Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Разнообразие  программ и полнота содержания досуговой  деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музы-

56

 

      кально-шумовое  оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.

     Важной  отличительной особенностью центра досуга как учреждения культуры нового типа является не только комплексность  предлагаемых услуг, но и их качество, соответствующее высшим показателям мировых стандартов и обеспечиваемое современной техникой и технологией. Опережая по всем основным показателям деятельности другие учреждения общественного обслуживания, занимающиеся обеспечением и организацией досуга, центры досуга будут не только сохранять лидирующее положение по экономическим показателям, но и служить экспериментальной базой развития всей сферы досуга. Уникальность предлагаемых программ досуговои деятельности сделает центры не только самоокупаемыми, но и прибыльными предприятиями в сфере досуга. Для обеспечения высшего уровня привлекательности центра досуга потребуется оснастить его полным набором как современнейших технических средств, с которыми население столкнется лишь здесь.

     Пространственное  решение, техническое вооружение, хозяйственно-правовое, экономическое обеспечение деятельности - первые шаги в формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

    Такой специалист должен будет освоить практически:

    • культуру досуговои деятельности во всей полноте ее содержания и во всех 
    ее аспектах;

    • все современные технические средства, используемые как для непосредст 
    венного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий 
    их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

57

 

    • методы  ведения досуговых программ с  соблюдением всех принципов их 
      реализации;
  • искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ 
    их собственной деятельности;
  • логику разработки и постановки новых досуговых программ;
  • методику организации деятельности творческих мастерских, формирования 
    постоянного актива посетителей центра досуга.

     Осуществление поиска нестандартных подходов и  решений, который связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов студенческой молодежи и всего населения в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

     Ярко  выраженная социальная открытость культурных центров находит отражение в  создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

     Зоны  любительства и мастерства, где каждому  жителю социума гарантируется выбор досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы [48; 98].

     Несмотря  на различия в содержании и подходах, разнопрофильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой - своей интегра-тивной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как по-

 
58

 

      средников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику в социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья - дети», «семья - семья», «дети -дети», «дети - подростки - взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери, Дни отца, Дни бабушек и дедушек, игровые семейные конкурсы-состязания («Спортивная семья», «Музыкальная семья», «Семья-эрудит» и др.), конкурсы семейных, родительских газет, ярмарки-распродажи семейных поделок, читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

     На  базе культурных центров функционируют  инвариантные модели детских, подростковых и смешанных семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

     Апробируется  множество форм социальной, психологической  реабилитации детей, подростков, взрослых. В первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.

     Здесь уместно рассказать об опыте городского Дворца Молодежи «Отряд» г. Екатеринбурга. Сотрудники этого центра нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.

     Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась

                59

 

      великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

     Открыли новые направления в работе, стала  возможной организация службы социально-психологической помощи подросткам, разработали единые учебно-творческие программы занятий детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет начали чувствовать себя в общем доме.

     Директор  этого Дворца Молодежи Варапаева  Н., считает, что именно высокие технологии сегодня крайне необходимы в гуманитарной сфере, и конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) - программа - механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения).

     Конечно же, генератором такой технологии является человек. В свое время пришел в «Отряд» опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Селиванов с идеей и концепцией создания исторического детско-юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения».

     Коллектив Дворца Молодежи «Отряд» понимает, что культура не обслуживает население, но формирует человека, его жизненные и гражданские идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

     «Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и девушки, добровольно приходящие в клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение человека в культурное поле социума, в котором происходит «прививка» культуры труда, поведения, отношений».

     Одним из подразделений городского Дворца Молодежи является центр социально-психологической помощи подросткам «Перекресток», который ра-

                60

 

      ботает  в плане социально-психологической  реабилитации «трудных» детей и подростков уже в течение семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на помощь.

     Идеологией этого центра являются принципы гуманизма, социальной справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные отечеству, что у каждого есть будущее.

     Основной  педагогический принцип - это чуть-чуть полюбить ребенка - и откроется его душа, и засветятся в ней искорки Веры, Надежды, Любви».

     Вся работа по социально-психологической  реабилитации «трудных» подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

     «Старший  друг», или семейная программа предусматривает  осуществления семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или психологом неблагополучных семей с целью обучения родителей и детей правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка - это, прежде всего, проблема родителей.

     «Школа  выживания» - эта программа дает специальные знания о том, как  выжить не только в условиях природы, но и в городской среде, как не поддаться панике, уметь сказать «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе.

     «Право  и дети» - программа, направленная на оказание юридической помощи несовершеннолетним, их родителям.

     «Терапия  искусством» - программа связана с обогащением эмоционального мира ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных и хоровых коллективов Дворца Молодежи «Отряд» и сами участвуют в художественной самодеятельности.

 
61

 

           Если  сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

     Только  один пример - девочка Света находилась на реабилитации 5 лет, до этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в осуществлении волонтерской программы.

     Этот  опыт можно признать удачным, потому что сотрудники Дворца Молодежи «Отряд» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10 самооку-паемых кружков для детей, на основе взаимодействия, доброжелательности и перспективной программы действий, создать многопрофильный Дворец молодежи. Где сегодня работает 90 художественно-творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

     Этот  коллектив стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже испытывает затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы «управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения «Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на энтузиазме работников Дворца Молодежи «Отряд», и почему-то считается чем-то «второстепенным» и не вписывается в столичную программу «Дети улицы».

     Опытом  работы Дворец молодежи «Отряд» поделились на страницах журнала «Клуб» (№ 10, 1998г.) директор Н.Варапаева и руководитель центра социально-психологической помощи подросткам П.Ф.Либемсон.

     Этот  опыт как нельзя лучше показывает, что сегодня современные культурные центры должны быть многопрофильными и нести в себе социальную направленность.

     Городской «Дворец молодежи» города Екатеринбурга  делится своим опытом в журнале «Встреча» № 6 за 2004 год и предлагает организовать во всех культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге