Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 11:54, реферат
Природа (от греч. physis, от phyen — возникнуть, быть рожден-
ным; то же лат. natura, от nasci) — все сущее, весь мир в мно-
гообразии его форм. Природа — это все существующее во Все-
ленной, живой и неживой мир. Это все в мире, что не создано
руками человекам.
Природа напоена ароматами. Запах источает каждый камень,
каждая травинка, каждый кустик и цветок. Напомним: приро-
да — это тот язык, на котором Бог разговаривает с человеком.
Мир органики
Поклонение природе
Покорение природы
Отношение к природе на Востоке
Экологическая катастрофа
Вражда или гармония?
Заключение
Литература
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г.МОСКВЫ
ГОУ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ № 12
РЕФЕРАТ
Дисциплина: Культурология
Тема: Природа и культура
Работу выполнил:
Студент группы СТС-415з
Заочного отделения
Бадмаев Вячеслав Валериевич
Дата сдачи:
<< ______>> _____________2013г.
Содержание:
ПРИРОДА И КУЛЬТУРА
Мир органики
Природа (от греч. physis, от phyen — возникнуть, быть рожден-
ным; то же лат. natura, от nasci) — все сущее, весь мир в мно-
гообразии его форм. Природа — это все существующее во Все-
ленной, живой и неживой мир. Это все в мире, что не создано
руками человекам.
Природа напоена ароматами. Запах источает каждый камень,
каждая травинка, каждый кустик и цветок. Напомним: приро-
да — это тот язык, на котором Бог разговаривает с человеком.
В те далекие времена люди жили как животные. Возможно,
они не различали всех цветовых оттенков, но хорошо распоз-
навали запахи природы, считали, что слышат ≪запах крови≫
и могут по нему отличить врага от друга.
Природа удивляет нас разнообразными загадками, мы восхищаем-
ся ею, открывая ее тайны. Один исследователь рассказывал, как
он разглядывал ярко-розовый цветок наподобие сирени. Уче-
ный осторожно коснулся ветви, цветок рассыпался и перемес-
тился на другую ветку. Как выяснилось, это были насекомые,
образовавшие цветок, которого не существовало в природе. Они
располагались на ветви так, что составляли соцветие с зеленой
верхушкой. Мир природы затейлив и изобретателен.
Когда мы видим перед собой ширь океана, мы не можем остаться
безучастными. Нас очаровывает радуга. Радуют закаты. Восхи-
щают кружащие высоко в небе птицы, в ветреный день хорошо
заметно, как они играют там друг с другом и ветром.
Природа имеет три царства: неживое, растительное и животное.
Древнегреческий автор Софокл (ок. 496-406 до н.э.) написал
такие строчки:
Много есть чудес на сеете,
Человек их всех чудесней.
Но нет ли здесь преувеличения? Да, человек не похож на пан-
цирную черепаху, белокрылую чайку или саблезубого тигра.
Но разве эти живые существа, украшающие планету, не поражают нас своей красотой, необычностью? Чем же необычен
человек? Что интересного, чудесного, таинственного в каж-
дом из нас?
Вроде бы ничего. Тело как тело, две ноги, туловище, голова...
“Человек уникален, — пишет К. Ясперс. — Он привнес в мир
некий элемент, чуждый животному миру; но в чем заключа-
ется этот элемент, все еще не вполне ясно. С соматической
(телесной) точки зрения, человек — это один из видов жи-
вотных; и тем не менее даже его тело уникально — причем
не только
благодаря способности к прямох
торым другим свойствам, но и благодаря особой конституции,
отличающей человека от всех остальных животных и предо-
ставляющей ему больше возможностей за счет менее разви-
той специализации. Кроме того, человек отличается от жи-
вотных способностью использовать тело в экспрессивных
целях. Психологически он совершенно оторван от царства
животных. Животные в отличие от человека, не смеются
и не плачут, а сообразительность обезьян — это не разум и не
мышление в истинном смысле слова, а всего лишь высокораз-
витое внимание, которое у человека служит лишь предвари-
тельным условием способности мыслить, но далеко не иден-
тично мышлению как таковому” (ЯсперсК. Общая психопато-
логия. М., 1997, с. 32).
С незапамятных времен неотъемлемыми качествами человека
считалась свобода, рефлексия, дух. Участь животных всецело
обусловлена законами природы. Человек также зависит от за-
конов природы, но вдобавок у него есть предназначение, реа-
лизация которого всецело зависит от него самого. В то же вре-
мя мы никогда не встречаем человека как полностью духовное
существо; природные потребности оказывают свое воздейст-
вие даже на самые глубинные пласты его духа.
Человек — существо особое, он отличается от всего живого, и от
растений и от животных. Человек не только природное, но
и общественное существо. Он не может, не умеет жить в оди-
ночку. С самого начала своего существования он живет в об-
ществе, вместе с другими людьми, которые тесно соединены
между собой родственными, хозяйственными и другими свя-
зями. Общество — это люди, тесно, связанные между собой
многочисленными отношениям и взаимными действиями. Это
часть мира, созданная людьми, которые совместно действуют
и преобразуют ее.
Вот белочка щелкает орешки. Все действия белочки .строго опре-
делены природой. Паук соткал паутину. Если вглядеться, нео-
быкновенно красивое маленькое сооружение. Но паук не спо-
собен полюбоваться своим творением и, к примеру, подумать:
дай-ка, я здесь сверху приделаю некий узор. Просто так, для
красоты и необычности. Он сделает все, что определено приро-
дой. Эта врожденная способность делать все, что подсказа-
но природой, называется инстинктом.
Природа немало потрудилась над тем, чтобы каждое существо
могло выжить, имея собственные правила, приспособления к
жизни. Животное действует так, как записано в его инстинк-
те: пауки безошибочно мастерят орудия лова, птицы соверша-
ют дальние перелеты без всяких приборов, которые указыва-
ли бы им путь. Пчелы создают соты. Животные строят свою
жизнь по плану, который дала им прироода.
Жить иначе, по другому замыслу, животные не могут. Муравьи
не собирают мед с цветущих лепестков. Стрекоза не роет под-
земные пути. Лев не охраняет стада антилоп. Черепаха не де-
лает попыток взлететь. Птица не может проявить безразличие
к небу.
А теперь представим себе кружевницу. Прежде чем сплести кру-
жево, она долго размышляет над тем, как оно будет выглядеть.
Она придумывает рисунок. Она цепляет петельку к петельке.
Вот ей что-то не понравилось, и она распустила кружево. Нача-
ла все сначала. И снова думает, изобретает... Еще сложнее и от-
ветственнее работа конструктора космического корабля. Сколь-
ко вариантов моделей корабля переберет он в голове и на чер-
тежной бумаге, прежде чем остановится на одной из них.
Человек способен постигать тайны мира, совершать обдуман-
ные, осмысленные поступки, приобретать знания. Его возмож-
ности неисчерпаемы. Он может предвидеть, как будут разви-
ваться события. В принципе человек может все — построить
плотину и нарисовать картину, произвести сложные расчеты
и отправить в космос ракету, передать сигнал на другой конец
планеты и растопить льды на Севере.
Конечно, и у человека есть инстинкты. Он ощущает голод, страх,
старается уйти от опасности, сохранить свою жизнь. Как и лю-
бое другое животное, человек делает то, что заложено в нем
природой. Но он способен преодолеть зов инстинкта. Многие
его поступки совершенно свободны. Они диктуются умом и во-
лей человека.
Однако у человека инстинкты ослаблены, не всегда подчиня-
ются правилам природы. Немецкий философ Иммануил Кант
(1284-1804) изумился вот такому факту. Ребенок, появляясь на
свет, громко кричит. В природе, в естественном состоянии это
было бы опасно и для ребенка и для его матери. Мыслитель
откровенно признавался, что не знает, как это объяснить. Он
лишь предположил, что в раннюю пору развития природы де-
теныши не кричали. Увы, мудрец ошибался. С тех пор как чело-
век стал человеком, он просто утратил некоторые инстинктив-
ные качества — иначе говоря, перестал поступать только так,
как диктует ему природа...
0 каждом живом существе можно сказать, что оно сложилось
окончательно. Пройдут миллионы лет, но паук вряд ли обретет
способность, скажем, щелкать орешки. У черепахи никогда не
вырастут крылья. Медведь не станет прыгать по деревьям. Че-
ловек же овладевает разными новыми видами деятельности: он
строит под землей и водой, взлетает в космос, изменяет жизнь
на земле. Он творит и преображает окружающий мир.
Инстинкт не содержит в себе свободы выбора. Воин-муравей
не ведает страха: какой бы силой не обладал противник — мед-
ведь или человек, — он бросается в бой и погибает. Это ин-
стинкт долга. А стрекоза, тоже повинуясь инстинкту, улетает.
У животного каждое действие нормально и естественно. Он ищет
пищу, бежит от опасности, прячется в кустах или, насытив-
шись, отдыхает. Животное знает меру. Лошадь, например, отли-
чает травы съедобные и несъедобные, полезные и ядовитые. Да-
же голодная кошка осторожно лакает молоко, а не бросается на
кусок мяса. Медведь ест про запас, только готовясь к зимней
спячке. Заяц не будет бегать по поляне, где только что обозначи-
лись следы волка... У человека же эти инстинкты нарушены.
Он свободен в выборе пищи. И подчас дорого платит за это. Он
может переедать,
иногда, когда волнуется или
просто так, ради удовольствия. Он может потреблять продукты,
вредные для его организма. Человек способен отравлять себя
курением, алкоголем, губить наркотиками.
Почуяв опасность, животное убегает. Иногда ничто реальное
ему не грозит, хищника нет рядом, но оно все равно срывает-
ся с места: мало ли по какому поводу хрустнула ветка? ... Че-
ловек тоже может предугадать угрозу. Однако тревогу, в отли-
чие от других созданий, он может испытывать и тогда, когда
никакого повода для этого нет. Многим знакомо это чувство,
которое, как будто не вызвано какой-либо угрозой. Например,
вы идете по темной улице, вроде бы ничего страшного: не пер-
вый раз вы возвращаетесь домой через этот переулок. Но от-
чего вас охватывает смутное чувство тревоги? Чаще всего это
даже трудно объяснить...
Но у человека есть еще одна странность, связанная со страхами. Он может сам идти навстречу опасности, выбрать опасный вид спорта, искать приключений. Представьте себе, что человек идет по краю обрыва мимо пропасти. Он ступает осторожно, ведь можно
поскользнуться и упасть в бездну. Этот вид страха оправдан. Ког-
да человек долго смотрит в бездну, бездна начинает смотреть на
него,., мы нередко смотрим фильмы ужасов, разного рода стра-
шилки и, как ни странно, нам нравятся эти зрелища. А пушкин-
ский персонаж в маленькой трагедии (Пир во время чумы) гово-
рит: “Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю...”
Или возьмем, к примеру, такое переживание как враждебность,
агрессивность. Олень, вступивший в схватку с соперником,
отступает, признавая право сильнейшего. Это не кажущееся
благородство, а просто поведение, подсказаннное природой.
Волк, признав свое поражение, подставляет победителю самое
уязвимое место: губи, мол, твоя взяла. Однако что-то (помни-
те про природный инстинкт?) подсказывает победителю: ос-
тановись, не посягай на жизнь.
Как любое живое существо, человек готов обороняться, когда
ему угрожает опасность. Но он способен и напасть на другого
человека, слабого или беззащитного. Он может мучить живот-
ное. Человек бывает и убийцей. Он едва ли не единственное
на свете создание, которое убивает себе подобных. Люди спо-
собны стрелять в тех, кто поднял белый флаг или руки, опус-
тился на колени. Люди стреляют в спину, бьют лежачего... Ра-
зумеется, человек способен и на героический поступок. Он мо-
жет заслонить собой друга от летящей пули, оказать помощь
тому, кто нуждается в ней.
Оторвавшись от природы и создав свой мир, люди много приоб-
рели, но одновременно и потеряли. Там, где животное поступа-
ет инстинктивно, полагаясь на природу, человек нередко ока-
зывается в растерянности. Ему никто и ничто не подсказывает,
как вести себя в той или другой ситуации. Приходится быстро
соображать, призывать на помощь собственную волю. Воля — способность осуществлять свои желания, поставленные пе-
ред собой цели. Воля — это терпение, это напряжение сил.
Взгляните на тяжеловеса, который пытается на помосте под-
нять штангу. Прежде чем “взять веc”, он стремится предельно
сосредоточиться, ощутить волю к победе. В любой жизненной
ситуации человек способен поступить как существо мыслящее,
ответственное. Он может отойти в сторону, отказаться от заду-
манного поступка, может начать все сначала..
Вот, скажем, человек пытается покорить горную вершину. Он
карабкается изо всех сил, кажется — еще рывок и он сорвется