Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 03:07, доклад
В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.
Особенности восприятия природы в первобытной культуре
В первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер, что обусловливало формирование своеобразного образа природы. Эта деятельность характеризовалась, во-первых, единством человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанностью различий между реальностью и вымыслом) в-третьих, отсутствием развитых форм социального самосознания, порожденном аморфностью социальной организации и, в-четвертых, доминированием чувственного восприятия и базирующегося на нем воображения.
Практическое
освоение природы в первобытной
культуре проходило в двух формах
хозяйствования: присваивающего и производящего.
Присваивающая форма
Второй тип
хозяйствования был связан уже с
применением орудий труда созидательно-
Процесс жизни
воспринимался первобытным
Земля с составляющими ее предметами представлялась первобытному человеку живой, одушевленной) все из себя производящей и все собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина в период матриархата являлась главой рода, матерью) кормилицей и воспитательницей, так и земля понималась как источник, живородящее лоно всего мира, богов, демонов и людей.
Демоны первоначально
представлялись как некая злая (или,
реже, - благодетельная), безымянная, безликая,
мгновенно возникающая и
Демон еще не имел фигуры и лица, никакого вообще очертания, его нельзя было назвать по имени, вступить с ним в контакт. Внезапно нахлынув неизвестно откуда, он мгновенно производит катастрофическое действие - и тут же бесследно исчезает.
Позднее первобытный человек индивидуализировал безличных демонов. Они начали представляться в его сознании как существа материальные, чувственные, то есть обладающие телесной оболочкой. Но наделяя, например, силы земли такой оболочкой, многие народы по-прежнему присваивали им вид чудовищ и страшилищ.
Так, древнегреческий поэт и философ Гесиод в «Теогонии» излагает архаическое предание о порождении Небом-Ураном и Землей-Геей титанов, циклопов и сторуких. У последних чудовищность подчеркнута особенно: у каждого из них по 100 рук и 50 голов. Среди порождений Геи были и эринии - страшные, седые окровавленные старухи с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах.
В дальнейшем происходит
трансформация восприятия демонов
и богов к их антропоморфическому,
то есть очеловеченному образу. Именно
у греков этот антропоморфизм достиг
своего наивысшего оформления и выразился
в целой системе художественных
и пластических образов. Например, Деметра
- богиня культурного земледелия и
Артемида - богиня охоты, несмотря на то,
что они служили
Преображается
вся природа, которая раньше была
наполнена страшными и
Интуитивно созданный мифологическим сознанием порядок у греков назывался космосом. В дальнейшем у античного человека появляется настоятельная потребность к осмыслению этого живого космоса. На смену интуитивному восприятию приходит осознание и рефлексия, то есть философия как особое знание, которое обособляется от мифа и магии, хотя часто внешне сохраняет такую связь.
В интеллектуальных
конструкциях древнегреческих философов
космос перестает пониматься антропоморфически,
но продолжает восприниматься живым, материальным
и одушевленным. Для античного
понимания космоса важна идея
вечного возвращения, вечного рождения
его как живого организма. Движение
его представляется не прямолинейным)
а круговым. В этом подвижном, живом, видимом
и слышимом целом человек не противопоставляется
природе, а мыслится как одна из ее частей.
Список литературы
1.Актуальные проблемы культуры XX века: М., 1993.
2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. // Он же. Избр. произведения. М., 1990.
3. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. СПб., 1993.
4. Гердер И.Г.
Идеи к философии истории
5. Зезиш М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. М., 1990.
6. История культуры России. М., 1993.
7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.
Информация о работе Особенности восприятия природы в первобытной культуре