнению
со всемогущим Аллахом, и каждый покорный воле Аллаха и судьбе является
воином ислама (федаином).
Причастность к исламу, к общине (умме) в мусульманской культуре расценивается
выше, чем деление на расы, народы, племена и языковые группы.
Мусульманская культура практически не признает социальную замкнутость
сословий, наследственное социальное неравенство. ≪Напротив, религиозно
освящен и практически всегда реализовывался принцип социальной мобильности:
сила, способности, случай открывают двери наверх перед каждым,
достойным того. Теоретически раб мог стать эмиром и султаном, бедняк-
крестьянин — уважаемым знатоком ислама, высокопоставленным улемом, солдат
— военачальником≫.'
Вся система исламской культуры воспитывала в правоверном чувство превосходства