Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Из  этого следует рассмотреть следующую  классификацию социально-культурных центров, участвующих в реализации социального заказа:

 
 
 
50

 

      1. По основному профилю деятельности - полифункциональные (многопро 
      фильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих ви 
      дах досуговых занятий:

  • социально-гуманитарные     (в     том     числе     реабилитационные     и 
    корректирующие);
  • художественно-эстетические;
  • спортивно-оздоровительные;
  • научно-технические;

2. По социальной ориентации:

  • дошкольные;
  • детские;
  • подростковые;
  • молодежные и т.д.

     Конечно, на практике деятельность центров досуга не выделяется в обособленное направление, а представляет собой органичную составную часть единого процесса социальной воспитательной деятельности с ее внутренними и внешними связями. Очень ощутима многовариантность в содержании и направленности социальных заказов, обусловленная региональными, экономическими и социально-демографическими особенностями. Это привело к возникновению многочисленных разновидностей современного Дворца Молодежи открытого типа. К наиболее характерным из них относятся:

  • межведомственные, многопрофильные городские и поселковые государст 
    венно-общественные центры клубного типа;
  • инвариантные модели межведомственного культурно-воспитательного цен 
    тра общегородского или поселкового типа, организующего досуговую дея 
    тельность во взаимодействии с муниципальными органами, общественными 
    организациями, предприятиями, коллективами учебных заведений, подрост 
    ковыми   неформальными   и  любительскими   объединениями   (культурно- 
    спортивный центр «Атлант» города Екатеринбурга и др.);

 
 
51

 

      • инвариантные модели современного одно- и многофункционального подро 
      сткового клуба или центра на межведомственной основе, предлагающие 
      полноценное свободного времени школьников, учащихся профтехучилищ, 
      семей в микрорайоне (клуб «Романтик»; подростковый центр «Юность», г. 
      Екатеринбург и др.).

• семейные, разновозрастные клубы-кооперативы, клубы-малые предприятия, 
реализующие идею совместного труда и досуга детей и взрослых, единства 
культурно-досуговой и общественно-трудовой деятельности (клуб «Дочки- 
матери», на базе центра внешкольной работы «Диала» г. Екатеринбург);

    • межведомственные центры и клубы технического творчества детей и подро 
    стков на территории города или микрорайона, включающие в себя мастер 
    ские для создания, обслуживания и ремонта любительской техники, испыта 
    тельные стенды, помещения и площадки проверки и демонстрации выпол 
    ненных конструкций (центр технического творчества).

     Отдельную группу составляют микрорайонные дошкольные центры развивающегося типа. С участием педагогов, родителей, школы, клуба, предприятия, общественных организаций они осуществляют развивающиеся программы по направлениям, способствующие духовному, физическому формированию ребенка (школы раннего развития, гимназия для маленьких).

     Исходя  из этого становится ясно, что каждый Дворец молодежи - это своеобразная арена социально-культурной (образовательной, развивающей, творческой, развлекательной оздоровительной) деятельности, как различных групп, так и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом виде культурно-досугового центра: любительском объединении, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т.д.

     Разнообразие  реально существующих в жизни и в проектах социально-культурных центров и комплексов обусловлено многими причинами. Их разновидность является естественной реакцией общества на возникающие разрывы и неосвоенные «белые пятна» в социально-культурной сфере.

 
 
 
52

 

           Большая часть государственно-общественных, ведомственных и межведомственных, коммерческих и некоммерческих досуговых центров обладают целым рядом общих исходных функциональных особенностей. Они выявляются еще в процессе проектирования центров и занятости досуга.

    Дадим перечисление наиболее важных характеристик центров  досуга.

     Центр досуга предоставляет населению  широкий выбор «технологий досуговых занятий» или же создает для них подходящие условия и в этом смысле не имеет место заданного, преопределенного, узкого профиля деятельности, его функциональная модель подвижна во времени содержит некоторый комплекс досуговых занятий.

     Функциональная  и организационная модель каждого  конкретного центра досуга формируется (проектируется) ситуативно, в зависимости  от ряда факторов: состава существующих учреждений культуры и искусства на данной территории, профиля актуализированных досуговых инициатив населения и степени их практической реализованное™, социально-демографической и хозяйственной ситуации и т.п.

     Центр досуга имеет принципиально иной, более высокий по сравнению с существующими учреждениями культуры и искусства уровень материально-технического обеспечения, он функционирует на базе современных технологий и новых видов техники, проектируется с учетом последних достижений в области управления, социального и технического творчества.

     Деятельность  центра досуга строится на хозрасчетных началах. Силами подразделений любительских объединений осуществляет самостоятельную производственную деятельность на основе платности. Центр должен стать конкурентоспособным относительно других видов и форм организации досуга (прежде всего домашних его форм).

     Центр ориентируется на массового посетителя. Вместе с тем в нем предполагается формировать постоянный контингент, имеющий собственную структуру социальных ролей, например, такую: разовый посетитель, постоянный клиент-член клуба (студии, кружка, секции), член оргкомитета или совета директоров и т.п. Социально-ролевая структура центра создает предпосылки

                53

 

      для развития самоорганизации населения в сфере досуга и повышения досуго-вой квалификации его посетителей.

     Центр досуга, имея гибкую организационную  и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.

     Все перечисленные характеристики центра досуга находятся в тесной взаимосвязи, обеспечивают и дополняют друг друга.

     Обзор концепций центра досуга убедительно  свидетельствует о том, что они не могут быть уложены в «прокрустово ложе» единого, типового проекта. Центр досуга, реально возникнув, будет постоянно развиваться и обновлять свою модель и технологию, чтобы полнее соответствовать своему назначению.

     Практически все из представленных концепций  центра досуга должны пройти дальнейшее осмысление и доработку. Этот этап работы может идти одновременно (и чуть впереди) с накоплением практического опыта, живым творческим поиском ученых совместно с инициативными группами населения.

     При создании современных культурно - досуговых центров важно учитывать, чтобы такой центр представлял из себя полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования центров досуга как учреждений культуры нового типа являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.

     В основе концепции лежит модель рекреационной  и досуговой деятельности, ставящая главной целью воспроизводство человека: творческих способностей, социальной активности и физических сил, необходимых в его основной жизнедеятельности.

     В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:

 
54

 

    • удовлетворение  потребностей всех социально-демографических  групп насе 
      ления вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуго- 
      вым занятиям;
  • предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей 
    центра полной возможности реализации досуговой активности;
  • обеспечение поступательного процесса включения населения в современную 
    сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободно 
    го времени;
  • активизация деятельности всех существующих учреждений общественного 
    обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачествен 
    ных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

     Для достижения указанных целей центры досуга выполняют следующие функции:

  • разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и 
    мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей тех 
    нической базы:
  • переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средства 
    ми и осуществление соответствующих досуговых программ;
  • прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как 
    на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учрежде 
    ний и организаций.

     Прокатными площадками могут служить практически все учреждения: клубы и дома культуры, кафе и рестораны, спортивные залы и стадионы, детские сады и школы, парки, концертные залы и т.д. Программы, подготовленные специалистами центра досуга, могут проводится как работниками самих центров, так и соответствующим образом обученными сотрудниками учреждений, прокатывающих эти программы на своей базе; апробация, отработка и внедрение новой техники, разрабатываемой промышленностью для использования в сфере досуга.

 
 
 
55

 

           Содержание  деятельности центров досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:

  • культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в 
    театрализованное действие;
  • подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие под 
    готовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;
  • оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической на 
    грузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;
  • логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные 
    ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;
  • аттракционы, развивающие ловкость, координацию движений, внимание, 
    реакцию;
  • досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие 
    культурные нормы различных народов мира.

     Наряду  с основными функциональными  элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

  • информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе 
    его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;
  • экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досу- 
    говых программ и определяющее политику его долговременных мероприя 
    тий;
  • творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над от 
    дельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;
  • производственно-техническое,   выполняющее   функцию  обеспечения  нор 
    мальной работы оборудования и оснащения центра.

     Каждому направлению работы центра досуга соответствует  специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге