Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат
Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качественного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, составленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.
ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психология является дисциплиной, которая, по крайней мере с точки зрения отечественных академических кругов, не может существовать без эмпирических исследований. Поэтому любая работа по психологии может быть признана хоть сколько-нибудь состоятельной только тогда, когда она основана на конкретных данных строго проведенного эмпирического исследования.
Между тем, серьезной проблемой для написания психологических работ является состояние категориального аппарата этой науки. Он находится в состоянии полного хаоса: не существует ни одного психологического понятия, которое было бы общепринятым. Данное обстоятельство, хотя и заставляет психологию не только топтаться на месте, но и деградировать, однако позволяет многим ловким начетчикам делать быструю научную карьеру. По свидетельству одного ученого-психолога (доктора наук и профессора МГУ), люди защищали докторские диссертации по психологии на основании только того, что переименовывали то, что называлось «эмоция», в «чувство», а то, что называлось «чувство», в «эмоцию», то есть попросту меняя местами названия одних и тех же феноменов.
Списывая психологическую работу, обязательно обратите внимание на то, соответствует ли ваше употребление понятий употреблению понятий вашим преподавателем.
Объектов списывания по психологии более чем достаточно. Кроме того, целый ряд психологических проблем рассматривается в работах по педагогике (психология детей и подростков), по социологии асоциально-психологические проблемы), по журналистике (.проблемы массовых коммуникаций) и по философии (общеметодологические проблемы). Эти работы самими психологами читаются чрезвычайно редко, но зачастую вполне могут быть использованы для создания чисто психологических текстов.
Социология — наука весьма молодая и неразвитая. Наиболее развитой ее частью является инструментарий количественных измерений. Данная сфера связана прежде всего с конкретными эмпирическими исследованиями, в ней много математики и статистики. В остальном у социологов еще много неопределенного и неотделенного от социальной философии, социальной психологии и отчасти экономики.
Последнее обстоятельство весьма полезно учитывать при списывании: социально-философские, социально-психологические, а также социально-экономические тексты пригодны для списывания социологических работ. Но при этом следует учитывать, что преподаватели социологии не любят ссылок на учебники и учебные пособия и очень любят ссылки на социологические исследования — собственные либо чужие, реальные либо сфальсифицированные (естественно, что о последнем им знать не следует).
Поскольку проведение социологических исследований — это весьма тяжелая и долговременная работа, таковые лучше сфальсифицировать. Это можно сделать от начала до конца, так сказать, с нуля, а можно и на основе уже проведенных ранее аналогичных исследований. Следует при этом изменить только некоторые выходные данные и количественные показатели, оставив лишь общий принцип. Проверять реальность социологического исследования в студенческой работе никто не станет. Но в любом случае все показатели исследования должны быть строго соотнесены друг с другом логически и математически.
Филология уже долгое время представляет собой дисциплину весьма неопределенную. До самого последнего времени остается неясным, каков же, собственно, основной предмет и метод филологии. Один из весьма авторитетных отечественных филологов (Г.О. Винокур) считал, что филология вообще является не наукой, а искусством. Между тем, для студентов она представляет собой не что иное, как историю и теорию художественной практики.
Если вам необходимо филологически проанализировать какое-то литературное произведение, следует первостепенное внимание обратить на такие вещи, как анализ выведенных в нем образов, вскрытие основной идеи, сюжетных линий, а также выявление и анализ использованных художественных приемов. Все это неплохо анализировать, раскрывая принадлежность автора к тому или иному литературному направлению с приведением соответствующих параллелей. Должно быть также уделено внимание особенностям языка литературного произведения.
Преподаватели-филологи любят, чтобы в анализе произведения присутствовал анализ мировоззрения его автора и, так сказать, философские мотивы, которыми, однако, не следует увлекаться.
Особый характер носят филологические работы, посвященные поэтическим текстам. Стихосложение представляет собой целую науку с многочисленными весьма специфическими терминами.
Поскольку литературные произведения могут рассматриваться и как исторические источники, в списывании филологических работ можно использовать источниковедческую литературу, и наоборот, -в написании источниковедческих работ можно задействовать филологические тексты.
Кроме того, анализ художественного языка требует от филолога хотя бы минимального знакомства с лингвистикой.
Философия очень многим кажется весьма притягательной сферой самовыражения. Множество представителей других дисциплин тянутся к философствованию, часто привлекают к своим рассуждениям философский материал, апеллируют к философии. А например, многие психологи вообще считают, что философия является всего лишь недоразвитой психологией и рано или поздно войдет в состав последней. Мы не станем дискутировать здесь этот вопрос — для нашей темы важно, что на сегодняшний день философия представляет собой совершенно самостоятельную академическую дисциплину, обладающую своими весьма жесткими традициями составления и подачи текстов. Не соблюдая эти 1радиции, вы никогда не сможете написать работу, которая будет признана состоятельной в философских академических учреждениях.
Первая такая традиция, которую часто игнорируют дилетанты, -это категориальный аппарат. Многие думают, что философский текст может представлять собой этакую заумную беллетристику. На самом же деле ничто так не раздражав преподавателей-философов, как излишняя, слишком свободная литературность. На большей части философских факультетов образование начинается с достаточно сложного курса логики. Поэтому каждая философская работа должна строиться на основе строгого использования основных понятий и выражений. При этом, если вы придаете какому-либо понятию свой особый смысл или используемое вами в определенном смысле понятие имеет в истории философии много смыслов, то вы должны дать его определение по всем правилам логики.
В философии почти невозможно выдумать что-то новое. Дело в том, что эта дисциплина древнее всех других и насчитывает около трех тысяч лет почти непрерывной традиции. По выражению одного из философов, нет такой нелепости, которую философы не отстаивали или хотя бы не обсуждали. Поэтому, во-первых, ни один трезвомыс-лящий философ не станет бездумно претендовать на радикальное новаторство, а во-вторых, разработка любой темы обязательно потребует соответствующего историко-философского экскурса.
Последнее представляет особую трудность для человека, не учившегося на философском факультете. Историю философии, как правило, изучают все пять лет учебы. В этом предмете есть масса устоявшихся стереотипов и общих мест. Незнание их немедленно изобличит в вас неспециалиста. Кроме того, благодаря историко-философ-ской подготовке студенты усваивают определенные навыки профессионального мышления, которые выражаются в соответствующих словесных формах. Философский текст всегда можно отличить от других по его особому стилю и лексике.
Если вы пишете работу по философии, во-первых, обратите внимание на историко-философские корни рассматриваемой проблемы, какая бы она ни была. Соберите всю литературу, когда-либо изданную по вашему вопросу. Старая и наименее часто цитируемая литература, не принадлежащая перу классиков, является прекрасной основой для списывания. Исторический взгляд на проблему любого рода в философии наиболее выгоден для академической работы: вы показываете свою эрудицию и одновременно избегаете необходимости выражать собственную точку зрения. Желательно придерживаться именно исторических позиций. Если же вы все-таки не можете удержаться от изложения собственных оригинальных взглядов, сделайте это как можно более осторожно, с оглядкой на авторитеты, особенно местные.
Преподаватели-философы больше всего любят, когда студент последовательно опирается на какую-либо теоретико-методологическую основу - марксизм, гегельянство, кантианство, феноменологию и т.п. Классические теории пользуются авторитетом, тогда как новейшие слишком смелые и малоосновательные изыскания, как правило, вызывают опасный для студента скепсис.
Экономика — наука достаточно сложная, прагматичная и пользующаяся в наши дни большой популярностью. Главное, чему стараются научить экономистов, - это делать точные расчеты. Поэтому письменным работам здесь не придается такое большое значение, как в других общественных науках. Чтобы не иметь никаких проблем с написанием академических работ по экономической проблематике, их не только можно, но и необходимо компилировать на основе готовых, уже оцененных текстов. Причем в данном случае при списывании даже не обязательна особая разборчивость. Так, однажды был написан и высоко оценен диплом на основании одной только, причем достаточно популярной, книги «Фондовый портфель». Этот диплом был защищен с отличием дважды — на экономическом факультете МГУ и в Университете управления.
В экономических работах принято выстраивать формулы, причем даже на счет самых простых отношений.
Популярность экономики как профессии вызвала к жизни огромное количество экономических диссертаций, охвативших уже по-нескольку раз каждую актуальную экономическую проблему. Поэтому в Химках сегодня можно списать практически любую работу по экономике.
4.4.1. Интеллигенты
4.4.2. Узкие специалисты
4.4.3. Администраторы
4.4.4. Неудачники
Для того чтобы достичь успеха на поприще написания академических работ, совершенно необходимо учитывать, кто именно будет их читать. В частности, списывая с разных книг, надо быть уверенным, что эти книги не принадлежат перу ваших преподавателей. Столь же важно принимать во внимание их индивидуальные особенности.
Общение с преподавателем, как уже говорилось, является едва ли не решающим фактором в судьбе вашей работы. Важно при этом не только знать меру данного общения, но и определять его своевременность. Последняя определяется как субъективными факторами (настроение преподавателя и ваше собственное настроение), так и объективными Главное объективное условие состоит в том, что рефераты, доклады и контрольные должны подаваться преподавателю сразу в чистовом варианте, тогда как более серьезные работы (курсовые, дипломы, диссертации) сначала должны быть представлены в черновике. Подачу черновика нужно рассчитать так, чтобы у преподавателя оставалась возможность сделать свои замечания только один раз (максимум два). В противном случае написание вашей работы превратится в каторгу — вы будете много раз переделывать ваш текст, в результате чего он скорее ухудшится, чем улучшится. Обратное встречается крайне редко, хотя тоже бывает.
Чтобы не ошибиться в определении того, чего можно ожидать от преподавателя, сделаем попытку их самой общей классификации, не забывая о том, что бывают трудные случаи, не укладывающиеся ни в какие схемы и рамки.
Начнем с лучшего и наименее распространенного типа преподавателей. Речь идет об интеллигентах. Интеллигенты — крайне редкий и весьма колоритный на фоне всей академической системы тип. Однажды первокурсникам пришлось наблюдать следующую сцену с таким человеком. Они сидели на кафедре, ожидая своего преподавателя, там же какой-то старшекурсник сдавал экзамен другому старенькому преподавателю. Но на экзамен это было совершенно не похоже. Они разговаривали, как старые друзья, обменивались шутками, свежими новостями, смеялись, интересовались проблемами друг друга и т. п. Первокурсники просто обмерли от такого уровня отношений между студентом и экзаменатором. Расставались они в такой же теплой и дружественной атмосфере, в какой общались: улыбались друг другу, пожимали друг другу руки, передавали приветы общим знакомым и т. п. Студент, сияющий, стал уходить. Первокурсники с почтительным трепетом обступили студента, так близко знакомого с маститым преподавателем (известным к тому же своей строгостью). «Ну что, пятерка?», - спросили они. «Да... банан - третий раз», — ответил он.
Интеллигенты, будучи весьма приятными в общении людьми, тем не менее достаточно опасны для учащихся, не имеющих в виду положить свою молодую жизнь на учебу. Их требовательность столь велика и несовременна, что выглядит как проявление какого-то древнего, хтонического начала. Поэтому если вы не увлечены смертельно каким-либо научным вопросом, старайтесь избегать формального общения с этими людьми.
Не менее опасны бывают и представители следующего типа — узкие специалисты. Если вы как-нибудь заехали на их территорию, спасения вам уже не будет. Однако такие преподаватели хороши тем, что они ничего не видят дальше собственного конька. Поэтому если вы пишете что-либо для узкого специалиста, не касаясь его научных интересов, он вообще не будет интересоваться вашей работой. Можно сказать на основании очень большого опыта, что такое отношение для студентов весьма выгодно. Однако лучшее, что можно пожелать, — это опека нижеследующего типа;
Администраторы — это люди, нередко достаточно поверхностно знающие свой предмет, однако занимающее весьма высокое руководящее положение в своей среде. Очень часто среди таких преподавателей можно встретить бывших офицеров КГБ или вооруженных сил. Есть и молодая поросль. Они, как правило, становятся заведующими кафедрой, заместителями деканов, руководителями профсоюзных организаций. Такие преподаватели весьма широко смотрят на постановку учебного процесса, стараются не особенно вникать в детали научных изысканий своих подопечных, но строго следят за соблюдением административных и иных формальностей. От них вы можете получить любые сведения относительно правильного поведения, оформления соответствующих документов и т. п. Единственное, что будет от вас требоваться в общении с ними, — это не наступать им на больную мозоль и ни в коем случае не ссориться с ними. Такие преподаватели очень мстительны и имеют возможность очень сильно повредить вам в вашей академической карьере.