Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

культура общая.docx

— 653.73 Кб (Скачать)

Групповые нормы, к которым относятся стандарты поведения, характерные для некоторого класса, социальной группы, сообщества или организации.

Ролевые нормы определяют характер поведения человека в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Роли руководителя, чиновника, покупателя, отца, мужа, дочери, друга.

Ценности — это то, что оправдывает  и придает смысл нормам. Жизнь человека — ценность, а ее охрана — норма. Ребенок — социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем — социальная норма. Одни нормы очевидны на уровне здравого смысла, мы исполняем их не задумываясь. Другие требуют от нас напряжения и серьезного нравственного выбора. Уступать пожилым людям место или здороваться при встрече со знакомыми людьми кажется очевидным.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов. 

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму). Каждое общество само вправе устанавливать, что является ценностью, а что нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 вопрос

Главная проблема: существует ли единство планетарного историко-культурного  процесса, имеем ли мы право говорить о единой мировой культуре?

2 варианта ответа на этот вопрос:

1. Не существует единой культурной истории человечества; история с этой точки зрения есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной самодостаточной, отличной и обособленной от других культур жизнью. Одно линейности процесса культурной и исторической жизни нет; линии развития культур расходятся (Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, Э. Трель и др.).

2. Другая точка зрения исходит из идеи об универсальности и всемирной истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Монтескье, Лессинг, И.Кант, И.Гердер, В.Соловьев, К.Ясперс и др.). Основополагающим аргументом этой позиции является признание того, что культура есть содержание человеческой жизни и человек везде — в Европе и Китае, Америке и Африке, и всегда — в античные времена и сегодня, на пороге III тысячелетия,— размышляет об одном: как устроить свою жизнь и жизнь окружающих его людей наилучшим образом.

 

11 вопрос

Запал Восток.

Разница в характере межкультурных  контактов: в западном мире — постоянная перекличка этнических культур, внимание к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его, вбирать  в себя лучшие достижения других культур (именно такая интенсивность межкультурных  контактов, в значительной мере опирающаяся  на религиозное единство западного  мира, и обеспечила быстрое развитие культур западных народов); на Востоке, наоборот, — наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость  этнических культур, слабость взаимообмена между ними.

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного  развития Востока и Запада. Так, по мнению востоковедов (хотя и не совсем единодушному), Восток, как и Запад, имел свой Ренессанс, который выражался, разумеется, в специфически восточных  формах. Установлено совпадение ряда художественных канонов в восточном  и западном искусстве, например в  античной, византийской, индийской, тибетской  живописи и скульптуре идеалы человеческой красоты строились на одних и  тех же иконометрических пропорциях (размах рук равен росту, лицо равно длине кисти, и т.д.). Есть любопытное сходство в развитии философских идей (у Гераклита и Хуэй Ши, Зенона и Гуньсун Линя и т.д.), в содержании художественных произведений .Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимодействия культур Запада и Востока. Один из них выражен в известном стихотворении Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован Гете: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Однако это взаимодействие не означает исчезновения всех различий между ними. Примером может служить опыт Японии.

Особое место на стыке Востока  и Запада занимает Россия. Она, в  сущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных  миров как проблему своей внутренней политики.

Север и Юг

Наряду с проблемой «Восток  — Запад» в последнее время  все большую важность приобретает  проблема «Север — Юг». Под «Югом» понимается социокультурный мир  народов субтропического пояса  — африканского континента, Океании, Меланезии. Народы, живущие севернее, образуют социокультурный мир «Севера», в котором ведущую роль играет

Региональная типологизация культуры .Этническая, национальная и региональная типологизация культур

танец. Так, всеобщее распространение  получили в наше время импровизационный джаз (начиная с «горячей пятерки» Л. Армстронга, которая ввела в культуру Севера рожденные в негритянской музыке традиции); рэгги — пришедшая с Карибских островов легкая музыка в стиле «калипсо» и «диско», а также музыка «черного гетто», угрюмая, тягуче-ритмическая, наполненная религиозно-мистическим духом «вибрация корней»; рэп, возникший на фольклорной основе африканских состязаний в ускорении ритма (пока кто-нибудь не собьется в скороговорке); брейк-данс («низкое верчение» и «электрик» — дергающиеся движения, которые были восприняты как роботоподобные, а на самом деле происходят от древнего акробатического танца африканских негров).

Искусство Юга наложило свой отпечаток  на творчество таких выдающихся европейских  художников конца XIX — начала XX в., как  Гоген, Вламинк, Матисс, Пикассо, Дали и др. Африканская культура явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в живописи. Многие европейские и американские поэты и писатели (Аполлинер, Кокто и др.) отразили в своих произведениях ее мотивы. Эхо африканской культуры присутствует в философии (например, в концепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX в. А. Швейцера, долгое время проведшего в дебрях Африки). Благодаря негритянским спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритмикой движений стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др.

Таким образом, культура Юга уже  сейчас оказывает заметное воздействие  на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Севером  и Югом, несомненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных  миров.

 

12 вопрос

Проблема Восток—Запад—Россия  была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым  в «Философических письмах». В  полемике западников и славянофилов была предпринята попытка «прописать»  российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что принадлежит  Россия европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному  восприятию истин христианского  мировоззрения. Третьим вариантом  европейско-христианской «прописки» русской  истории, культуры, общества и государства  явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.

Аспект российской самобытности в  теории славянофилов был резко усилен «почвенником» Н.Я. Данилевским, отвергавшим  антитезу Восток—Запад и развивавшим  идею существования особых и самостоятельных  культурно-исторических типов. При  этом русская культура рассматривалась  как основа нового, формирующегося и переходящего в стадию цивилизации  славянского типа. Почти на протяжении всего XIX в. в научно-историческом изучении русской истории господствовало представление о ее глубоком, принципиальном отличий от истории западноевропейских народов.

Высказав мысль, что Россия могла  бы стать мостом между Западом  и Востоком, так как она имеет  возможность сочетать в своей  культуре оба великих начала духовной природы — разум и воображение, Чаадаев тем самым поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной  истории.

Опора на гегелевскую диалектическую триаду (Китай, Индия, Ближний Восток) и одновременно введение в мировую  историю России как ее нового необходимого звена допускали чисто теоретически две возможности: 1) сохранение трех элементов, но помещение России в  качестве дополнительного звена  в один из них (скорее всего, в третий, христианский — по главной его  характеристике; 2) сокращение прежней  схемы до двух: элементов и введение в триаду нового элемента — России (заметим, что из обозначенных условий  нового теоретического оформления триадической исторической схемы не вытекают «искусственная»  триада типа бердяевской (Восток, Востоко-Запад, Запад) и «случайная» триада евразийцев (Европа — Евразия — Азия). Из этих теоретических возможностей вторая имеет явный теоретический приоритет. Однако идея российской самобытности, доминировавшая в русской мысли XIX в., использовала первую из них, по скольку представлялась для русских мыслителей Россия прежде всего страной христианства и христианской культуры.

Итак, вопрос о России и ее месте  в истории в отношении «Восток—Запад» решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую  принадлежность этноса, общества и  государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилизации  в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) — это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 вопрос

Формы верований в древнем человеческом обществе, когда господствовали над  людьми стихийные силы природы не могли быть объяснены и представляли с фантастическом виде.

Магия. Наиболее древней формой религии  является магия (от греч. megeia — волшебство), представляющая собой ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами.

Проблема магии до сих пор  остается одной из наименее ясных  среди проблем истории религий. Одни ученые, как известный английский религиовед и этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), видят в ней предшественницу религии. Немецкий этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) рассматривает магию как главный источник развития религиозных представлений. Русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) считает ее продуктом ранних анимистических верований. Несомненно одно — «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Первобытные магические обряды трудно ограничить от инстинктивных и рефлекторных действий, связанных с материальной практикой. Исходя из этой роли, которую  играет магия в жизни людей, можно  выделить следующие виды магии: вредоносная, военная, половая (любовная), лечебная и предохранительная, промысловая, метеорологическая и прочие, второстепенные виды магии.

Психологический механизм магического  акта обычно в сильной степени  предопределен характером и направленностью  совершаемого обряда. В одних видах  магии преобладают обряды контактного  типа, в других — имитативного. К первым относятся, например, лечебная магия, ко вторым — метеорологическая. Корни магии тесно связаны с человеческой практикой. Таковы, например, охотничьи магические пляски, представляющие обычно подражания животным, зачастую с употреблением шкур животных.

Фетишизм. Разновидность магии  — фетешизм (от франц. fetiche — талисман, амулет, идол) — поклонение неодушевленным предметам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Объектами поклонениями - фетешизма — могут быть камни, палки, деревья, любые предметы. Они могут быть как естественного происхождения, так и созданные человеком. Формы почитания фетишей так же разнообразны: от принесения им жертв до вкалачивания в них гвоздей с целью причинить боль духу и тем самым вернее заставить исполнить адресованную ему пользу.

Вера в амулеты (от араб. гамала - носить) восходит к первобытному фетешизму и магии. Она была связана с конкретным предметом. которому предписывалась сверхъестественная магическая сила, способность охранять его владельца от несчастий и болезней.

Тотемизм. В истории религий  многих древних народов важную роль играло поклонение животным и деревьям. Мир в целом представлялся  дикарю одушевленным; деревья и животные не составляли исключения из правила. Дикарь верил, что они обладают душами, подобными его собственной, и соответственно общался с ними. Когда первобытный человек называл себя именем животного, именовал его своим «братом» и воздерживался от его умерщвления, такое животное называлось тотемным. Тотетизм — это вера в кровнородственные связи между родом и определенными растениями или животными (реже — явлениями природы). От тотема зависела жизнь всего рода и каждого его члена в отдельности. Люди верили и в то, что тотем непостижимым образом воплощается в новорожденных (инкарнация). Обычным явлением были попытки первобытного человека воздействовать на тотем различными магическими способами, например, для того, чтобы вызвать изобилие соответствующих зверей или рыб, птиц и растений и обеспечить материальное благосостояние рода. Вероятно, что именно с тотемизмом связаны и известные пещерные рисунки и скульптуры эпохи верхнего палеолита в Европе.

Следы и пережитки тотемизма  обнаруживаются и в религиях классовых  обществ в Китае в древний  период племя инь (иньская династия) почитало в качестве тотема ласточку. Прослеживается влияние тотемических пережитков на мировые и национальные религии. Например, ритуальное поедание мяса тотема в более развитых религиях переросло в обрядовое поедание жертвенного животного. Некоторые авторы считают, что и христианское таинство причастия коренится в отдаленном тотемном обряде.

Первобытное искусство — искусство  эпохи первобытного общества. Возникнув  в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных  охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры  первобытного искусства возникали  примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и  скотоводов неолита и энеолита появились  общинные поселения, мегалиты, свайные  постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось  искусство орнамента.

Из поколения в поколение  передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается  обработке). Раскопки на местах стоянок  людей верхнего палеолита свидетельствуют  о развитии у них первобытных  охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких  зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"