Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

 
 
101

 

      Раздел 6. Организация молодежного отдыха и развлечений 

    Система мероприятий по реализации основных направлений работы Сроки проведения
      Ответственные

      исполнители

    Источник финансирования Смежные организации
    1 .Проведение молодежных развлекательных программ и шоу Весь период «Дворец молодежи»   Молодежный  центр
    2. Проведение интеллектуальных игр   Клуб интеллектуальной игры   Управление  образования
    3. Организация встреч с интересными людьми Весь год Дворец молодежи   Молодежный  центр

    Процесс реализации данной программы начался во «Дворце молодежи» с января 2005 года.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
102

 

    2.3. Анализ реализации  программы «Студенческий  досуг»

     Программа «Студенческий досуг» успешно реализована. Возникали некоторые трудности с финансированием, но постепенно и эти вопросы были урегулированы. В 2005 году посредством финансирования ОАО «Вектор» в культурно-массовом отделе Дворца Молодежи установлена всемирная сеть Интернет, что позволяет оперативно обмениваться информацией, быть в курсе культурно-развлекательных новостей.

     Работниками социального отдела ведется постоянный социологический опрос всех групп молодежи, для выявления вновь появившихся потребностей среди молодежи.

     Создан  единый банк талантов молодежи города. Для этого задействованы руководители всех учебных заведений города от начальной школы до Вузов. Этот банк позволяет деференцировать молодежь по разновидностям талантов и моментально привлекать необходимые таланты. Теперь у нас все таланты на учете. Также для выявления талантов проводятся различные мероприятия и в самом Дворце Молодежи.

     В клубах по интересам появилось много  психологических групп, обсуждающих разные проблемные темы. На местном телевидении за студентами закреплено эфирное время, где они также могут обсуждать накопившиеся проблемы в прямом эфире и на всю область, что позволяет студентам из других городов области интерактивно поучаствовать в таких передачах.

     Все больше организуется турпоходов на природу. Открыто множество спортивных секций.

     Сейчас  во Дворце молодежи гастролирует много  эстрадных звезд. После каждого концерта звезды идут на встречу с молодыми «фанатами», эти встречи тоже являются достаточно познавательными для молодежи нашего города. После этих встреч появляется больше молодежи, которая мечтает стать известными в сфере шоу-бизнеса.

     Свою  программу коллектив Дворца Молодежи считает успешно реализованной. Именно в результате такой реализации планов могут рождаться новые

 

     

      идеи. К чему стремиться весь коллектив  Дворца Молодежи и сама студенческая молодежь города.

     Проанализировав опыт работы ГОУ ФГЦ «Дворец молодежи», мы выявили, что деятельность этого учреждения по организации досуга студенческой молодежи ведется в различных направлениях. Нами разработана программа по совершенствованию досуга студенческой молодежи во ГОУ ФГЦ «Дворец молодежи».

     Анализ  деятельности культурно-досугового учреждения показывает, что в практике наименее распространены поисковые досуговые программ.

     В основу деятельности необходимо положить структуру и характер запросов студенческой молодежи, пытаться включать в практику новые, нетрадиционные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи. Положительным на наш взгляд в организации работы Дворца Молодежи является:

  • Создание банка идей и центра молодой инициативы.
  • Участие студенческой молодежи в различных коллективах и кружках худо 
    жественной самодеятельности.
  • Создание и организация клубов по интересам гостиных и любительских 
    объединений.

     На  основе изученного анализа, рассмотрев опыт деятельности, были предложены конкретные рекомендации, которые позволят улучшить деятельность ГОУ ФГЦ «Дворец молодежи» по организации молодежного досуга по следующим разделам:

  1. Развитие художественного творчества студенческой молодежи;
  2. Информационное обеспечение студенческой молодежи;
  3. Воспитание гражданственности и патриотизма;
  4. Создание новых форм по спортивной работе;
  5. Организация молодежного досуга.

     Возможно, этот перечень не исчерпывает себя, но пожалуй, это наиболее значимые рубежи, которые должны достигнуть многие учреждения культуры,

 
104

 

      ведь  они призваны создавать условия для творческой самореализации личности всех групп населения, но при этом концентрировать внимание на индивидуальности каждого из них.

     Значительная  часть населения ориентирована  в первую очередь на досу-говые программы, поэтому важно суметь организовать такую работу и такие досуговые программы, которые могли бы увлечь любого молодого человека, поэтому необходимо:

  1. Повысить качественный уровень досуговых мероприятий путем внедрения 
    новых, нетрадиционных форм развлечения, просвещения и общения и ши 
    рокого их выбора.
  2. Создание комфортной культурно-досуговой среды, в которой бы уютно себя 
    почувствовали различные слои населения.
  3. Создание банка идей и центра молодых инициатив.
  4. Учет в деятельности запросов, интересов и потребностей молодежного воз 
    раста.
  5. Создание и организация клубов по интересам, гостиных и любительских 
    объединений.
  6. Участие в различных конкурсах, фестивалях и поддержка коллективов и 
    участников художественной самодеятельности.
  7. Создание на базе культурно-досугового учреждения социальных гостиных, 
    групп      общения,      консультаций      психологов,      центров      социально- 
    психологической реабилитации нуждающихся в общении, заботе, доброте.

     Эти обстоятельство необходимо учитывать  в работе культурно-досугового учреждения, создавая многоступенчатую систему клубного обслуживания по двум основаниям: от рекреации через социальную к культурной активности и от поисковых к целевым формам досугового поведения. При этом вовсе не обязательно, чтобы каждый посетитель прошел все этапы (для некоторых достаточно и разового участия в отдельных типах досуговых программ).

     Важно, чтобы все эти возможности  были представлены в том или ином регионе, городе, селе, обеспечивая  сохранение демократических начал  в организации культурно-досуговой деятельности.

105

 

           Нельзя  не отметить, что некоторые развитые любительские объединения предоставляют своим членам одновременно все виды досугового поведения, представленные в таблице 2 (стр. 71). Но, к сожалению, они часто могут благополучно существовать и вне клубных учреждений, а также являются достаточно уникальным явлением, если соответствуют своему названию. Необходимо наличие разветвленной клубной сети, предполагающей специализацию входящих в нее учреждений в зависимости от характера социокультурных ориентации местных жителей.

     В зависимости от местных условий  возможно и объединение различных  типов клубов-учреждений в единые культурно-досуговые центры, комплексы. Предложенная же типология не претендует на всеобщий норматив, является скорее выражением некоторых общих тенденций культурно-досуговой деятельности.

     Подводя итог в рассмотрении основных функций  и характеристик современных культурно-досуговых центров, еще раз отметим, что они выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения и постоянно должны заботится о качественном улучшении содержания и форм своей деятельности. Для того чтобы этого достигнуть необходимо отказаться от заорганизован-ности, однообразия и шаблонности культурно-досуговых форм. В основу деятельности необходимо положить структуру и характер запросов студенческой молодежи, а также постоянно стремиться разрабатывать и включать в практику новые, нетрадиционные и нестандартные формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодых людей. Отсутствие этих форм во многих культурно-досуговых центрах отрицательно сказывается на их престиже у населения.

     Предложенные  мероприятия могут дополнить мероприятия по организации культурно-досуговой деятельности студенческой молодежи и способствовать ее совершенствованию, в рассмотренной программе предложены новые

 
106

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
-^ 

формы работы, которые  ранее не использовались в практике «Дворца молодежи», что также является интересным по совершенствованию досуга молодежи.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
107

 

        Заключение

     Изучение  совершенствования деятельности культурно-досуговых  центров по организации досуга студенческой молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений. Следствие этого - низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально-педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств студенческой молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры. Социально-педагогическая ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе нами было проведено исследование с целью совершенствования досуга студенческой молодежи в куль-турно-досуговых центрах и ставились следующие задачи.

     Для определения функции и сущности досуга была изучена и проанализирована специальная литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его основные функции. Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

     Усвоение  культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и спорт, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это часть социального времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для сохранения, восстановления развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования. Культура же молодежного до-

              108

 

      суга  характеризуется такими занятиями, которым отдается предпочтение в  свободное время.

     От  умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге