Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа
Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.
Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111
Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слия-
44
слияние интересов личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями.
Определение показателей и классификация любительской деятельности имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива, любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к разнообразным формам досуга. В любительском движении основным способом приобщения к культурной деятельности, формирования личности, ее социализации в различных сферах жизнедеятельности является неформальное досуговое общение. В качестве показателя культуры досуга можно принять степень социальной активности индивида, его самоопределения в соответствии со склонностями, желаниями, потребностями и интересами. Показателем уровня свободной деятельности могут выступать реальные возможности выбора различных видов досуговой деятельности, свобода выбора различных видов досуговой деятельности, свобода выбора того или иного ее вида.
Другими не менее важным социально значимым показателем молодежного студенческого досуга является качество услуг, предоставляемых культурно-досуговыми учреждениями. Оно может быть определено через соотношение количества и качества удовлетворяемых индивидуальных и групповых культурных потребностей. Такие показатели необходимы для выработки стратегии развития культурно-обозревательных возможностей досуга, а также для отработки механизмов воздействия досугового общения на социализацию и культуру индивида. Универсальным показателем культурной зрелости индивида может выступать степень социально-культурной развитости, ее отношение к природе, другим людям, а в конечном итоге к самому себе.
Сегодня наиболее остро ощущается потребность в выработки интегральных показателей, промежуточных и конечных результатов социокультурной деятельности, формирование социально значимых целей и нормативов. Знание определенных норм, которых придерживается индивид, социальная группа, т.е. социальных стандартов, признанных в конкретной социокультурной среде, по-
45
зволит выйти на уровни социализации. Люди зачастую придерживаются норм, принятых в своей среде, ибо у каждой личности есть свои потребности (общения, признания), а удовлетворить их можно через ближайшее окружение. На основе понимания характерных особенностей, культурных, нравственных, эстетических и других норм формируется и развивается личность, происходит, как уже было сказано выше, ее социализация, приобщение к определенной микросоциализации [24; 185].
Социальная
значимость культурно-досуговой
Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны выступать важным средством повышения органичности социально-культурного развития.
В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные, социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и творческих способностей молодого человека.
Учреждения культуры придают совместной социально-культурной деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При этом
46
происходит развитие социальной активности и творческого потенциала, формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института. Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей, для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.
К
таким реально действующим, динамично
развивающимся социально-
Социально-культурные центры - это одно или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. «Основные сущностные черты такого центра, заключаются в его широком социальном назначении, которое (прежде всего) состоит в удовлетворении культурных интересов различных категорий населения в сфере свободного времени и формировании культурной среды».[38; 66]
Культурные центры создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учре-
47
ждений
культуры, спорта, народного образования,
сферы информации, рекламы, обслуживания
и т.д. и имеют статус юридического лица.
Их открытие осуществляется по территориально-
Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающих использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.
Структура Дворца Молодежи основана на взаимодействии профессионального или полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой -развивающей, творческой игровой, развлекательной, оздоровительной деятель-ности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых.
Отдельно взятые социальные институты (клуб, библиотека, парк, музей, школа, кинотеатр и т.д.) перестают быть автономными источниками культуры для жителей региона, а становятся в рамках социально-культурного центра Дворца Молодежи структурой обеспечивающей полноценное культурное обслуживание населения.
В работе со студенческой молодежью досуговые центры открытого типа следуют принципам соревновательности, взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода и единства интересов личности и коллектива.
48
Это то общее, что позволяет рассматривать Дворец молодежи как особый социальный институт. Однако в каждом конкретном случае (как учреждение данного типа) он может проявляться в своей специфической форме, определяемой диапазоны предлагаемых культурных занятий. Нужно отметить следующее: в зависимости от контингента людей, их сложившихся вкусов, традиций, предпочтений в сфере досуга Дворца Молодежи, могут быть преимущественно рекреативно развлекательного характера, спортивно-оздоровительного, ориентироваться на активные формы культурной деятельности населения (например, выступать как база деятельности различных любительских объединений) или сочетать в себе в равной степени все обозначенные виды. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах больших городов, а также средних и малых.
Принципиальным отличием современных культурных центров от функционирующих ранее домов и дворцов культуры (в связи с перспективными тенденциями в сфере досуга) является преимущественный акцент в их деятельности на групповые и индивидуальные формы работы с различными социально-демократическими группами населения, особенно с подростками, молодежью, людьми пенсионного возраста. Да и в самой идее социально-культурных центров открытого типа приоритеты безоговорочно отданы демократизму, самодеятельности и инициативе населения и общественному самоуправлению. В таких центрах должны максимально использовать большие и потенциальные возможности таких социальных институтов, как семья, трудовой или учебный коллектив, различные общественные организации и т.д.
Отсюда следует, что сущность Дворца Молодежи «видится, прежде всего, как сконцентрированная в пространственном отношении культурно-досуговая деятельность социальной общности, связанной единством территории проживания». А так же следует учесть, что пространственные границы нужно понимать не только как стены одного здания. Такой центр может представлять собой и совокупность зданий, предназначенных для осуществления различных видов культурных занятий, находящихся в пределах ограниченной территории. И тогда Дворец молодежи окажется более привлекательным для людей, если
49
будет включать в себя совокупность традиционно сложившихся мест отдыха, наиболее часто используемые населением для встреч, общения, массовых гуляний и т.д. (например, какой-либо парк, улица города, набережная протекающей в городе реки и т.д.).
Действительно, культурные центры являются местом определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, местом, где каждый человек приобретает навыки самоутверждения в творчестве самореализации, опыт досугового поведения, т.е. сферой наибольшего благоприятствования для развития личности. В арсенале Дворца Молодежи - неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого человека, что благотворно сказывается на укреплении его достоинства, высокий уровень культур-но-технической оснащенности, использования современных досуговых технологий, форм и методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса. Здесь культурный досуг для человека превращается в образ жизни в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными видами деятельности.
В рамках социально-культурных центров создаются все условия для снятия определенного психологического напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающиеся качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.
Во многих населенных пунктах одни культурные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи, пенсионеров и т.д.), а другие центры - наоборот бывают рассчитаны на постоянно меняющейся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободно осуществляемого выбора [32; 41].