Потребности современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.
Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество.

Работа содержит 1 файл

культурология реферат.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

Следует отметить, что Г.М. Андреева выделяет три наиболее типичных стиля поведения  и действия при общении: ритуальный, манипулятивной и гуманистический. При этом каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий. Если стиль сформирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую, то успех не может быть гарантирован. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Его цель - не изменить другого в общении, а просто подтвердить свое присутствие в данной культуре, в данной ситуации, заявить о своей компетентности в ней: например, стиль приветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Манипулятивный стиля взаимодействия состоит в намерении управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Гуманистический стиль проявляется тогда, когда цель взаимодействия - не изменение другого, а изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно же друг друга целью выступает взаимная поддержка. Гуманистический стиль предполагает соответствующее осознание, и даже переживание ситуации взаимодействия.

 

 

3)Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Перцептивная сторона общения (от латинского «perceptio» -восприятие) – процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком.

Процесс перцепции зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.

Перцептивная сторона общения предполагает понимание и адекватное восприятие, видение образа партнера, что достигается через механизмы "идентификации - конфронтации", каузальной атрибуции и рефлексии, то есть понимания того, каким видят партнеры по общению самого субъекта. От меры точности "расшифровки" и понимания внешнего рисунка поведения другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Многим требуется время, чтобы понять, что впечатление, вызываемое ими у других людей, может значительно отличаться от ожидаемого. Здесь немаловажным фактором, резко повышающим эффективность общения, оказывается его эмоциональная сторона, степень эмпатической выраженности оценочного восприятия. С другой стороны, излишняя эмоциональная окрашенность образа партнера, порой экзальтированная тенденциозность его эмоциональной оценки могут существенно и при этом негативно повлиять на точность межличностного восприятия, утрировать влияние таких социально-психологических эффектов, как эффект ореола, эффект новизны, неоправданно усилить стереотипизацию восприятия. 

В процесс  восприятия включены как минимум  два человека, и каждый из них  является активным субъектом. В ходе восприятии собеседника одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка, попытка понять мотивы поступков, основанная на этом стратегия изменения поведения, построение стратегии собственного поведения и т.п. Следовательно, сопоставление  себя с другим осуществляется как  бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию, рефлексию и атрибуцию.3

 

2.2 Язык как вид общения

 

Самым частым видом общения является разговор. Во время разговора мы используем язык, будь он наш родной или иностранный, в любом случае он необходим. Язык - бесценный дар, которым наделен  человек. "Языком не расскажешь, пальцами не растычешь" - говорят в народе. С помощью слов можно рассказать обо всем. "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть", - писал А. П. Герцен. Язык - орудие человека. Он необходим, чтобы люди могли полноценно общаться. Верно, конечно, поется в старой песне, "ведь порою и молчание нам понятней многих слов". Но ведь это порою. А в повседневном общении нам чаще всего не хватает именно слова, и мы "корчимся, безъязыкие", пытаясь найти его, это единственно нужное, правильное, точное. "Изводишь, единого слова ради, сотни тонн словесной руды.... " Это не только о поэтах и поэзии. Это и в каждом, кто ценит высказанное, стремится взвешивать свое слово, понимая, что оно является сильнейшим раздражителем, может оказать огромное воздействие на человека": слово может убить, слово может спасти".

Общение с помощью речи обеспечивает успех  совместной деятельности. Когда мы хотим выразить свое отношение к  царящей вокруг неразберихе, мы говорим: "Вавилонское столпотворение! " Истоки этих крылатых слов - в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба ("столпа творение"), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей, и они перестали понимать друг друга. "Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего", - с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык - это орудие культуры.

В более  чем 3, 5 тысячах языков мира многогранно  отражаются все достижения науки, техники, искусства. Интерес к родному  языку, стремление к совершенному владению его письменной и устной формами  всегда характеризуют культурного  человека. Нет такой сферы общения, где бы ни требовалось хорошее  владение языком и умение пользоваться этим бесценным даром, завещанным нам  предками. Знаем ли мы родной язык? "Конечно, - ответят многие. Ведь с детства  им пользуемся. Да и в школе всякие там склонения, спряжения изучали. Вот чужой, незнакомый язык, другое дело. "Но оказывается, что "склонения-спряжения", да и вся грамматика - только составная часть языка. Да и не только в ней суть. Главное в том, что язык - важнейшее средство общения.4

 

2.3 Соотношение общения с этикетом

 

Слово «этикет» французского происхождения и означает «ярлык», «этикетка». В европейских  языках в т.ч. и в русском, оно  стало общепринятым, употребляется  для обозначения внешних форм культурного поведения.

Этикет  – это «установленный порядок  поведения, формы обхождения в каком-либо общении». Первоначально этикет обозначал  правило дворцового церемониала при французском королевском дворе, затем распространился в аристократических кругах.

Этикет  в современном обществе имеет  ряд разновидностей: дипломатический, военный, деловой, повседневного неформального  общения. Этикет – это формализованные, согласованные, принятые в данном обществе или социальной группе правила поведения, посредством которых выражается уважительное отношение к личности, ее достоинству, создается удобство общения, обеспечивается его соответствие эстетическим вкусам.

Содержание  этикета охватывает правила поведения  в массовых, повторяющихся ситуациях: приветствия при встречах и прощаниях, поведение за столом, в общественных местах и т.д.

Этикет  позволяет нам не только совершать  правильные поступки в массовых, повторяющихся  ситуациях, но и предписывает им определенные нормы речевого общения.

Этикет  определяет и правила поведения  в особых обстоятельствах жизни. Так, на похоронах недопустимо веселье, но необходимо выразить родным и близким  сочувствие, соболезнование. На свадьбе, вечеринке принято быть веселым, дружелюбным, общительным и не портить  другим настроение скорбным видом.

Во все  времена и во всех сложившихся  обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют  конкретной ситуации общения. Когда  произносят слово "этикет", хочется  добавить: "придворный", так часто  встречается словосочетание "придворный этикет". И сразу в памяти всплывают  пышные картины церемоний, блестящие  наряды придворных дам с веерами  и вельмож со шпагами, и с перьями  на шляпах. Кавалеры низко склоняются в замысловатых поклонах и совершают  сложные и ловкие движения шляпами, подметая перьями сверкающий пол; дамы приседают, склоняя головы в париках. Слышится музыка неторопливых менуэтов и обращения: "О, сударыня, если бы мне было позволено высказать свое восхищение!…" Понятно, что и вызов на дуэль должен был быть обставлен эффектным швырянием перчатки к ногам обидчика со словами вроде: "Имею честь предложить вам, сударь, скрестить вашу шпагу с моей, завтра же на рассвете у левой стены монастыря Сен-Жермен!" А вызываемый должен был подобрать брошенную перчатку, что означало бы: "вызов на дуэль принят", и ответить так, например: "Я всегда мечтал об удобном случае, сударь, чтобы преподнести вам урок фехтования именно в том месте и в то время, которые вы сами изволили назначить".

Но мы сейчас поговорим не об этикетах давно  минувших дней, знакомым по романам  Дюма или Вальтера Скотта, не будем  останавливаться и на церемонии  раскуривания трубки мира в североамериканских племенах индейцев. Существует много  книг, рассказывающих нам о правилах хорошего тона, о поведении в общественных местах, о том, как надо правильно  сервировать стол, обращаться с вилкой и ножом, и т.д., как пригласить на танец, и уступить место в трамвае. Совокупность всех правил поведения  и словесного обращения и составляет то, что называется этикетом. Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными  к случаю ритуалами: "волшебными словами": пожалуйста, благодарю  вас и т.д. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или  иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью  одного человека помочь другому и  тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь  свободным в совершении собственных  действий. А это значит, в конце  концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать  свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас. Этикет, как вы уже догадываетесь, включает в себя не только словесные формы  выражения вежливости, сочувствия. Этикет слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если при всей правильности и вежливости поведения, молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.

Даже  одеваясь (и еще раньше, приобретая одежду), надо иметь в виду, что  одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе  одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм - знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек - спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы - о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Это просто признаки неряхи, которому недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка - признаки невоспитанности и эгоизма.

"По  одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны  и внешний вид, и сказанные  Вами слова. Этикет, как мы уже  говорили, регулирует общение, взаимодействие  людей. Надо серьезно, с умом  относится к этикету, к умению  общаться. Правило довольно простое:  то, что может быть неприятно  Вам, неприятно окружающим.

Итак, что  же все-таки необходимо, чтобы правильно  общаться? Надо, в первую очередь  уважать собеседника, слушать его  с возможным вниманием, не перебивая  и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации. Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, они помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.

Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание  следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего  его взаимоотношения с другими  людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность  людей.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общение между людьми – важнейший признак  именно человеческого существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и  не проста. Общение многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях: общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности, соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным, различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. д.

Такая многогранность общения связана с тем, что  в его основе лежат общественные отношения. Поскольку последние  охватывают разные стороны функционирования общества, они выступают как определенные для данной формации типы социально-экономических, политических, правовых и нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием общения.

Информация о работе Потребности современного общества