Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

включающие десятки стран  мира, выступают в качестве своеобразной

системы, дублирующей международные  институты глобального масштаба. В конституциях многих арабских государств, в их политической практике,

в политических и религиозных  лозунгах декларируется принадлежность этих

стран к ≪арабской нации≫, ислам провозглашается государственной религией.

Например, в Конституции  Ливии говорится о том, что  граждане этой страны

≪являются частью арабской нации≫, целью государства является ≪обеспечение

арабского единства≫, ≪государственной религией является ислам≫.В ряде арабских странах, где есть и другие верования (христианство), ислам

обычно выступает в  роли государственной религии. Так, например, в Судане, где

значительную часть населения  составляют мусульмане (суннитского  толка), а на

юге страны широко распространены христианство и традиционные африканские

религии, с середины 80-х  гг. XX в. в основу всей судебной системы  был положен

шариат — свод исламских  законов. Ислам является государственной  религией

Судана, большое значение в политической и религиозной  жизни страны играют

тарикаты — мусульманские  духовные ордена, суфийские братства.'

В то же время следует  обратить внимание и на неоднородность исламского

мира, наличие в нем  противоречий, военных конфликтов, альтернативных организаций

(например, Организации Исламской  конференции, объединяющей глав

правительств мусульманских  стран, и Народной Исламской конференции, включающей

ряд оппозиционных правительствам в соответствующих странах сепаратистских,

автономистских и других организаций и групп). Большинство

международных исламских  организаций выступают против расширения влияния

Запада на исламский мир, за освобождение Иерусалима и оккупированных

Израилем территорий, поддерживают исламские движения и национальные меньшинства

в других странах мира.

Значительна дифференциация арабских стран по уровню социально-экономического

развития, характеру политических режимов и другим особенностям

их развития.

Изучение политической культуры и политического участия в  арабских странах

целесообразно основывать на анализе характерных особенностей исламской

цивилизации, ее культуры и  политики, их воздействия на политические

явления и процессы.

Ислам так же, как и  другие религии: буддизм, иудаизм, христианство — был

порожден в соответствующих  условиях социума. Он представляет собой  сравнительно

молодую религию. Хорошо известно, что Ветхий Завет—Священное

Писание и для иудеев, и для христиан различных направлений. Коран же как

значительно более поздний  источник взял некоторые важные идеи из этих писаний,

не отрицает других, более  ранних, чем Мухаммед, посланников  Бога, но

считает ≪более поздние откровения Бога самыми правильными. В первых переводах

Корана на различные языки  понятие "Аллах" переводилось как "Бог"

(единый для различных  вер и верующих. Но затем слово ≪Аллах≫ оставили без

перевода, что создает  впечатление, будто у мусульман  свой "Бог")≫.

Коран (араб. ≪аль-Курьан≫ происходит от глагола ≪караа≫, что означает

≪декламировать≫, ≪читать вслух речитативом≫) — главная священная книга мусульман,

представляет собой крупный  литературный памятник, уникальное собрание

проповедей, изречений, притч, молитв и заклинаний, а также установлений,

носящих ритуальный, обрядовый  характер. Включает 114 сур (глав,

буквально ≪ряд≫, ≪шеренга≫). Суры, в свою очередь, состоят из более чем

1200 аятов (буквально ≪чудо≫, ≪знамение≫) — стихов. Коран содержит более

500 страниц текста на  арабском языке. Почти таков  же объем перевода Коранана  восточные и западные языки.  Главной среди сур Корана считается  первая —

≪аль-Фатиха≫ (≪Открывающая книгу≫), которая часто употребляется как молитва:

≪Во имя Аллаха милостивого, милосердного! 1. Хвала — Аллаху, Господину

миров 2. Милостивому, милосердному, 3. Царю в день суда! 4. Тебе

мы поклоняемся и просим помочь! 5. Веди нас по дороге прямой, 6. По

дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, 7. Не тех, которые  находятся

под гневом, и не заблудших≫.

Коран был канонизирован  в 1923 г. в Каире с выходом его  официального

издания. Оригинал Корана согласно преданию начертан на листах (сухуф),

которые якобы хранятся на небесах. ≪Буквы, звуки и написанные знаки Корана

изначальны, предвечны≫, — писал известный мусульманский богослов и историк

исламской культуры М. Аш-Шахрастани.1

Корану тридцать веков. Около  миллиарда человек на земном шаре относятся

к нему с благоговением. Для  мусульманина Коран — воплощение Божественного

откровения, для людей  иных взглядов — выдающийся памятник культуры. Нормами

и правилами Корана руководствуются  многие исламские государства и  сотни

миллионов мусульман. Без  Корана практически невозможно понять духовную

жизнь, культуру, обычаи мусульман, историю и специфику исламской  цивилизации.

Его идеи пронизывают всю  жизнь мусульманского Востока, ориентируя людей

как в религиозном плане, так и в социально-политических, правовых, нравственных

и весьма подробно в семейно-бытовых  аспектах жизни. Основные идеи ислама

являются объектом острого  противоборства различных мусульманских  течений

и политических сил в арабских и сопредельных с ними государствах.

В последние десятилетия  стали популярными попытки объявить Коран ≪исламской

конституцией≫, призывы ≪идти назад к Корану≫, стремление использовать

Коран как своего рода знамя  фундаменталистских течений и антиглобалистских

выступлений. Все это показывает, что самые различные, часто диаметрально

противоположные по своим  социальным, политическим и религиозным  интересам

силы и движения едины  в общем понимании и признании  высочайшего

авторитета Корана как  главного стержня ислама, духовной основы этой великой

мировой религии.

Ислам возник в VII в. в Мекке, где, как и во всей Аравии, в тот  период господствовало

язычество, но в сочетании  с верой в Верховного Бога, Аллаха.

Решающую роль в распространении  ислама сыграл его Пророк —Мухаммед

(570-632 гг.), призванный на  пророческое служение в возрасте

сорока лет. Священное  Писание мусульман —Коран, по преданию, было

ниспослано ему через  архангела Джабраила (Гавриила). Боговдохновены-

ми являются также собственные  изречения Пророка и его деяния, зафиксированные

в преданиях —хадисах. Нормативная  часть хадисов (т.е. те изних, чему надлежит следовать и подражать) известна как сунна, пророческая

традиция. Согласно исламскому учению пророчество универсально,

и не было народа, кому Господь  не даровал хотя бы одного пророка.

Их общее число определяется преданием в 124 тысячи. В Коране упоминаются

около 30 посланников Бога, известных по Библии: от Адама, Еноха,

Авраама, Моисея, Ноя, Давида, Соломона до Иоанна Крестителя, Иисуса

и Мухаммеда, который был  последним и в силу этого для  мусульман

является наиболее авторитетным. Оригиналы Писаний (Торы, Евангелия,

Корана) якобы хранятся на небесной скрижали. Мекканские многобожники встречали проповеди Мухаммеда преследованиями

и гонениями, вследствие чего в 622 г. вместе с немногочисленными  приверженцами

он переселился в Медину, где в последующие 10 лет ему  удалось

сплотить вокруг себя арабское население города, а затем —  обратить население

Мекки и приобщить к  исламу большинство племен Аравийского  полуострова.

Дело Пророка продолжили четыре праведных халифа (≪преемники≫ — Абу-

Бакр, Омар, Осман и Али  — правили в 622-661 гг.), при которых  ислам распространился

на территории Сирии, Палестины, Северной Африки, Ирака, Ирана

и Средней Азии. Дальнейшее распространение ислама продолжалось и при династиях

Омейядов (661-750 гг.) и Аббасидов (750-1258 гг.).1

Основы исламской цивилизации  были заложены в VI1-IX вв. н. э. Она во многом

явилась результатом стремительных  арабо-мусульманских завоеваний огромных

территорий от Пиренейского полуострова до Индонезии и Филиппин, отличавшихся

крайне разнородным в  этническом, культурном и конфессиональном отношениях

населением. Распространение  ислама было достаточно быстрым. Победоносная

экспансия аравийских арабов произошла главным образом после  смерти

пророка Мухаммеда (632 г.). При  халифе Омаре (634-364 гг.) были завоеваны  Месопотамия,

Египет, Палестина, Сирия, Закавказье, территория Ирана, Киренаика.

К VIII в. ислам достиг окраины  Китая, долины Инда, берегов Атлантики. Многие

воинственные тюркские племена  нашли в исламе адекватную своим  настроениям

идеологию и культуру. Используя  ислам, сначала сельджуки, а затем  османы вели

захватнические войны  в Византии и Восточной Европе. В XVI в. на завоеванной

территории Индии Бабур  основал исламскую империю Великих  Моголов. В Индонезии

ислам получил распространение  в XIV-XVI вв. главным образом через  арабских

и индийских купцов и почти  совсем вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова

Бали). В XIV в. ислам проник также к кипчакам в Золотую  Орду, к булгарам

и другим народам Причерноморья  и далее—на Северный Кавказ и Западную Сибирь.

Исламская цивилизация сложилась  не сразу. Рассматривая общие духовные

принципы ислама, его известный  исследователь Г.Э. фон Грюнебаум  писал, что

≪в ходе развития исламской цивилизации инородные культурные традиции были

впитаны, модифицированы и  вновь устранены. Некоторые из этих традиций

были использованы при  формировании Запада. В целом подъем и упадок исламской

цивилизации между VII и XII вв. в почти драматической форме  освещаетпроцесс культурного взаимодействия и культурной трансформации, а также

и принципы культурного влияния≫.1

Необходимо обратить внимание на то, что древнегреческие наука  и философия

дошли до европейцев через  мусульманских посредников в  переводе с арабского

языка. Не будь этих ученых и  философов ближневосточного Средневековья,

Европа, возможно, так никогда  и не познакомилась бы с культурным

наследием своей собственной  древности.

В этой связи следует выделить значение трудов Аль-Фараби — одного из

основоположников аристотелизма  на Ближнем и Среднем Востоке. Его

называли Вторым учителем (Первый — Аристотель). Аль-Фараби (870-950 гг.)

жил в городах: Фараб (на Сыр-Дарье), Багдаде, Дамаске, автор около 100 работ,

посвященных проблемам науки, философии, социальным вопросам.

Можно заметить, что философия  европейского иудаизма, начиная со Средних

веков и вплоть до Спинозы, развивалась под непосредственным воздействием

трудов Мусы ибн-Маймуна (Маймонида), лейб-медика каирского

султана Салах-ад-дина (Саладдина). Символика и поэтические образы

Данте, как известно, частично заимствованы у знаменитого мусульманского

философа-эзотериста Мухиддина  ибн-Араби. Многие писатели-гуманисты

европейского Возрождения  широко пользовались художественными

средствами, разработанными в арабской и иранской классической поэзии.

Кроме того, сам термин ≪гуманизм≫ (≪человечность≫) был известен и на

фарси, художественно осмыслялся Саади еще до европейского Ренессанса.

Информация о работе Типы культур