Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Появляются памятники в честь
выдающихся деятелей России: в Москве
установлены памятники А.В.
30 вопрос
Начало
XIX века - время культурного и духовного
подъёма России. В первой половине
XIX века в России было образовано семь
университетов. Кроме действовавшего
Московского были учреждены Дерптский,
Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Продолжало развиваться
книгоиздательское и журнально-газетное
дело. В 1813 году в стране было 55 казённых
типографий.
Положительную роль в культурной жизни
страны играли публичные библиотеки и
музеи. Первая публичная библиотека была
открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная
Национальная библиотека).
Первую треть XIX называют "золотым веком"
русской культуры. Начало его совпало
с эпохой классицизма в русской литературе
и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма,
отличаются чётким и спокойным ритмом.
Петербургский классицизм - это архитектура
не отдельных зданий, а целых ансамблей,
поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства
по проекту Захарова А. Д. Невский проспект,
главная магистраль Петербурга, приобрёл
вид единого ансамбля с постройкой Казанского
собора. Сорок лет строился, начиная с
1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге
- самое большое здание, возведённое в
России в первой половине XIX века. По замыслу
правительства собор должен был олицетворять
мощь и незыблемость самодержавия, его
тесный союз с православной церковью.
По проекту Росси были построены здания
Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург,
оставленный нам в наследство Растрелли,
Захаровым, Воронихиным, Монферраном,
Росси и др. выдающимися архитекторами,
- это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм
внёс свои яркие краски. После пожара 1812
года в Москве были возведены Большой
театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому,
под руководством архитектора Тона построен
Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году
на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления
России от наполеоновского нашествия.
В 1852 году в культурной жизни России произошло
примечательное событие. Открыл свои двери
Эрмитаж, где были собраны художественные
сокровища императорской фамилии. В России
появился первый общедоступный художественный
музей.
В театральной жизни России большую роль
играли иностранные труппы и крепостные
театры. Многие талантливые русские артисты
вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-х
лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос
в семье крепостного актёра. Большим событием
в театральной жизни России была премьера
гоголевского "Ревизора", где роль
городничего играл Щепкин. В эти же годы
в Большом театре была поставлена опера
М. И. Глинки "Жизнь за царя". Некоторые
сцены в опере поражают своим проникновением
в самую глубину народного творчества.
Вторую оперу Глинки "Руслан и Людмила"
публика встретила холодно. В те времена
ещё далеко не все осознавали подлинное
значение его творчества. Обаятельно талантливые
Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили
русскую музыку очаровательными романсами.
В первой половине IX века русская музыкальная
культура поднялась на невиданную ещё
высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи,
когда произошёл стремительный взлёт
в культурном развитии России. Время Пушкина
называют "Золотым веком" русской
культуры. В первые десятилетия века ведущим
жанром в русской литературе была поэзия.
В стихах поэтов-декабристов Рылеева,
Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос
высокой гражданственности, поднимались
темы родины и служения обществу.
Пушкин является создателем русского
литературного языка. Его поэзия стала
непреходящей ценностью в развитии не
только русской, но и мировой культуры.
Он был певцом свободы и убеждённым патриотом,
осуждавшим крепостничество у себя на
родине. Можно сказать, что до Пушкина
в России не было литературы, достойной
внимания Европы по глубине и разнообразию
равной удивительным достижениям европейского
творчества. В произведениях великого
поэта звучит высокопатриотический пафос
любви к родине и веры в её могущество,
отзвук событий Отечественной войны 1812
года, великолепный, по истине державный
образ родины. А. С. Пушкин - гениальный
поэт, прозаик и драматург, публицист и
историк. Всё, что им создано, - это классические
образцы русского слова и стиха. Поэт завещал
потомкам: "Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно... Уважение
к минувшему - вот черта, отличающая образованность
от дикости..."
Ещё при жизни Пушкина широкую известность
стал приобретать Н. В. Гоголь. Знакомство
Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году,
тогда же в Петербурге двумя частями вышли
"Вечера на хуторе близ Деканьки".
Первая печатная форма "Ревизора"
появилась в 1836 году.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки
М. Ю. Лермонтов. Смерть Пушкина явила Лермонтова
русской публике во всей силе поэтического
таланта. Творчество Лермонтова протекало
в годы николаевской реакции. Его поэзия
будила у молодого поколения мысль; поэт
отказывался принять существовавшие деспотические
порядки. Стихотворение "Смерть Поэта",
ходившее в рукописях и другие поэтические
произведения возбудили к автору такую
ненависть со стороны толпы, стоявшей
у трона, что поэту не дали дожить десяти
лет до пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины
XIX века в конечном счёте определялось
экономическими и социально-политическими
процессами, происходившими в жизни страны.
Кроме того, в середине XIX века всё более
осознавалось растущее мировое значение
русской культуры.
Русская культура второй половины XIX в.
1.Условия развития.
1. Буржуазно-либеральные реформы
60-70-х гг.
2. Отмена крепостничества.
3. Огромное воздействие демократических
и социальных идей на культуру.
4. Бурный процесс капитализации российской
экономики в 80-е годы.
2. Просвещение.
Уровень грамотности населения
3. Литература.
Укрепляется светский язык. Популярность
приобретают такие жанры как
басня, ода, сатира, эпиграммы (Кантемир,
Тредиаковский). Основоположник русской
драматургии А.П. Сумароков (1717-1777). Посл.
четверть XVIII в. Расцвет русского классицизма:
Г.Р. Державин (оды), Д.И. Фонвизин ("Недоросль",
"Бригадир"). Основоположник русского
сентиментализма - Н.М. Карамзин ("Бедная
Лиза", "Деревня", "История
государства Российского" - исторический
труд).
4. Изобразительное искусство.
В конце 50-х гг. обозначился поворот
русского изобразительного искусства
к критическому реализму. Романтичным
характером отличались пейзажи Куинджи
("Украинская ночь", "Ночь на Днепре"),
Шишкина ("Рожь", "Утро в сосновом
бору"), Левитана ("Вечер на Волге",
"Золотая осень", "Март"). Также
знамениты портретист Репин, живописец
Суриков ("Утро стрелецкой казни",
"Боярыня Морозова"), Серов ("Девочка
с персиками").
5. Театр и Музыка.
С развитием литературы неразрывно связано развитие музыки. Конец XIX в. - период достижений русской культуры связанный с именами Чайковского ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), Мусоргского ("Борис Годунов"), Римского-Корсакова ("Снегурочка", "Садко"), Рахманинова ("Алеко", "Утёс"), Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка").
6. Итоги развития культуры XIX в.
1. Феномен взлёта русской
2. Антикрепостническая, демократическая
направленность русского искусства и
вера в созидательные силы народа определила
важнейшую его черту на протяжении всего
XIX в.
3. Развитие естественных наук, широкие
связи русских учёных с западными свидетельствовали
о достаточном месте в России в мировом
содружестве.
4. Русская культура XIX в. внесла огромный
вклад в сокровищницу мировой культуры.
5. В XIX в. завершается процесс складывания
русского литературного языка и формирования
национальной культуры.
31 вопрос
Серебряный век - это период расцвета духовной культуры: литературы, философии, музыки, театра и изобразительного искусства. Он протекал с 90-х гг. XIX в. вплоть до конца 20-х гг. XX в.
Начало Серебряному веку было положено символистами, небольшой группой литераторов, осуществивших в конце ХIX - начала ХХ в. “эстетический переворот”.
Вместе с утверждением индивидуального начала символисты и литераторы, близкие к ним (А.Л.Волынский, В.В.Розанов, А.Н.Бенуа и др.), занимались формированием эстетического вкуса публики. Они открывали читателю в своих работах мир русской и западноевропейской литературы, знакомили с шедеврами мирового искусства. Художественные произведения символистов, в которых затрагивались ранее запрещенные темы: индивидуализм, аморализм, эротизм, демонизм - провоцировали публику, заставляли ее обращать внимание не только на политику, но и на искусство, на человека с его чувствами, страстями, светлыми и темными сторонами его души. Под воздействием символистов изменилось отношение общества к духовной деятельности.
Вслед за символистами утверждение индивидуального начала в искусстве и общественной жизни продолжили философы-идеалисты и акмеисты.
Философы-идеалисты (Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов, С.Л.Франк, и др.) выступили против утилитарного восприятия обществом личности. Они возвратили философии ценность и в центр ее поставили человека, жизнь которого они стремились обустроить на религиозных началах. Через изменение личности они хотели преобразовать все общество.
Сторонники акмеизма (М.Кузмин, Н.Гумилев, Г.Иванов и др.), литературного направления, возникшего в 10-х годах ХХ в., относились к личности как к данности, которая требует не формирования и утверждения, а раскрытия. Религиозные поиски и желание преобразовать общество были им чужды. Они ощущали мир прекрасным и таким же хотели изобразить его в своих произведениях.
В 10-х годах ХХ в. вместе с акмеизмом зародилось еще одно литературное направление - футуризм. С его развитием связано повторное утверждение в искусстве и общественной жизни коллективного начала. Футуристы (В.В.Маяковский, Д.Бурлюк, А.Крученых и др.) отказались от человека как объекта изучения и самостоятельной величины. В нем видели лишь совершенно безликую частицу общества. В объекты были превращены машины, станки, аэропланы. Объявив себя создателями истинных произведений искусства, футуристы провели свою переоценку ценностей. Они полностью отвергли достижения старой культуры и предлагали сбросить их с “парохода современности”. Религия отвергалась как базовый элемент старой культуры. Новую культуру футуристы намеревались строить “без моралина и чертяковщины”.
В 20-х годах партийными
идеологами были сделаны общие установки
на ликвидацию безграмотности, повышение
культурного уровня масс. Идеологи
утверждали необходимость соединения
искусства с производством и
антирелигиозной пропагандой. Но у
них не было единого взгляда в
отношении того, какую культуру необходимо
строить классу, оказавшемуся у власти.
Он появился позже, в тридцатых годах.
Все это способствовало возникновению
споров о путях развития культуры.
В них принимали участие