Типы культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат

Описание работы

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.

Содержание

Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры

Работа содержит 1 файл

лекция типы культур.docx

— 130.10 Кб (Скачать)

Политическая  культура арабских стран

По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской

цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий  свое начало

с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в  мировом

сообществе, особенно это  стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия.

За последние десятилетия  исламский фактор активно проявился  как в политической,

так и в культурной жизни  мирового сообщества. Без его учета  сегодня

весьма сложно разобраться  в ряде принципиальных аспектов мировой  политики,

межцивилизационных отношениях и др. В основе ≪исламского бума≫ лежит

ряд фундаментальных причин. Во-первых, к 70-м гг. XX в. практически  все мусульманские

страны стали политически  независимыми и исламские государства

стали оказывать существенное влияние на мировую политику. Во-вторых,

≪вестернизация≫ политических институтов в ряде исламских стран, противоречившая

их традициям, стала вызывать отторжение соответствующих социальных

сил. В-третьих, в результате политики ряда мусульманских стран  и других причин

произошла резкая политизация  ислама. Комплексный анализ сущности и особенностей арабской политической культуры

имеет важное теоретическое  и прикладное значение. Ее значение возрастает

в силу того, что она является духовным выражением сущности быстро развивающейся

арабской цивилизации. Политическая культура играет активную роль во всех

арабских государствах, в  процессах и попытках расширения исламского ареала

и его мирового влияния, в  активизации исламского фундаментализма, деятельности

радикальных, террористических исламских организаций типа ≪Аль Каиды≫ и др.

Особую актуальность вопросы  политики и культуры на Арабском Востоке  приобрели

в связи с развязанными США, Великобританией и некоторыми другими поддержавшими

их государствами крупномасштабными  военными действиями против

Ирака без санкции Совета Безопасности ООН. Эти действия, приведшие

к падению иракского режима во главе с С. Хусейном, дестабилизации обстановкии формированию под эгидой США новой администрации страны, имеют долговременные

и весьма противоречивые последствия  как для всего комплекса международных

отношений в исламском  ареале, так и в мире в целом.

Начиная со второй половины XX в. мировое сообщество стало свидетелем

процесса, получившего название ≪исламского бума≫ или ≪исламского Ренессанса

≫. Для миллионов людей в различных странах социально-нравственные

и политические идеалы окрасились в зеленый, черный и красный цвета  — традиционные

цвета ислама. Под исламскими знаменами происходят революции

и государственные перевороты, войны и террористические акции, формируется

современное арабское общество. Суры Корана кладутся в основу новейших

философских теорий и политических доктрин, а принципы шариата становятся

исходным пунктом для  развития права и выработки социальной политики. В то же время под прикрытием исламских идей некоторые террористические

эрганизации совершают действия подрывного характера. Крупный международный

террористический акт, совершенный 11 сентября 2001 г. в г. Нью-Йорке

и унесший тысячи жизней мирных жителей, связывают с деятельностью  радикальных

исламских группировок. Эта  трагедия и последующие события  подтвердили

известный прогноз американского  исследователя С. Хантингтона о  возрастании

противоречий в генезисе ряда современных цивилизаций, и  прежде всего

между Соединенными Штатами  Америки и арабским миром. Учитывая всю важность

данных событий, многие исследователи  стали рассматривать нынешнее

мировое сообщество как мир  после 11 сентября.1 Военная акция  США и Велико-

эритании против Ирака  весной 2003 г. явилась, по сути, новым  этапом проявления

шериканской гегемонистской политики, обострившей противоречия между со-

этветствующими круг ами  США и различными силами арабского  сообщества.

На международной арене  присутствие исламского фактора  довольно ощутимо.

Исламские общины функционируют  в подавляющем большинстве стран

земного шара. Особую роль играет ислам в ареале своего первоначального  распространения

— на Ближнем и Среднем  Востоке, Северной Африке (страны

Магриба, северная часть  Нигерии).  Под Ближним Востоком понимается Египет, Судан, Турция, арабская часть

Палестины, Израиль, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Кипр, страны Аравийского

полуострова; под Средним  Востоком — Иран, Афганистан, Пакистан.

По государственному устройству эти страны относятся и к монархии,

i к теократии, и к президентским республикам (есть даже с элементами и формами

≪прямой демократии≫ (Ливийская Джамахирия) и т.д. Однако в подавляющем большинствеиз них— в двадцати восьми (28!) — ислам признан государственной

(или официальной религией). В ареале распространения ислама  активнс

функционируют мусульманские  партии и религиозно-политические движения.'

Весьма значительны людские  ресурсы исламского мира — на планете, пс

разным данным, насчитывается  до 1,3 млрд мусульман. Ряд мусульманских  страг

владеют мощным нефтегазовым и, соответственно, валютным потенциалом. Важную роль в обеспечении информационных интересов арабских стран иг

рает пользующаяся широкой  популярностью телерадиостанция ≪Аль Джазира>

(в пер. с араб, как ≪мнение и еще (одно) мнение≫). Она дает более полную, достоверную

и оперативную информацию об арабском мире, чем известные  западным

средства СМИ. Другая арабская вещательная станция ≪Аль Арабийя≫ в 2003 г

была закрыта под давлением  США. Саудовская Аравия занимаег седьмое  месте

в мире и второе в Азии (после Японии) по использованию  спутников связи. Исламские страны представлены мощным межгосударственным формированием

— организацией ≪Исламская конференция≫, объединяющей более пяти

десяти государств и имеющей  множество вспомогательных учреждений. Орга

низация ≪Исламская конференция≫ была создана в 1971 г. Ее членом может

быть любое государство, заявляющее о своей принадлежности к исламском)

миру и имеющее в  своем составе значительное число  мусульман (не во все?

государствах — членах организации ≪Исламская конференция≫ ислам имеет

конституционный статус государственной  религии, удельный вес мусульмаь

в общей численности населения  колеблется от подавляющего большинства

в Саудовской Аравии до меньшинства  в ряде африканских стран). Основными  целями организации ≪Исламская конференция≫ являются: укреп

ление исламской солидарности, развитие разносторонних связей между  исламскими

государствами, содействие ликвидации расовой дискриминации  и колониализма, поддержание мира и международной безопасности, оказание поддержки

народу Палестины в  его борьбе за свои права, включая  освобождение

оккупированных территорий, поддержка борьбы всех исламских  народов за

независимость и национальные права, создание условий для сотрудничества

между государствами —  членами ОИК и другими государствами.1 В 2003 г. российская

делегация под руководством Президента России В.В. Путина (включала

также М. Рахимова, А. Кадырова, В. Кокова) впервые за всю историю  организации

≪Исламская конференция≫ участвовала в ее саммите. Президент России

В.В. Путин был единственным представителем страны, не являющейся членом

ОИК, выступившим на ее пленарном  заседании. Характеризуя сложную ситуацию

в мире, он отметил, что ≪одни занимаются терроризмом, другие используют

эту ситуацию в своих корыстных  целях как инструмент политического  давления

для достижения своих собственных  целей, которые ничего не имеют

общего ни с интересами ислама, ни с защитой прав человека, ни с международным

правом в целом≫.2 Широкий международный резонанс вызвали его слова

о том, что ≪Россия в известном смысле является частью исламского мира≫.Численность населения в исламских государствах в результате высокой рождаемости

неуклонно растет. Увеличивается  число мусульман-иммигрантов в  развитых

странах, прежде всего в  Западной Европе, где живут миллионы мусульман,

прибывших из Турции, Албании, Северной Африки, Сирии, Ливана,

Пакистана, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин. В ряде случаев  постепенно

создаются контуры их компактного  проживания. Мусульмане представлены

в парламентах более 20 европейских  государств. Мусульмане есть среди  членов

традиционных партий: социал-демократических, социапистических, ≪зеленых

≫ и даже христианско-демократических. В Германии проживают более

3 млн мусульман, во  Франции — почти 5 млн, в  Британии насчитывается 600 тыс.

активных мусульман, регулярно  посещающих мечети. Два британских лорда

являются мусульманами. Неслучайно появился термин ≪мусульманская Европа

≫. Большая часть исламской общины в Европе конструктивно сотрудничает

с властями, но более 10% ее участников, по имеющимся оценкам, разделяют

лозунги крайних исламистов.

На территории России ислам  начал распространяться с VII в. В  настоящее

время, по различным оценкам, в составе народов мусульманской  культуры, живущих

в Российской Федерации, насчитывается  более 20 млн человек. Ислам

активно включен в российскую общественно-политическую жизнь с  начала

90-х гг. XX в., играет важную  роль в основном российском  ареале его существования

— Кавказе. В России есть ряд светских мусульманских общественно-

политических организаций  и движений: ≪Союз мусульман России≫, ≪Hyp≫

(≪Свет≫), ≪Мусульмане России≫, ≪Партия исламской справедливости≫, ≪Мусульмане

Татарстана≫, Исламская партия Дагестана и др.  В Соединенных Штатах Америки более 6 млн приверженцев ислама представляют,

пожалуй, наиболее быстро распространяющуюся там религию. Причем

за последние десять лет  их численность выросла на порядок. Социологи

прогнозируют, что к 2010 г. ислам обгонит иудаизм и станет второй по численности

конфессией Америки. В  современных условиях в США функционирует

более 2 тыс. мечетей и  множество исламских школ. Быстро растет численность

мусульман (в связи с  общим ростом населения) и на африканском  континенте.

На каждого одного нового христианина в Западной Африке приходится сейчас

9 (девять!) человек, принявших  ислам.

По прогнозам социологов, к 2025 г. численность мусульман, которые

в начале XIX в. составляли всего 12,5% мирового населения, составит около

30% населения планеты.  Исламская культура (цивилизация)  станет, т.о., по

количеству ее носителей  второй после конфуцианской в  мире. Теоретически

(да и практически) возможно  появление новых исламских государств.

По некоторым вопросам исламский мир выступает в  качестве консолидированного

субъекта международной  политики. Наряду с влиятельной организацией

≪Исламской конференции≫ существуют Исламская комиссия Международного

общества Красного Полумесяца, Исламский банк развития,

Исламская конференция по образованию, науке и культуре, Исламская  федерация

спортивной солидарности и др. Существует Исламская декларация прав

человека. Идеологической основой  деятельности рассмотренных организаций

являются идеи исламской  солидарности, т.е. принадлежность к  одной религии

(исламу).

Интересна точка зрения о  том, что ведущие региональные исламские  организации,

Информация о работе Типы культур