Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 16:37, реферат
Итак, вы заинтересовались возможностью быстрого, качественного, легкого - насколько это вообще возможно - написания вашей диссертации, диплома, курсовой или любой другой академической работы, которая, как вам кажется, испортит вам немало крови.
Сейчас трудно найти какие-либо справочники, пособия, пакеты документов (кроме, конечно, весьма сухих и кратких методичек, составленных в вашем же вузе), посвященных тому, как облегчить ваш труд, а порой даже свести его на нет.
ВВЕДЕНИЕ
ДЛЯ КОГО ПРЕДНАЗНАЧЕНА ЭТА КНИГА И ЧЕМ ОНА ХОРОША
1. КАК ПИСАТЬ ЛЮБЫЕ РАБОТЫ
2. С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ
2.1. ТЕМА РАБОТЫ
2.2. УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕМЫ
3. ОТКУДА И КАК БРАТЬ ЛИТЕРАТУРУ
3.1. КАК ПОПЫТАТЬСЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ БИБЛИОТЕК
3.2. КАК ОБРАЩАТЬСЯ С БИБЛИОТЕКАМИ
4. ОТКУДА И КАК МОЖНО СПИСЫВАТЬ
4.1. КАКИЕ БЫВАЮТ РАБОТЫ
4.2. КАКИЕ БЫВАЮТ КНИГИ
4.3. КАКИЕ ЕСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ
4.4. КАКИЕ БЫВАЮТ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
5. ЧТО МОЖНО И НУЖНО ДЕЛАТЬ С ТЕКСТОМ, ИЛИ КАК ДОВЕСТИ РАБОТУ "ДО УМА"
5.1. КАК РЕДАКТИРОВАТЬ
5.2. КАК ОФОРМИТЬ
6. КАК СДЕЛАТЬ РАБОТУ ЗА ТРИ ДНЯ
7. ЕСЛИ ВСЕ-ТАКИ НЕ ПИШЕТСЯ
8. КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ В НОЛЯХ
1. БОРЬБА С СОБОЙ
2. БОРЬБА С ЭКЗАМЕНАТОРОМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Но наилучшим объектом списывания, который можно получить в библиотеке, являются диссертации. Не авторефераты, а именно сами полные диссертации. В России их можно получить только в одном месте — в зале диссертаций химкинского отделения Ленинки. Туда с 1944 года поступают абсолютно все диссертации, написанные на территории СССР. Правда, примерно с 1992 года значительная часть диссертаций из бывших советских республик поступать перестала, однако эта потеря невелика, поскольку и оттуда продолжает приходить все, что пишется на русском языке.
С диссертаций, если они не защищены в вашем же вузе, можно списывать практически один к одному. Однако следует иметь в виду, что, как правило, мало кто читает диссертационные тексты полностью и поэтому их авторы, долго трудясь над своим объемистым трудом, к середине устают и перестают следить за качеством своего текста. В связи с этим где-то в середине иной диссертации вдруг начинаешь ощущать, что она написана в бреду, вне всякого соответствия оформленности мысли и стиля. Такие куски текста, не соответствуют смыслу кандидатской или даже докторской диссертации, но их никто не потерпит в тексте диплома. Потому что диссертацию читают частями, а диплом читают полностью.
Узнать о существовании диссертации по какому-либо вопросу можно благодаря упоминанию в каталоге ее автореферата. Если в библиотеке есть автореферат диссертации, значит, в Химках есть сама диссертация. Однако не на всякую диссертацию есть автореферат, поэтому, попав в Химки, следует обязательно еще поискать диссертации на интересующую вас тему в местном систематическом каталоге.
4.3.1. Журналистика
4.3.2. Искусствоведение
4.3.3. История
4.3.4. Источниковедение
4.3.5. Лингвистика
4.3.6. Право
4.3.7. Психология
4.3.8. Социология
4.3.9. Филология
4.3.10. Философия
4.3.11. Экономика
В данном разделе попытаемся обобщить особенности написания академических работ по отдельным гуманитарным и общественным дисциплинам.
Составить строгую классификацию существующих гуманитарных и общественных наук достаточно сложно. Официально имеется довольно длинный перечень специальностей, по которым приняты государственные стандарты образования (см. Приложение 4). Каждая из этих специальностей имеет свое специальное название и номер, что должно быть отражено, например, на титульных листах в диссертационных работах (см. Приложение 2). Вместе с тем система специальностей в последнее время меняется и, по существу, она весьма мало касается учебных работ студентов.
Если составлять перечень предметов, предполагающих собственную специфику написания работ по ним, то есть по практическому критерию, мы получим лишь следующие названия:
1) журналистика;
2) искусствоведение;
3) история;
4) источниковедение;
5) лингвистика;
6) право.
7) психология;
8) социология;
9) филология;
10) философия;
11) экономика.
Каждая из этих дисциплин предполагает не только свой особый круг потенциальных источников, но и особую лексику, особый стиль, особые мыслительные приемы и т. п. Рассмотрим их по порядку.
Журналистика — дисциплина весьма сомнительная, нечто среднее между филологией и социологией. С одной стороны, журналистов должны обучать хорошо писать, с другой — изучать общественное мнение и выуживать нужную информацию. Как правило, студенты факультетов журналистики не успевают, как следует, научиться ни тому, ни другому, поэтому требования к ним предъявляются не самые высокие.
Одним из главных требований к любым формам письменных работ журналистов (по любым предметам) является простота изложения. Журналист должен писать просто по следующим причинам: во-первых, он должен тренироваться, чтобы его произведения могли быть понятны массовому читателю; во-вторых, если журналист написал слишком сложно, значит, он либо вообще ничего не понял и выдал на бумагу всякий бред (вчитываться в него все равно никто не будет), либо все списал из умной книжки.
Кроме того, как известно, журналист должен делать все поярче, поэтому в отличие от всех иных дисциплин, в большинстве своем резко отрицательно относящихся ко всяким эмоциям, журналистика требует повышенной эмоциональности и всяких демагогических выкрутасов.
Искусствоведение часто считается одним из разделов истории. Однако его предмет столь специфичен, что ученые степени присваиваются не кандидатам или докторам исторических наук, а кандидатам или докторам искусствоведения.
Неповторима лексика и стилистика искусствоведческих работ. Описать ее без специальных терминов достаточно сложно, поэтому приведем пример искусствоведческого текста, который говорит сам за себя:
Пристенное надгробие с развитым архитектурным обрамлением становится наиболее распространенным типом в Италии XV века, и к концу столетия превращается в весьма сложное сооружение с устойчивой иконографией, в которой соединяются античные и христианские элементы. Наиболее ранним памятником такого рода является надгробие папы Иоанна XXIII, исполненное Донателло и Микелоццо (1425-1427 гг.; Флоренция, Баптистерий). Здесь же очень сильны отголоски треченто в крайне вытянутых пропорциях гробницы в целом и в использовании традиционного изображения раздвинутой драпировки (которая в данном случае решена довольно необычно - она подвешена к кольцу). Надгробие вписано в узкий простенок между двумя полуколоннами, и его архитектура слабо разработана.
Под балдахином в люнете, напоминающем пролет арки, помещена Мадонна с младенцем, как бы склоняющаяся к умершему. Бывший папа в полном облачении кардинала-епископа возлежит на ложе, опирающемся на львов и задрапированном богато вышитым покрывалом. Ложе покоится на саркофаге с фигурами ангелов по краям эпитафии (последние, хотя и выполнены под явным воздействием античной скульптуры, принадлежат к старой иконографической традиции и наглядно показывают приспособление классической формы для христианской иконографии); своими улыбками они словно приветствуют душу, прибывающую в царство небесное. Такое соотношение саркофага и ложа с фигурой умершего становится типичным для значительной группы надгробий; это вполне можно рассматривать как некое отражение катафалка, выставлявшегося в церкви перед погребением.
Написать такой текст способен только специалист, явно фанатеющий от своего дела. Поэтому, если вы таковым не являетесь, постарайтесь найти объекты для списывания—для распространенных учебных тем их существует немало.
История иногда представляется дисциплиной непрофессиональной, как будто каждый, изучив свидетельства прошлого какого-либо явления, способен адекватно отразить его историю на научном уровне. Однако это, конечно же, далеко не так.
Для историка в наибольшей степени важна опора на документы или на иные материальные свидетельства (данные археологии, памятники искусства, материальной культуры и т.п.). Как сказал один преподаватель-историк, для философа любая ситуация на улице может послужить основой для рассуждении, тогда как историк и шагу не может ступить без документов.
Особое внимание в исторической работе должно быть уделено историографии, то есть обзору и критике всех исторических работ, которые посвящены тому же кругу вопросов, что и ваша работа. То же самое касается источников. Исторические работы, собственно, и состоят из анализа документов, на основании которого выстраивается общая картина хода событий. При этом критикуются или, наоборот, защищаются взгляды на этот ход со стороны других историков. Важно при этом охватить все имеющиеся источники и исследования, поскольку в противном случае вас обвинят в неполноте историографии или источниковой базы.
Если вы пишете работу по истории, постарайтесь выбрать тему, по которой существует минимум литературы на иностранных языках, а также вообще минимум источников и литературы. Лучше всего, чтобы вообще было один-два источника и пара-тройка исследований, дискутирующих по поводу интерпретации противоречивых свидетельств из этих источников. Неплохо также избрать какое-нибудь историческое событие, которое до сих пор не привлекло к себе внимания историков и исследуется, таким образом, впервые именно вами.
Но это все касается серьезных работ. Доклады и рефераты по истории можно безбожно списывать, так как они задаются, как правило, по максимально исследованным темам. А такие темы порождают неисчислимый поток всякого рода обобщающей и научно-популярной литературы, которую мало кто читает.
Историки обращают крайне пристальное внимание на оформление выходных данных и цитирование документов, а также на описание методов их выявления, отбора и исследования. Эта черта находит свое предельное выражение в работах по источниковедению.
Источниковедение есть подраздел истории. Однако этот подраздел столь специфичен, что мы посчитали нужным выделить его в особую категорию.
Источниковедение представляет собой один из самых тяжелых и самых противных видов работ — настоящее блохоискательство.
Цель любой источниковедческой работы состоит в том, чтобы оценить то или иное свидетельство прошлого на предмет его пригодности к реконструкции хода исторических событий. Для этого анализируется история самого этого источника, факты, изложенные в нем, сопоставляются с фактами, изложенными в других источниках. Далее, определяются методы, посредством которых, учитывая специфику того или иного источника, можно выделять из него зерно достоверности. Поскольку в источниковедческих работах, как правило, рассматриваются целые группы источников, здесь также необходимо их проранжировать, выделить методы их поиска и отбора, методы их обработки, составить их скрупулезное описание и классификацию.
Легче всего, разумеется, анализировать только один источник и особенно такой, у которого нет аналогов по тому же периоду истории.
Среди исторических источников выделяются не только текстовые свидетельства, но и памятники иного рода — свидетельства материальной культуры, то есть предметы быта и искусства. Первые изучаются археологией, зачастую использующей методы точных наук (например, радиоуглеродный метод), вторые - искусствоведением.
Лингвистика раньше была частью филологии, но теперь, к радости презирающих литературщину лингвистов, стала вполне самостоятельной дисциплиной. Лингвистика изучает исключительно особенности языка - русского или любого иностранного — его историю, структуру, словарный состав, особенности образования слов и предложений, особенности перевода и т. п. В своем предельно формализованном виде лингвистика уже почти не укладывается в рамки гуманитарных наук и напоминает отчасти математику, прямо соприкасаясь с математической логикой. Главное, чем занимаются лингвисты, — изучение иностранных языков. Именно эта весьма перспективная в наши дни цель движет большинством учащихся-лингвистов, письменные работы играют для них второстепенную, вспомогательную роль.
Тем не менее мы наблюдаем прямо-таки беспрецедентное количество диссертаций лингвистического характера. В каталоге химкинского отдела РГБ они ввиду запредельной численности систематизируются, кроме достаточно дробных рубрик, еще и по годам защиты. Все это говорит о том, что на сегодня нет такой лингвистической темы, которая не могла бы быть списана из соответствующей диссертации.
Право — это дисциплина, пользующаяся сегодня поистине огромной популярностью. Основная проблема написания академических работ по праву состоит в том, что сегодня постоянно меняется правовая база, в результате чего не только затрудняется ориентация в системе нормативных актов, но и устаревает значительная часть литературы, с которой можно списывать. Вместе с тем первоначальный революционный шок в праве и правоведении к настоящему времени уже прошел, в связи с чем авторитетность старых исследований (вместе с их марксистским методом) существенно восстановилась.
Об особенностях юридической лексики специально говорить не приходится. Следует только отметить возбуждаемый этой особенностью интерес юристов к прямо-таки философскому рассмотрению отдельных категорий права.
Кроме того, в современной отечественной юридической науке существует множество враждующих направлений, по-разному трактующих не только отдельные вопросы юриспруденции, но и саму структуру права. Часто это связано с меркантильными интересами. Так, существует дискуссия на предмет наличия такого раздела права и правоведения, как предпринимательское право. Лидеры кафедр гражданского права отрицают его, тогда как лидеры бывших кафедр хозяйственного права, упраздненного в ходе современной революции, пытаются найти себе место в академической системе под новым флагом. Учитывать наличие враждующих школ и группировок крайне важно для учащегося, пишущего отчетный труд, чтобы не попасть впросак и не провалить все свои усилия только из-за неправильно взятой точки отсчета.
При написании юридических работ обязательно использование судебной практики. Чтобы найти случаи из практики, касающиеся исследуемого вами вопроса, не нужно ломать голову — возьмите 12 номер «Бюллетеня Верховного Суда РФ» либо «Вестника Высшего Арбитражного Суда РФ» за любой год (один из последних) и найдите там сводный тематический указатель судебной практики. В этом указателе названы по рубрикам опубликованные во всех предшествующих номерах данного издания за этот год случаи судебной практики. Их можно переписывать целиком и органично вставлять в ваш текст по ходу изложения соответствующей юридической проблемы.
Поскольку в юриспруденции, толкующей законы, трудно придумать что-то оригинальное, большинство работ в этой дисциплине вполне может быть построено на компилировании уже готовых текстов. Единственным препятствием здесь может служить, как уже говорилось, смена нормативной базы, которую нужно постоянно учитывать.