Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа
Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.
Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111
При рассмотрении социокультурных технологий организации студенческого досуга было выявлено следующее.
Сфера студенческого досуга имеет свои особенности. Досуг студенческой молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно - досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для студенческой молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп студенческой молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы студенческой молодежи.
При анализе опыта деятельности культурно-досуговых центров был изучен опыт работы ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» города Екатеринбурга, который является базой исследования. В журналах «Клуб» и «Встреча» был найден опыт работы аналогичных культурных центров, описаны удачные моменты по организации молодежного досуга. Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.
109
Итоги проведенного анализа позволяют сделать вывод, что поставленные нами задачи выполнены.
Практическая значимость работы связана с возможностью ее использования педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации студенческого досуга.
Цели и задачи, поставленные в дипломной работе, считаю выполненными в полном объеме. Практические рекомендации по совершенствованию организации досуга рассмотрены во второй главе дипломной работы. Применяя соответствующие методы исследования проведен анализ деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи», анализ других развлекательно-образовательных центров, а так же проведен анализ литературы на данную тему.
ПО
Приложение
1 Таблица 1 Предпочтения
студенческой молодежи
по проведению досуга (в
%)
|
Доля опрошенных | |
Дома | Чтение книг, журналов | 54,0 |
Просмотр телепередач, видеофильмов; прослушивание радиопередач, аудиокассет |
77,6 | |
Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) |
10,5 | |
Художественные промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) |
11,1 | |
Сочинение (стихи, проза) |
9,7 | |
Компьютер (игры) |
39,7 | |
Компьютер (программирование, отладка) |
19,4 | |
Спорт, здоровый образ жизни |
44,2 | |
Уход за домашними животными |
28,2 | |
Общение с друзьями |
73,6 | |
Другое |
2,8 | |
Затруднились ответить |
1,2 | |
Вне дома | Клубы по интересам (кинологи, любители бардовской песни, экологи, любители бега, футбола) | 9,1 |
Спортивные секции |
27,4 | |
Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно |
33,1 | |
Курсы иностранных языков |
19,6 | |
Секции и кружки технического творчества |
1,2 | |
Секции и кружки народных промыслов |
0,8 | |
Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п |
14,7 | |
Факультативы при учебных заведениях |
6,5 | |
Посещение библиотеки, читальных залов |
14,5 | |
Посещение кинотеатров |
30,0 | |
Посещение театров |
32,3 | |
Дискотеки |
57,3 | |
Посещение кафе-баров |
40,9 | |
Дача, приусадебное хозяйство |
24,2 | |
Массовые праздники, гулянья |
37,1 | |
Профессиональная ассоциация |
3,6 | |
Политические объединения |
2,4 | |
Общение со сверстниками в клубах свободного посещения |
46,4 | |
Другое |
2,6 | |
Затруднились ответить |
2 |
117
3. Каких кружков и мероприятий, на Ваш взгляд, не хватает во Дворце молодежи?
4. Как Вы
узнали о существовании
студи (кружка), посещаемой
Вами?
if о
5. Что
является недостатком
в посещаемой
Вами студии?
6. Устраивают ли Вас условия, в которых Вы занимаетесь?
7. Ваши пожелания
Благодарим
за объективный ответ
118
АНКЕТА
10.Каких кружков
и мероприятий, на Ваш взгляд,
не хватает во Дворце моло
дежи? JL-сЛЛ^БЪ &
11.Как
Вы узнали о существовании
студи (кружка), посещаемой
Вами?
О7
12.Что
является недостатком
в посещаемой
Вами студии?
13.Устраивают
ли Вас условия,
в которых
Вы занимаетесь?
14.Ваши пожелания
Благодарим
за объективный ответ
119
Список литературы
9. Гагин В.Н. Интересно
ли в вашем клубе? - М: Политиздат, 1989.-е.190-238.
Ю.Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева
Г.Б. «Кадровый потенциал работы
с молодежью»// Социс 1997г. №10 с.87 - 92
П.Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: Профиздат, 1980-е. 5-27.
12.Голубкова
Н.Я. Социальное поведение
И.Горбатова И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. -М.:ГИВЦМКР.Ф., 1994.-35с.
14.Демченко
А. Возможности российского
111
15.Демченко
А. Некоторые проблемы
16. Динамика
профессионального
17.Динамика ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) [статья] В.В.Гаврилюк, Н.А.Трикоз //Социологические исследования. 2002. № 1. с. 96-105.
18.Дискин
И.Е. Культура. Стратегия социально-
19.. Добру
скин М.Е Студент - кто он? [статья]
//Социологические
20. Духовные
ориентиры псковских студентов
[статья] Л.С.Щенникова //
21.Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. - М: Аспект пресс, 1997.-е. 196-233.
22.Ерошенков
И.Н. Культурно-досуговая
23.Зубок
Ю.А. Молодежь между
24.Иванова
Т.В. Отклоняющееся поведение
и употребления подростками
25.Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. - М: Лениздат, 1987-167с.
26.Исключения
в исследовании проблем
27.Исламшина
Т.Г. Дифференциация
28.Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// Вопросы экономики, 2000, №8, с. 18-25.
112
29.Калинин И. Клубный клубок // Встреча. - М., 2004 №6,№7.-с. 13-15.
30.Калинин И. Клубные парадоксы // Встреча.- М, 2004 .-№5.-с. 19-21.
31.Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997-41с.
32.Карпухин О.И. Самооценка молодежи как индикатор ее социокультурной идентификации [статья] //Социологические исследования. 1998. № 12. с. 89-94.
ЗЗ.Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.
34.Климова С.Г. Изменения в алкогольном поведении молодежи [статья] //Социологические исследования. 1992. № 8. с. 90-97.
35.Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.
Зб.Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. -М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.
37.Константинова А.И. Игровой стретчинг. - С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.
38.Краткий словарь по социологии / Под общей ред. Гвишиани Д.М., Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.