Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат
По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.
Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры
включающие десятки стран мира, выступают в качестве своеобразной
системы, дублирующей международные
институты глобального
в политических и религиозных лозунгах декларируется принадлежность этих
стран к ≪арабской нации≫, ислам провозглашается государственной религией.
Например, в Конституции Ливии говорится о том, что граждане этой страны
≪являются частью арабской нации≫, целью государства является ≪обеспечение
арабского единства≫, ≪государственной религией является ислам≫.В ряде арабских странах, где есть и другие верования (христианство), ислам
обычно выступает в роли государственной религии. Так, например, в Судане, где
значительную часть населения составляют мусульмане (суннитского толка), а на
юге страны широко распространены христианство и традиционные африканские
религии, с середины 80-х гг. XX в. в основу всей судебной системы был положен
шариат — свод исламских законов. Ислам является государственной религией
Судана, большое значение в политической и религиозной жизни страны играют
тарикаты — мусульманские духовные ордена, суфийские братства.'
В то же время следует обратить внимание и на неоднородность исламского
мира, наличие в нем противоречий, военных конфликтов, альтернативных организаций
(например, Организации Исламской конференции, объединяющей глав
правительств мусульманских стран, и Народной Исламской конференции, включающей
ряд оппозиционных правительствам
в соответствующих странах
автономистских и других организаций и групп). Большинство
международных исламских организаций выступают против расширения влияния
Запада на исламский мир, за освобождение Иерусалима и оккупированных
Израилем территорий, поддерживают исламские движения и национальные меньшинства
в других странах мира.
Значительна дифференциация арабских стран по уровню социально-экономического
развития, характеру политических режимов и другим особенностям
их развития.
Изучение политической культуры и политического участия в арабских странах
целесообразно основывать на
анализе характерных
цивилизации, ее культуры и политики, их воздействия на политические
явления и процессы.
Ислам так же, как и другие религии: буддизм, иудаизм, христианство — был
порожден в соответствующих условиях социума. Он представляет собой сравнительно
молодую религию. Хорошо известно, что Ветхий Завет—Священное
Писание и для иудеев, и для христиан различных направлений. Коран же как
значительно более поздний источник взял некоторые важные идеи из этих писаний,
не отрицает других, более ранних, чем Мухаммед, посланников Бога, но
считает ≪более поздние откровения Бога самыми правильными. В первых переводах
Корана на различные языки понятие "Аллах" переводилось как "Бог"
(единый для различных вер и верующих. Но затем слово ≪Аллах≫ оставили без
перевода, что создает впечатление, будто у мусульман свой "Бог")≫.
Коран (араб. ≪аль-Курьан≫ происходит от глагола ≪караа≫, что означает
≪декламировать≫, ≪читать вслух речитативом≫) — главная священная книга мусульман,
представляет собой крупный литературный памятник, уникальное собрание
проповедей, изречений, притч, молитв и заклинаний, а также установлений,
носящих ритуальный, обрядовый характер. Включает 114 сур (глав,
буквально ≪ряд≫, ≪шеренга≫). Суры, в свою очередь, состоят из более чем
1200 аятов (буквально ≪чудо≫, ≪знамение≫) — стихов. Коран содержит более
500 страниц текста на
арабском языке. Почти таков
же объем перевода Коранана
восточные и западные языки.
Главной среди сур Корана
≪аль-Фатиха≫ (≪Открывающая книгу≫), которая часто употребляется как молитва:
≪Во имя Аллаха милостивого, милосердного! 1. Хвала — Аллаху, Господину
миров 2. Милостивому, милосердному, 3. Царю в день суда! 4. Тебе
мы поклоняемся и просим помочь! 5. Веди нас по дороге прямой, 6. По
дороге тех, которых Ты облагодетельствовал, 7. Не тех, которые находятся
под гневом, и не заблудших≫.
Коран был канонизирован в 1923 г. в Каире с выходом его официального
издания. Оригинал Корана согласно преданию начертан на листах (сухуф),
которые якобы хранятся на небесах. ≪Буквы, звуки и написанные знаки Корана
изначальны, предвечны≫, — писал известный мусульманский богослов и историк
исламской культуры М. Аш-Шахрастани.1
Корану тридцать веков. Около миллиарда человек на земном шаре относятся
к нему с благоговением. Для мусульманина Коран — воплощение Божественного
откровения, для людей иных взглядов — выдающийся памятник культуры. Нормами
и правилами Корана руководствуются многие исламские государства и сотни
миллионов мусульман. Без Корана практически невозможно понять духовную
жизнь, культуру, обычаи мусульман, историю и специфику исламской цивилизации.
Его идеи пронизывают всю жизнь мусульманского Востока, ориентируя людей
как в религиозном плане,
так и в социально-
и весьма подробно в семейно-бытовых аспектах жизни. Основные идеи ислама
являются объектом острого противоборства различных мусульманских течений
и политических сил в арабских и сопредельных с ними государствах.
В последние десятилетия
стали популярными попытки
конституцией≫, призывы ≪идти назад к Корану≫, стремление использовать
Коран как своего рода знамя фундаменталистских течений и антиглобалистских
выступлений. Все это показывает, что самые различные, часто диаметрально
противоположные по своим социальным, политическим и религиозным интересам
силы и движения едины в общем понимании и признании высочайшего
авторитета Корана как главного стержня ислама, духовной основы этой великой
мировой религии.
Ислам возник в VII в. в Мекке, где, как и во всей Аравии, в тот период господствовало
язычество, но в сочетании с верой в Верховного Бога, Аллаха.
Решающую роль в распространении ислама сыграл его Пророк —Мухаммед
(570-632 гг.), призванный на
пророческое служение в
сорока лет. Священное Писание мусульман —Коран, по преданию, было
ниспослано ему через архангела Джабраила (Гавриила). Боговдохновены-
ми являются также собственные
изречения Пророка и его
в преданиях —хадисах. Нормативная часть хадисов (т.е. те изних, чему надлежит следовать и подражать) известна как сунна, пророческая
традиция. Согласно исламскому учению пророчество универсально,
и не было народа, кому Господь не даровал хотя бы одного пророка.
Их общее число определяется преданием в 124 тысячи. В Коране упоминаются
около 30 посланников Бога, известных по Библии: от Адама, Еноха,
Авраама, Моисея, Ноя, Давида, Соломона до Иоанна Крестителя, Иисуса
и Мухаммеда, который был последним и в силу этого для мусульман
является наиболее авторитетным. Оригиналы Писаний (Торы, Евангелия,
Корана) якобы хранятся на небесной скрижали. Мекканские многобожники встречали проповеди Мухаммеда преследованиями
и гонениями, вследствие чего в 622 г. вместе с немногочисленными приверженцами
он переселился в Медину, где в последующие 10 лет ему удалось
сплотить вокруг себя арабское население города, а затем — обратить население
Мекки и приобщить к исламу большинство племен Аравийского полуострова.
Дело Пророка продолжили четыре праведных халифа (≪преемники≫ — Абу-
Бакр, Омар, Осман и Али — правили в 622-661 гг.), при которых ислам распространился
на территории Сирии, Палестины, Северной Африки, Ирака, Ирана
и Средней Азии. Дальнейшее распространение ислама продолжалось и при династиях
Омейядов (661-750 гг.) и Аббасидов (750-1258 гг.).1
Основы исламской цивилизации были заложены в VI1-IX вв. н. э. Она во многом
явилась результатом стремительных арабо-мусульманских завоеваний огромных
территорий от Пиренейского полуострова до Индонезии и Филиппин, отличавшихся
крайне разнородным в этническом, культурном и конфессиональном отношениях
населением. Распространение ислама было достаточно быстрым. Победоносная
экспансия аравийских арабов
произошла главным образом
пророка Мухаммеда (632 г.). При халифе Омаре (634-364 гг.) были завоеваны Месопотамия,
Египет, Палестина, Сирия, Закавказье, территория Ирана, Киренаика.
К VIII в. ислам достиг окраины Китая, долины Инда, берегов Атлантики. Многие
воинственные тюркские племена нашли в исламе адекватную своим настроениям
идеологию и культуру. Используя ислам, сначала сельджуки, а затем османы вели
захватнические войны в Византии и Восточной Европе. В XVI в. на завоеванной
территории Индии Бабур
основал исламскую империю
ислам получил распространение в XIV-XVI вв. главным образом через арабских
и индийских купцов и почти совсем вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова
Бали). В XIV в. ислам проник также к кипчакам в Золотую Орду, к булгарам
и другим народам Причерноморья и далее—на Северный Кавказ и Западную Сибирь.
Исламская цивилизация сложилась не сразу. Рассматривая общие духовные
принципы ислама, его известный исследователь Г.Э. фон Грюнебаум писал, что
≪в ходе развития исламской цивилизации инородные культурные традиции были
впитаны, модифицированы и вновь устранены. Некоторые из этих традиций
были использованы при формировании Запада. В целом подъем и упадок исламской
цивилизации между VII и XII вв.
в почти драматической форме
освещаетпроцесс культурного
и принципы культурного влияния≫.1
Необходимо обратить внимание на то, что древнегреческие наука и философия
дошли до европейцев через мусульманских посредников в переводе с арабского
языка. Не будь этих ученых и философов ближневосточного Средневековья,
Европа, возможно, так никогда и не познакомилась бы с культурным
наследием своей собственной древности.
В этой связи следует выделить значение трудов Аль-Фараби — одного из
основоположников
называли Вторым учителем (Первый — Аристотель). Аль-Фараби (870-950 гг.)
жил в городах: Фараб (на Сыр-Дарье), Багдаде, Дамаске, автор около 100 работ,
посвященных проблемам науки, философии, социальным вопросам.
Можно заметить, что философия европейского иудаизма, начиная со Средних
веков и вплоть до Спинозы,
развивалась под
трудов Мусы ибн-Маймуна (Маймонида), лейб-медика каирского
султана Салах-ад-дина (Саладдина). Символика и поэтические образы
Данте, как известно, частично заимствованы у знаменитого мусульманского
философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби. Многие писатели-гуманисты
европейского Возрождения широко пользовались художественными
средствами, разработанными в арабской и иранской классической поэзии.
Кроме того, сам термин ≪гуманизм≫ (≪человечность≫) был известен и на
фарси, художественно осмыслялся Саади еще до европейского Ренессанса.