Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 11:02, доклад
Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры
4.
Культура и цивилизация
в контексте экологии
Взаимоотношения
культуры в ее материально-производственной
ипостаси, с одной стороны, и Природы
— с другой, как мы видим, далеко
не безоблачны. Именно их несовершенство,
их «несбалансированность» привели не
только к современному экологическому
кризису, но и к связанному с ним кризису
человеческой духовности, об опасности
чего еще на заре промышленной революции
провидчески предупреждал Руссо В наше
время его отдаленными последователями
стали не только бунтующие хиппи и битники,
но и огромное количество трезво мыслящей
гуманитарной и технической интеллигенции,
объединившихся в широком международном
движении «зеленых». В России одним из заметных поэтических предвестников современных «экологистов» и этого движения, восходящего к первым выступлениям против «машинной цивилизации», стал крупный поэт Максимилиан Александрович Волошин (1877—1932). Осознавая пагубность того «перекоса» в пользу «материального» и в ущерб «духовному», которым характеризуется мировосприятие сегодняшнего человека, Волошин считал, «что человек, освобождая силы извечных равновесий вещества сам делается в их руках игрушкой». Эту идею он глубоко развил в обширном цикле стихов «Путями Каина» с красноречивым подзаголовком: «Трагедия материальной культуры». Вот как Волошин саркастически резюмировал смысл научно-технического прогресса в своей поэме «Машина»: Машина научила человека Пристойно мыслить, здраво рассуждать. Она ему наглядно доказала, Что духа нет, а есть лишь вещество, Что человек такая же машина, Что звездный космос только механизм Для производства времени, что мысль Простой продукт пищеварения мозга, Что бытие определяет дух, Что гений — вырождение, что культура Увеличение числа потребностей, Что идеал — Благополучие и сытость, Что есть единый мировой желудок И нет иных богов, кроме него. К счастью, в мире становится все больше людей, Отвергающих перспективу стать «единым мировым желудком», который «переварит» в себе все богатства и всю красоту окружающей нас природы, созданной отнюдь не человеком. Растущее экологическое сознание приводит к необходимости уточнить некоторые связанные с этим термины и, в частности, попытаться ответить на вопрос: в чем заключается разница между понятиями «культура» и «цивилизация», нередко употребляемыми как синонимы. Хотя на этот счет и не существует единства мнений, следует признать, что большинство крупнейших культурологов, таких, как Шпенглер, Тойнби, Сорокин, Бердяев, да и все русские религиозные философы с теми или иными оттенками понимали под «цивилизацией» некий завершающий этап определенной культуры, когда она, исчерпав свою творческую силу, концентрируется на материальном благополучии и потреблении в ущерб жизни «духа», развитию искусства и литературы, одним словом, когда нации и империи превращаются в разрозненную, безликую массу, где уже нет места героическим деяниям, а на смену социальному «эпосу» приходит социальный застой. Об этом весьма красноречиво писал Н.А. Бердяев: «...Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она уже есть начало смерти, истощение творческих сил культуры. Чем отличается цивилизация от культуры? Культура религиозна по своей основе, цивилизация — безрелигиозна... Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности Земли. Культура — национальна, цивилизация — интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм — одинаково цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и не нужны». Иное понимание слова «цивилизация» мы находим у Л. Моргана, который в соответствии со своим делением истории человечества на три этапа считал ее последней ступенью развития после «дикости» и «варварства». Подобное понимание, заимствованное у Л. Моргана, разделяли и классики марксизма. Существует и такая точка зрения, согласно которой понятие культуры отражает некое доминирующее отношение данного общества к миру — вспомним «чувственную» культуру у П. Сорокина, — в то время как «цивилизация» выступает конкретным проявлением «чувственного», «идеационального» или «идеалистического» типа в зависимости от исторически и географических факторов. Поэтому «одному типу культуры могут соответствовать несколько цивилизаций». Так или иначе, принимая или отвергая те или иные существующие взгляды на понятие «цивилизация», в отличие от понятия «культура», можно, однако, найти во всех рассуждениях по этому поводу некоторые достаточно бесспорные моменты. Они сводятся к следующему: во-первых, понятие «культура» семантически шире, чем понятие «цивилизация». Оно применимо как к небольшому племени (ср. «культура ирокезов», «культура вятичей»), так и к целым континентам (ср. «культура Европы», «африканская культура» и т.п.); во-вторых, понятие «культура» включает в себя как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии «цивилизация» явно ощущаются материально-производственные приоритеты; в-третьих, понятие «культура» тесно связано с расовой и национально-этнической спецификой человеческих групп, в то время как понятие «цивилизация» тяготеет к общечеловеческим, глобальным масштабам; и, наконец, в-четвертых, понятие «культура» обязательно предполагает наличие в ней цементирующего религиозного начала, без которого невозможна какая-либо духовность — пружина всякой культуры. «Культура имеет душу, — писал Бердяев. — Цивилизация же имеет лишь методы и орудия». Вообще, почти вся духовная элита России отчетливо ощущала эту разницу между «культурой» и «цивилизацией», находя ей достаточно убедительное социопсихологическое объяснение. Мы уже приводили слова А. Блока о проклятом рабском чувстве в человеке, «когда оч становится чересчур сытым, довольным, слишком обеспеченным материально» и теряет свой творческий потенциал. «Тогда он становится сытым и душевно, тупым, самодовольным ...душа его, созданная для волнений и радости, так же сыта и тупа, как тело». А поэтому, продолжает великий поэт, «если же мы будем говорить о приобщении человечества к культуре, то неизвестно еще, кто кого будет приобщать с большим правом: цивилизованные люди — варваров или наоборот: так как цивилизованные люди изнемогли и потеряли культурную цельность; в такие времена бессознательными хранителями культуры оказываются свежие варварские массы». В отличие от бытующего на Западе (на уровне повседневного сознания) отождествления культуры с цивилизацией для нас, россиян, культура — явление в основе своей идеальное, а цивилизация в конечном счете — "материальное, связанное с бытовыми удобствами и потребительством. Мы придерживаемся первоначального, идущего от античности понимания культуры как «возделывания» души и духа человека, в то время как цивилизация является возделыванием лишь среды и условий обитания, что несет с собой большие экологические опасности. По мнению многих религиозных и даже не религиозных, но экологически подготовленных мыслителей, наш во многом «восточный» менталитет заметно отличается от западного, который стремится к подмене культуры цивилизацией, духа — телом, «высокого» — выгодным, аскезы — гедонизмом, «божественного» — «дьявольским» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Таким образом, возвращаясь непосредственно к теме настоящей главы «Культура и Природа», можно смело утверждать, что будущему нашей планеты угрожает не столько духовно ориентированная «культура», сколько материально ориентированная «цивилизация». Это ощущение опасности и второстепенности цивилизации, связанной с научно-технической эйфорией и отсутствием должного внимания к духовному единению людей и их единству с Природой, хорошо выразил глубоко народный советский поэт А. Твардовский: В зрелости так не тревожат меня Космоса дальние светы, Как муравьиная злая возня Маленькой нашей планеты. |
Мамонтов С.П.
Основы культурологии: М.: Олимп, 1999
5.
Экологическое сознание
Востока и Запада
Хотя единство
"природного" и "человеческого"
миров, ноосферы и биосферы в нашу
эпоху ни у кого не вызывает сомнения,
существуют, однако, довольно заметные
различия в понимании того, какими могут
или должны быть отношения человека с
окружающей его вселенной. Чисто логически
и фактически здесь возможны три варианта:
во-первых, признание людьми первородства
и абсолютного могущества природы, а следовательно,
и их подчиненности природным стихиям;
во-вторых, претензии человека на роль
"венца творения", потребителя и "пользователя"
дарованным ему миром; и, наконец, в-третьих,
признание того все более очевидного факта,
что все мы, мыслящие существа, лишь один
из многих - и отнюдь не лучших! - образцов
вездесущей и многоликой "живой материи",
имеющей некий абсолютный надчеловеческий
и, если хотите, "божественный" смысл.
Совершенно очевидно, что мироощущение,
связанное с первым вариантом, было уделом
наших далеких пращуров, живших на грани
дикости и только-только зарождавшихся
религии и культуры.
Что же касается второго и третьего типов
отношения человека к природе, также связанных
с развитием религиозного сознания, то
их основные очаги возникли и развивались
на разных концах известного древним "цивилизованного"
мира: один - в Средиземноморье и Европе,
другой - в Азии. И можно подозревать, что
произошло это не в последнюю очередь
в силу особых природно-климатических
и экономических условий. Там, где естественная
среда более "бескомпромиссна" по
отношению к человеку, он охотнее признает
ее "авторитет".
Восточный тип мировосприятия превосходит
западный в своеобразном "уважении"
к окружающей вселенной и заметнее ориентирован
на "равноправие" и гармонию между
человеком и природой. Разница между двумя
типами экологического сознания обусловлена
глубокими различиями в самом характере
веры, лежащей в основе двух цивилизаций:
первое восходит к христианству, второе
- к многочисленным восточным религиям
(буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм
и др.). Главное отличие основных восточных
религий (за исключением ислама) от христианства
и его разновидностей заключается в том,
что у первых отсутствует фигура единого
и всемогущего "Бога" как творца и
"хозяина" природы. По сравнению с
Христом, а тем более с Аллахом, Будда,
например, совсем не "Господь", не
"Создатель" и не "Всесильный",
а так же смертен, как и люди, и выглядит
этаким просветленным мудрецом-либералом,
любвеобильным защитником всего живого.
Нехарактерны для восточной религиозной
мифологии и такие "командно-административные"
понятия, как "Страшный суд", "ад",
"всемирный потоп", "Второе пришествие"
и т.п.
Именно поэтому некоторые ученые и предложили
делить мировые религии на так называемые
"гуманистические", к которым относится
большинство религий Востока, и "авторитарные",
представленные христианством и его разновидностями.
На основе подобного, впрочем не бесспорного,
деления уже в наши дни против христианства
было выдвинуто тяжелое историческое
обвинение, связанное не только с нынешней
экологической, но и демографической ситуацией.
Ведь, по Библии, Бог создал людей с достаточно
определенной целью: "...и да владычествуют
они над рыбами морскими; и над птицами
небесными, и над скотом, и над всей землею,
и над всеми гадами, пресмыкающимися по
земле" (Быт. 1.26). Тот же Бог далее рекомендовал:
"Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте
землю, и обладайте ею" (Быт. 1.28). По этому
поводу известный шведский антрополог
и этнограф Ян Линдблад (1932-1987), имея в виду
прежде всего цивилизацию Запада, саркастически
замечает: "Грандиозная задача - и современный
человек справляется с ней ни-сколько
не хуже, чем козел, которого поставили
сторожить капусту"'.
Опираясь на приведенные цитаты из Ветхого
Завета, некоторые ученые (Линн Уайт-мл.
и др.) поставили вопрос об "исторических
корнях" современного экологического
кризиса, характерного главным образом
для стран Запада и Америки. Было высказано
предположение, что в конечном счете он
порожден общей антиэкологической и "антропоцентрической"
догматикой христианства. Под ее влиянием
отношение европейцев к природе якобы
уже с раннего западного средневековья
грешило определенным высокомерием и
стремлением извлечь из нее максимальную
пользу. Человек, обитавший в то время
в Европе, искал не единства с природой,
а грубого обладания ею. После того как
здесь воцарилось христианство вместо
языческого уважения к духам, населявшим
леса, горы, степи, водные пространства,
западная религия провозгласила психологическую
возможность чисто потребительского подхода
ко всему живому. В самом общем виде христиан-ское
отношение к природе характеризовалось
при этом так: "Что безусловно доказано,
так это то, что христианство привнесло
в человеческую культуру свое отношение
к природе: она - источник ресурсов, а не
объект созерцания, человек имеет право
использовать ее как ему угодно, она не
является священной, и отношение человека
к ней регулируется моральными принципами".
Большую роль в "десакрализации",
т.е. обезбоживании, природы и обосновании
чисто потребительского отношения к ней
сыграл выдающийся английский философ
и государственный деятель Френсис
Бэкон, которого можно считать отдаленным
провозвестником и идейным вдохновителем
будущего научно-технического прогресса.
Философия Бэкона, доведенная до ее практического
воплощения нынешними энтузиастами научно-технической
революции, легла в основу многих экологических
бед христианского Запада.
Как бы ни относиться к таким обвинениям
против христианства, сама его история
и более внимательное изучение Библии
позволили другим исследователям оспаривать
подобную точку зрения, особенно применительно
к русскому православию. Благодаря его
связи с ранне-земледельческой религией,
в нем по сравнению с католицизмом и протестантством
с особой силой проявляется идея благословения
Богом любой твари, всего живого.
Принцип "святости твари" является
одним из основных для верующего русского
человека и важнейшим элементом его нравственности.
В России, например, религиозный мыслитель
и выдающийся ученый П.А. Флоренский, словно
предвосхищая сегодняшние нападки на
христианскую веру со стороны защитников
всего живого, еще в 1914 г. посвятил этому
вопросу целую главу под названием "Тварь"
в своем фундаментальном богословском
труде "Столп и утверждение истины".
Опираясь опять-таки на цитаты из Библии,
он писал: "...замечательно совершенное
тождество Божьего завета с человеческой
и прочей тварью. Это не два различных
завета, это один завет со всем миром, рассматриваемым
как единое существо, возглавляемое человеком...".
"Только в христианстве тварь получила
свое религиозное значение, только с христианством
явилось место для "чувства природы",
для любви к человеку и вытекающей отсюда
науки о твари".
В качестве доказательства приверженности
христианства идее если не равноправия,
то, по меньшей мере, единства и солидарности
человека и природы, приводятся достаточно
многочисленные имена святых, богословов
и ученых-христиан, ставших подлинными
подвижниками экологической мысли и действия.
Из них всякий образованный человек должен
знать по крайней мере двух: одного - представляющего
уже канонизированное прошлое религии;
другого - почти нашего современника, внесшего
огромный вклад в общечеловеческую культуру.
Это Франциск
Ассизский
(1181-1226) и Альберт
Швейцер
(1875- 1965).
Знакомство с такими фигурами, как Франциск
Ассизский и А. Швейцер, конечно, позволяет
снять остроту обвинений против христианства,
выдвинутых некоторыми современными экологами.
И тем не менее какова бы ни была роль христианства
в становлении современного экологического
мышления, следует признать: Запад всегда
уступал Востоку в осознании идеи о единстве,
равноправии и взаимозависимости всего
живого.
Еще в VIII в. до нашей эры индийская религиозная
мысль запрещала лишать жизни человека
и наносить вред какому-либо живому существу.
В Китае и Тибете также возникли философские
системы, славящие жизнь как таковую независимо
от существования в ней человека. На Дальнем
Востоке отношения между человеком и природой
тоже отличались гармонией и взаимоуважени-ем.
В дикой природе восточные мыслители чаще
всего видели не прибежище злых сил, которые
необходимо покорить, а некий общий символ
божественности. Любопытен и тот факт,
что в изобразительном искусстве Востока
удельный вес природы значительно выше,
чем в искусстве Запада.
Вот как писал о различиях экологического
сознания Востока и Запада видный американский
религиовед и философ X. Смит: "Азия сохранила
глубокое почитание природы. Разумеется,
если бы китайцы и индусы вовсе не поднялись
над природой, у них не было бы цивилизации.
Но им удалось преодолеть природу, утверждая
ее. Запад же, напротив, неизменно противополагал
себя природе. Созданная здесь цивилизация
неуклонно отстранялась от всего природного
и инстинктивного".
В свете нынешней экологической ситуации
на планете и описанных выше различий
в западном и восточном подходах к проблеме
"Человек и Природа" возникает вопрос:
как быть дальше? Как нейтрализовать смертоносное
для Земли наращивание человеком своей
научно-технической мощи? Если многие
наши экологические беды коренятся в мировоззрении
и культурных ценностях Запада, одним
из ответов мог бы быть и такой: для исцеления
нам следует, подобно Л.Н. Толстому, А. Швейцеру
и другим мыслителям, чаще обращаться
к богатейшему философско-религиозному
наследию Востока, взяв из него уважительное
отношение к природе, что позволит если
не прекратить, то по крайней мере затормозить
сползание человечества к экологическому
Апокалипсису. Впрочем, как уже отмечалось,
процесс взаимообогащения и интеграции
Востока и Запада в единую человеческую
культуру уже идет полным ходом.
Свидетельства тому, с одной стороны, приспособленное
к местным условиям усвоение и головокружительное
развитие Востоком индустриально-технологических
достижений европейской и североамериканской
цивилизаций, как это имеет место в Японии
и во многих других странах Юго-Восточной
Азии; с другой - широчайшее распространение
на Западе восточных учений, школ и сект,
не без влияния которых возникли типично
молодежные движения: хиппи, битники и
т.п. Они во многом следуют заветам Будды,
который призывал людей освободиться
от иллюзорного представления, будто обладание
вещами ведет к счастью. Весьма популярными
идеями значительного слоя западной молодежи,
обеспокоенной своим будущим, становятся
ненасилие, единение с природой, отказ
от "благ" цивилизации и т.п. Линн
Уайт по этому поводу пишет: "Наращивание
научно-технической мощи не поможет нам
до тех пор, пока не будет обретена новая
религия (или же не пересмотрена старая).
В своем увлечении дзен-буддизмом битники
- подлинные революционеры нашего времени
- опередили эпоху, ибо дзен в трактовке
отношений людей и природы представляют
собой полную противоположность христианству".
6.
Человек, общество и
природа: проблемы экологии
О единстве человека
и природы. Кажется, чего проще —
разделить природные и
В географической среде возникла и развивается
жизнь. История человечества есть продолжение
истории Земли; это, по словам А.И. Герцена,
две главы одного романа, две фазы одного
процесса, очень далекие на закраинах
и чрезвычайно близкие в середине. Географическая
среда — это та часть природы (земная кора,
нижняя часть атмосферы, воды, почва и
почвенный покров, растительный и животный
мир), которая составляет необходимое
условие жизни общества, будучи вовлеченной
в процесс общественного бытия. Мы связаны
с географической средой «кровными» узами,
и вне ее наща жизнь невозможна: она является
естественной основой жизни человека.
Между природным и общественным началами
нет пропасти, что, разумеется, не означает
отсутствия качественной специфики. Несмотря
на все свои качественные отличия, общество
остается частью более обширного целого
— природы.
А что мы вообще понимаем под природой?
Хотя со словом «природа» соединяются
весьма разнообразные значения, но когда
говорится о природе вообще, без всякого
ближайшего определения, то, по словам
Вл. Соловьева, всегда подразумевается
некоторое существенное и в себе единое
начало, производящее из себя все вещи.
С этим согласуется и этимологическое
значение слова «природа», что указывает
в ней на начало произведения или порождения
вещей. Так как природа все из себя производит,
то мы находим в ней основание всех вещей:
она есть их единая общая основа 1.
Со времени появления общества на Земле
происходит три рода процессов: собственно
природные, специфически общественные
и как бы сплавленные, которые сочетают
в себе и те и другие.
Диалектика взаимодействия природы и
общества такова, что по мере развития
общества его непосредственная зависимость
от природы уменьшается, а опосредованная
— усиливается. Это и понятно: познавая
все в большей степени законы природы
и на их основе преобразуя природу, человек
увеличивает свою власть над ней; вместе
с тем общество в ходе своего развития
вступает во . все более широкий и глубокий
контакт с природой. Человек и исторически,
и онтогенетически постоянно, изо дня
в день общается с природой. Так, по словам
И.А. Ильина, обстоит дело у земледельца
и у лабораторного ученого, у железнодорожного
сторожа и художника... Каждый из них по-своему
вступает в общение с природой. Каждый
учится у нее, каждый старается приспособиться
к ней, использовать ее для своих целей,
как бы уговорить ее. И это прислушивающееся
уговаривание природы, это овладевающее
ею обучение у нее, это осторожное одолевание
и подчинение ее является для каждого
духовно живущего человека одной из радостей
в земной жизни. Бывает так, что природа
его умудряет, утончает своими красотами
его эстетические чувства, иногда и наказует,
а иногда награждает его сторицею 2.
Природа требует взаимности: у нее нужно
не только брать, но и давать. Природа на
ранних этапах становления общества была
или всевластной деспотический матерью,
как говорит Вл. Соловьев, младенчествующего
человека, или чужой ему рабой, вещью. В
эту вторую эпоху пробудилось безотчетное
и робкое чувство любви к природе как к
равноправному существу, имеющему или
могущему иметь жизнь в себе.
1. Интересно,
что в самом слове «природа»
выражен генетический аспект
происхождения человека: ведь слово
«природа» имеет общий корень
со словами «род», «родить». И
недаром в народном сознании это
сложилось в словосочетании «мать-природа».
Именно у нее искал защиту в трудную минуту
человек, она была и есть его советчик
и покровитель. Она нас выводит на свет
Божий, она и обратно берет нас в себя в
конце нашей жизни. Природа — это живой
организм. Вспомните слова Ф.И. Тютчева:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
2.Ильин ИЛ. Путь к очевидности. М., 1993. С.
319.
Спиркин
А.Г. Философия. - 2-е изд. - М.:Гардарики,
2002.
7.
Взаимодействие
общества и природы Каждое общество
преобразует географическую среду,
используя достижения предыдущих эпох,
и в свою очередь как бы передает
ее в наследство будущим поколениям,
превращая богатство ресурсов природы
в средства культурно-исторической
жизни. Неизмеримое количество человеческого
труда израсходовано на преобразование
природы, и весь этот труд, по словам Д.И.
Писарева, положен в землю, как в огромную
сберегательную кассу. Труд человека вырубил
леса для земледельческих угодий, осушил
болота, насыпал плотины, основал деревни
и города, оплел материки густой сетью
дорог и сделал множество других дел. Человек
не только переместил в другие климатические
условия различные виды растений и животных,
но и изменил их. |
Спиркин А.Г. Философия. - 2-е изд. - М.:Гардарики, 2002. |
8.
Идея
биосферы Природная среда
жизни общества не ограничивается географической
средой. Качественно иной естественной
средой его жизни является сфера
всего живого — биосфера, включающая
населенную организмами верхнюю часть
земной коры, воды рек, озер, морей и океанов,
а также нижнюю часть атмосферы. Ее структура
и энергоинформационные процессы определяются
прошлой и современной деятельностью
живых организмов. Она находится под влиянием
космических, а также глубинных подземных
воздействий: это гигантская природная
биофизическая и ; биохимическая лаборатория,
связанная с преобразованием сол-нечной
энергии через зеленый покров планеты.
В результате длительной эволюции биосфера
сложилась как динамическая, внутренне
дифференцированная равновесная система.
Но она не остается неизменной, а, будучи
самоорганизующейся системой, развивается
вместе с эволюцией Вселенной и всего
живого. История жизни на нашей планете
показывает, что глубокие преобразования
происходили уже не раз и качественная
перестройка биосферы приводила к исчезновению
разных видов животных и растений и появлению
новых. Эволюционный процесс биосферы
имеет необратимый характер. |
Спиркин А.Г. Философия. - 2-е изд. - М.:Гардарики, 2002. |