Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Кроме типов ориентации досугового поведения  с точки зрения самоценности предмета занятий в ней представлены формы ориентации поведения с точки зрения определенности предмета занятия. В таблице выделяются две такие формы: целевая и поисковая. Целевая форма означает, что участник той или иной досуговои деятельности ясно осознает свой досуговыи интерес в его вещественном, «материальном» воплощении (конкретная книга, аттракцион, другой человек, оздоровительная программа и т.д.). При поисковой форме досугового поведения индивид фиксирует в своем сознании этот интерес, но не связывает его с конкретным предметом досуговои активности.

     Пересечение типов ориентации досугового поведения с точки зрения самоценности выбранного занятия и форм ориентации с точки зрения предмета досуговои деятельности порождает следующие сочетания:

  1. Рекреационно-ориентированное целевое поведение, т.е. ориентация на зара 
    нее выбранный конкретный вид рекреации, развлечения.
  2. Рекреационно-ориентированное поисковое поведение - посещение объекта 
    развлечений, отдыха без заранее намеченной программы.
  3. Социально-ориентированное целевое поведение - запланированный заранее 
    социальный контакт с конкретной личностью, группой людей.

 
75

 

    1. Социально-ориентированное  поисковое поведение — стремление завязать 
      новые знакомства, расширить социальные контакты.
  1. Культурно-ориентированное целевое поведение - посещение заранее вы 
    бранной культурной программы.
  1. Культурно-ориентированное поисковое поведение — стремление расширить 
    свой кругозор, обогатиться новыми знаниями без запланированной заранее 
    ориентации на конкретный вид занятия.

     Безусловно, возможно и сочетание всех этих типов  ориентации (их получается довольно много, если иметь в виду и комбинации по признаку «целевое-поисковое» поведение).

     Пока  же ограничимся данным перечнем как  исходной типологией досу-гового поведения, позволяющей оценить типологию развития «клуба-общности», которая может применяться в культурно-досуговых учреждениях:

                       
                      Таблица № 3 

      Тип досугового поведения
        Тип клуба-общности
      Соответствующий тип клуба-учреждения
        1
          2
          3
      1. Рекреационно-ориентированное целевое поведение Подростковые  клубы-общности с развлекательной направленностью; любители какого-либо вида развлечений в группе; -оздоровительный клуб и т.д. Клубное учреждение с доминированием одного вида или родственных видов рекреационных услуг (видеосалон, дискотека, оздоровительный комплекс и т.д.)
      2. Рекреационно-ориентированное поисковое поведение Временный игровой коллектив, возникающий в процессе посещения рекреационной развлекательной программы (например, команды участников игры) Клубное учреждение с набором различных видов рекреационных услуг (например, клуб-кафе, развлекательный центр, "кабаре" и т.д.)

76

 

        1
          2
          3
      3.Социально- Социально-ориентированные ЕСлубное учреждение, ориен-
      ориентированное клубы-общности, оформлен- тированное  на однородный
      целевое поведение ные организационно (членст- по какому-либо социально
        во, программа, правовой ста- демографическому  признаку
        тус) состав посетителей (по полу,
          возрасту, национальности,
          социальному положению,
          религиозному  признаку)
      4.Социально- Социально-ориентированные Клубные учреждение, ориен-
      ориентированное клубы-общности, не оформ- тированное  на взаимодейст-
      поисковое пове- ленные организационно (объе- вие разных социально-
      дение диненные, в  основном, по об- демографических групп для
        разу жизни  и социальным про- решения общей  социальной
        блемам. (Например: «лимит- проблемы (например, клубы
        чики» в городе) знакомств)
      5.Культурно- -Коллектив самодеятельного Клубное учреждение как
      ориентированное творчества; система кружков, студий,
      целевое поведение -постоянная аудитория про- курсов
        светительных, учебных про-  
        грамм  
      6.Культурно- - дискуссионный клуб; Клуб как  система кружков,
      ориентированное - «Клуб интересных встреч" студий,курсов
      поисковое пове-    
      дение    

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
77

 

      ГЛАВА 2.

Специфика работы культурно-досуговых  центров по организации

свободного  времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга

2.1. Содержание деятельности  ГОУ ФГЦ «Дворец  Молодежи» по организации досуга студенческой молодежи

     Культурно-досуговой  центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного про-ведения своего досуга.

     Примером  такого учреждения культуры является «Дворец молодежи» -центр образовательной и воспитательной деятельности, центр политической и деловой активности, место встреч общественности с известными политиками, учеными, деятелями культуры и искусства, центр организации и проведения всероссийских и международных форумов, конференций, выставок, активной концертной деятельности, благотворительных акций и фестивалей. Кроме того, Дворец молодежи - один из лучших спортивно-оздоровительных комплексов Екатеринбурга и Свердловской области.

     Центр «Дворец молодежи» - это крупное  образовательное объединение, головная структура Министерства общего и профессионального образования в сфере управления и развития системы дополнительного образования. Центр дополнительного образования для детей - уникальная модель педагогической индустрии: институт управления, кадровый центр, педагогическая лаборатория.

    В состав Центра «Дворец молодежи» входят:

• Областной учебно-методический центр дополнительного образования;

  • Областной центр по координации и развитию дополнительного образования;
  • Отделение по физической культуре, спорту, туризму и краеведению;

• Отделение дополнительного экологического образования;

 
78

 

    • Отделение дополнительного политического  образования;
  • Художественно-эстетическое отделение;
  • Отдел по связям со средствами массовой информации и рекламе;
  • Информационно-аналитическая служба.

     Ежегодно  более 100 тысяч детей и подростков проводят свое свободное время во Дворце молодежи, где им предоставляется возможность приобщиться к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры, заняться различными видами художественного и музыкального творчества, стать участниками и организаторами гуманитарных проектов, интеллектуальных творческих игр. Дополнительное образование Свердловской области представлено широким спектром направлений. Выделяются 8 основных, по которым дополнительные образовательные услуги реализуются в различных типах образовательных учреждений:

  • Естественнонаучное;
  • Туристско-краеведческое;
  • Политехническое;
  • Обществоведческое;
  • Спортивно-оздоровительное;
  • Художественно-эстетическое и гуманитарное;
  • Декоративно-прикладное творчество;
  • Социально-педагогическое.

     Педагогический  коллектив Центра не боится творческого эксперимента, смело идет навстречу новым формам деятельности. Здесь трудятся более 400 специалистов. Среди них заслуженные работники культуры России, педагоги высшей и первой категории, мастера спорта международного класса. Многие специалисты объединения награждены орденами и медалями нашего Отечества. В коллективе немало семейных династий. В структуре объединения работают несколько десятков базовых коллективов, в которых занимаются более двух тысяч детей разного возраста, в их числе широко известные в России и за рубежом художественные коллективы, имеющие богатейшие педагогические тра-

79

 

      диции. Центр «Дворец молодежи» - ведущее  учреждение дополнительного образования Свердловской области, которому нет аналогов в образовательной системе России.

     Казалось  бы, чего проще - отдыхать. Но это только на первый взгляд. Некоторые люди и по сей день думают, что лучший отдых - полный покой, абсолютное ничегонеделание. Но как доказал академик И. М.Сеченов, лучший отдых - это активный отдых, смена деятельности, И коллектив Дворца Молодежи в своей деятельности по организации досуга молодых руководствуется именно этим принципом. Постоянно проводятся дискотеки и танцевальные вечера в сопровождении музыкального ансамбля.

     Дворец  Молодежи не оставляет без внимания и общенародные праздники, такие как Новый Год, День Защитника Отечества, День Всех Влюбленных Международный Женский День, Первомайские праздники и другие. В эти дни проводятся дискотеки, вечера отдыха, музыкальные вечера. В планах Дворца проведение литературно-музыкальных композиций, встречи с режиссерами и артистами кино в Дни Гатчинского Фестиваля «Литература и Кино».

     Дворец  молодежи предоставляет населению  широкий выбор досуговых занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых, проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др.

     Дворец  молодежи имеет преимущественно  иной, более высокий по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города, уровень материально-технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая и видео-аппаратура (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты. В планах подключение к интернету, что позволит усовершенствовать деятельность благодаря новой информации.

     Анализируя  опыт разных современных культурно-досуговых учреждений, убеждаешься в том, что сейчас ни одна из подобных организаций не может

                80

 

      выжить  без развития платных услуг. Таким  образом, это общая тенденция, характерная для всех учреждений культуры без исключения. Нужно заметить, что все более расширяющиеся платные услуги — это не способ зарабатывания денег для этого учреждения, а способ его выживания. Осуществляется ряд следующих платных услуг:

• работа кружков и коллективов;

  • прокат сценических костюмов и театрального реквизита;
  • изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей;
 
  • составление и разработка сценариев на заказ;
  • организация творческих выставок в музее;
  • демонстрация кинофильмов;
  • проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;
  • открытие бильярдной комнаты;
  • организация и проведение дискотек.

    Чуть подробнее  остановимся на дискотеках.

     Одним из самых распространенных среди  студенческой молодежи видов досуговой  деятельности, отдыха, развлечения  является дискотека. Она же выступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для технического творчества, изобретательства, развивает познавательную активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма и способствует его расширению. Это делает ее одним из средств формирования гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в том, чтобы самодеятельных дискотек было больше.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге