Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

культур и политического  генезиса отдельных народов, исповедующих ислам.

Ислам высоко оценивает значение государства как непременной  предпосылки

существования мусульманской  общины. Вне государственной формы  община,

с точки зрения исламской  доктрины, существовать не может. Можно  сказать,

что ислам почти никогда  не подменял государство. Он обычно стремился

превратить государственный  механизм в религиозный институт, а гражданское

общество —в общину верующих. Характерная особенность мусульманской религии состоит в том, что она

энергично вмешивается во все стороны жизни людей. И  личная, и семейная

жизнь верующих мусульман, и  вся общественная жизнь, политика, правовые

отношения, суд, культурный уклад — все это должно быть подчинено целиком

религиозным законам. В прежние  времена в мусульманских странах  имело место

полное сращивание государственной  и церковной власти: глава государства

(халиф, падишах) считался  преемником пророка, высшее духовенство  составляло

штат его советников, суд  находился целиком в руках  духовных лиц.

И уголовное, и гражданское  право было построено всецело  на религиозном законе

— шариате, который включает религиозную догматику, исламскую  этику

и т.н. практические нормы. Следили  за выполнением норм шариата и  толковали

их мусульманские богословы. Поэтому мусульманское духовенство  выполняло

и выполняет как светские, так и чисто религиозные функции. Мулла, состоящий

при мечети, — это собственно учитель в церковной школе. Кади — это судья,

знаток шариата. Муфтий —  более высокий духовный чин —  главный авторитет

в вопросах шариата. Улем —  ученый богослов, преподаватель в  высшей религиозной

школе; совет улемов давал  свои заключения по вопросам религии  и права.

Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах  стоял шейх-уль-

ислам — видный богослов, он же советник государя. Даваемые шейх-уль-исла-

мом разъяснения по тем  или иным спорным вопросам догматики  или политики

права считались непререкаемым  законом.

Обучение молодежи в мусульманских  странах прежде было тоже чисто

религиозным. Низшие школы  — мектебы — состояли при мечетях. Высшие

школы — медресе —  представляли собой своего рода духовные академии.

В них студенты изучали  Коран и прочую религиозную литературу, богословские

вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский.

Арабская система письма была принята и в тюркских, и  в иранских языках,

хотя она для них  и малоприспособлена.

Мусульманская церковь в  странах ислама была обычно и крупной  экономической

силой. Согласно шариату  церковь может владеть имуществом, и это

имущество считается неотчуждаемым (вакф, множественное число —  вакуф).

Вакуфные земли состояли из пожалований от халифов (в эпоху  завоеваний), из

пожертвований и пр. Они  были очень велики: например, в странах  Средней

Азии до половины всех обрабатываемых земель принадлежало церкви, и они

приносили огромные доходы; за счет вакуфных имуществ и кормилось  многочисленное

духовенство.

Хотя правоверный ислам  не идет на компромиссы с другими  религиями

(в отличие, например, от  буддизма), но в народных массах  мусульманские верования иногда  переплетаются с древними домусульманскими. В слаборазвитых

странах распространен культ  местных святых. Мусульманские святые подчас

оказываются древними местными божествами-покровителями, которым  даны

мусульманские имена. Во многих местах, особенно в Средней Азии, культ святых

связан с культом мазаров  — якобы гробниц этих святых, а на самом деле

древних местных святилищ. Более того, в последнее время  в исламе обнаружен

(особенно у народов  Средней Азии) целый пласт влившихся  в него, но глубоко

архаичных верований и  обрядов, относящихся к культу земледельческих  божеств,

к родовому культу предков, к шаманизму. В среде мусульман  распространена

также вера в магию, ношение  амулетов (часто с текстом из Корана).

Многие .муллы выполняют  функции заклинателей, знахарей.

Дальнейшее развитие культурного  диалога между Востоком и Западом

часто связывается с необходимостью определенной секуляризации восточных

обществ и их включением в постиндустриальный этап развития. Четкое разделение

религиозной и светской сфер, как известно, явилось историческим путем

развития западной цивилизации.

Что касается стран мусульманского Востока, то перед ними действительно

стоит актуальная проблема соотношения ислама, национализма и  модернизации.

Однако модернизация никогда  напря≫мую не связывалась с отделением ≪церкви≫

от государства, а религиозная  вера принципиально не может рассматриваться  как

частное дело человека. Ведь в целом ислам представляет собой  нерасторжимое

единство религии, культуры и социально-политического устройства, тотальную

систему, объемлющую в их единстве все стороны, все уровни жизни и деятельности

человека. Ислам не дифференцирует духовную и мирскую сферы, ему  чуждо

характерное для христианства различие понятий ≪Божьего≫ и ≪кесарева≫, что

являлось аксиомой как  у средневековых авторитетов  религиозного знания (уле-

мов и факихов), так и  у современных идеологов ислама. Например, известный

исламский реформатор Рашид  Рида считал, что ≪ислам есть в равной степени

духовное начало и социально-политический идеал≫, а девиз современных братьев-

мусульман гласит, что ≪ислам есть религия и государство≫.

Теоретически любое исламское  государство должно руководствоваться  шариатом

(Божественным законом). Шариат  означает в переводе (араб, ≪аш-шариа≫)

≪путь следования≫ и составляет то, что называется мусульманским правом. Рациональное

осмысление шариата получило название ≪иджтихад≫ (буквально ≪усердие

≫, ≪настойчивость≫, ≪прилежание≫). Источниками мусульманско-правовой доктрины

являются Коран, Сунна, ≪иджма≫ (единодушное мнение крупнейших

муджтахидов) и ≪кийас≫ (аналогия, сравнение). Для обозначения как всей этой доктрины,

так и формулируемых ею норм мусульманско-правовая мысль использует

термин ≪фикх≫ (буквально ≪глубокое знание≫). Любые указы, законы с точки зрения

ислама считаются подлинными лишь тогда, когда они приобретают  сакральный

характер, подтверждаются заключением  религиозных институтов (или их представителей).

Особое значение имеет  решение высшего религиозного авторитета

(муфтия) по важным вопросам  религиозно-политического характера  —фетва.

Характерной чертой исламского права является не только то, что  оно определяет

обязанности по отношению  к Богу, но и содержит комплекс конкретныхпредписаний  и правила поведения в различных  областях жизни: обязательные,

рекомендуемые, позволяемые, неодобряемые и запрещенные. Соответствующие

санкции налагаются мусульманским  судьей. Для мусульман шариат воплощает

то, что для американского  общества представляет Конституция  США

и многое сверх этого. Можно  сказать: ≪там, где перестали применять мусульманское

право, ислам больше не существует≫.1 Именно шариат остается ведущей

конститутивной основой  религиозно-культурного единства мусульманского

мира, выражает формальную (нормативную) унификацию ислама, ставит религиозные

ценности выше политических или толкует последние с точки  зрения

религии и в рамках исламского права и традиции. При толковании современных

конституций ряда арабских стран, провозглашающих шариат основным источником

законодательства, подчеркивается, что таким источником выступают

общие принципы, разработанные  доктриной мусульманского права.2

Ислам и мусульманское  право подчас ассоциируются с  необходимостью жесткого

следования уходящим своими корнями в прошлое решениям. Между  тем

мусульманско-правовая наука  вообще не могла бы существовать без  иджтихада—

творческого рационального  начала, предполагающего возможность  выбора, самостоятельного

решения, допускающего разнообразие подходов. Ислам традиционно

поощряет знание. В этой связи особую значимость приобретает  та сторона

ислама, которая наполнена  нравственными ценностями, началами умеренности,

взвешенности и терпимости. В теории исламское право считается  стоящим вне

политики, обосновывает ее правовые рамки. Речь идет о выборе между различными

подходами к шариа-iy, об умении использовать его достижения во благо  человека

и общества. Причем мусульманское  право в современном мире позитивно

взаимодействует с европейской  правовой культурой, исходит из уважения общепризнанных

норм и принципов международного права, соблюдения прав и интересов

как мусульман, так и немусульман. Без учета этих моментов цивилизованное

толкование и использование  шариата представляется ненаучным.

В общности как в коллективном носителе святости норма предполагает полное

тождество прав и обязанностей человека и как верующего, и как  гражданина

государства. В идеале такая  общность представляется строго определенной

системой отношений людей, равных перед Богом во всем. Все  экономические

предписания ислама — закят, риба, право наследования и т.д. —  исходят из кор-

поративистского эгалитаризма и направлены на его воспроизводство. Эгали-

тарно-корпоративистский  идеал общественного и государственного устройства,

отождествляемый с мединским  государством и ранним халифатом, на протяжении

веков служил ориентиром исламских  социальных теорий, моделью, с которой

сопоставлялись реальные политические преобразования. Признание  этой

модели является отличительным  признаком исламской общественной мысли.  Политическое и социальное восприятие мира в исламе происходит через

Коран, причем важнейшую  роль здесь играет мусульманская  община как непреходящая

ценность, вокруг которой, в  принципе, мир может изменяться, а она, по

сути, вечна. Религиозные  идеологи выдвигают и обосновывают ту мысль, что

исламская история якобы  не имеет политической истории как  таковой и что

существует только история  конфессиональной общины, по отношению  к которой

возвышение или упадок политических организаций есть явление  в известном

смысле случайное и  преходящее.

Ясно, что идеал ислама после эпохи ≪праведных халифов≫ никогда не мог

быть осуществлен практически. Содержательно он определялся через  соотношение

с реальными государствами: их признание или оппозицию к  ним. В исламе

не было института церкви, носителя и персонификатора идеала, института,

решения которого силой авторитета сообщали бы идеалу юридическую нормативность,

социальную определенность и каноническую однозначность.

В исторической практике развития мусульманского мира только государство

реально выступало арбитром ≪истинности≫ интерпретации идеала. Исламский

идеал постоянно соотносится  с государством как норма, стандарт, он никогда

не сливается с ним, подобно тому как в католицизме  он однозначно

связывается с церковью, духовным сословием, папской теократией.

Было бы неверно думать, что с исламом неразрывно связан определенный

политический строй. В  истории существования мусульманских  государств были

Информация о работе Типы культур