Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Но  дискотека формирует личность не только участника творческого коллектива. Она - средство идейно-эстетического воспитания всех ее посетителей.

 
81

 

      Аудитория сегодняшней дискотеки огромна, она включает практически целое  поколение студенческой молодежи, а  также людей иных возрастов.

     Дискотека возникла из глубин самодеятельного творчества. К моменту ее появления просто не существовало того профессионального образца, на который, она могла бы ориентироваться. Этот образец складывался постепенно, как выстраданный результат самодеятельных творческих исканий. Характерно, что первые опыты теоретического и методического осмысления практических поисков в этой области также принадлежат перу самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в профессионалов дискотеки. Серьезно обогатили ее творческий багаж профессионалы, работающие в близких по характеру сферах деятельности, прежде всего режиссеры. Одни как практики дискотеки (М.Копелев), другие и как педагоги-методисты-теоретики (В.Царев, Э.Рыжик), они ввели в оборот дискотечного дела знания, накопленные в других областях творческой деятельности задолго до рождения дискотеки.

     Существенной  особенностью дискотеки является ее обращенность к событиям дня, прежде всего к явлениям музыкальной жизни. Современная молодежь идет в дискотеку, помимо всего прочего, еще и ради того, чтобы получить свежую информацию о новинках эстрады, рок-музыки, услышать не только любимые мелодии, но и новые, еще ни разу не слышанные, получить квалифицированный комментарий, узнать нечто интересное о певцах, композиторах, группах. «Отвечать на эту потребность - функция дискотеки.

     С самого возникновения дискотеки  стали для студенческой молодежи своеобразным информационным центром  молодежной музыки, клубом музыкальных новостей. Диск-жокеи (как они тогда именовались) играли роль самодеятельных информаторов, обозревателей, комментаторов. Одним из главных направлений в их деятельности стал поиск, сбор, систематизация новой информации. Недаром «предками» дискотеки по праву считаются радио и телевидение. Именно от них она унаследовала эту свою информаторскую суть [80; 93].

     Правильная  постановка дискотечного дела предполагает централизованную систему оперативного сбора необходимой информации, ее быстрой обработки и рассылки на места, авторам программ и ведущим дискотек. Кроме того,

                82

 

      следует помнить, что дискотека призвана не только реагировать на события  музыкальной жизни мирового и российского масштаба, но и освещать текущие вопросы жизни (в том числе и музыкальной) на местах. Здесь уже централизованная информационная служба не поможет, зато очень полезен оперативный контакт дискотек с местными редакциями радио, телевидения, газет, т.е. всех местных средств массовой информации. Лишь в этом случае дискотека сможет полноценным образом выполнять присущую ей функцию одного из каналов массовой информации. Есть у этого канала свои особенности: направленность преимущественно на молодежную аудиторию, высокий удельный вес новостей музыкальной жизни, наличие живого контакта ведущего с аудиторией, самодеятельный характер. Эти особенности необходимо постоянно учитывать.

     Недавно во Дворце молодежи был осуществлен  проект «Танцующий город» (опыт взят из журнала «Встреча»). Это своеобразный танцевальный марафон. Под одной крышей Дворца Молодежи собрались все дискотеки города: «Элвис» - дискотека молодежного центра, танцевальный клуб «Фантазия», ди-джеи университета, колледжа, школ. Каждая из них представляла свою небольшую программу, свои ремиксы на популярные хиты отечественной и зарубежной эстрады. А потом, по зрительским аплодисментам, были выбраны лучшие ведущие и лучшая дискотека в городе.

     Расширение  платных услуг в учреждениях  культуры стимулирует деятельность работников культурно-досуговой сферы, и конечно же, повышает ответственность за выполнение работ. А это в свою очередь способствует наиболее полному удовлетворению культурных потребностей людей, развитию их творческих способностей.

     Итак, мы говорим о совершенствовании  деятельности современного Дворца Молодежи по организации досуга студенческой молодежи. Одно из главных направлений в этой ситуации - это развитие новых форм. Сегодня каждое культурно-досуговое учреждение ищет свой неповторимый путь повышения эффективности своей деятельности - ведь готовых рецептов на этот счет нет (поиск и обеспечивает залог успеха). Любой опыт работы в этом направлении ценен и важен. Обратимся к опыту деятельности Дворца Молодежи.

83

 

           Начнем  с того, что уже много лет  во Дворце молодежи организуются и  проводятся полюбившиеся всем традиционные мероприятия, которые даже не нуждаются в рекламе, зал всегда полон:

  • большое театрализованное представление, приуроченное ко дню знаний;
  • праздничные концерты ко дню пожилого человека;
  • новогодняя сказка (спектакль) для детей;
  • новогодние балы для студенческой молодежи и вечера отдыха для взрослых;
  • вечер отдыха для ветеранов завода в «старый новый год» и 9 мая;
  • вечер романса;
  • рождественский и крещенский театрализованные концерты (с развлекатель 
    ной программой в банкетном зале;
  • в каникулы - игровые, конкурсные программы «Ура каникулы»;
  • большой праздник «Для дам города» - 8 марта;
  • вечер выпускников всех школ города;
  • творческие Вечера и концерты коллективов художественной само деятель 
    ности Дворца Молодежи.

     В последнее время коллектив Дворца Молодежи -выходит за пределы своего здания и все больше мероприятий проводит совместно с городским и районными отделами культуры, а так же с другими общественными организациями на открытых площадках: на стадионе, на берегу озера, на центральной площади города.

     На  стадионе проходят концерты, организованные силами художественной самодеятельности Дворца Молодежи: день города, спортивный праздник ко дню защиты детей - большое карнавальное шествие с игровой программой, прекрасный праздник ко дню Молодежи.

    На площади  города - Проводы зимы, Масленица, Рождественская елка.

     А на берегу озера Шарташ проходит большой праздник, посвященный дню рождения российского флота.

     Можно сказать, что Дворец молодежи в своей  деятельности уделяет большое внимание организации и проведению всевозможных праздников и те-

 
84

 

      атрализованных  представлений и большинство и них для студенческой молодежи. Ведь праздники были, есть и будут всегда у человека.

     Праздник - это состояние души в период наивысшего эмоционального подъема, это радость от красоты, добра, достигнутого результата. Это духовная перезарядка на будущее. Праздники могут быть постановочными (со сценарием и режиссурой), могут быть построены на традициях, обычаях и обрядах и просто спонтанными по сиюминутным событиям и фактам. Разделенная радость с другими людьми удесятеряется на основе законов подражательности и заразительности. И чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше у человека потребность ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей.

     Это ощущение дает человеку проявить себя в праздничном действе. Таким образом, происходит активизация зрителей, а от этого как раз и зависит успех любого мероприятия и в целом всей деятельности культурно-досугового учреждения. Нужно научиться на любом мероприятии создавать атмосферу праздничности.

     Примечательно то, что в этом плане Дворец молодежи нашел своих единомышленников. В журнале «Встреча» (№ 6, 7 за 2004 г.) делится своим опытом Городской Дворец молодежи города Перми. Автор статьи «Клубный клубок» Иван Калинин [30; 13], пишет о повышении эффективности досуговой сферы, и он предлагает «четыре кита», на которых должна сегодня держаться клубная работа:

  1. праздники;
  2. фольклор, традиции, обычаи, обряды;
  3. клубные встречи;
  4. интересы, хобби.

    О праздниках, сказано выше, а вот что он пишет о других «китах».

     Фольклор, традиции, обычаи, обряды - это родник, вечный источник, из которого черпаем  мы силы, сверяем свою самобытность, национальные особенности. Нет-нет, здесь не идет речь о том, чтобы в наши Дома культуры силой «привлечь» стариков и старух в лаптях. Вопрос в другом - не дать себя

                85

 

      растворить  в массовой культуре, превратить в  роботов, не помнящих своей истории. А ведь она, историческая культура, культура наших предков передается от поколения к поколению. Кому-то очень бы хотелось все очернить, все вытравить из нас, доказать, что все прошлое на Руси - плохо. И некоторые подхватывают эти идеи, не задумываясь о том: откуда взялись «такие хорошие» фольклор, традиции, обычаи, обряды? Это лакмусовая бумага для проверки всего того, что мы творим сегодня: это сверка на народность, на наши национальные особенности. И хорошо бы, если бы она происходила в семье, где свои традиции, обычаи, обряды, а затем - в школе, на работе и в обществе...

     Клубные встречи - это основное направление в жизнедеятельности всех клубных учреждений, построенное на человеческом общении. Я отметаю полностью всякие крикливые формы культпросветработы и категорически заявляю, что в конечном итоге все те изобретенные названия и формы сводятся к одному понятию: клубные встречи. Поводом и стимулом для них могут быть самые разные обстоятельства и причины. Например: тема, вызывающая большой интерес; идея - политическая, партийная и прочая; проблема, требующая обсуждения и тому подобное. Следует заметить, что клубные встречи могут быть и без повода, а ради самой встречи за чашкой чая - ветеранов, женщин, молодежи и др. И пока клуб будет оставаться местом, где удовлетворяется самая насущная потребность человека в общении, он будет жить как самостоя-тельный социальный институт.

     Интересы, хобби - избирательная направленность человека на какие-то виды деятельности или увлечения. Клуб предоставляет реальную возможность по пробуждению, формированию и реализации человеческих интересов. Более того, здесь объединяются частные (индивидуальные) интересы и доводятся до общественно значимых целей и задач. И наоборот: здесь в клубе, общественные цели и задачи можно проецировать на отдельного человека, убеждая его в их правильности и побуждая к действию. Сюда относится работа всех творческих коллективов художественной самодеятельности, клубов, кружков, секций по интересам.

 
86

 

           Пусть не покажется кому-то, что автор  все поделил между этими четырьмя «китами». Конечно, у них много точек пересечения между собой. И все-таки, если начнем подвергать анализу клубную деятельность, то «киты» напомнят о себе, ибо они фундамент всей этой работы.

     В последнее время вновь стали  очень распространенными творческие вечера и вечера чествования. И это очень хорошо, что при жизни общественное внимание обращено к конкретному человеку - творцу и созидателю. О нем говорят добрые слова, его славят, ему поют песни.

     Два этих вечера чем-то похожи друг на друга, но имеют и свои особенности. Первый строится чаще на этапах творчества, а второй - на этапах жизни. Первый чаще всего предполагает откровенный хороший концерт, а затем (или по ходу концерта) добрые слова о творчестве именинника. При втором варианте идет откровенное чествование по этапам жизни. Здесь «...всякое лыко в строку», таков основной закон вечера. О чем бы мы ни говорили, ни пели - все это раскрытие главной сюжетной линии. И заканчиваться вечер должен на высокой ноте - признанием его заслуг и успехов.

     Такие вечера во Дворце молодежи стали популярными. Многие коллективы устраивают свои творческие вечера и концерты. Эти многочисленные юбилеи, торжества, праздники как бы подчеркивают, что, несмотря на все трудности, мы живем, развиваемся и растем, мы добиваемся успехов.

     Во  Дворце молодежи уже шестой год проводится конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Золотая нотка» . Проводится он с целью выявления детских и юных талантов, по нескольким жанрам: вокал, хореография, художественное чтение. В этом конкурсе принимают участие дети в возрасте от 5-ти до 16 лет из г. Екатеринбурга. На конкурсе всегда присутствуют местные средства массовой информации. Конкурс оценивает компетентное жюри - из областной филармонии, областного центра детского творчества. Валя Степанова, победительница конкурса «Золотая нотка», принимала участие в передаче «50/50 буду звездой» и стала победительницей этого телевизионного конкурса. Но на этом Валины успехи не закончились, ей предложили учебу в Соединенных Штатах Америки и все финансовые вопросы уже решены. Алена

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге