Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

культура общая.docx

— 653.73 Кб (Скачать)

В глубокой древности для искусства  человек использовал подручные  материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху  земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную  глину — и стал активно применять  ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся  к Ориньякской культуре (поздний палеолит), названной по пещере Ориньяк (Франция). С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10—15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше — около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» — фигурки женщин высотой 10—15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира.

И в живописи, и в скульптуре первобытный  человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим  или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие  фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности  стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве  раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур  мог быть изображен рядом с  крошечной лошадью. Движение в пещерной живописи передается через положение  ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

И зоологические, и антропоморфные изображения  предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли  культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели  магическое назначение, то процесс  их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки  большей частью укрыты глубоко в  недрах пещеры, в подземных ходах  в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает  полуметра.

Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства), художественные достоинства которых привлекают сегодня множество ученых и туристов. Наскальные рисунки древнекаменного века называют настенной живописью или пещерной росписью.

При создании наскальной живописи первобытный  человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые  он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых  костей с пучками волосков диких  зверей на конце, а порой выдувал  через трубчатую кость цветной  порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений  методом глубокого прореза художнику  приходилось пользоваться грубыми  режущими инструментами. Массивные  каменные резцы были найдены на стоянке  Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14 вопрос

Богатая и высокоразвитая культура Древнего Египта оказала огромное влияние на развитие народов Ближнего Востока и древних греков. Вплоть до настоящего времени достижения эпохи фараонов продолжают вдохновлять на создание предметов искусства, а научные открытия египтян в области математики и астрономии потрясают умы своей неожиданностью.

Древнеегипетская культура обладала рядом оригинальных черт, обусловленных как географическим положением этой страны, так и внутренними  законами развития. Прежде всего, это  замкнутость и самодостаточность. Изолированное положение Долины Нила затрудняло контакты с другими  народами и не давало возможности  узнать о достижениях соседей. Консерватизм, ориентация на традицию еще больше усиливали способность противостоять  любым влияниям извне. Однако из-за этого даже предложенные самими египтянами нововведения очень плохо приживались  и в искусстве, и в религии, и в жизни.

Фараон Аменхотеп IV, живший в 14 веке до н. э., из-за политических соображений решил реформировать религиозную систему, заменив многочисленных богов, чьи функции зачастую дублировали друг друга, монотеизмом — культом единого бога Атона. Атон недолго царствовал на территории Египта. Сразу же после смерти Аменхотепа новоявленный бог солнца был отменен.


В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. Знаменитые пирамиды, самые известные из которых находятся в пригороде Каира Гиза, — выраженная в камне мысль о застывшем времени и пространстве.

Нильский крокодил был объектом поклонения во многих городах, в частности, в  Фивах. В честь него строили храмы, в которых содержали богато украшенных животных. После смерти крокодилов хоронили с почестями в специально отведенном месте.


Письменность

Один из самых больших  секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. В течение долгого времени не могли разгадать её загадку. В итоге иероглифы расшифровал в 19 веке французский ученый Ж.-Ф. Шампольон. Он взял найденный в египетском городе Розетта камень, где был вырезан один и тот же текст на разных языках, сопоставил эти варианты и получил ключ ко многим произведениям древних египтян. Рождение письменности связано с хозяйственными нуждами. Необходимость учета, делопроизводства и создало иероглифы, которые наносили сначала на камень и доски, а чуть позже — на папирус. Читали тексты справа налево.

Культы Египта

Древнеегипетская религия  представляла из себя запутанную систему, с множеством богов, сложными ритуалами, целью которых было создать равновесие между противоположными началами. Четкое представление о функциях божеств получить крайне сложно, так как единого для всего Древнего Египта пантеона не было. Более того, с течением времени культы трансформировались, изменялись и роли, которые играли боги.

Богов изображали в виде людей и полулюдей-полуживотных, что не было случайным Египтяне с большим уважением относились к окружающему миру, наделяя животными элементами самое ценное в их культуре. Самой почитаемой силой природы было солнце, воплощенное в виде Ра (у этого бога были и другие имена, зависевшие от места, где ему поклонялись). Фараон как носитель божественной силы был «Сыном Солнца» или «Сыном Ра». Каждый вечер оно исчезало, попадая в невидимый, загробный мир человеком с головой птицы, откуда снова возвращалась солнечным диском. Главным богом загробного мира был Осирис, миф о котором и его супруге Исиде был центральным в древнеегипетской мифологии. Человек после смерти, подобно солнцу, попадал в загробный мир, где его встречал Анубис, бог с головой шакала, провожающий душу на суд к Осирису.

Мумифицирование всегда осуществлял  жрец в маске Анубиса. Считалось, что все действия в мире людей  проходят параллельно с действиями в загробном мире.


Храм, где поклонялись богам, был  сосредоточием египетской жизни. Формирование египетского государства началось именно отсюда. Храм выполнял не только религиозные функции, но и был  административным учреждением. Доступ в здание имели только жрецы.

 

 

 

 

 

 

 

 

15 вопрос

Шумеро-Аккадская культура.

В целом раннюю культуру Двуречья обозначают как Шумеро-Аккадскую. Двойное название связано с тем, что шумеры и жители Аккадского царства говорили на разных языках и имели разную письменность. 

Культурному общению разных племен активно содействовало изобретение  шумерийцами письменности, сперва пиктографии (основой которой служило картинное письмо), а затем и клинописи. Записи делались на глиняных плитках или табличках острыми палочками и обжигались на огне. Самые первые шумерские клинописные таблички относятся к середине 4 тыс. до н.э. Это древнейшие письменные памятники. Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих гласным буквам. 

Письменность была великим достижением  шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии и других государствах. В середине 2 тыс. до н.э. клинопись стала международной  системой письменности: ее знали и  использовали даже египетские фараоны. В середине 1 тыс. до н.э. клинопись  становится алфавитным письмом. 

Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили  первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских  книг - сборников рецептов. Они разработали  и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях. 

Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали как податели жизненных благ и изобилия - за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Самыми могущественными из всех богов были Ан - бог неба и отец других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба (он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству) и Энки - бог океана и пресных подземных вод. Другими важными божествами были бог Луны - Нанна, бог Солнца - Уту, богиня плодородия - Инанна и др. Укрепление государственности в Двуречье отразилось на религиозном представлении древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься прежде всего как большие "небесные начальники" и уже потом - как природная стихия и "податели благ". 

В второй половине 4-го тыс. до н. э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города-государства, которые к 3-му тыс. до н. э. заполнили всю долину Тигра и Евфрата. Главными из них стали города - Ур, Урук Аккад и др. Самым молодым из этих городов был Вавилон. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели, связанные с ним, виды искусства - скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремесла. 

В стране бурных рек и заболоченных равнин необходимо было поднимать храм на высокую насыпную платформу-подножие. Поэтому важной частью архитектурного ансамбля стали длинные, подчас проложенные  в обход холма, лестницы и пандусы  по которым жители города поднимались  к святилищу. Медленное восхождение  давало возможность увидеть храм с разных точек. По сохранившимся  развалинам видно, что это были строгие  и величественные здания. Прямоугольные  в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными вертикальными узкими нишами или мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объемам, сооружения четко вырисовывались на вершине насыпной горы 

В 3-м тыс. до н. э. в шумерских  центрах Уре, Уруке, Лагаше, Адабе, Умме, Эреду, Эшнуне и Кише возникли более разнообразные типы зодчества. Значительное место в ансамбле каждого города занимали дворцы и храмы, в декоративном оформлении которых проявилось большое разнообразие. Из-за влажного климата плохо сохранялись настенные росписи, поэтому особую роль в украшении стен, колонн, статуй стали играть мозаика и инкрустация из самоцветов, перламутра и раковин. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Окраска стен также имела немаловажное значение. Все эти детали оживляли строгие и простые формы храмов, придавали им большую зрелищность. 

На протяжении многих веков постепенно сложились разнообразные виды и  формы скульптуры. Скульптура в виде статуй и рельефов с древнейших времен составляла неотъемлемую принадлежность храмов. Скульптурными формами были украшены каменные сосуды и музыкальные  инструменты. В металле и камне  были выполнены первые монументальные портретные статуи всевластных правителей государств Двуречья, а в рельефах стел были запечатлены их деяния и победы. 

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н.э., когда в результате борьбы за власть между городами - государствами победу одержал Аккад. 

В литературе и искусстве Аккада проявились новые веяния, образы и  темы. Важнейшим памятником шумерской  литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который правил в 18 в. до н.э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун, подробно описываются его странствия по миру в поисках тайны бессмертия. Предания о Гильгамеше и предания о всемирном потопе оказали очень сильное влияние на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"