Содержание письма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качествен­ного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, со­ставленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ПИСЬМЕ~1.DOC

— 588.00 Кб (Скачать)

Обыкновенные книги, изданные в типографиях достаточно боль­шим тиражом, составляют примерно 90 процентов материала, доступ­ного учащимся при написании ими академических работ. Их исполь­зование неизбежно, но и достаточно сложно. Что касается прямого списывания, то в данном случае оно, как правило, не рекомендуется, хотя и не является совершенно исключенным. Для того чтобы четко ориентироваться в типологии такого рода изданий.

Во-первых, обыкновенные книги делятся на известные и неизве­стные. Известные книги выделяются тем, что либо их название, либо имя их авторов на слуху по крайней мере у всех специалистов по дан­ному вопросу Подобного рода книги издаются большими тиражами и неоднократно переиздаются.

К неизвестным или малоизвестным книгам относится большин­ство нашей научной публицистики. Здесь списывание осуществлять можно и нужно. Только делать это надо по всем правилам редактиро­вания, которые будут описаны ниже.

Сегодня грань между научной и научно-популярной литературой по общественным и гуманитарным вопросам почти полностью раз­мыта, за исключением тех сфер, где задействованы методы точных наук (логика, археология, методика и техника конкретных социоло­гических и психологических исследований, экономические расчеты и т. п.).

Кроме того, среди социально-гуманитарных авторов весьма рас­пространено списывание друг у друга или повторение собственных текстов в многочисленных последующих публикациях. Даже такой безусловно гениальный человек, как С. С. Аверинцев, неоднократно повторял (по крайней мере частично) один из своих текстов под раз­ными заголовками и в разных публикациях.

Учитывая вышесказанное, вы можете использовать для списыва­ния любые научные и научно-популярные книги, но так, чтобы пре­подаватели не могли уличить вас в примитивном плагиате. Для этого подбирается малоизвестная книга, изданная достаточно давно и где-нибудь в провинции, не выразившая никакой оригинальной пози­ции и, значит, не вызвавшая дискуссий, следовательно, не замечен­ная научной общественностью. Желательно в то же время, чтобы уро­вень этой книги был не ниже, чем требуемый в вашем учреждении уровень академических работ.

4.2.2. Словари, справочники и энциклопедии

К широко известным книгам относятся произведения классиков, а также популярные учебные пособия, справочники и словари. Спи­сывать с них лучше не надо, необильно цитировать классиков обяза­тельно (цитировать учебники, справочники и словари считается дур­ным тоном).

Напротив, такое издание, как Энциклопедический словарь Брок­гауза и Ефрона, созданное в XIX веке, сегодня весьма популярно, а некоторые статьи в нем считаются произведениями классиков (на­пример, философские статьи Владимира Соловьева).

Существуют также вспомогательные справочные издания - ста­тистические сборники и лингвистические словари (толковые терми­нологические, дву- и многоязычные словари и т. п.), использовать которые можно только для получения или уточнения какой-то спе­цифической информации, для подсчетов или какой-либо специаль­ной обработки имеющихся там данных, а также для перевода.

Главное, чем полезны любые словари, справочники и энцикло­педии, — это возможность быстро получить самое общее представле­ние о предмете и начальные сведения об имеющейся по этому поводу литературе. На русском языке существуют энциклопедии или энцик­лопедические словари практически по всем социальным и гумани­тарным дисциплинам. Все они, как правило, находятся в открытом доступе библиотек. Преподаватели читают их редко и еще реже запо­минают особенности текста их статей.

4.2.3. Книги классиков

Каждая, даже самая узкая сфера знания, имеет свои общеприз­нанные авторитеты, наподобие Библии в христианстве. Например, если вы пишете работу по теории права, никак нельзя обойти книгу С. С. Алексеева «Общая теория права»; если вы пишете работу по би­ографии Сталина, невозможно обойтись без книг Д. А. Волкогонова; если вас интересует творчество И.С. Шмелева, обязательно придется обратиться к книге о нем И. Ильина и т. п.

Классиков цитировать нужно обязательно. В средних учебных за­ведениях существуют даже нормы цитирования тех или иных авто­ров (в сочинениях); в вузах таких норм нет, однако обилие цитат все­гда повышает оценку работы. При этом не следует приводить длин­ных цитат (в этом случае вас обязательно заставят их разбивать), но надо давать много коротких и желательно из разных произведений. Наличие цитат якобы свидетельствует о проработке и знании вами базовых текстов по изучаемой проблеме. Кроме того, правильно по­добранная и вовремя поданная авторитетная цитата позволит вам за­щитить любую вашу идею.

Поэтому классиков надо, если не читать, то хотя бы просматри­вать с выборкой цитат, чтобы в письменной работе или на экзамене иметь возможность блеснуть знанием авторитетов.

4.2.4. Документы и источники

Все тексты делятся на те, которые надо исследовать, и те, в кото­рых исследуются эти тексты, то есть существуют исследуемые и ис­следовательские тексты, причем первые могут стать вторыми и на­оборот. Так вот, когда какой-либо текст становится объектом иссле­дования, он классифицируется как источник.

Источник — это текст, который вы должны исследовать в вашей работе.

Источники обычно выносятся в отдельную группу при составле­нии списка литературы. Списывать с них, конечно, смысла не имеет, поскольку вы пишете о них. Каждая дисциплина имеет свои виды источников.

В филологии и философии, а также в таких предметах, как исто­риография, история социологии, история психологии, история пра­вовых и политических учений, история экономических учений, ис­точниками являются тексты исследуемых авторов.

В юриспруденции источниками являются любые нормативные документы — законодательство, подзаконные акты, судебная прак­тика и т. п.

В истории источниками считается все, на основании чего рекон­струируются исследуемые исторические события. Любой текст, как-либо свидетельствующий об изучаемом прошлом, расценивается в исторической науке как документ.

Документ — это уже не просто текст, а текст, так сказать окаме­невший, в котором ничего нельзя менять, с которым надо обращать­ся предельно осторожно.

Используя или упоминая документы в работах по праву или по ис­тории, самое пристальное внимание следует обратить на оформление. Документы надо воспроизводить с максимальной точностью, выпи­сывая все их выходные данные. К выходным данным относятся:

1) максимально точное и полное, включая подзаголовки, название документа;

2) год и место издания документа и издательство, которое его опуб­ликовало;

3) год дания;

4) точное (до числа) время создания документа, а также время его вступления в силу и опубликования;

5) учреждение, к которому относится документ;

6) учреждение, в котором хранится документ, если он не опубли­кован.

Цитируя или упоминая правовые акты, следует называть их соот­ветствующие статьи, пункты, подпункты или абзацы. При этом Ссыл­ки надо делать на официальные издания таких актов. Например, Граж­данский кодекс Российской Федерации надо цитировать не по како­му-нибудь из многочисленных коммерческих изданий, а по изданию:

Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть !//Собрание зако­нодательства РФ. - 1995. № 32. - Cm. 3301.

Цитируя или упоминая архивные материалы, следует называть сам архив, Номер архивного фонда, номер описи, номер дела, а также номер листа. Например:

ГАРФ. ф. 6991, оп.2, д. 1, л.38,

где ГАРФ - аббревиатура Государственного архива Российской Федерации;

ф. - фонд;

on. — опись;

д. — дело;

л. - лист.

В некоторых случаях, если, например, речь идет о старинных ру­кописях, бывает необходимо описывать физическое состояние доку­мента либо форму его копирования.

Правовые документы делятся на действующие и не действующие. Во многих сферах сегодня правовые документы быстро устаревают и сменяются новыми. За этим надо следить, чтобы не опираться на ус­таревшие нормы, что в юридических работах совершенно недопус­тимо.

Воспроизводя в своей работе текст документа, знайте, что в слу­чае чего, вас всегда могут проверить и уличить в неточности, что все­гда неприятно и чревато нежелательными последствиями.

Источники в целом представляют собой достаточно сложный материал. Поэтому, прежде чем обращаться к первоисточникам и ис­кать в этих старых толстых томах нужные вам цитаты и мысли, обра­титесь сначала к второисточникам, в которых все эти цитаты и мыс­ли собраны и систематизированы.

 

4.2.5. Старые книги

Вообще, старые (особенно дореволюционные) не переиздававши­еся книги — весьма благодатный материал для списывания. Давность их издания почему-то сама по себе отпугивает: люди, во-первых, счи­тают такую литературу безнадежно устаревшей, а во-вторых, трудно­доступной. Однако во многих социальных и гуманитарных вопросах старая литература порой существенно превосходит современную. Кроме того, можно быть уверенным, что, по крайней мере, в Ленинке почти вся старая литература имеется. Используя старые книги, следует обращать внимание на корректировку языка (в прошлом веке его нормы были несколько иными) и устранение из текста современ­ных старому автору реалий.

Отдельную категорию составляют книги, которые столь стары и пришли к настолько негодному состоянию, что выдаются только в виде микрофильмов. Как уже говорилось, микрофильмы имеют соб­ственный каталог и собственный зал в Ленинке. Кроме того, боль­шинство документов в архивах доступны читателям только в виде микрофильмов. Микрофильм — это пленка на которую перенесен печатный текст и которую можно просматривать на специальном аппарате. Пользоваться таким аппаратом вас научат.

4.2.6. Иностранные книги

Особым объектом списывания являются книги на иностранном языке. Вообще говоря, перевод является трудом не меньшим, чем само написание работы. Однако для некоторых людей бывает легче пере­вести целую книгу, чем написать десять страниц от себя. Кроме того, за перевод можно заплатить специалисту (цены, сроки и качество при этом сильно колеблются, поскольку переводы составляют в наши дни целый рынок). Поскольку люди у нас достаточно мало читают на ино­странных языках, особенно если речь идет не об английском, исполь­зование иностранных книг практически безболезненно. Однако мож­но нарваться и на преподавателя, который читает на иностранных языках, о чем, в частности, свидетельствует вышеописанный случай с дипломом по одному немецкому теологу

Лучшими иностранными языками по критериям удобства и бе­зопасности являются языки бывших народов СССР. Работы, написанные на них соответствуют и ныне действующим текстовым стандартам Советско­го Союза. Кроме того, для русскоязычного студента читать, напри­мер, на украинском или белорусском языке достаточно легко, осо­бенно если учесть легкость нахождения квалифицированного и, вме­сте с тем, недорогого переводчика.

4.2.7. Библиографические указатели

Библиографические указатели — это книги или брошюры, в ко­торых изданы списки литературы (книг, статей, рецензий, диссерта­ций и т. п.) по каким-либо вопросам. Они бывают универсальные, отраслевые и тематические, а также текущие и ретроспективные.

Описание книг в них бывает организовано самыми разными спо­собами — по алфавиту, по предмету, по принципу систематического каталога, по авторам, по заголовкам, по месту издания, по типу изда­ния и т. п.

Изданием государственных библиографических указателей в Рос­сии занимается «Российская книжная палата» (НПО РКП) — крупней­шее в стране хранилище книг (здесь собрано абсолютно все, что изда­но у нас после 1917 года). Существуют также всевозможные (в том числе и многотомные) иностранные и международные указатели.

У нас с 1907 года еженедельно выходит «Книжная летопись» — подписное библиографическое издание, вмещающее за год более 50 тысяч библиографических записей по выходящим на всех языках мира книг по всем сферам человеческих интересов. «Книжная лето­пись» имеет два ежеквартальных приложения — именной и геогра­фический указатели, одно ежегодное — указатель серийных изданий, а также одно ежемесячное — издающийся с 1981 года указатель авто­рефератов диссертаций.

С 1933 года каждые пять лет издается «Летопись периодических и продолжающихся изданий», вмещающая библиографические записи журналов, газет, бюллетеней, периодических и продолжающихся сборников («Ученые записки...», «Труды...» и т. п.). Этот указатель вы­ходит в пяти выпусках — «Газеты», «Журналы», «Бюллетени», «Сбор­ники», «Новые, переименованные и прекращенные изданием газеты и журналы за N-й год».

С 1926 года еженедельно выходит «Летопись» журнальных, а с 1936 - газетных статей. Здесь описываются статьи из примерно 50 газет и 2660 журналов и иных периодических изданий.

Существует множество других изданий библиографического ха­рактера, более подробную информацию о которых можно почерпнуть в справочно-библиографическом секторе любой библиотеки (особен­но РГБ и ИНИОНа), а также в книге: Поиск информации в библиоте­ках. - М. - 1993.

4.2.8. Депонированные рукописи, диссертации и авторефераты

Среди малоизвестных книг выделяются депонированные рукопи­си. Депонированные рукописи — это статьи, которые пишут люди, готовящиеся получить ученую степень или какое-либо иное поощ­рение, чтобы отчитаться в наличии собственных публикаций. Самый легкий способ записать в свой актив публикацию — это задепонировать ее в ИНИОНе. Послав рукопись в ИНИОН, автор избавляется от необходимости долго и нудно добиваться публикации своей ста­тьи в каком-нибудь научном издании. Таким образом, в библиотеке ИНИОНа, куда, как уже говорилось, доступ имеют далеко не все, скапливается немало статей малоизвестных авторов; причем статьи эти доступны читающей публике только здесь и более нигде. Исполь­зование депонированных рукописей почти безболезненно, посколь­ку редко кому из преподавателей взбредет в голову их читать.

Информация о работе Содержание письма