Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Культурно-досуговые программы, рассчитанные на массовую аудиторию, всегда порождают различные игровые формы поведения как следствие восприятия других присутствующих людей в качестве персонажей действия. Это могут группы и отдельные знакомые и незнакомые люди. Уединенность в публичных мероприятиях не исключает, а скорее усиливает ролевую деятельность.

     В наше время идет развитие положительных  тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:

    Высокое качество предоставляемых населению культурных услуг.

    Постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности.

     Демократичность условий включения личности в  активную культурную деятельность.

     Основные  функции современного центра досуга, которые определяют его внутреннюю структуру, связаны со следующими направлениями деятельности:

  • организация и обеспечение условий для проведения культурного досуга во 
    всей его полноте и разнообразии в соответствии с потребностями, интереса 
    ми и возможностями всех групп населения;
  • разработка и распространение новых технологий досуговой деятельности, 
    взаимодействие с другими типами учреждений культуры, отдыха, спорта для 
    обеспечения эффективности, качества и интенсивности работы всей сферы 
    досуга в целом;

 
69

 

    • апробация, отработка и внедрение новой  техники, разрабатываемой про 
      мышленностью для использования в сфере досуга.
  • сальной средой, приближенной к жилью;
  • выделение помещений для физкультурно-оздоровительного досуга в составе 
    клуба;
  • культивирование развлекательных видов программ (танцевальных, аттрак 
    ционных, компьютерных и т.д.);
  • приспособление существующих зданий: реконструкция жилых домов, особ 
    няков, досуговых сооружений, использование дворов, пристройки к дейст 
    вующим клубам и жилым домам;
  • использование парковых зон, прилегающих к клубам территорий, непроез 
    жих улиц;
  • создание специализированных клубов: туристов, молодоженов, собаководов, 
    филателистов, нумизматов и т.д., организация любительских клубов и сту 
    дий, дискотек, выставок.

    В заключение следует подчеркнуть, что:

  • модель культурной среды выступает не только как упорядоченность, но и в 
    качестве  образного  представления культурного  пространства культурно- 
    досуговых учреждений;
  • культурно-досуговое учреждение и его культурная среда представляют со 
    бой: художественно-эстетический объект, композиционную структуру, объ 
    ект образного решения, художественного творчества специалиста учрежде 
    ния культуры;
  • принципы создания композиционной структуры культурно-досуговои среды 
    культурно-досуговых учреждений заключаются: в выявлении духовного со 
    держания, сущности проектируемой культурно-досуговои среды, учете осо 
    бенностей учреждения культуры, его функционально-культурных задач, по 
    иске художественного образа объекта культуры, его структуры и формы вы 
    ражения.

 
 
 
70

 

           Таким образом, в наше время происходит развитие положительных тенденций по созданию культурно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-досуговые центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга, и вызывать у людей потребность активного участия в ней [23; 32].

     При создании современных досуговых  программ в культурно-досуговых  центрах должны учитываться не только психологические закономерности взаимодействия студенческой молодежи в клубных объединениях, учет многообразия связей между людьми в процессе общения, личные и групповые интересы, мотивы посещения, но и хотя бы самые общие особенности досуговых ориентации людей, складывающихся стихийно, независимо от деятельности того или иного клубного учреждения. В этой связи продуктивно обращение к типологии форм поведения в досуге, разработанной авторитетными социологами, архитекторами с расчетом на максимальное сближение досуговых запросов населения и учреждений культуры.

    Данную типологию  можно представить в виде таблицы 2:

                                                   Таблица № 2 Формы поведения в досуге 

      Типы  ориентации поведения  с точки зрения самоценности предмета занятия
      Формы ориентации поведения  с точки зрения определенности предмета занятия
      Культурно - ориентированное Социально - ориентированное Рекреационно-ориентированное
      Целевая Поисковая

     Рекреационно-ориентированное  поведение как тип досугового поведения предполагает восстановление биопсихических ресурсов личности, израсходованных в сфере непреложных обязанностей (на производстве, в быту и т.д.).

 
71

 

      Здесь часто не столь важен достигаемый  уровень владения той или иной деятельностью, сколько сугубо рекреационный, оздоровительный эффект, связанный со снятием утомления, получением ярких впечатлений, борьбой с гиподинамией, психофизиологическими перегрузками и т.д. К занятиям, где чаще реализуется такое поведение, можно отнести организуемые прогулки на природе, оздоровительные программы, игры, развлечения и т.д. Но это не означает, что данному типу досугового поведения (как и другим, рассматриваемым ниже) можно всегда однозначно приписать жесткий набор занятий. Например, для человека с развитым музыкальным вкусом рекреативный эффект может быть достигнут и при восприятии классической музыки. Речь может идти скорее о некоторой преобладающей тенденции заполнения «рекреационных ниш» оздоровительными и развлекательными программами. Но главная характеристика рек-реационно-ориентированного поведения все же не в этом.

     Важна (независимо от состава занятий) сама ориентация на собственное здоровье, психологическое самочувствие, положительные  эмоции. В сознании же человека эта ориентация осознается как потребность в игровом, зрелищном, оздоровительном досуге. Психические нагрузки неудержимо нарастают, каждому важно не переутомляться, а если такое случается - необходимо уметь быстро их снимать, восстанавливаться. По мнению специалистов, сегодня следует вести речь о привитии навыков психотренировки большинству населения. Особенно нуждаются в этих навыках люди, которые не научились регулировать свою активность и часто попадающие в стрессовые ситуации. В таких случаях незаменимы психотренировки, с помощью которых можно добиваться ощущения покоя, внутренней раскованности и уверенности в себе.

     Можно утверждать, что в силу социальных и экономических причин (социальная напряженность, психофизические перегрузки, неполная занятость части населения) роль досуговых программ, реализующих рекреационную ориентацию, будет возрастать.

     А игра как раз и характеризуется  развлекательностью, зрелищностью, эмоциональностью, расслаблением и т.д. Каждая игра многофункциональна. В

 
72

 

      жизнь человека она способна внести значительный интерес: научить творчески, мыслить, активно действовать, развить особые умения и т.п.

     Здесь человек выступает свободным  от природной зависимости и способным самому выступать как созидающий субъект, не подверженный какой-либо принудительности. Важная характеристика игры состоит в том, что она протекает в пространстве и времени, обособленных от остальных сфер и стоит вне обычной жизни. Игра требует обособления участников от обыденной жизни, от производственной деятельности, от нормативной социальной среды. Прелесть игры состоит в том, что каждому участнику необходимо проявить многие личностные качества: волю, риск, настойчивость, находчивость и др. Этим игра имитирует саму жизнь, где индивиду нередко приходится проявлять те же самые свойства. В то же время игра создает ситуацию быстро меняющейся смены психических ощущений и состояний: азарт риска, ожидание, нетерпение, напряжение, радость победы, горечь поражения и т.д. Такие ситуации не только способствуют эмоциональной разрядке, но и заряжают новой энергией.

     Социально-ориентированное  поведение - досуговое поведение, основу которого составляет интерес к другому человеку. Основная форма реализации этого интереса - неформальное общение, не зависящее от тех или иных «официальных» ролей в обществе (в первую очередь от производственных ролей, обязанностей). Именно эта ориентация является основным клубным «ферментом», обеспечивающим возникновение и самосохранение клубных общностей, объединяющихся людей, их социально-культурной самоидентификации [5; 10].

     Неформальное  досуговое общение является основным способом приобщения к культурной деятельности, формированию личности, ее социализации в разных сферах жизнедеятельности. Это общение происходит не в жестких ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся досуговых ситуаций. Такие клубные объединения обладают более высокой по сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами (хореографическими, театральными и др.) степенью самоорганизации и самоуправляемости. Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально-насыщенные     отношения,      подвижные      границы      между     культурно-

                73

 

      познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В качестве характерных признаков таких клубов можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности, общественную направленность деятельности, слияние интересов личностных, общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.

     В организационном плане к таким  объединениям тяготеют «салоны», гостиные, клубы с фиксированным социально-демографическим составом. Учитывая усиливающееся социальное расслоение общества, можно утверждать, что значение таких объединений будет возрастать.

     В культурно-ориентированном поведении  доминирует ориентация на приобретение знаний, умений и навыков в том  или ином виде досуговых занятий. В этом случае менее значимым для участников досуговой программы являются рекреационный элемент и социальный состав объединения. Главным остается процесс просвещения или обучения. Нельзя не отметить рост числа новых учебных образований, создаваемых в клубе, являющихся «детищем перестройки»: курсов менеджеров, иностранных языков, программирования, бизнеса, стенографии и т.д.

     Демократизация  общественной жизни отразилась и  в усилении ориентации на самостоятельный выбор досуговых занятий, стремления освоить новые технологии досуговой активности, свойственные «обществу потребления».

     Такой вид досуговой активности присущ людям, желающим в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответсвующие формы занятий. Например, «Клуб юных моряков» г. Переславля имеет шестимесячную школу. Каждый новичок должен овладеть ее программой, комплексом теоретических и практических занятий, сдать своеобразный экзамен. И только после этого он может считаться моряком [36; 30].

     Также есть клубы садоводов, автолюбителей, по ремонту жилья, бытового дизайна и т.д. Для их членов читают лекции специалисты, проводятся прак-

                74

 

      тические  занятия и устраиваются выставки. Но главным критерием деятельности таких клубов и объединений является то, что они представляют собой искусного воспитателя. Ведь каждый из членов этого объединения стремится вынести на люди свои знания и умения. Общение в кругу единомышленников способствует обогащению, взаимовоспитанию. Интерес к занятию превращается в интерес к людям. Человек пришел в клуб, чтобы научится чему-то, а научившись не хочет уходить, потому что по-настоящему сдружился с людьми. Его привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности.

     Наиболее  типичное воплощение этой тенденции  представлено в детско-подростковой художественной самодеятельности, краеведении, фольклоре, центрах эстетического воспитания.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге