Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 11:02, доклад
Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры
9.
Естественное
и искусственное Традиционные
определения культуры коренятся
в ее сопоставлении с природой.
Природа обычно рассматривалась
как общий фон, позволяющий выявлять
особенности культуры. Она в этом
сопоставлении фиксировалась как что-то
интуитивно понятое, неопределяемое. Не
определялась она еще и потому, что представлялась
чем-то не поддающимся определению; естественный
мир казался хаотическим, так, во всяком
случае, видят природу многие древние
мифы. |
Источник: Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. — М: Академический Проект, 2001. — 314 с. OCR: Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.da.ru, Ihtik@ufacom.ru |
10.
Двоящиеся
образы природы и культуры В конце XIX столетия
вопрос об отношении природы и
культуры стал вопросом логики и методологии.
Была предпринята попытка показать,
что человек, имея дело с природой
и культурой, использует существенно
различные формы мышления и поведения.
Наиболее последовательное выражение
эта попытка получила в философии Риккерта. |
Источник: Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. — М: Академический Проект, 2001. — 314 с. OCR: Ихтик (г. Уфа) http://ihtik.da.ru, Ihtik@ufacom.ru |
11.
Культура
как компонент биосферного Принято считать,
что экологическая проблематика
возникает и существует «на рубежах»
отношений общества и природы. Если
рассматривать эту проблему с
точки зрения ее последствий, точнее
— явно фиксируемых результатов природоиспользования,
то так вроде бы и получается. Но если на
проблему смотреть с позиций ее проясняющих,
определяющих перспективы ее решения,
то она в значительной мере оказывается
сосредоточенной в поле деятельности
самого человека. Неизбежная объективность
этой проблемы заключается в том, что человек
своей деятельностью запускает такие
природные процессы, которые он контролировать
не в состоянии. |
Источник: Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 4-е, испр. — М: Академический Проект, 2001. — 314 с. |
Введение
3 Определение понятия «культура», ее функции и виды. 4 Исторические аспекты взаимодействия природы и человеческой цивилизации. 8 Экологическая культура. 13 Заключение. 16 Список использованной литературы. 17 Введение Наблюдение в процессе трудовой деятельности породило эмпирические знания первобытного человека. Уже простое созерцание открывало перед ним мир разнообразных веществ, живых организмов, звуков, красок. Преисполненная множеством удивительных тайн и загадок, природа поражала сознание людей, будила их фантазию Вместе с развитием производства совершенствовалась и наука. В наше время успехи ее огромны, но мир неисчерпаем, и прогресс науки безграничен. В процессе дельнейшего познания люди раскроют бесчисленные секреты природы, например, многие тайны строения и функционирования живых организмов. Формируясь в течение миллионов лет, живые организмы достигли такого совершенства, которое пока еще превосходит творения рук и мысли человека. Например, поразительной надежностью отличаются природные “детали”. Сердце, день за днем прогоняющее кровь по сосудам, действует надежнее самого совершенного насоса, созданного людьми. Десятки лет не требует какого-либо “ремонта” мозг человека, выполняющий титаническую работу. Далеко еще современной технике и до той степени миниатюрности “деталей”, плотности их “монтажа”, экономичности, какие присущи живому организму. Каждая из наук, занимающихся изучением культуры, создает определенное представление о культуре˙ как предмете своего исследования. Так что «образ культуры» в различных науках выглядит по-разному. Западные исследователи культуры насчитывают до 500 определений культуры. Это ˙объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. |
Описание. |
1. Определение
понятия «культура». ˙Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными ˙причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности. Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом: ˙ • описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии ˙Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию; ˙ • исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной ˙эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т.е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования; ˙ • нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, ˙ определяемый социальным окружением; • ценностные: культура - это˙ материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения; • психологические, исходящие из того, ˙как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура - особое приспособление людей к природному окружению ˙и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления; • социально-педагогические: культура - это˙ поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически); ˙ • И др. Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, ˙идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается ˙отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. ˙ Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает ˙трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное ˙развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее функции. ˙Культура – открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности "классического" определения культуры.˙ Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений. ˙ Культура, человек и природа — эта триада понятий не сходит со страниц научной литературы, журналов и газет. Дело в том, что в соотношении природного и культурного невозможно провести четкой границы - культура составляет сущностное единство человека, а человек включает в себя не только культурное, но и природное измерение. В человеке культурное и природное слиты в единое целое, и сложившиеся между ними отношения настолько сложны, что они до сих пор не могут считаться до конца осознанными. |
Список литературы. |
Список
использованной литературы 1. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. 2. Елисеев А. Л., Тюрин Е.А. Культурология. Учебное пособие для вузов. Орел, 1998. 3. Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. // под общ. ред. Лапиной С.В. Мн., 2004. 4. Культурология. Учебник для вузов. // под ред. Радугина А.А., М.,1999. 5. Попова Е.А. Введение в культурологию. М., 1996. 6. Сапронов П.А. курс лекций по теории и истории культуры. С-Пб., 2001. 7. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология: учебное пособие для студентов заочного обучения всех специальностей. М., 1998. |