Шпаргалка по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 17:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".

Работа содержит 1 файл

культура общая.docx

— 653.73 Кб (Скачать)

Теория суперсистем Питирима Александровича Сорокина (1899-1968).

Признавая наличие глубокого кризиса  западной культуры, русско-американский социолог оценивал его не как «закат Европы», а как необходимую фазу в становлении новой формирующейся  цивилизации, объединяющей все человечество. В отличие от Шпенглера он допускал наличие прогресса в общественном развитии. Культура, по Сорокину,  есть совокупность всего сотворенного или  признанного данным обществом на той или иной стадии его развития. В основе каждой культуры лежит главная  ценность, пронизывающая насквозь все  ее составные части. В соответствии с характером доминирующей ценности он делит все культурные суперсистемы на три типа:

        1.Сенситивная – в которой предпочтение отдается земной, чувственно воспринимаемой реальности (доминирует в европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения),

2.Идеационная – высшая реальность  – Бог (классическое Средневековье),

       3.Идеалистическая (интеграционная), значимая действительность представляется  фрагментарно сложной, и задаваемая человеку ориентация включает в себя земные и неземные ценности («золотой век» Афин, позднее европейское Средневековье XIII-XIV вв.)

Кризис культуры связан, по его  мнению, с утратой духовных ценностей  в угоду материализму, рационализму, техницизму.

Психоаналитическая школа.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский  психиатр, основоположник психоанализа и фрейдизма, исследовал индивидуальное бессознательное. Движущая сила человечества, по Фрейду, – стихийные влечения, заложенные в бессознательном, среди которых основной – половой инстинкт либидо, которое находит выход в культурном творчестве, переключая энергию влечения путем сублимации (лат. sublimo – «возвышаю») на создание культурных явлений. В своих работах «Будущее одной иллюзии», «Недовольство в культуре» (1930) Фрейд высказывает неоднозначное отношение к культуре: с одной стороны, навязываемые культурой как социальным институтом запреты и правила приличия подавляют мрачные инстинкты человека – и в этом Фрейд видит положительную сторону культуры. Но, подавляя инстинкты, культура провоцирует прорыв бессознательного наружу чудовищным безумием, преступлениями, самоубийством. Культура препятствует творчеству, так как подавляет энергию бессознательного, но и компенсирует неудовлетворенное либидо, давая возможность выхода энергии в творческом экстазе, создании шедевров, гениальных произведений.

Карл Густав Юнг (1875-1961) в центр  своей концепции культуры ставит «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы.  Архетипы – это осадок от первичного душевного опыта человечества, первосмыслы, первообразы.  Юнг считал, что нельзя укротить «демонов души» (бессознательное), но их можно приручить и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение, т.к. именно бессознательное есть вдохновитель всего. Культура призвана вести не борьбу, а диалог с бессознательным, стремясь обеспечить целостность человеческой души. Однако этот диалог постепенно утрачивается с развитием цивилизации и тотальной рационализации жизни. «Демоны» вырываются из-под контроля слабеющей культуры, и ХХ век становится веком неслыханных психических эпидемий (1-я и 2-я мировые войны, фашизм, революция 1917 года).

Символическая школа. Представители: Клод Леви-Строс (род.в 1908 г.), Эрнест Кассирер (1874-1945) и др. Учение о культуре как о совокупности символических форм. Немецкий философ Э. Кассирер в своей работе «Философия символических форм» называет культуру непрерывным порождением языковых, художественных и религиозных символов. Символично всякое творчество, символ предваряет всякий опыт. Язык, миф, религия, искусство, наука – символические формы, которые уже изначально сращены с чувственным. Человек – «символическое животное», наличие символов отличает человека от животного, так как у животного нет внутреннего мира, нет воображения. 

Игровая концепция культуры. Представители: Йохан Хейзинга ( 1872-1945), Станислав Лем (1921-2006), Герман Гессе (1877-1962). Й. Хейзинга в работе «Homo ludens» («Человек играющий») защищает тезис об игровом характере культуры. Игра творит культуру, человек обладает важнейшим свойством – играть. Игра - культурно-историческая универсалия. Хейзинга пытается вписать в «игровое пространство» не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Поэзия родилась в игре и жива благодаря игровым формам. Мудрость и знание связаны со священными состязаниями. Право – из обычаев социальной игры. Культура во всех своих проявлениях играется.

Структурализм (60-е гг. XX в.). Представители: Мишель Фуко (1926-1984), Умберто Эко (р.1932), Михаил Юрьевич Лотман (1922-1993), Владимир Николаевич Топоров (1928-2005) и др. Один из предшественников отечественной школы структурализма был ленинградский культуролог и фольклорист Владимир (Герман Вольдемар) Яковлевич Пропп (1895-1970), который изучал морфологию сказки, мотивы которой предложил записывать в виде формул, подобных  математическим. На основе анализа культуры как совокупности знаковых систем и текстов структуралисты стремились выявить глубинные структуры человеческой психики.

Постструктурализм (70-90-е гг. XX в.). Представители: Ролан Барт (1915-1980), Жак Деррида (1930-2004),  Жан Бодрийяр (1929-2007) и др. Ученые данного направления анализировали не текст, а культурный контекст произведения. Предметом их исследования являлось то, что стоит за текстом произведения,  порождает его (особенности психики, воля и желание автора, отношения с властями и проч.). Ориентация на деконструкцию («разборку» текста на элементарные формы) и последующую «сборку» с целью определения того, что внесено в текст осознанным желанием его создателя, и того, что сам автор не видит или о чем он стремится умолчать.

Кассирер, Клод Леви-Стросс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 вопрос

Структура культуры - термин употребляется  для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования, - науку, - искусство,- литературу, - мифологию, нравственность, - политику, - право, - религию, 

сосуществующих  между собой и составляющих единое целое.

Кроме того в рамках культурологии сегодня  исследуются и такие ее структурные  элементы, как - мировая и национальная культура, - классовая, - городская и сельская, - профессиональная и др, - духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов  культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная  культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются  в этом плане древние культуры.

Духовная  культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- Познавательная функция Потребность  в ней вытекает из стремления  любой культуры создать свою  картину мира. Существуют как  теоретические, так и практические  формы познания, в результате  которых человек получает новое  знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией  между людьми с помощью знаков  и знаковых систем. Культура продуцирует  конкретные правила и способы  коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или  защитная функция) - является следствием  необходимости поддержания определенного  сбалансированного отношения человека  и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась.  Форма трансляции познавательного  социального опыта. 

По  аналогии с агентами и институтами  социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать  агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской  терминологией.

К агентам культуры относятся большие  социальные группы, малые социальные группы, индивиды. Малые социальные группы подразделяются на:

• добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению  культурных ценностей;

• специализированные объединения  и кружки, например, кружок петрашевцев;

• круг поклонников отдельных видов  искусства, музыкальной группы, определенной религии;

• культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество  людей, принадлежащих к интеллигенции  и осуществляющих духовную поддержку  либо культуре в целом, либо ее отдельным  видам и направлениям;

• семьи,

в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека.

Большие социальные группы подразделяются на:

• этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;

• профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности  музыковеды, краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы;

• непрофессиональные группы, в той  или иной форме приобщенные к  культуре, например зрители, читатели, поклонники;

• аудитории: читательская, зрительская.

Особую категорию субъектов  культуры составляют вкладчики —  люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория  распадается на несколько групп:

1) создатели художественных произведений  — поэты, писатели, композиторы,  художники;

2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы  культуры;

3) распространители культурных  ценностей — издатели, конферансье,  лекторы, дикторы;

4) потребители культурных ценностей  — публика, аудитория;

5) цензоры — литературные редакторы,  главные редакторы, литературные  цензоры, 

следящие за соблюдением правил;

6) организаторы — царь Петр, министр Фурцева, мэр Лужков.

К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также  спонсирующие и обучающие население  культурным ценностям, в частности  академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас  на устоявшуюся социальную практику. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным

зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.

Литературные критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими  продвижению литературы на рынок  и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают  такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 вопрос

    1. Цивилизация как концепт
    2. Противопоставление культуры и цивилизации
    3. Марсовая и элитарная культура

Л. Февр - Воссоздать историю французского слова цивилизация на деле означает реконструировать этапы глубочйшие  революции которая совершила французская мысль от 18 века по настоящее время.

Цивилизация полявилась одновременно во Франции и во второй половине 18 века.

Концепт (Conceptus) – это отпечаток культуры в сознании человека.

Уровни концепта:

Пассивный история слова (этимология – происхождение слова, основные значения слова их изменения во времени)

Активный (современное значение, актуальное, активный слой концепта)

Уже в греческом и в латинском языках, существовало понятие «Цивилизованный человек», которое входило в ряд культурных и смысловых аппозиций:

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"