Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

    Пушкиниана (модель)

62

 

           Постоянный  поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован под девизом к 200-летию со дня рождения великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

     Участвуют все желающие - школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения.

    На вечере можно читать:

  • любые произведения до 5-20 минут по времени;
  • стихи А.С.Пушкина; 
    стихи о Пушкине;
  • стихи поэтов времен А.С.Пушкина;
  • стихи собственного сочинения...

    Победитель  получает Диплом за участие и книгу в подарок.

     Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два раза в месяц.

    Вечера по продолжительности не более 2-3 часов.

    Клубные выставки (модель)

     Постоянно действующий комитет по организации  выставок в клубе или Доме культуры. Для этого необходимо иметь выставочное оборудование, площади (стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две - как минимум! - выставки, независимо друг от друга.

    Пути организации:

     Дом культуры представляет площади и  оборудование по заявкам-договорам сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

     Дом культуры сам организует выставки и  приглашает для участия граждан города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов, экономической и политической ситуации.

63

 

            Выставки как составная  часть клубного праздника, клубной встречи, или другого мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров, самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

  Салоны  в Клубе (модель) Музыкальный салон;

  • Литературный закон;
  • «Мой край родной»;
  • Театральный салон; 
    Юридический салон;
  • «Из недр земли»;

  Программа салона: встреча гостей;

  • знакомства и представления;
  • обозначение темы ведущим;
  • несколько взглядов на тему (выступление гостей);
  • о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);
  • короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;
  • выступают гости салона (песни, танцы, стихи...);
  • кофе, чай;
  • слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;
  • внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;
  • внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;
  • уход гостей (прощание, проводы).

     Знание  особенностей, функции и концепций  формирования центров досуга необходимо для каждого социального работника, социального педагога, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

     Подводя итог в рассмотрении основных характеристик  культурных центров, нужно отметить следующее: их деятельность только тогда привлечет к

 
64

 

      себе  молодых людей и вызовет у  них стремление присутствовать на досуговых  программах, когда они разнообразны и привлекательны.

     Каждый  современный культурно-досуговый  центр должен стать для студенческой молодежи любимым местом отдыха и общения и местом проведения своего досуга.

     В современных культурных центрах  основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

     Но  все эти острые проблемы сегодняшнего времени не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной культурной среды. Полноценная культурная, а в частности, культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной деятельности. Ведь культурно-досуговая среда как часть общей среды существования более всего соприкасается с душевным и с духовным началом человека. В культурно-досуговой среде происходит соприкосновение человека с великими ценностями мировой культуры, достижениями цивилизации. В этом процессе человек пытается понять свое отношение к миру культурных ценностей к миру других людей, и при этом сохраняет свою индивидуальность. Эта среда притягивает большинство людей, ибо будучи местом общения, досуга, рекреации, повышения уровня культуры, она несет в себе неуловимый дух времени.

     Главными  свойствами культурно-досуговой среды  выступают эмоциональная окрашенность, возможность привнести в нее душевные переживания. Благодаря этому культурно-досуговая среда позволяет субъекту не отделяться от любимых, значимых для него людей, мест, событий. Сознание человека использует здесь особенности пространственно-временного устройства культур-

                65

 

      но-досуговой  среды для того, чтобы сделать  присутствие значимых здесь и  «сейчас».

     Таким образом, культурно-досуговая среда  представляет собой самостоятельную, самоценную культурно-досуговую систему, имеющую собственную базу, цели, задачи, формы существования и деятельности. Культурно-досуговая среда - это пространственное окружение, вводящее человека в мир культурно-эстетических и художественных ценностей и отношений, обеспечивающих культурно-формирующие условия его развития.

     Во  многих случаях культурно-досуговая  среда полностью определяется деятельностью. Примером такого рода может служить театральный спектакль с актерами на сцене, декорациями, костюмами с затаившим дыханием зрительным залом и т.п.

     Это все создает особое качество определенного культурно-досугового пространства. Деятельное освоение человеком различных культурно-пространственных ситуаций и влияние этих ситуаций на его поведение и деятельность, является, пожалуй, центральной проблемой отношения к культурно-досуговой среде.

     В определенном культурно-досуговом  окружении человек ведет себя по особому: активно переживает и оценивает это окружение, вырабатывает к нему эмоционально окрашенное отношение, хранит в памяти его образы, наделяет его различными ассоциациями и символами. Человек воспринимает окружение, в котором пребывает и с которым взаимодействует, в неразрывности связей всей целостности культурно-досуговой среды как системы. Если человек сосредоточит свое внимание на предмете искусства для того, чтобы его оценить, то человек сознательно, подсознательно или бессознательно воспринимает его в системе связей: с другими предметами, действием, временем, развертывающихся в культурно-досуговой среде [54; 90].

     Специфическими  признаками культурно-досуговой среды являются предметность и пространственность. По этим признакам культурно-досуговая среда наполняется содержанием предметных искусств: художественного дизайна, рекреационного дизайна. К пространственным видам искусств культур-

                66

 

      но-досуговой среды относятся: искусство интерьера, выставочное искусство, музейное искусство, искусство ансамбля и др. Промежуточное место занимают прикладные и декоративные виды искусств, которые в свою очередь, включают следующие подвиды : искусство праздников, карнавальное искусство, различные праздничные шествия и т.д. К специальным образованиям могут быть отнесены пластические искусства, народные искусства, оформительские искусства: декоративное, прикладное творчество народные и художественные промыслы и ремесла и т.д.

     Предметно-пространственное окружение в культурно-досуговом  учреждении, насыщенное произведениями искусства, соответствующее дизайнерскому замыслу высокого художественного уровня, не может представлять собой культурно-досуговую среду. Истинный смысл оно приобретает лишь тогда, когда человек включается в художественную жизнь этого предметного пространства. Лишь во взаимодействии с людьми предметы искусства, вся культурно-досуговая среда как бы одухотворяется, «очеловечивается» и начинает жить.

     Без людей, без человека, без деятельного  начала культурно-досуговая среда представляет собой неживое предметно-художественное пространство. Исходя из этого многие досуговые программы учреждения культуры должны быть ориентированы на разные формы участия человека в художественной жизни. Игровое понимание занятий, элементы театрализации, реальная или внутренняя, духовная вовлеченность человека в ход спектакля или концерта, эмоциональное переживание в выставочных залах и т.д. создают ситуацию сю-жетно-ролевого поведения человека. Это дает человеку возможность осознать, что он может измениться, стать лучше.

     Следовательно, культурно-досуговая среда как  самоценное явление представляет собой органическое единство предметного окружения и процесса деятельности, активного участия в нем человека и несет в себе определенную смысловую нагрузку. Так же следует отметить то, что культурно-досуговая среда является фактором активного формирующего воздействия на человека. Создавая устойчивую культурно-пространственную среду, досуговые учреждения в

 
67

 

      целом формируют определенное эмоциональное  отношение к среде обитания, и  к деятельности человека.

     Таким образом, культурно-досуговая среда  выступает в роли пространства для деятельности, где осуществляются переживания ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности которой - живая основа личности, ее образа жизни [7; 53].

     Создание  культурно-досуговой среды учреждение культуры - это разработка культурных, воспитательных программ ситуаций деятельности в этой среде. В этих учреждениях предметная среда всегда формируется с учетом занятий. Человек, находясь в контакте с культурными ценностями, как бы переносится в переживаемый мир и в то же время сохраняет сознание своего присутствия в реальном мире.

     Еще одним важным условием совершенствования деятельности современных центров досуга является знание специфических особенностей восприятия культурно-досуговой среды. Восприятие можно рассматривать как чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на человека.

     Гармоничность культурно-досуговой среды, обусловливается  соблюдением основных критериев ее восприятия и оценок:

     а) осознание (человеком) себя в культурно-досуговой среде, способность 
ориентироваться в ней, в ее культурном значении; самооценка, выражающаяся 
в ощущении спокойствия, уверенности, одухотворенности, комфорта, иденти 
фикации себя с эстетикой данной культурно-досуговой среды;

     б) собственно эстетическая оценка, взывающая чувства радости, изумле 
ния; образ культурно-досуговой среды, его эстетическое наполнение определя 
ет ощущение причастности не только к культурно-досуговой среде, но и к 
внешней среде обитания - дому, городу, краю;

     в) оценка социальной значимости культурно-досуговой среды включает: 
осознание значимости исторического культурного прошлого, современности, 
память о событиях и людях, памятниках культуры, искусства, чувства гордости,

 
68

 

      уважения  и самоуважения, ощущение причастности к культуре, искусству и истории;

     г) оценка практических удобств и психологического комфорта, микроклимата культурно-досуговой среды, что формирует общее представление о степени взаимного соответствия (или несоответствия) уровня культуры человека и культурно-досуговой среды.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге