Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 10:36, реферат
Диалектика развития культуры раскрывается, в первую очередь, во взаимодействии человека с природой.
Причем анализ этого взаимодействия, позволяющий расширить понимание культуры, основывается на определенном методологическом подходе, заключающемся в различении понимания природы, которую можно представить в виде стихийной системы и как естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории.
Введение………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………….4
1. Взаимосвязь культуры и природы………………………………………..4
2. Влияние развития культуры на свободу человека………………………5
3. Ноосфера…………………………………………………………………...8
Заключительная часть………………………………………………………11
Список используемой литературы…………………………………………12
Федеральное агентство по образованию РФ
Хакасский технический институт – филиал
Сибирского Федерального университета
Кафедра «Общественные науки»
Реферат
По культурологии на тему:
«Культура и природа»
Выполнил:
Студент ЗФ
Спец. АиАх(6лет)
Бычков А.В.
Проверил:
Залевская Л.В.
Абакан 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть……………………………………………………………….
1. Взаимосвязь культуры и природы………………………………………..4
2. Влияние развития культуры на свободу человека………………………5
3. Ноосфера…………………………………………………………
Заключительная часть………………………………………………………11
Список используемой литературы…………………………………………12
Введение
Диалектика развития культуры раскрывается, в первую очередь, во взаимодействии человека с природой.
Причем анализ этого взаимодействия, позволяющий расширить понимание культуры, основывается на определенном методологическом подходе, заключающемся в различении понимания природы, которую можно представить в виде стихийной системы и как естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Различные природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, когда они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность. Природа образует единство с человеком в экономическом отношении тогда, когда, согласно К. Марксу, человек начинает относиться к ней как к своей лаборатории, к своему неорганическому телу, к неотъемлемой предпосылке его индивидуальности, к способу существования последней. (К.Маркс, Ф.Энгельс Соч. Т. 46. ч. 1. стр. 481.)
В этом случае природа выступает не просто средой обитания, экологической нишей человека, как и других представителей животного царства, но она является и сферой предметно-преобразующей деятельности человека, его материального производства, царством естественной необходимости.
Основная часть
1. Взаимосвязь культуры и природы.
Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней – «неорганическому телу» человека – как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку – воспитание, формирование чувств и мыслей. В этом плане следует вести речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности.
Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет разные определения для строителя, скульптора или химика – неорганика, а молния на небесах – для жреца, поэта или физика. Во всех случаях человек творит «вторую природу», исходя из закономерностей объективного мира. И обратно, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне его органов чувств, в той мере, в какой он включается в сферу культурного творчества человека. Человек постигает гармонию, порядок в природе, «встраивая» ее вне себя, свою практически – преобразующую и познавательную деятельность. Тем самым он творит мир человеческой культуры.
2. Влияние развития культуры на свободу человека.
Вопрос о взаимосвязи культуры и природы имеет немаловажный аспект - как с развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы. Свобода по своей сути означает способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Свобода, которой обладают люди в ту или иную эпоху, является продуктом исторического развития, развития культуры. «Первые выделившиеся из животного царства люди, - писал Ф.Энгельс, - были во всем существенном также несвободны, как и сами животные, но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе» (К.Маркс, Ф.Энгельс, соч. Т. 20, стр. 116). Иначе говоря, культурный процесс оказывается предпосылкой, предтечей свободы. Человек достигает ее (хотя, каждый рубеж есть лишь очередной этап освоения мира) в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Тем самым природа как раз, оказывается, по отношению к человеку тем «неорганическим телом», созидание которого представляет собой культурную деятельность человека. Характеристикой результата культурного прогресса является степень единства человека и природы как его «неорганического тела». Единство здесь имеется в виду не биологического порядка (которое, естественно, не отрицается ни в коем случае), а то, которое является результатом действия сущностных сил человека практически – преобразующих, познавательных или же не имеющих рациональную природу (религия, изобразительное искусство).
Движение к свободе через культуру имеет множество составляющих. Это культура труда и производства, политическая и правовая культура, культура человеческих отношений, культура мышления, художественная, религиозная культура и т.д. Каждая из этих составляющих культурного творчества обеспечивает соответственно свободу совести и творчества и т.п. Особенность современного этапа развития человечества заключается в том, что на него выпало бремя одновременности протекания этих культурных процессов, обусловливающих революционный скачок в достижении человеческой свободы. А.Печчеи (организатор и первый президент Римского клуба) весьма удачно назвал этот скачок «человеческой революцией», отличая тот факт, что неуправляемое развитие человечества, подчинившего себе планету, достигло переломного момента. А.Печчеи усматривает в дальнейшем две альтернативы. Либо создать неустойчивость своего положения и достичь уровня культурной зрелости, чтобы научиться управлять планетарными процессами. Либо пасть жертвой своего же внутреннего кризиса и отказаться от роли защитника и главного арбитра жизни на планете. «Если мы хотим, - пишет Печчеи, - поднять уровень самосознания и организации всей человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должны стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качества и способности всего человеческого сообщества» (А.Печчеи, Человеческие качества, стр. 182).
Человеческая революция представляет собой трансформацию человеческого существования. Она в свою очередь является сутью «революционного гуманизма», способного восстановить культурную гармонию человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. А.Печчеи усматривает свободу выбора, свободу воли в том, что современный человек разгадал множество тайн природы и научился подчинять себе ход событий. Но именно поэтому он наделен невидимой, огромной ответственностью и обречен на то, чтобы играть совершенно новую роль арбитра, регулирующего жизнь на планете – включая и свою собственную жизнь.
Пафос рассуждений А. Печчеи очевиден: только через разносторонние культурные творчества человека, гармонизирующее его отношение с природой, ему может быть уготована возможность не только «заглядывать в будущее», но и «создавать» его. Природные процессы и явления, включенные в социум, социальное бытие благодаря человеческой деятельности обусловливают возможностью создания будущего. Судить же о той или иной степени общей культуры человека следует потому, насколько природа стала человеческой сущностью человека (К.Маркс, Ф.Энгельс, Соч. Т. 42, стр. 115).
Итак, развитие культуры в контексте взаимодействия человека и природы означает углубление единства между ними. Культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия. Но рост степени свободы ведет к неустойчивому балансу между силами природы и человеческими возможностями, нарушению экологического равновесия. Эти нарушения связаны, прежде всего, со стремительным ростом производительных сил и качественными преобразованиями в технологическом способе производства.
3. Ноосфера.
У истоков учений о ноосфере стояли французские естествоиспытатели и философы Э.Леруа и П.Тейяр де Шарден и русский ученый В.И.Вернадский. Понятие «ноосфера» обозначает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность оказывается сопоставимой с энергетикой геологических процессов. Оно отражает накопленные человеческие знания, которые превращаются в могучую производительную силу. Под ноосферой понимают часть биосферы, процессы в которой подвластны управленческой деятельности человека. Потому ее еще называют техносферой, антропосферой или социосферой, что коррелирует с названными выше процессами культурогенеза, антропогенеза и социогенеза.
Суть учений о ноосфере наиболее полно была представлена
В. И. Вернадским в одной из последних его работ «Несколько слов о ноосфере» (1944г.). Вот основные положения этой работы:
«Человечество, как живое вещество неразрывно связано с материально – энергетическими процессами определенной геологической оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимой ни на одну минуту.
В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.
В ХХ веке впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности. Человечество своей жизнью стало единым целым.
В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это, и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление.
Впервые в истории человечества интересом народных масс – всех и каждого – и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представления справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества, как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера. Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.
Лик планеты – биосфера – химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, всей ее природной воды.
В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана.
В будущем нам рисуется как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти из пределов своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет.
В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере.
Ноосфера – последняя из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших детей.
Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу.
Но важен для нас факт, что идеалы демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы отвечающими ноосфере. Поэтому, можно смотреть на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустили (В.И. Вернадский).
Заключительная часть
Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры.
С развитием культуры расширяется сфера человеческой свободы.
Человек достигает ее в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Таким образом, культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы человеческого бытия.
Понятие «ноосфера» обозначает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность оказывается сопоставимой с энергетикой геологических процессов. Она отражает накопленные человеческие знания, которые превращаются в могучую производительную силу.
Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.