Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:31, реферат
По сравнению с конфуцианско-даосистской, индо-буддийской и христианской цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия. За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической, так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики, межцивилизационных отношениях и др.
Политическая культура арабских стран
Особенности политической культуры исламского мира
Исламский экстремизм
Специфика арабского менталитета
Общество и культура в Африке
Особенности африканской политической культуры
Политическая культура арабских стран
По сравнению с конфуцианско-
цивилизациями, мир ислама, исламской культуры, отсчитывающий свое начало
с VII в. н. э., относительно молод. Однако он играет возрастающую роль в мировом
сообществе, особенно это стало заметно на рубеже трегьего тысячелетия.
За последние десятилетия исламский фактор активно проявился как в политической,
так и в культурной жизни мирового сообщества. Без его учета сегодня
весьма сложно разобраться в ряде принципиальных аспектов мировой политики,
межцивилизационных отношениях и др. В основе ≪исламского бума≫ лежит
ряд фундаментальных причин. Во-первых, к 70-м гг. XX в. практически все мусульманские
страны стали политически независимыми и исламские государства
стали оказывать существенное влияние на мировую политику. Во-вторых,
≪вестернизация≫ политических институтов в ряде исламских стран, противоречившая
их традициям, стала вызывать отторжение соответствующих социальных
сил. В-третьих, в результате политики ряда мусульманских стран и других причин
произошла резкая политизация ислама. Комплексный анализ сущности и особенностей арабской политической культуры
имеет важное теоретическое и прикладное значение. Ее значение возрастает
в силу того, что она является духовным выражением сущности быстро развивающейся
арабской цивилизации. Политическая культура играет активную роль во всех
арабских государствах, в процессах и попытках расширения исламского ареала
и его мирового влияния, в активизации исламского фундаментализма, деятельности
радикальных, террористических исламских организаций типа ≪Аль Каиды≫ и др.
Особую актуальность вопросы политики и культуры на Арабском Востоке приобрели
в связи с развязанными США, Великобританией и некоторыми другими поддержавшими
их государствами
Ирака без санкции Совета Безопасности ООН. Эти действия, приведшие
к падению иракского режима
во главе с С. Хусейном, дестабилизации
обстановкии формированию под эгидой
США новой администрации
и весьма противоречивые последствия
как для всего комплекса
отношений в исламском ареале, так и в мире в целом.
Начиная со второй половины XX в. мировое сообщество стало свидетелем
процесса, получившего название ≪исламского бума≫ или ≪исламского Ренессанса
≫. Для миллионов людей в различных странах социально-нравственные
и политические идеалы окрасились в зеленый, черный и красный цвета — традиционные
цвета ислама. Под исламскими знаменами происходят революции
и государственные перевороты, войны и террористические акции, формируется
современное арабское общество. Суры Корана кладутся в основу новейших
философских теорий и политических доктрин, а принципы шариата становятся
исходным пунктом для развития права и выработки социальной политики. В то же время под прикрытием исламских идей некоторые террористические
эрганизации совершают действия подрывного характера. Крупный международный
террористический акт, совершенный 11 сентября 2001 г. в г. Нью-Йорке
и унесший тысячи жизней мирных жителей, связывают с деятельностью радикальных
исламских группировок. Эта трагедия и последующие события подтвердили
известный прогноз американского исследователя С. Хантингтона о возрастании
противоречий в генезисе ряда современных цивилизаций, и прежде всего
между Соединенными Штатами Америки и арабским миром. Учитывая всю важность
данных событий, многие исследователи стали рассматривать нынешнее
мировое сообщество как мир после 11 сентября.1 Военная акция США и Велико-
эритании против Ирака весной 2003 г. явилась, по сути, новым этапом проявления
шериканской гегемонистской политики, обострившей противоречия между со-
этветствующими круг ами США и различными силами арабского сообщества.
На международной арене присутствие исламского фактора довольно ощутимо.
Исламские общины функционируют
в подавляющем большинстве
земного шара. Особую роль играет ислам в ареале своего первоначального распространения
— на Ближнем и Среднем Востоке, Северной Африке (страны
Магриба, северная часть Нигерии). Под Ближним Востоком понимается Египет, Судан, Турция, арабская часть
Палестины, Израиль, Сирия, Ливан, Иордания, Ирак, Кипр, страны Аравийского
полуострова; под Средним Востоком — Иран, Афганистан, Пакистан.
По государственному устройству эти страны относятся и к монархии,
i к теократии, и к президентским республикам (есть даже с элементами и формами
≪прямой демократии≫ (Ливийская Джамахирия) и т.д. Однако в подавляющем большинствеиз них— в двадцати восьми (28!) — ислам признан государственной
(или официальной религией).
В ареале распространения
функционируют мусульманские партии и религиозно-политические движения.'
Весьма значительны людские ресурсы исламского мира — на планете, пс
разным данным, насчитывается до 1,3 млрд мусульман. Ряд мусульманских страг
владеют мощным нефтегазовым и, соответственно, валютным потенциалом. Важную роль в обеспечении информационных интересов арабских стран иг
рает пользующаяся широкой популярностью телерадиостанция ≪Аль Джазира>
(в пер. с араб, как ≪мнение и еще (одно) мнение≫). Она дает более полную, достоверную
и оперативную информацию об арабском мире, чем известные западным
средства СМИ. Другая арабская вещательная станция ≪Аль Арабийя≫ в 2003 г
была закрыта под давлением США. Саудовская Аравия занимаег седьмое месте
в мире и второе в Азии (после Японии) по использованию спутников связи. Исламские страны представлены мощным межгосударственным формированием
— организацией ≪Исламская конференция≫, объединяющей более пяти
десяти государств и имеющей
множество вспомогательных
низация ≪Исламская конференция≫ была создана в 1971 г. Ее членом может
быть любое государство, заявляющее о своей принадлежности к исламском)
миру и имеющее в своем составе значительное число мусульман (не во все?
государствах — членах организации ≪Исламская конференция≫ ислам имеет
конституционный статус государственной религии, удельный вес мусульмаь
в общей численности населения колеблется от подавляющего большинства
в Саудовской Аравии до меньшинства в ряде африканских стран). Основными целями организации ≪Исламская конференция≫ являются: укреп
ление исламской солидарности, развитие разносторонних связей между исламскими
государствами, содействие ликвидации расовой дискриминации и колониализма, поддержание мира и международной безопасности, оказание поддержки
народу Палестины в его борьбе за свои права, включая освобождение
оккупированных территорий, поддержка борьбы всех исламских народов за
независимость и национальные права, создание условий для сотрудничества
между государствами —
членами ОИК и другими
делегация под руководством Президента России В.В. Путина (включала
также М. Рахимова, А. Кадырова, В. Кокова) впервые за всю историю организации
≪Исламская конференция≫ участвовала в ее саммите. Президент России
В.В. Путин был единственным представителем страны, не являющейся членом
ОИК, выступившим на ее пленарном заседании. Характеризуя сложную ситуацию
в мире, он отметил, что ≪одни занимаются терроризмом, другие используют
эту ситуацию в своих корыстных целях как инструмент политического давления
для достижения своих собственных целей, которые ничего не имеют
общего ни с интересами ислама, ни с защитой прав человека, ни с международным
правом в целом≫.2 Широкий международный резонанс вызвали его слова
о том, что ≪Россия в известном смысле является частью исламского мира≫.Численность населения в исламских государствах в результате высокой рождаемости
неуклонно растет. Увеличивается число мусульман-иммигрантов в развитых
странах, прежде всего в Западной Европе, где живут миллионы мусульман,
прибывших из Турции, Албании, Северной Африки, Сирии, Ливана,
Пакистана, Индии, Индонезии, Малайзии, Филиппин. В ряде случаев постепенно
создаются контуры их компактного проживания. Мусульмане представлены
в парламентах более 20 европейских государств. Мусульмане есть среди членов
традиционных партий: социал-демократических, социапистических, ≪зеленых
≫ и даже христианско-демократических. В Германии проживают более
3 млн мусульман, во Франции — почти 5 млн, в Британии насчитывается 600 тыс.
активных мусульман, регулярно посещающих мечети. Два британских лорда
являются мусульманами. Неслучайно появился термин ≪мусульманская Европа
≫. Большая часть исламской общины в Европе конструктивно сотрудничает
с властями, но более 10% ее участников, по имеющимся оценкам, разделяют
лозунги крайних исламистов.
На территории России ислам начал распространяться с VII в. В настоящее
время, по различным оценкам,
в составе народов
в Российской Федерации, насчитывается более 20 млн человек. Ислам
активно включен в российскую общественно-политическую жизнь с начала
90-х гг. XX в., играет важную роль в основном российском ареале его существования
— Кавказе. В России есть ряд светских мусульманских общественно-
политических организаций и движений: ≪Союз мусульман России≫, ≪Hyp≫
(≪Свет≫), ≪Мусульмане России≫, ≪Партия исламской справедливости≫, ≪Мусульмане
Татарстана≫, Исламская партия Дагестана и др. В Соединенных Штатах Америки более 6 млн приверженцев ислама представляют,
пожалуй, наиболее быстро распространяющуюся там религию. Причем
за последние десять лет их численность выросла на порядок. Социологи
прогнозируют, что к 2010 г. ислам обгонит иудаизм и станет второй по численности
конфессией Америки. В современных условиях в США функционирует
более 2 тыс. мечетей и множество исламских школ. Быстро растет численность
мусульман (в связи с общим ростом населения) и на африканском континенте.
На каждого одного нового христианина в Западной Африке приходится сейчас
9 (девять!) человек, принявших ислам.
По прогнозам социологов, к 2025 г. численность мусульман, которые
в начале XIX в. составляли всего 12,5% мирового населения, составит около
30% населения планеты. Исламская культура (цивилизация) станет, т.о., по
количеству ее носителей второй после конфуцианской в мире. Теоретически
(да и практически) возможно
появление новых исламских
По некоторым вопросам исламский мир выступает в качестве консолидированного
субъекта международной политики. Наряду с влиятельной организацией
≪Исламской конференции≫ существуют Исламская комиссия Международного
общества Красного Полумесяца, Исламский банк развития,
Исламская конференция по образованию, науке и культуре, Исламская федерация
спортивной солидарности и др. Существует Исламская декларация прав
человека. Идеологической основой деятельности рассмотренных организаций
являются идеи исламской солидарности, т.е. принадлежность к одной религии
(исламу).
Интересна точка зрения о том, что ведущие региональные исламские организации,