Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:09, реферат
Целью данной работы является изучить ценностную природу культуры. Объектом исследования выступает культура, предмет исследования - природа культуры, рассматриваемая с точки зрения ценностей. Задачи исследования: 1) изучить понятие ценности и определить иерархию ценностей в культуре, 2) изучить ценностную природу культуры.
Введение 3
1. Понятие ценности. Иерархия ценностей 4
2. Ценностная природа культуры 14
Заключение 18
Список использованных источников 21
Содержание
Введение
На протяжении многих веков у людей вырабатывалась способность выделять в окружающем мире предметы и явления, которые отвечают их потребностям и к которым они относятся по-особому: ценят и оберегают их, ориентируются на них в своей жизнедеятельности. Будучи одним из ключевых понятий современной общественной мысли, понятие «ценность» используется и в философии, и в социологии для обозначения объектов и явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Содержание данного понятия большинство ученых (В. П. Тугаинов, С. Ф. Анисимов, В. А. Ядов) характеризуют через выделение целого ряда признаков, свойственных всем формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость.
В настоящее время проблема ценности приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический прогресс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - всё это порождает рост негативного отношения к культуре, традициям и ведёт к девальвации ценностей в современном мире. Абсолютизация материальных ценностей привела к изменению моральных, политических ценностей и духовной деградации личности.
Феномен культуры генетически связан с поиском смысла бытия, с постижением сакрального. С этой точки зрения можно определить культуру и без обнаружения прямой её связи с культом. В близком или отдалённом приближении к религиозным основам культура, тем не менее, ценностна, то есть имеет аксиологическую природу. То есть конкретную культуру можно определить как комплекс определенных ценностей, образующих смысловое ядро феномена [3, C. 85].
Культура ведет свое происхождение от культа, и эти понятия глубинно связаны между собой. В религиозных концепциях прослеживается не только генезис культуры, но и её зависимость от культа как специфического феномена. Само строение культуры, её предназначение не могут быть осмыслены без иерархической природы культа.
Целью данной работы является изучить ценностную природу культуры. Объектом исследования выступает культура, предмет исследования - природа культуры, рассматриваемая с точки зрения ценностей. Задачи исследования: 1) изучить понятие ценности и определить иерархию ценностей в культуре, 2) изучить ценностную природу культуры.
Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений. Более того, чаще всего культуру как социальный феномен определяют именно через ценностные ориентации. «Культура есть выявление смысла мира в общности людей, в их практике и в идеалах, разделяемых ими сообща», — отмечал в своем пленарном докладе на XVII Всемирном философском конгрессе Ф. Дюмон. В современных социально-философских постижениях культуры основатслы актуализируется её аксиологическая природа.
Однако само понятие ценности употребляется в современной и философской литературе в различных значениях. Естественно, что эти оттенки и расхождения создают спектр неожиданных и зачастую противоречивых представлений о культуре. Наиболее распространенным оказывается расширительное истолкование ценности, при котором трудно выявить специфику и содержание понятия.
Осуществляя опыт понятийно терминологического анализа, Гуревич П. С. хотел бы, прежде всего, указать на сложившиеся в философской литературе специфические подходы к определению ценности:
1) ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
2) ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
3) ценность синонимизируется с культурно историческими стандартами;
4) ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем.
Ценность фиксируется и обозначается через определенные жизненные представления. Её содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей. Однако ценность ни в коей мере не может быть отождествлена с идеей, ибо между ними пролегает существенное, принципиальное различие. Идеи могут быть истинными или ложными, научными или религиозными, философскими или мистическими. Они характеризуются через тот тип мышления, который даёт им нужный импульс. Главный критерий в данном отношении — степень истинности той или иной идеи [5, C. 81].
Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определенном направлении, однако не всегда в соответствии с результатами познания. Например, наука утверждает, что все люди смертны. Это вовсе не означает, что каждый индивид воспринимает данное неопровержимое суждение как безусловное благо. Напротив, в сфере ценностного поведения человек как бы опровергает безоговорочность приведённого суждения. Человек в своем поведении может отвергать конечность своего существования. Более того, традиции некоторых культур опровергают идею смертности человека.
Человек сам определяет, что для него свято, какие святыни ему дороги. Однако многие духовные абсолюты у людей тождественно одинаковы. О том, что у человека могут быть безмерно другие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было, оно появилось только в XIX в. Незыблемую сокровенную данную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека.
Личность далеко не всегда стремится жить по науке. Напротив многие с опаской относятся к её чисто умозрительным рекомендациям, хотят погрузиться в теплый мир мечты, презрев общезначимые реальности. Люди часто ведут себя так, словно они бессмертны. Человек черпает жизненную энергию в том, что по существу противостоит холодному научному постулату. Стало быть, ценность — это нечто иное, нежели одухотворяющая истина.
Наука по своему определению отдалена от ценностей. Представим себе такую картину. На лужайке пасется ягненок. Вдруг появляется волк и разрывает его на части. Наука, разумеется, способна объяснить, что тут произошло. Однако само это истолкование, по существу, не затронет вопроса о смысле эпизода. Ученый может сказать: хищники поедают травоядных, так устроен мир. Однако от чего и во имя чего ягненок оказывается жертвой? Увы, такой вопрос не соотнесен с логикой науки как средства объяснения мира.
Возможно, кто-то удивится: как же так, ведь мы познаём реальность, чтобы понять её законы. Это верно. Но откуда взялись эти законы? Как они соотносятся с нашими ожиданиями, запросами? Скажем, Николай Коперник открыл, что Земля вовсе не центр Вселенной. Оказывается, человек живет в огромной, поистине колоссальной Вселенной, которая совершенно равнодушна к судьбе человека, к его переживаниям и чувствам. Объективная констатация науки далеко не всегда годится как ориентир человеческого поведения. Философы интуитивно догадывались, что истины науки можно дополнить чем-то более значимым для человека, вырастающим из самых глубин человеческого существа.
Ценности, стало быть, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в её осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
Столь важные культурные императивы, как справедливое, сосуществование, сотрудничество, мир и свобода, лежали в основе нечеловеческих действий на протяжении всей истории, — отмечает на XVII Всемирном философском конгрессе Л. Сеа. Следовательно, с философской точки зрения, нет основания называть ценностями новые идеи, которые возникают в диапазоне сознания.
Однако, с другой стороны, было бы неоправданно отождествлять ценность с субъективным образом, с индивидуальным предпочтением, возникающим в противовес аналитическому всеобщему суждению. Разумеется, спектр ценностей в любой культуре достаточно широк, но не беспределен. Человек волен выбирать те или иные ориентации, но это происходит не в результате абсолютного своеволия. Иначе говоря, ценности обусловлены культурным контекстом и содержат в себе некую нормативность.
Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе жизни индивида, осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро - это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру - глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены.
Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями, а связанные с ними взгляды, убеждения людей — ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно творческие или пассивно созерцательные.
Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. Люди соизмеряют свои действия со своими общепризнанными нормами. В истории сталкиваются различные абсолюты и святыни. В каждой культуре обнаруживается ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.
Например, технократическое сознание предлагает людям следовать социоинженерным рецептам. Однако люди поступают нередко вопреки этим императивам Технократы с горечью констатируют: «Человек неуправляем». Многие поэтому отказываются рассматривать науку как единственное и всесильное средство разрешения любых человеческих проблем. Они даже отвергают науку как способ достижения гармонии на путях рационально спроектированного миро порядка.
Ценности также
более подвижны, нежели культурно-исторические
стандарты. В рамках одной культуры
может произойти смена
Наконец, хотелось бы оспорить толкование ценности как прямой ассоциации со стилем поведения. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Иначе говоря, можно иметь и умозрительные идеалы. Те или иные ориентации могут не подкрепляться реальными поступками, следовательно, не получать воплощения в жизненном стиле. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает.
В чем же тогда можно разглядеть специфику ценности как компонента культуры? На взгляд П. С. Гуревича, ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Они как бы стягивают все духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность — это не только «осознанное», но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через её внутренний мир. Если идея — это прорыв к постижению отдельных сторон бытия, индивидуальной и общественной жизни, то ценность — это скорее личностно окрашенное отношение к миру, возникающее не только на основе знания и информации, но и собственного жизненного опыта человека [1, C. 184].
Бурное отвержение традиционных ценностей, нарождение новых ориентаций усиливает меру ответственности человека. Поляризация ценностей ставит его в положение выбора собственных жизненных установок. Мы, например, живем в эпоху решительной ломки вековых ценностных ориентаций. Протестантская этика в прошлом рассматривала труд как потребность, как смысл, и содержание всей человеческой жизни. Сегодня во многих странах говорят о крушении этики труда. Возвеличивание семейных добродетелей в духе культуры «бидермейер» сменилось сексуальной революцией. Представление о прогрессе замещается апокалиптическими сюжетами.
Процесс смены ценностей, как правило, длителен. К тому же, ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другую эпоху. С этой точки зрения культура человечества обладает неким фондом абсолютов и святынь. Культура во многом архетипна, ибо она постоянно воспроизводит определённые жизненные ситуации, с которыми люди встречаются во все времена. Речь идет о проблемах долга, любви, жертвы, трагедии, героизма, смерти. Разумеется, поведение человека в этих ситуациях далеко не одинаково. Каждая культура несет на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра.
Различные зоны культуры имеют разный аксиологический потенциал. Религия как форма сознания ценностного сокрашена, призвана ответить на смысложизненные вопросы. Вот почему рациональное опровержение религии требует формирования такой системы ценностей, которая отвечала бы объективным психологическим и нравственным запросам человека. Поэтому религия в течение двух тысячелетий удерживает центральное место в структуре общественного сознания. «Несмотря на все успехи науки в технократических обществах Запада, даже вопреки им, религия продолжает мыслиться западными идеологиями как единственная сила, способная сплотить общество и дать покой мятущейся человеческой душе».