Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться.
В середине XIX века некоторые ученые высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. По современной классификации троянское городище состоит из девяти слоев. Гомерова Троя — это слои № 6—7. Г. Шлиман добрался до слоя № 2, он спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее.
Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказалось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет до известных троянских событий.
18 вопрос
Гомеровский период, главный письменный источник – произведения «Иллиада» и «Одиссея» Гомера. Сооружения микенской эпохи(прямоугольные постройки). Широкое развитие расписной керамики, вначале преобладает геометрический стиль, в котором изображают так же людей и животных. Появляются монументальные скульптуры – ксоаны(Столб с обозначенными формами чел. тела)
Архаический период, применяется к раннему периоду развития искусства Древней Греции(7-6вв. до н.э.) Становление греческих полисов, появление ордерной системы (Дорической и Ионические Ордера) Дорический ордер символизирует простоту, геометричность, мужество, силу и строгость. Ионический ордер – декоративность, лиричность, легкость форм. Важнейшая часть ордера – колонна, как несущая конструкция.
В живописи – росписи в храмах. В скульптурах – изображения богов и героев. Появление керамических ваз овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла и мёда; кратеры с широким горлом - для вина смешанного с водой; гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей, вертикальной, чтобы снимать с головы; плоские с ножкой и двумя ручками килики - чаши для питья; высокие удлинённые лекифы - для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
Классический период
Переход к классике: а) Ранняя классика, строгий стиль, поиск реализма, передача движения, основное сооружение ранней классики – Храм Зевса. Появление многоплановости и глубинности в вазописи.
б) Высокая классика, появление раскрепощённости, основные сооружения – Акрополь, Статуя Афине, Парфенон. Появление глубины пространства, светотени.
в) Поздняя классика – период разрушение старых идеалов, Греция переживает политический и общественный кризис, изменяется искусство, утрачивается вера в жизнь, слабеет дух героев. Развивается передача внутреннего мира человека и его переживаний. Постройки изменились, появились круглые формы. Ордера совмещаются друг с другом. Появление театров и площадок под открытым небом для хоров.
Эллинистический период
Вместо образа героя-гражданина появляется, с одной стороны, изображение обожествлённого монарха, с другой – индивидуальность личности, либо трагичной, либо эгоистической. Интерес к социальным и будничным аспектам. Подъём жилищной архитектуры, из-за развития частной жизни. Окончательное смешение различных ордеров. Расцвет фресок и мозаик, декоративного искусства. Создание «Венеры Милосской» (статуя Афродиты), за авторством Александра (или Агесенда). Идёт индивидуализация портретов. Появление самоцветов, в кач-ве украшений.
19 вопрос
Царский период, VIII-VI века до н.э. Строительство первого цирка, храма на Капитолии и сточной канавы – великой Клоакы, существующей и поныне. В центре Рима – некрополи. Самый известный памятник – «законы 12 таблиц», записанные в V веке до н.э.
Республиканский период. Сложились основные типы римской архитектуры. Постоянные войны выразились в совершенстве инженерных сооружений. Одно из самый известных – оборонительная стена Рима на трёх холмах. Из знаменитых сооружений – Аппиева дорога, ведущая к Риму. Это первая из сети дорог, покрывавших позднее Италию и имевших важное стратегическое значение, объединяя различные части страны; Римский форум(Романум), на котором протекала общественная жизнь Рима. Видное место в Риме занимали мощные мосты и акведуки. Главным в римский архитектуре было удовлетворение бытовых потребностей масс городского населения, а не декоративность. Целесообразность в логике сооружения и его лаконичности, в точных пропорциях и масштабах. Что касается Форума – это площадь, где был центр торговой жизни, политической деятельности, народных собраний и военных триумфов. Облик его сложился ко II веку до н.э. Ассиметричный вид имеет в рез-те разновременной застройки.
Далее появляется огнеупорный бетон, что позволило развить мощные сводчатые и купольные конструкции, что впоследствии стало основой европейской архитектуры.
С распространением римского владычества на Грецию и Восток, в Рим проникает роскошь и утончённость, меняется нрав римлян, появляется мрамор, строятся дворцы.
Период Римской империи. Приход к власти Октавиана Августа. «Золотой век» Римского государства. Прекращение гражданских войн, расцвет во всех видах искусств, творят лучшие римские поэты: Вергилий, Овидий, Гораций, историк Тит Ливий, складывается классический римский стиль. Культ полезности. Владычество, как самоцель. Для растущих городов империи требовались всё новые форумы, где в важные дни собирался народ; доходные жилые дома в несколько этажей; просторные портики, где заседали судьи и шла торговля; грандиозные амфитеатры, термы - роскошные бани, часто служившие средоточием общественной жизни; монументы, прославляющие императоров и победы римских легионов. Строительство Триумфальной арки. Строительство Колизея, Пантеона. Под влиянием христианства – строительство катакомб, храмов(базилики). Возведение мавзолея Санта-Констанца в Риме. Получается некая смесь античности и христианства.
20 вопрос
Античная культура — уникальное
явление, давшее общекультурные ценности
буквально во всех областях духовной
и материальной деятельности. Всего
три поколения деятелей культуры
Древней Греции создали искусство
высокой классики, заложили основы
европейской цивилизации и
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.
21 вопрос
Христианская картина мира
Картина мира — это целостный образ действительности, формирующийся в обществе в рамках определенных мировоззренческих установок. Являясь необходимым моментом жизнедеятельности людей, картина мира обусловливает специфический способ восприятия мира. Исторически первыми были мифологические и религиозные картины мира. С накоплением научных знаний возникли различного рода естественнонаучные представления о мире (например, гелиоцентрическая, геоцентрическая теории и т.д.).
Не лишено своей картины мира и христианство. В сущности, такая картина мира теоцентрична и антропоцтрична.
В центр мироздания христианство поставило единого Бога, не создателя, а творца всего мироздания. Идея бога-творца складывалась по мере того, как возникали и формировались два различных взгляда на происхождение мира. Первую мифо-гипотезу можно назвать генетической (эволюционистской), поскольку она полагала, что мир сформировался из каких-то первоначальных элементов. Вторую — креационистской (от лат. «креационизм» — созидание), поскольку главной причиной в происхождении мира, по мнению ее сторонников, является некое мистическое начало, свободно производящее все многообразие бытия и господствующее над ним, как над своим созданием.
В процессе генезиса христианской идеи бога-творца можно выделить два этапа: раннеантичный (дохристианский), упорно отрицаемый богословами, когда на почве античных образов и понятий происходило зарождение и становление понятия демиурга, и позднеантичный (собственно христианский), связанный с предыдущим и являющийся его теологическим развитием.
В отличие от всех предыдущих религиозных и философских представлений о боге-творце, христианство сформировало идею творения Богом мира из ничего.
Разделив мир на невидимый (божественный) и видимый (материальный), христианство в центр последнего поставило человека. Пожалуй, никакая другая религия не содержит таких подчеркнуто антропоцентрических представлений о мире, как христианство.
Разделив человека на два начала — тело и душу, христианство безоговорочно отдало приоритет духовному началу. В христианстве подлинная красота человека выражается в торжестве его духа над телом. На смену одаренному силой атлету, как символу античной культуры, Приходит образ одухотворенного человека.
Центральной пружиной исторического
процесса, по христианству, является «первородный
грех» и его фатальные
Намеченная Библией и
Бог — абсолютное начало всего. Он творит природу. При этом его ничто не понуждает к этому. Акт творения — абсолютно свободен, произволен
Но Бог не только творец природы, он и ее субстанция. В основе всех материальных вещей лежит Бог. Он движет миром, поддерживает изменения в нем, не позволяет ему провалиться в небытие. Своим всемогуществом, премудростью и всеблагостью Бог обволакивает всю Вселенную, пронизывает все ее части.
И человеческая душа — творение Бога. Души бессмертны. И им свойственны разум, воля и память. Главная составляющая часть души — воля.
Ценностные ориентации христианства
Ценностные ориентации — это важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для человека от незначимого, несущественного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности. В силу этого Ценностные ориентации выступают важнейшим, детерминирующим мотивом поведения человека. Ценностные ориентации представляют собой совокупность философских, политических, эстетических, нравственных убеждений человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия.
Христианство содержит весь набор ценностных ориентаций. Ведущее место среди них занимает морально- этическая проблематика. Фигурально выражаясь, христианство— это не столько религия об устройстве мироздания и общества, сколько религия о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести и т.д. Даже сугубо культовым богослужебным действиям христианство придало морально-этическую направленность.
Главная этическая ценность в христианстве — это сам Бог. Бог — это любовь, любовь ко всем народам, признающим и почитающим его. Для него нет избранного народа. Сама идея превосходства одного народа над другим чужда христианству.
Сущность христианской нравственности сформулирована в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Наиболее полно она изложена в евангелий от Матфея.
Следует отметить, что христианство впервые в истории религиозной мысли сформировало нравственные заповеди не в запретительном (чего не стоит делать), а в положительном плане (как надо поступать). Нравственные заповеди христианства обращены прежде всего к совести человека.
Следуя в вопросе о совести новозаветным высказываниям, «отцы церкви» рассматривали совесть как важнейшее достоинство нравственного сознания и вообще всей духовной целостности человеческой личности.