Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 16:45, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы — изучить особенности организации студенче¬ского досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практиче¬ские рекомендации по его совершенствованию.
Задачи исследования:
1. Определить сущность и функции досуга студенческой молодежи.
2. Рассмотреть социокультурные технологии студенческого досуга.
3. Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по органи¬
зации досуга студенческой молодежи.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально педагогические условия организации досуговой
деятельности студенческой молодежи в культурно - досуговых центрах 8
1.1. Специфика и содержание молодежного досуга студентов 8
1.2. Психолого-педагогические принципы досуговой деятельности
студенческой молодежи в культурных центрах 32
ГЛАВА 2. Специфика работы культурно-досуговых центров по организации
свободного времени студенческой молодежи г. Екатеринбурга 78
2.1. Содержание деятельности ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» по
организации досуга студенческой молодежи 78
2.2. Программа организации досуга студенческой молодежи на базе
ГОУ ФГЦ «Дворец Молодежи» 94
2.3. Анализ реализации программы «Студенческий досуг» 103
Заключение 108
Список литературы 111

Работа содержит 1 файл

аспекты организации досуга.doc

— 733.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, задачей культурно-досуговых  центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для студенческой молодежи, в основе которых лежит принцип простоты организации, массовости, включения незадействованных групп студенческой молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы студенческой молодежи.

1.2. Психолого-педагогические  принципы досуговой  деятельности студенческой молодежи в культурных центрах

     Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества.

     Молодость охватывает период жизни от 14 до примерно 29 лет, когда человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость -это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время

                32

 

      освоения  выбранной профессии, определения  отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы [45; 64].

     В молодости наиболее доступны самые  сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

     Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой  я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания; собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему; стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

     Молодежный  возраст представляет собой как  бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жиз-

 
 
33

 

      ни, выработка  мировоззрения. Важнейший психологический  процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» [70; 56]. Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:

  1. открытие своего внутреннего мира — восприятие своих эмоций не как про 
    изводные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется чув 
    ство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство 
    одиночества («Другие люди меня не понимают, я одинок»);
  2. появляется осознание необратимости времени, понимание конечности сво 
    его существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет че 
    ловека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем 
    будущем, о своих целях. Постепенно из мечты, где все возможно, и идеала 
    как абстрактного, но часто недосягаемого образца начинают вырисовывать 
    ся несколько более или менее реалистичных планов деятельности, между 
    которыми предстоит выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу лич 
    ного самоопределения: моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, 
    выбор профессии и своего места в жизни. Осознание своих целей, жизнен 
    ных устремлений, выработка жизненного плана — важный элемент самосоз 
    нания;
  3. формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, при 
    чем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, 
    внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, ин 
    теллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых резуль 
    татов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и са 
    монаблюдения, самоанализа своих качеств и способностей, формируется са 
    моуважение — обобщенное отношение к себе;
  4. происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексу 
    альной чувственности [59; 31].

     В молодости человек максимально  работоспособен, выдерживает наибольшее психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и на-

34

 

      выки, развиваются требуемые специальные  личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

                                                       Таблица № 1 Периодизация развития личности 

        Возраст
      Психологическое содержание возрастного  периода
      Юность (18-23 года) Порог взрослой жизни; поиск своего места в обществе.
       
      Личностное  и профессиональное самоопределение.
      Молодость

      (24-30 лет)

      Выработка индивидуальности,  осознание нереальности юношеских мечтаний.
       
      Более конкретные представления о будущей  жизни.
       
      Встреча с будущим супругом, брак, переход  к «оседлости».
       
      Специализация в выбранной профессии.
      Расцвет (31-40 лет) Время высокой  работоспособности и отдачи.
       
      Человек, приобретая богатый жизненный опыт, становится полноценным специалистом и семьянином.

     Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждает себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность.

     Центральными  возрастными новообразованиями  этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

     В конце возраста, на границе со зрелостью, человек решает экзистенциальные проблемы, уясняет смысл своей жизни, подводит ее первые итоги.

     В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного  прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодёжи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодёжи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика

 
35

 

      молодого  поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодёжи.

     Молодёжь  характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально-демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

     Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

     Молодёжь  как формирующийся субъект общественного  производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях [71; 59].

     Конкретные  условия бытия молодых людей  определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

     Перечисленные проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

     Для того, чтобы оказать помощь студенческой молодежи, нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических осо-

                36

 

      бенностей и т.д. Социология молодежи изучает  современную студенческую молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования этой молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентацией, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам, для того чтобы эффективно построить работу.

     Студенческая  молодежь - это социально-демографическая  группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.

     Современная студенческая молодежь имеет подвижные  границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

     Нижняя  возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).

     В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.

     Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок  образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризует ее как самостоятельную социально-демографическую группу. Человеческая личность весьма сложна и многогранна. Вопросы, связанные с изучением личности, привлекают внимание философов и экономистов, социологов и юристов, педагогов и психологов, искусствоведов и представителей многих других отраслей науки. Философов, например, интересует личность в составе классов и общества в целом, политэкономов - как производитель и потребитель ценностей в системе общественных отношений, психологов - в плане изучения закономерностей проявления и формирования различных сторон ее внутреннего, духовного мира и т.д. Вместе

                37

 

      с тем это разделение аспектов изучения человеческой личности между различными науками не исключает их тесной, можно сказать органической, взаимосвязи, поскольку личность представляет собой сложное, но целостное образование [71; 80].

Информация о работе Социально-культурные аспекты организации досуга студенческой молодежи в г. Екатеринбурге