Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 11:02, доклад
Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры
Общеизвестно,
что само слово «cultura» возникло
как оппозиция понятию «natura»
Понятие «природы» употребляется в русском
языке в различных смыслах. Природой подчас
именуют сущность какого-либо явления.
Природой мы называем непосредственно
окружающую нас естественную среду. Наконец,
в самом общем смысле слова «природа»
- синоним понятия «материальный мир»,
точнее весь материальный мир не созданный
человеком.
Рассматривая вопрос культуры и природы,
под природой следует понимать совокупность
естественных условий существования
человеческого общества. Природа имеет
свою историю, неотделимую от истории
человеческого общества. Это освоенная
человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности
часть мира. В ходе истории человечества
все новые и новые пласты окружающего
мира входят в эту сферу, становятся природой.
Культура выступает своеобразным посредником
между природой, с одной стороны, и обществом
с другой. Влияние общества на природу,
равно как и влияние природной среды на
общество, опосредуется культурой.
Природа и культура неразрывны. Они
связаны генетически, ибо человек – высший
цвет развития природы, а культура – величайшее
из творений человека. Природа – материал
и почва культуры. В конечном счете, все
естествознание – изучение, «испытание
природы». Природа – древнейший и наиболее
постоянный объект эстетического и художественного
освоения.
Человек ощущает себя частью большого
мира – Природы, и в то же время он отделяет,
отличает себя от природы – этап ее
самосознания.
На заре человечества слитность человека
и природы еще не была так сильно нарушена.
Основой первобытной культуры являлся
культ природы – человек жил природой
и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей.
Природа была близкой, ибо она поила и
кормила человека, но и далекой – грозной,
неизвестной, таинственной. В ходе предметно-практической
деятельности возникло «человеческое
чувство» природы: не только ее эстетическое
приятие, но и наделение ее человеческими
качествами – очеловечивание. Она
стала одновременно мастерской и храмом.
Для первобытного человека природа ограничивалась
сравнительно узкой территорией, на которой
жило его племя.
Затем возникло противопоставление
человека природы. Скорее всего, это произошло
тогда, когда были противопоставлены телесное
и духовное, с пониманием природного как
чего-то низшего, неполноценного. К этому
добавилось отношение к природе естествоиспытателей
Нового времени: природа – мастерская,
ее надо подчинить человеку, «преобразовать»
согласно его интересам. Утилитарное отношение
к природе привело к тому, что по отношению
к ней все стало дозволенным. Здесь не
действовали запретительные нормы права,
религии и морали. Исчезло восхищение
природой. Природа стала восприниматься
как антитеза духа и культуры. В философии
марксизма природа рассматривалась как
объект производственной деятельности
человека. До сих пор в качестве образца
«творческого марксизма» приводят фразу
И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда
не рассматривалась им как некий философский
принцип: «Нам нечего ждать милости от
природы, взять их у нее – наша задача».
Так подход противоположен коренным принципам
народной культуры, для которой всегда
земля была «родной матушкой», священным
именем отца назывались реки. Без такого
любовного отношения к природе невозможна
высокая культура сельскохозяйственного
труда. Сегодня люди привыкли жить на взятые
у природы в кредиты, вернуть которые уже
невозможно.
Ныне все человечество стоит пред новым
витком спирали – единством природы и
культуры, когда все богатство культуры
должно быть поставлено на службу защиты
природы. Единство человека и природы
было верно понято еще И. Кантом, для которого
человек – «последняя цель природы», а
природа, в свою очередь «материя всех
его целей». В этом и заключается единство
природы и культуры.
Миссия человека состоит в непрерывном
сближении с природой, все более глубоко
познавать ее законы и вносить в природную
стихию разумное сознательное начало.
Одной из важнейших, глобальных проблем,
от которых буквально зависит жизнь или
смерть всего человечества, стала сегодня
экологическая проблема – разумное
природопользование и природоохранение.
Экологический кризис может быть преодолен
только в том случае, если нам удастся
сформировать у каждого имеющего дело
с человеческими процессами человеческое
чувство природы, объединяющее рациональное
и эмоциональное, эстетическое и этическое
отношение к ней.
Из некоторых психофизиологических экспериментов
следует, что реакции человека на некоторые,
существенно важные раздражители замедлены
по сравнению с аналогичными реакция животного
примерно на одну секунду. Судя по всему,
причиной этой задержки является скрытая
речевая деятельность.
КУЛЬТУРА И ПРИРОДА
— одна из основных
оппозиций философии, культурологии,
социологии культуры. Оппозиция «К. —
П.» является предпосылкой подразделения
всех наук на науки о культуре (К.) и науки
о природе (П.), она лежит в основе определения
предмета культурологии и предмета социологии
К. Самым общим образом К. может быть охарактеризована
как все то, что создано руками и умом человека
в процессе его исторической жизнедеятельности,
соответственно, П. — это все существующее
и не созданное человеком. К. представляет
собой то, что не имело бы места и не способно
было бы удерживаться в дальнейшем без
постоянных усилий и поддержки человека;
П. — то, что не является результатом человеческой
деятельности и может существовать независимо
от нее. Очевидно, что с расширением сферы
К. область П. соответствующим образом
сужается; если К. хиреет, съеживается
и гаснет, сфера природного расширяется.
К. включает материальную и духовную части.
К К. относятся как созданные человеком
здания, машины, каналы, предметы повседневной
жизни и т.п., так и созданные им идеи, ценности,
религии, научные теории, нормы, традиции,
правила грамматики и ритуала, и т.п. К.
находится в постоянной динамике, она
радикально меняется от эпохи к эпохе.
Это означает, что постоянно меняется
и понятие П., противопоставляемое понятию
К.
Широкое понимание К. как противоположности
П. необходимо при обсуждении общих проблем
становления и развития К. и, в частности,
проблемы видения П. конкретными К. Это
понимание является в известном смысле
классическим, хотя оно не единственно
возможное.
Еще Г. Риккерт настаивал на том, что понятие
П. может быть точнее определено только
через противоположное ему понятие К.:
«Продукты природы — то, что свободно
произрастает из земли. Продукты же культуры
производит поле, которое человек вспахал
и засеял. Следовательно, природа есть
совокупность всего того, что возникло
само собой, само родилось и предоставлено
собственному росту. Противоположностью
природы в этом смысле является культура,
как то, что или непосредственно создано
человеком, действующим сообразно оцененным
им целям, или оно уже существовало раньше,
по крайней мере сознательно взлелеяно
им ради связанной с ним ценности». Сходным
образом определял К. позднее П.А. Сорокин:
«В самом широком смысле культура обозначает
совокупность того, что создано или модифицировано
сознательной или бессознательной деятельностью
двух или более индивидов, взаимодействующих
друг с другом или воздействующих на поведение
друг друга».
А. Крёбер и К. Клакхон попытались проанализировать
и классифицировать концепции и определения
К. Все известные определения К., (в обзоре
их более 150) подразделяются на шесть основных
типов (от А до F), большинство из которых
подразделяется на подтипы. В частности,
к типу А относятся т.н. описательные определения,
примером которых может служить определение
Э. Тайлора: «Культура, или цивилизация,
— это знания, искусства, нравственность,
законы, обычаи и некоторые другие способности
и привычки, усвоенные человеком как членом
общества». Очевидно, что это — очень узкое
определение, охватывающее лишь часть
духовной К. Узким является и определение
К. как социально унаследованного комплекса
способов деятельности и убеждений (тип
В, «исторические определения»). Еще одно
крайне узкое определение опирается на
идею образа жизни: К. — это совокупность
стандартизированных верований и практик
(тип С. «нормативные определения»). Узкими
являются и структурные «определения»,
напр.: К. это сочетание наученного поведения
и поведенческих результатов, компоненты
которых разделяются и передаются по наследству
членами данного общества.
Все указанные определения касаются только
духовной К. и никак не затрагивают материальную
К., с которой первая всегда неразрывно
связана. Напр., наука — это не только система
идей и методов их обоснования, но и совокупность
тех, иногда чрезвычайно сложных устройств
и приборов, без которых невозможно научное
исследование; живопись и скульптура —
это, кроме всего прочего, и определенные
материальные объекты, и т.п.
Определения типа: К. — это то, что отличает
человека от животного, или: К. — результат
организации специфичной для человека
способности символизации (типы F-IV и F-III)
являются попросту неясными.
Речь не идет, конечно, о том, что приведенные
и подобные им определения К. никуда не
годятся. Они вполне могут оказаться полезными
в каких-то узких контекстах, при обсуждении
отдельных сторон К.., не затрагивающем
К. как единое взаимосвязанное целое. Ситуация
здесь аналогична попыткам определения,
напр., человека. Существуют десятки определений
понятия «человек», но нет единственно
верного и применимого во всех обстоятельствах
определения данного понятия.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
Мамонтов
С.П. Основы культурологии:
М.: Олимп, 1999.
1.
Общая постановка вопроса
Если признать,
что Гомо сапиенс начинается там,
где кончается животное, а определяющим
признаком культуры выступает ее извечное
стремление преодолеть и поставить на
службу человеку «стихийное» начало не
только в нем самом, но и в окружающем его
мире, то возникает вопрос: в каком соотношении
находятся люди и их естественная среда
или, иными словами, как взаимодействуют
человеческая культура и «божественная»
природа?
Вплоть до середины нашего века вопрос
этот казался ясным и не вызывал беспокойства.
Рассматривая существование культуры
во времени и пространстве, мы уже отмечали,
что еще с античности получили широкое
распространение идеи географического
детерминизма, достаточно убедительно
показавшие влияние природных факторов
на возникновение и развитие отдельных
цивилизаций. Так или иначе, человечество
осознавало и обратную связь — преобразующую
и «облагораживающую» роль культуры по
отношению к «дикой», «непокоренной» природе.
Правда, следует сказать, что и в прошлом,
как, например, у Руссо, по этому поводу
возникали сомнения и достаточно тревожные
пророчества. Едва ли не самые известные
из них — хотя обыденное сознание до сих
пор склонно их отвергать, — принадлежали
Марксу и Энгельсу. Первый писал: «...Культура,
если она развивается стихийно, а не направляется
сознательно... оставляет после себя пустыню...»
Второй высказывался в том же духе: «Не
будем, однако, слишком обольщаться относительно
побед человека над природой. За каждую
такую победу она мстит нам. Это верно,
что, во-первых, каждая такая победа приносит
ожидаемые результаты, но также верно,
что, во-вторых и в-третьих, она оказывает
различные непредсказуемые эффекты, перечеркивающие
зачастую все положительное».
Очень долго, по крайней мере на Западе,
преобладал взгляд, согласно которому
человек после длительного периода первобытной
дикости и бесприютности вправе претендовать,
если не на «покорение», то хотя бы на подчинение
природы своим стремительно растущим
материальным потребностям — скрытому
двигателю всякой культуры. Говоря о ее
«великой общей задаче самосохранения
в борьбе против подавляющей мощи природы»,
3. Фрейд, например, писал: «Именно из-за
опасностей, которыми нам грозит природа,
мы ведь и объединились и создали культуру,
которая, среди прочего, призвана сделать
возможной нашу общественную жизнь. В
конце концов, главная задача культуры,
ее подлинное обоснование — защита нас
от природы».
Вышеприведенные слова Фрейда представляются
совершенно справедливыми, но относящимися
лишь к определенному этапу существования
на Земле биологического вида Гомо сапиенс.
По весьма приблизительным данным антропологии,
человек как живое существо появился на
нашей планете многие миллионы лет тому
назад, а его первые зафиксированные и
более или менее внятные «культурные»
проявления имеют возраст не более полумиллиона
лет. На этом огромном отрезке времени
Н.А. Бердяев выделяет «четыре периода
в отношении человека к природе: 1) погружение
человека в природу, 2) выделение из природы,
противопоставление природы и борьба
с ней, 3) обращение к природе для овладения
ею, 4) восстановление связи человека с
душой природы и духовное овладение природой».
Слова Фрейда, несомненно, могут относиться
лишь к 2 и 3 периодам бердя-евской схемы
и представляют собой всю известную нам
историю творческого существования человечества
от «язычества» и до современной и далеко
не совершенной «цивилизации».
С философско-антропологической точки
зрения, созданная трудом и мыслью человека
искусственная среда, своеобразная система
вне-биологических механизмов или так
называемый «культурный слой» на поверхности
Земли, в ее недрах, глубинах мирового
океана, в атмосфере, а ныне и в ближайшем
космосе может рассматриваться как «вторая
природа».
В прояснении неразрывной связи между
Культурой и Природой поистине революционная
роль принадлежит выдающемуся российскому
естествоиспытателю и мыслителю Владимиру
Ивановичу Вернадскому
(1863—1945). Его главная заслуга перед потомками
заключается в том, что он органически
соединил в своем обширном творчестве
естественнонаучное и гуманитарное видение
мира, науки о земле и «живом веществе»
с науками о человеке и обществе, способствуя
превращению культурологии во всеобъемлющее
учение будущего, рассматривающее судьбы
человечества в неразрывном единстве
с природой и космосом (так называемый
антропокосмизм).
По своим фамильным корням и национальному
мироощущению Вернадский — сын либерального
петербургского профессора родом из-под
Полтавы и родственник известного писателя
В. Г. Короленко — в равной степени принадлежал
двум великим славянским народам — русскому
и украинскому. Закончив физико-математический
факультет Московского университета,
он с 1890 г. работает там профессором минералогии,
кристаллографии и геохимии, а в 1911 г. переселяется
в Петербург и через год избирается академиком.
В 1918 г. Вернадский становится первым ректором
основанной им Украинской академии наук,
а позднее, вновь вернувшись в Россию,
он создает Радиевый институт и первую
в мире биогеохимическую лабораторию.
Несмотря на то что до 1917 г. Вернадский
был активным общественным деятелем, членом
ЦК кадетской партии и даже заместителем
министра просвещения в буржуазном Временном
правительстве, в первые годы советской
власти большевики «терпели» ученого,
учитывая его огромный научный потенциал
и международный авторитет. Однако с 30-х
гг. его творчество замалчивалось и дискредитировалось,
а сам он находился в скрытой оппозиции
к сталинским порядкам с их «исключительным
моральным и умственным гнетом», по определению
самого ученого. Характеризуя В.И. Вернадского
как блестящего представителя российской
духовной элиты, нельзя не упомянуть и
о том, что дело отца так или иначе продолжил
и его сын — Г. В. Вернадский — видный ученый-историк,
живший в эмиграции и ставший одним из
создателей геополитической доктрины
евразийства, для которой важнейшим фактором
формирования культуры является природно-географическая
среда.
Для современной культурологии определяющее
значение имеет учение В.И. Вернадского
о ноосфере (от греч. «ноос» — разум и «сфера»
— шар). Хотя термин «ноосфера» впервые
ввел в научный обиход не Вернадский, а
французские ученые Э. Леруа и П. Тейар
де Шарден (см. ниже), они сделали это, опираясь
на лекции русского академика по биогеохимии,
прочитанные им в Париже в 1922— 1926 гг. Считая
ноосферу, т.е. сферу разума, продолжением
и высшей формой биосферы, Вернадский,
по существу, говорил о мировой духовной
и материальной культуре, которая возникла
из растительного и животного мира («живого
вещества») и в течение многих миллионов
лет существования человека превратилась
в геологический фактор, изменяющий и
одухотворяющий лик нашей планеты и ближайшего
космоса. Вернадский выдвинул гипотезу
о том, что наряду с другими видами энергии
и биохимической энергией живого вещества
с появлением "«а земле человека начал
действовать новый вид энергии, связанный
с психической деятельностью и разумом,
которые стали важнейшими силами в формировании
нового облика планеты.
В этом его взгляды во многом совпадали
с идеями французского ученого и богослова
Пьера Тейара де Шардена (1881—1955). Член
Французской академии «бессмертных»,
геолог, палеонтолог, археолог и антрополог
и одновременно католический священник,
до конца жизни оставшийся верным своему
церковному обету, Тейар де Шарден, наряду
с Вернадским, считается создателем теории
ноосферы, но не в ее материалистическом
толковании, а в религиозном. Глубокий
знаток процессов неорганического и органического
этапов развития нашей планеты и человека,
Тейар стал основоположником «христианского
эволюционизма», сочетающего идею Бога
как Творца всего сущего и строго научные
данные о становлении Земли и появлении
на ней жизни. «Материализм» и «идеализм»,
противопоставленные друг другу, для Тейара
де Шардена не существовали.
Выходец из культурной религиозной семьи,
среди предков которой был и Вольтер, юный
Пьер закончил иезуитский колледж, сначала
стал монахом, потом священником, не переставая,
однако, глубоко интересоваться естественными
науками, что поощрялось и Орденом иезуитов,
к которому он принадлежал. После участия
в войне 1914 г. в качестве санитара он работал
профессором геологии в Католическом
институте в Париже (1920—1923) и уже как сформировавшийся
ученый-исследователь совершил несколько
поездок по странам Азии, Африки и Америки
(1923—1926). К этому времени научные публикации
и некоторые обобщения, которые он в них
выдвигал, вызвали недовольство церковной
иерархии, и ему, несмотря на его уже мировую
известность, было запрещено заниматься
преподаванием и печатать философские
труды, чему ученый безропотно подчинился.
После этого он на 20 лет (1926—1946) уехал в
добровольное изгнание в Китай, а позднее
— в США, не порывая с Церковью, но целиком
отдавшись богословско-научному творчеству.
Лишь после смерти Тейара отношение к
его идеям со стороны католических кругов,
вступивших в период «обновления», существенно
изменилось и было издано его десятитомное
собрание сочинений.
В своих главных трудах — «Божественная
среда» и «Феномен человека», опубликованных
на русском языке, Тейар де Шарден, так
же как и В.И. Вернадский, понимает под
ноосферой идеальную «мыслящую» оболочку
Земли, которая появилась в конце третичного
периода наряду с уже существовавшими
барисферой (ядро планеты), литосферой
(ее твердая оболочка), гидросферой (водный
покров), атмосферой (кислог родный покров),
стратосферой (верхние слои атмосферы)
и биосферой («пленка» органической жизни).
Воплощением и создателем ноосферы стал
человек, как единственное мыслящее существо.
Божественное начало в форме жизненной
энергии, по Тейару, пронизывает всю Вселенную,
сначала в ее неорганической, а потом и
в органической ипостаси, постепенно усложняя
и совершенствуя мир и двигая его вперед
и «ввысь» к некой «точке Омега», где произойдет
слияние человека с Божеством. Видение
мира как живого организма, проникнутого
духовной энергией, так или иначе было
свойственно и философии «всеединства»
Вл.С. Соловьева, получив в науке и другое
название — «панпсихизм»; последний утверждает,
что у всего живого, в том числе и у растений,
есть свой внутренний мир как развивающаяся
частица единого и всеохватывающего божественного
начала. По Тейару, Земля в своей эволюции
проходит четыре стадии: «преджизни» (литосфера),
«жизни» (биосфера), «мысли» (ноосфера)
и, наконец, «сверхжизни» (божественная
сфера), которая будет знаменовать собой
единение людей с Богом (богочелове-чество)
после завершения истории в «точке Омега».
Тейар де Шарден не уставал говорить о
необходимости слияния и сотрудничества
религии, в центре которой находится человек,
и опытной науки, исследующей преимущественно
природные феномены. «Религия и наука,
— писал он, — две неразрывно связанные
стороны или фазы одного и того же полного
акта познания, который только один смог
бы охватить прошлое и будущее эволюции,
чтобы их рассмотреть, измерить и завершить».
Не об этом ли говорил задолго до французского
ученого и Вл. Соловьев, утверждая в рамках
философии всеединства необходимость
некоего органического синтеза веры и
опытного знания?
Отвлекаясь от чисто религиозной стороны
проблемы, в конце нашего века вопрос о
взаимоотношениях человека и природы,
видимо, следует поставить так: насколько
плодотворен «обмен веществ» между биосферой
и ноосферой, а точнее — «техносферой»,
ибо именно эта последняя угрожает человечеству?
И еще более жестко: не погубит ли человек
и созданная им цивилизация саму биосферу
и даже вообще всю нашу планету?
Сегодня в этом вопросе человечество без
различия общественно-политического строя
раскололось на два лагеря: один — жрецы
индустриально-электронно-
Трагедию человечества и его современной
культуры, ориентированной преимущественно
на потребление, X. Ортега-и-Гассет определил
так: «Тот мир, что окружает нового человека
с колыбели, не только не понуждает его
к самообузданию, не только не ставит перед
ним никаких запретов и ограничений, но,
напротив, непрестанно бередит его аппетиты,
которые в принципе могут расти бесконечно».
Исходя из приведенных выше фактов основными
рекомендациями Римского клуба являются
качественное совершенствование человечеством
своей производственной деятельности
и переход к ее «нулевому», позднее — к
строго контролируемому «органическому»
росту в замкнутом технологическом цикле,
как это предполагается на «звездолетах»
будущего. Недаром выдающийся норвежский
путешественник, этнограф и археолог Тур
Хвйердал (1914—1990), много сделавший для
изучения древнейших культур, образно
говорил, что наша Земля — «не что иное,
как одинокий космический корабль, не
имеющий выхлопной трубы. У нас нет ни
достаточно высоких дымоходов для выбрасывания
в космос вредоносных испарений, ни достаточно
протяженных систем стока для отвода загрязненных
вод за пределы Мирового океана».
2.
Глобальные проблемы
и экология культуры
Глобальные проблемы,
изучению и решению которых посвятил
себя Римский клуб, — это совокупность
жизненно важных проблем, затрагивающих
уже не какой-то отдельный народ, а человечество
в целом. Важно подчеркнуть, что именно
в силу этого они перерастают сферу идеологии,
а тем более политики, ибо и та, и другая
связаны с защитой взглядов и интересов
ограниченных общественных групп, в то
время как «глобалисты» выступают от имени
всего человечества как неповторимого
и наделенного «духом» биологического
вида.
По существу, новое направление научного
знания, обобщившего последние данные
общественных и естественных наук — «глобалистика»
— не оставляет места для политической
практики в ее традиционном, пренебрегающем
нравственностью понимании. Неудивительно
поэтому, что в книге А. Печчеи «Человеческие
качества» провозглашается необходимость
перехода к «Новому Гуманизму», который
должен основываться на трех основных
постулатах: чувстве принадлежности ко
всему человечеству в отличие от приоритетов
отдельных стран и народов; частичном
отказе от их «суверенности» и эгоистических
интересов; а также — на решительном отказе
от насилия как средства разрешения конфликтов.
Ставя в центр своего внимания человека
вообще независимо от его расовой, социальной,
классовой и иной принадлежности, глобалисты
делают решительный шаг в сторону общечеловеческих
ценностей и гуманизма, который, как мы
отмечали, и составляет сущность культуры.
Вот почему глобальные проблемы, сохраняя
тесную связь с другими науками (социологией,
демографией, экономикой, психологией
и т.д.), должны изучаться и изучаются также
и культурологией. В будущем «глобалистика»,
несомненно, станет приоритетным направлением
любого опытного знания.
Вследствие стремительной интернационализации
хозяйственной деятельности глобальные
проблемы приобрели планетарный характер
и на наших глазах стали объединять людей
всей планеты перед лицом общей опасности
и во имя общих ценностей, главной из которых
является сама жизнь. Не будет преувеличением
сказать, что возникновение и обострение
глобальных проблем нанесло чувствительный
удар по классовым и националистическим
стереотипам в политике и культуре, способствуя
преодолению «кланового» и «блокового»
мышления и расколу мира на два враждующих
лагеря и множество ревниво охраняемых
и вооружаемых национальных «квартир».
В самом деле, если на терпящем экологическое
бедствие космическом корабле с атомной
«начинкой», каким является наша Земля,
будет продолжаться межнациональная и
межклассовая грызня, то его шансы на выживание
катастрофически понижаются. Роль гуманистической
культуры в такой обстановке — культуры,
выступающей против любых видов ненависти,
— неизмеримо возрастает.
Процессы деидеологизации и деполитизации
общественной жизни в нашей стране и поворот
ее к общечеловеческим идеалам без ущерба
для национальной самобытности вдохнули
новую жизнь в деятельность Римского клуба.
«Вхождение России в мировую систему на
новых основаниях, — отмечают известные
русские экологи O.K. Дрейер и В.А. Лось,
— принципиально меняет прошлые прогнозы
и теоретические схемы, а значит, перед
Римским клубом открываются дальнейшие
перспективы объединения мирового научного
сообщества для обсуждения и разрешения
общечеловеческих противоречий в совершенно
новых политических условиях».
В научной литературе нет окончательного
«списка» глобальных проблем; их число
и характер варьируются от автора к автору.
Однако в подходе к ним до сих пор ощущается
определенная идеологическая тенденциозность.
Так, если ученые Римского клуба считают,
что глобальные проблемы порождены прежде
всего колоссально возросшими средствами
воздействия человека на окружающий мир
и их нерациональным использованием, то
современные марксистские теоретики видят
их главную причину в стихийности капиталистического
производства, в анархии буржуазного общественного
развития, погоне за прибылью, хищническом
«грабеже» колоний, хотя всему миру известна
вопиющая разница в экологической ситуации
на территории бывшего СССР и высокоразвитых
индустриальных стран, скажем Японии.
Иначе говоря, согласно одной концепции
во всем виноват неконтролируемый научно-технический
прогресс, согласно другой — изначальная
порочность капитализма.
В соответствии с этим у разных авторов
различен подход и к «списку», и к приоритетности
глобальных проблем. В литературе советского
периода нашей истории до последнего времени
на первый план выдвигалась опасность
ядерной войны как следствие раскола мира
на две противоборствующие системы; на
Западе делался акцент на комплекс проблем,
имеющих непосредственно «цивилизационную»
основу: загрязнение природной среды;
истощение традиционных источников энергии;
«демографический взрыв» в одних странах
и депопуляция в других; растущая угроза
голода в планетарном масштабе и т.п. Но,
как говорится, «хрен редьки не слаще»:
умереть ли в одночасье от глобальной
атомной катастрофы или «тянуть» до середины
XXI в., когда на Земле кончатся кислород,
чистая вода, запасы энергии и питания.
Среди глобальных проблем, наиболее тесно
связанных с судьбами культуры, но остающихся
как бы на втором плане в их еще не закрытом
списке, некоторые ученые особо выделяют
проблему растущего отчуждения современного
человека от себе подобных и от окружающей
его среды. Как известно, понятие отчуждения
в нравственном смысле разрабатывал еще
Гегель, понимая под ним некое состояние
внутреннего разлада, духовной «дезинтеграции»
человека, утрату личностью своего единства
с миром, извращение и разрыв естественных
связей с ним. Проблему отчуждения в его
конкретных общественно-экономических
формах неоднократно ставил и Маркс. Так
или иначе, трудно отрицать, что появление
огромных масс людей, страдающих и несчастных,
стандартно похожих друг на друга и относящихся
негативно или равнодушно к идее общечеловеческой
солидарности и окружающей их природе,
было следствием глобальной индустриализации
и, в свою очередь, привело к нынешним экологическим
бедам. В области духа ярким симптомом
отчуждения стала уже известная нам массовая
культура, которая в данном случае должна
рассматриваться как своеобразный наркотик,
позволяющий людям забывать свое прошлое,
не думать о будущем и в состоянии бездумного
«кайфа» бежать от ответственности перед
обществом и природой.
Как мы видели, при рассмотрении глобальных
проблем, неотвратимо надвигающихся на
человечество, нам постоянно приходилось
прибегать к понятию «экология», ибо без
осмысления и учета экологических факторов
современная цивилизация обречена на
гибель. Поэтому остановимся на указанном
понятии подробнее, тем более что в наши
дни оно приобретает дополнительный смысл,
имеющий прямое отношение к собственно
культурным процессам.
Термин «экология» происходит от греч.
oikos — дом, родина — и до последнего времени
обозначал отрасль науки, исследующей
отношения между людьми и окружающей их
природой, т.е. их естественным «домом».
При этом предметом рассмотрения экологии
были два взаимосвязанных процесса: с
одной стороны, воздействие на природу
производственной деятельности человека,
творящего материальную культуру; с другой
— обратное влияние природной среды на
его здоровье, популяции и генофонд. Все,
таким образом, сводилось к преимущественно
биологическому и физическому взаимодействию.
Однако человек, в отличие от животного,
существует не только и не столько в материально-физиологическом
измерении. Ведь вырвавшись за его пределы,
именно он создал ноосферу — вторую, чисто
человеческую среду — и является на планете
единственным живым существом, у которого
два «дома», две «родины» — породившая
его Природа и порожденный им самим огромный
мир духовных, культурных ценностей. Вот
почему в последние годы термин «экология»
был распространен и на эту сферу, вызвав
к жизни такие понятия, как «экология души»
или «экология культуры».
Впервые различать традиционную «биологическую»
экологию и экологию культуры предложил
Д.С. Лихачев, делая при этом акцент на
роли памяти, духовной преемственности,
всего того, что связано с прошлым. Позволим
себе привести хотя и длинную, но исчерпывающую
цитату: «...экологию нельзя ограничивать
только задачами сохранения природной
биологической среды. Для сохранения жизни
человека не менее важна среда, созданная
культурой его предков и им самим. Сохранение
культурной среды — задача не менее существенная,
чем сохранение окружающей природы. Если
природа необходима человеку для его биологической
жизни, то культурная среда столь же необходима
для его «духовной оседлости», для его
привязанности к родным местам, для его
нравственной самодисциплины и социальности.
А между тем вопрос о нравственной экологии
не только не изучается, он даже и не поставлен
нашей наукой как нечто целое и жизненно
важное для человека... Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны — он,
как правило, равнодушен и к своей стране...
Убить человека биологически может несоблюдение
законов биологической экологии, убить
человека нравственно может несоблюдение
экологии культурной».
Мысли Д.С. Лихачева, предложившего и соответствующее
понятие «гомосфера», т.е. человеческая
сфера, весьма созвучны учению В.И. Вернадского,
разграничивавшего биосферу и ноосферу
как два различных, но взаимосвязанных
понятия и говорившего о тесном взаимодействии
живой и неживой природы, хозяйственной
и духовной деятельности человека. Так,
практически совпали взгляды на единство
мира у двух крупнейших русских ученых:
естествоиспытателя и гуманитария, подошедших
к общей проблеме человека и его выживания
как бы с двух разных концов.
Флиер
А.Я. Культурология
для культурологов. -
М.: Академический проект, 2000.-
с.124-127.
3. Природа и культура
С позиций современного
научного понимания феномена культуры
— антонимы, противоположные, но и
взаимодополнительные составляющие мира
человеческого бытия. Биосоциальный
дуализм сущности самого человека не
мог не привести к такого же рода дуальности
организации среды обитания людей (пространственной,
временной, интеллектуальной, символической
и пр.), совмещения в ней естественной природной
компоненты, обеспечивающей витальный
аспект человеческого существования (солнечное
излучение, атмосфера, вода, продукты питания,
минеральные ресурсы), и мира искусственных
порядков (в виде материальных объектов,
символов, идей, социальных структур, языков
коммуникации и пр.), созданных самими
людьми и обеспечивающих коллективный
(социальный) характер их жизнедеятельности.
Этот мир искусственных порядков как результат
целенаправленной человеческой деятельности
и принято обозначать в качестве культуры,
противопоставляя его природе. С подобных
позиций культура нередко определяется
как совокупность элементов природы, переработанных
людьми в своих интересах (понимая при
этом в числе элементов природы и самого
человека, в частности его мозг и способность
к сознанию). Иначе говоря, природа — это
все, что еще не культура, а культура —
это все, что уже не природа.
Вместе с тем у ряда специалистов такого
рода категорическое противопоставление
природы и культу ры не встречает поддержки
(Эйбл-Эйбесфельдт, Лоренц, Халоуэлл и
др.). Они апеллируют к данным социобиологии,
дающей достаточно оснований для определения
социального поведения животных как функционального
(а порой и непосредственно технологического)
аналога человеческой культуры, по крайней
мере в ее сегментах жизнеобеспечения,
социальной организации, регуляции и коммуникации
и некоторых др. С их точки зрения, нет
жестких границ между социальным поведением
животных (как явлением природы) и социальным
поведением людей (как явлением культуры),
а основное различие явлений природы (животного
мира) и человеческой культуры заключается
преимущественно в уровне сложности используемых
способов и средств адаптации, консолидации,
саморегуляции, трансляции опыта следующим
поколениям (обучения) и пр. При этом отмечается,
что разрыв в уровнях сложности технологий
жизнедеятельности между приматами и
верхнепалеолитическими людьми во много
раз меньше, чем между теми же верхнепалеолитическими
и поздненеолитическими культурами (не
говоря уже о более поздних городских
цивилизациях) . При таком подходе противопоставление
природы и культуры в значительной мере
утрачивает смысл, и культура начинает
рассматриваться как особый этап общей
эволюции природы, на котором адаптация
к среде посредством изменения видовой
морфологии (у растений) и сочетания процессов
видовой изменчивости со сменой стереотипов
поведения (у животных) полностью вытесняется
адаптацией посредством изменения и усложнения
технологий и форм жизнедеяельности (у
людей), включая и формирование искусственной
среды обитания.
Противники этой позиции, преимущественно
психологи и философы, апеллируют к принципиальному
отличию возможностей человеческой психики
от соответствующих свойств животных
— способности к абстрактному мышлению,
выделению себя из природы, рефлексии
собственного «Я», порождающих различия
в средствах коммуникации, обучения, накопления
опыта,
адаптации и т. п., что является преимущественно
качественными показателями. Соглашаясь
со всем этим, нельзя не обратить внимание
на то, что все эти отличительные качества
появились у человека не «вдруг» (скажем,
с завершением процесса биологического
антропогенеза и сложением вида Homo Sapiens),
а развивались очень постепенно на протяжении
всей первобытной и архаической ("варварской»)
стадии истории, т. е. являются «благоприобретенными»
как часть социального опыта, а не унаследованными
от животных предков инстинктами.
Хотя дискуссия о возможности или невозможности
биологического наследования социального
опыта еще далека от окончательных выводов,
большинство специалистов согласно с
недоказанностью (как теоретической, так
и эмпирической) факта генетического наследования
культуры и наиболее вероятным путем обретения
ее следующими поколениями только методом
обучения и подражания (что фигурирует
в современной науке уже почти как аксиома).
По всей видимости, именно здесь, в вопросе
о механизмах накопления, обобщения, рефлексии
и трансляции опыта жизнедеятельности,
а также выделения в этом опыте личностного
«Я» и пролегает основная грань между
природой и культурой.
Следует отметить и еще один важный аспект
соотнесенности природы и культуры —
культуру природопользования (экологическая
культура) людей, включая культуру физического
воспроизводства и реабилитации самого
человека как биологического существа.
По мере развития технических средств
и роста эффективности технологий переработки
материалов природы в человеческих нуждах
все острее ставится вопрос о нарушении
баланса воспроизводства природных экосистем,
разрушении жизнеобеспечивающих возможностей
ландшафтов, вмешательстве в естественный
отбор, поддерживающий «биологическое
качество» человеческих популяций. Хотя
эта проблема встала «в полный рост» только
во второй половине XX в., на самом деле
разрушительное вмешательство человека
в природную среду имело место и в далеком
прошлом (верхнепалеолитический продовольственный
кризис в связи с массовым истреблением
мамонтов и других крупных животных; деградация
ландшафтов, вызванная масштабным скотоводством,
гибель лесов в Греции, молодая поросль
которых поедалась многочисленными козами,
опесчанивание Сахары и ряда районов Евразийской
степи как результат кочевого скотоводства
номадов; изменение ландшафтов Европы
и Китая в связи с массовой распашкой,
вырубкой и выжиганием лесов под земледельческие
нужды; массовая урбанизация как таковая
и т. п.). Таким образом, проблема культуры
природопользования, обобщения исторического
опыта в этой сфере и выработки принципов
не разрушающей эсплуатации ландшафтов
— по существу один из «вечных» вопросов
бытия человека на Земле и норм его социокультурного
функционирования — пока что еще не нашел
сколько-нибудь комплексного позитивного
решения. Еще одна из сторон этой проблемы
— мера допустимости искусственного (культурного)
вмешательства в биологическую природу
самого человека, лишения его жизни или
каких-либо частных природных свойств,
да и вообще вся «оборотная сторона» медицины,
препятствующей природной «выбраковке»
нежизнеспособных особей (аборты, эвтаназия,
смертная казнь, стерилизация, трансплантация
органов или замена их искусственными,
генная инженерия, зачатие в состоянии
интоксикации и пр.). Все это вопросы не
только социальные, но и прямо связанные
с соотнесенностью природы и культуры
в самом человеке.