Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     При рассмотрении социокультурных технологий организации студенческого досуга было выявлено следующее.

     Сфера студенческого досуга имеет свои особенности. Досуг студенческой молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно - досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для студенческой молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп студенческой молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы студенческой молодежи.

     При анализе опыта деятельности культурно-досуговых  центров был изучен опыт работы ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» города Екатеринбурга, который является базой исследования. В журналах «Клуб» и «Встреча» был найден опыт работы аналогичных культурных центров, описаны удачные моменты по организации молодежного досуга. Культурные центры выступают как место концентрации социально-культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.

109

 

           Итоги проведенного анализа позволяют  сделать вывод, что поставленные нами задачи выполнены.

     Практическая  значимость работы связана с возможностью ее использования педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а также специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации студенческого досуга.

     Цели  и задачи, поставленные в дипломной работе, считаю выполненными в полном объеме. Практические рекомендации по совершенствованию организации досуга рассмотрены во второй главе дипломной работы. Применяя соответствующие методы исследования проведен анализ деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи», анализ других развлекательно-образовательных центров, а так же проведен анализ литературы на данную тему.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПО

 

        Приложение 1 Таблица 1 Предпочтения студенческой молодежи по проведению досуга (в %) 

       
              Виды  досуга
      Доля опрошенных
      Дома Чтение книг, журналов 54,0
       
      Просмотр  телепередач, видеофильмов; прослушивание  радиопередач, аудиокассет
      77,6
       
      Народные  промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание)
      10,5
       
      Художественные  промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.)
      11,1
       
      Сочинение (стихи, проза)
      9,7
       
      Компьютер (игры)
      39,7
       
      Компьютер (программирование, отладка)
      19,4
       
      Спорт, здоровый образ жизни
      44,2
       
      Уход  за домашними животными
      28,2
       
      Общение с друзьями
      73,6
       
      Другое
      2,8
       
      Затруднились ответить
      1,2
      Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовской песни, экологи, любители бега, футбола) 9,1
       
      Спортивные  секции
      27,4
       
      Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно
      33,1
       
      Курсы иностранных языков
      19,6
       
      Секции  и кружки технического творчества
      1,2
       
      Секции  и кружки народных промыслов
      0,8
       
      Обучение  музыки, танцам, рисованию и т.п
      14,7
       
      Факультативы  при учебных заведениях
      6,5
       
      Посещение библиотеки, читальных залов
      14,5
       
      Посещение кинотеатров
      30,0
       
      Посещение театров
      32,3
       
      Дискотеки
      57,3
       
      Посещение кафе-баров
      40,9
       
      Дача, приусадебное хозяйство
      24,2
       
      Массовые  праздники, гулянья
      37,1
       
      Профессиональная  ассоциация
      3,6
       
      Политические  объединения
      2,4
       
      Общение со сверстниками в клубах свободного посещения
      46,4
       
      Другое
      2,6
       
      Затруднились  ответить
      2

 
117

 

                                                Приложение 2 АНКЕТА

  1. Бываете ли Вы во Дворце молодежи?
  2. Как часто?        Z   /ifyA tf

3. Каких кружков  и мероприятий, на Ваш взгляд, не хватает во Дворце молодежи?

 
 
 
 
 
 
4. Как  Вы  узнали   о   существовании   студи   (кружка),   посещаемой   Вами?

    if о

 
 
 
 
 
 
 
5. Что       является       недостатком       в       посещаемой       Вами       студии?

6. Устраивают      ли      Вас      условия,      в      которых      Вы      занимаетесь?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
7. Ваши пожелания

 
 
 
 
Благодарим  за объективный ответ

118

 

      АНКЕТА

  1. Бываете ли Вы во Дворце молодежи? 
  2. Как часто? О /из^я   <ь   /х.

10.Каких кружков  и мероприятий, на Ваш взгляд, не хватает во Дворце моло 
дежи?   JL-сЛЛ^БЪ &

 
 
 
 
11.Как   Вы   узнали   о   существовании   студи   (кружка),   посещаемой   Вами?

    О7

 
 
 
 
 
 
 
12.Что       является       недостатком       в       посещаемой       Вами       студии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
13.Устраивают     ли     Вас     условия,      в      которых     Вы     занимаетесь?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
14.Ваши пожелания

 
 
 
 
Благодарим  за объективный ответ

 
 
 
119

 

      Список  литературы

  1. Авторитаризм в системе установок российских и американских студентов 
    [статья]  В.В.Юртайкин,  Н.А.Дьяконова //Социологические исследования. 
    2001. №9. с. 58-67.
  2. Адаптационные    процессы    среди    молодежи     [статья]     Н.А.Свиридов 
    //Социологические исследования. 2002. № 1. с. 90-95
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 1998. - с.137- 
    303.
  4. Бестужев-Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых соци 
    альных проблемах молодежи. - М.: Политиздат, 1984.
  5. Варапаева Е. Перестали работать на глазок. // Клуб. - М., 1998.- № 10.-c.23- 
    25.
  6. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. - Киев: Высшая 
    школа, 1988-53с.
  7. Воспитательная деятельность клубных учреждений. - М: НИИ культры, 
    1983-С.З-62.
  8. Высокая культура избавит нас от нищеты // Встреча. - М., 1997 - №12.- с.4-6.

9. Гагин В.Н. Интересно ли в вашем клубе? - М: Политиздат, 1989.-е.190-238. 
Ю.Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы

    с молодежью»// Социс 1997г. №10 с.87 - 92

    П.Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. - М: Профиздат, 1980-е. 5-27.

    12.Голубкова  Н.Я. Социальное поведение учащейся  молодежи [статья] //Социологические исследования. 1998. № 9. с. 123-127

    И.Горбатова  И.И., Каменец А.В. Деятельность клубов. / Аналитеческий обзор. -М.:ГИВЦМКР.Ф., 1994.-35с.

    14.Демченко  А. Возможности российского досуга // Клуб. - М., 2000.№ 7.-е. 10-13.

 
 
 
 
 
111

 

      15.Демченко  А. Некоторые проблемы современного  развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК. Р.Ф., 1996.-49с.

16. Динамика  профессионального самоопределения  студентов [статья] Я.В.Дидковская //Социологические исследования. 2001. № 7. с. 132-135.

17.Динамика  ценностных ориентации в период социальной трансформации (поколенный подход) [статья] В.В.Гаврилюк, Н.А.Трикоз //Социологические исследования. 2002. № 1. с. 96-105.

    18.Дискин  И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического  развития. - М.: Экономика, 1990.-107с.

    19.. Добру  скин М.Е Студент - кто он? [статья] //Социологические исследования. 1994. № 8-9. с. 79-88

20. Духовные  ориентиры псковских студентов  [статья] Л.С.Щенникова //Социологические исследования. 1999. № 8. с. 98-100

    21.Ерасов  Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. - М: Аспект пресс, 1997.-е. 196-233.

    22.Ерошенков  И.Н. Культурно-досуговая деятельность  в современных условия.- М: НГИК, 1994.-32С.

23.Зубок  Ю.А. Молодежь между интеграцией  и исключением: социально-экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2. с. 183-199.

    24.Иванова  Т.В. Отклоняющееся поведение  и употребления подростками наркотиков [статья] //Социологические исследования. Ноябрь 1992. № 7. с. 103-105.

25.Иконникова  С.Н. Диалоги о культуре. - М:  Лениздат, 1987-167с.

26.Исключения  в исследовании проблем молодежи [статья] Ю.А.Зубок //Социологические исследования. 1998. № 8. с. 47-56.

27.Исламшина  Т.Г. Дифференциация ценностных  ориентации студентов [статья] //Социологические исследования. 1999. № 6. с. 132-136.

    28.Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// Вопросы экономики, 2000, №8, с. 18-25.

112

 

      29.Калинин  И. Клубный клубок // Встреча. - М., 2004 №6,№7.-с. 13-15.

30.Калинин И.  Клубные парадоксы // Встреча.- М, 2004 .-№5.-с. 19-21.

    31.Каменец  А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1997-41с.

    32.Карпухин  О.И. Самооценка молодежи как  индикатор ее социокультурной  идентификации [статья] //Социологические исследования. 1998. № 12. с. 89-94.

    ЗЗ.Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

    34.Климова  С.Г. Изменения в алкогольном  поведении молодежи [статья] //Социологические исследования. 1992. № 8. с. 90-97.

    35.Клубоведение: Учебное пособие / Под ред. Ковшарова  В.А.-М.: Просвещение, 1972.-С.29-46.

    Зб.Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. -М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

37.Константинова  А.И. Игровой стретчинг. - С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

    38.Краткий  словарь по социологии / Под общей  ред. Гвишиани Д.М., Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге