Особенности восприятия природы в первобытной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:07, доклад

Описание работы

В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.92 Кб (Скачать)

Особенности восприятия природы  в первобытной  культуре

В первобытной  культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.

Практическое  освоение природы в первобытной  культуре проходило в двух формах хозяйствования: присваивающего и производящего. Присваивающая форма хозяйствования явилась самой первой исторической формой общения человека с природой. Носители культуры этого периода  пользовались самыми примитивными орудиями труда, при помощи которых они  могли потреблять лишь то, что произвела  сама природа.

Второй тип  хозяйствования был связан уже с  применением орудий труда созидательно-конструктивного  действия, связанных с обработкой земли и разнообразных природных  материалов - глины, растительных волокон, шерсти, металлов) что, в конечном счете, и привело к становлению и  развитию производящего способа  хозяйствования.

Процесс жизни  воспринимался первобытным сознанием  в виде беспорядочного нагромождения  событий, окружающая действительность одушевлялась некими непонятными стихийными силами. Последние неподвластны первобытному человеку и представляются ему уродливыми и ужасными.

Земля с составляющими  ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой  питающей, включая небо, которое  она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей.

Демоны первоначально  представлялись как некая злая (или, реже, - благодетельная), безымянная, безликая, мгновенно возникающая и мгновенно  уходящая страшная роковая сила, о  которой человек не имеет никакого представления.

Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать  по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофическое действие - и тут же бесследно  исчезает.

Позднее первобытный  человек индивидуализировал безличных  демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ  и страшилищ.

Так, древнегреческий  поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о  порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних  чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений Геи были и эринии - страшные, седые окровавленные  старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах.

В дальнейшем происходит трансформация восприятия демонов  и богов к их антропоморфическому, то есть очеловеченному образу. Именно у греков этот антропоморфизм достиг своего наивысшего оформления и выразился  в целой системе художественных и пластических образов. Например, Деметра - богиня культурного земледелия и  Артемида - богиня охоты, несмотря на то, что они служили покровительницами  древних видов деятельности, представлялись уже не чудовищами, а величественно-прекрасными женщинами-богинями)проявляющими дружелюбное и сердечное отношение к людям.

Преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными  для человека силами. Власть человека над природой значительно возросла, он уже умел не только прятаться  от нее, но и более уверенно ориентироваться  в ней, умел находить в ней красоту, использовать природу для своих  надобностей. Если раньше нимфы рек  и озер (океаниды) или нимфы морей (нереиды) - это воплощение дикости  и хаоса, то теперь природа предстает  умиротворенной, поэтизируется. Так, нимфы  становятся в художественной культуре предметом поэтического любования.

Интуитивно созданный  мифологическим сознанием порядок  у греков назывался космосом. В  дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность  к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия  как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.

В интеллектуальных конструкциях древнегреческих философов  космос перестает пониматься антропоморфически, но продолжает восприниматься живым, материальным и одушевленным. Для античного  понимания космоса важна идея вечного возвращения, вечного рождения его как живого организма. Движение его представляется не прямолинейным) а круговым. В этом подвижном, живом, видимом и слышимом целом человек не противопоставляется природе, а мыслится как одна из ее частей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1.Актуальные  проблемы культуры XX века: М., 1993.

2. Вебер М.  Протестантская этика и дух  капитализма. // Он же. Избр. произведения. М., 1990.

3. Виндельбанд  В. История новой философии  в ее связи с общей культурой  и отдельными науками: В 2 т.  СПб., 1993.

4. Гердер И.Г.  Идеи к философии истории человечества. М.,1977.

5. Зезиш М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История  русской культуры. М., 1990.

6. История культуры  России. М., 1993.

7. Камю А. Бунтующий  человек. М., 1990.

Информация о работе Особенности восприятия природы в первобытной культуре