Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:22, реферат
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной.
I. Введение
II. Положение России в современном мире
III. Россия и страны СНГ
IV. Перспективы развития, приоритетные цели для России
V. Заключение
VI. Список литературы
Содержание.
I. Введение
II. Положение России в современном мире
III. Россия и страны СНГ
IV. Перспективы развития, приоритетные цели для России
V. Заключение
VI. Список литературы
I. Введение
После распада СССР и образования
СНГ сложилась принципиально
новая внешнеполитическая ситуация
для России. Россия сократилась в
своих геополитических
Значительно
пострадала обороноспособность, практически
отсутствовали границы с бывшими республиками.
Российский флот лишился баз в Балтийском
море, предстояло делить черноморский
флот с Украиной. Бывшие республики национализировали
наиболее мощные военные группировки
на своих территориях. Необходимо было
выводить войска из Германии, Польши, Венгрии,
Прибалтики. Развалилась единая система
противовоздушной обороны. Было потеряно
былое влияние на страны Центральной и
Восточной Европы. Бывшие партнеры по
СЭВ и Варшавскому договору связывали
свои планы на будущее с Европейским союзом
и НАТО. Обострились проблемы русских
в ближнем зарубежье и беженцев из соседних
государств.
Формально
РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ,
но страна не имела ни границ, ни армии,
ни таможни, ни понятия гражданства, ни
системы управления экономикой. В отношениях
с партнерами по СНГ Россия отошла от двух
крайних позиций – имперских попыток
силового восстановления союзного государства
и самоустранения от проблем бывшего Союза.
Именно благодаря этому удалось избежать
серьезного конфликта в рамках СНГ. Все
бывшие республики СССР, став членами
ООН, несколько дистанцировались от России.
Однако продолжалось это не долго, у каждой
из этих стран появилось множество проблем,
решить которые им было не под силу. Возникли
и обострились вооруженные конфликты
в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе,
Молдове.
В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан ,Туркмения).
Но с началом экономических
реформ в России (особенно с освобождением
цен на энергоносители и изменением
структуры экспорта) Содружество
пережило в 1992 году первый серьезный
кризис. Экспорт российской нефти
сократился вдвое (в то время как
в другие страны вырос на треть).
Начался выход стран СНГ из
рублевой зоны.
В настоящее время мнения о будущем Содружества
изменились, и СНГ представляется большинству
экспертов временным и не слишком устойчивым
образованием, которое может трансформироваться
либо по линии полной или частичной дезинтеграции,
либо в направлении конфедерации из нескольких
стран СНГ или их военно-оборонительного
союза
Таким образом,
с высоты сегодняшнего дня выглядят беспочвенными
первоначальные представления российских
демократов о том, что бывшие союзные республики,
благодарные Москве за предоставленную
свободу и разделяющие с ней общие идеалы,
будут стремиться к сохранению "братских
уз" с преобразившейся метрополией.
Оказались утопией и радужные надежды
на то, что после окончания "холодной
войны" народы заживут дружной семьей
и на земле возобладают мир, стабильность,
порядок и добрососедство. Развеялись
иллюзии относительно того, что Запад
является для новой России самым надежным
идеологическим и политическим союзником,
щедрым и бескорыстным донором, идеальным
образцом для подражания в вопросах социально-экономического
развития.
Справедливости ради необходимо
отметить то, что Запад осуществляет
политику в отношении России не самым
лучшим образом. Так, вопреки сопротивлению
нашей страны произошло расширение
НАТО за счет вступления в нее Венгрии,
Польши и Чехии. Судя по заявлениям
западных политиков, двери этой организации
открыты для приема в нее некоторых
государств, возникших на постсоветском
пространстве. В соответствии с принятой
доктриной «гуманитарная
II. Положение России в современном мире
Одновременно с распадом
Советского Союза наша страна приобрела
целый «букет» как внутренних,
так и внешних проблем. На современную
внешнеполитическую ситуацию оказывают
сильное влияние не только «достижения»
дипломатов и политиков на ниве международных
отношений, но внутриполитическая и
экономическая обстановка в нашей
стране.
В первую очередь, ослабление национальной
безопасности и международных связей
делает Россию весьма уязвимой для самых
разнообразных угроз как внешнего, так
и внутреннего характера. Среди наиболее
серьезных угроз национальной безопасности,
отмечаются как внешние (международный
терроризм, экспансия исламского фундаментализма,
попытка диктата со стороны США), так и
внутренние (научно-техническое и экономическое
отставание, угроза распада России).
Обращает на себя внимание
также то, что российские эксперты
не придают существенного значения
глобальным угрозам, которые все
больше перемещаются в центр внимания
западного сообщества. Представляется,
что это во многом связано с
тем, что Россия в целом, и эксперты
в данном случае не являются исключением,
уже давно живет, что называется
"сегодняшним днем". Далеко на
будущее никто не загадывает и
поэтому реальные, но "отложенные"
угрозы (истощение природных ресурсов,
потепление климата, несанкционированное
распространение ядерного оружия, демографическая
экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются
как актуальные. Это подчеркивается и
в новой «Концепции внешней политики Российской
Федерации», принятой недавно правительством
и президентом РФ: «…военно-политическое
соперничество региональных держав, рост
сепаратизма, этнонационального и религиозного
экстремизма.
Интеграционные процессы, в частности
в Евро-Атлантическом регионе, имеют зачастую
избирательно-ограничительный характер.
Попытки принизить роль суверенного государства
как основополагающего элемента международных
отношений создают угрозу произвольного
вмешательства во внутренние дела. Серьезные
масштабы приобретает проблема распространения
оружия массового уничтожения и средств
его доставки. Угрозу международному миру
и безопасности представляют неурегулированные
или потенциальные региональные и локальные
вооруженные конфликты. Существенное
влияние на глобальную и региональную
стабильность начинает оказывать рост
международного терроризма, транснациональной
организованной преступности, а также
незаконного оборота наркотиков и оружия».
Несмотря на то, что среди угроз национальной безопасности в первую очередь выделяется возрастание напряженности в отношениях с США и западным сообществом, тем не менее возможность возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США.
Но все же главными угрозами не только основам национальной безопасности страны, но и ее авторитету на международной арене, продолжают оставаться такие внутренние проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет назад.
Это же отмечают и многие иностранные наблюдатели, например, советник вице-президента США по национальной безопасности Леон Ферт в интервью радиостанции Радио Свободы заявил, что правительство США сделало все возможное, чтобы помочь России в борьбе с коррупцией, однако искоренить ее может только российское руководство. В то же время, по его словам, представления руководства РФ о сильной России кажутся противоречивыми, а порой даже зловещими.
Однако если за основу оценки
перспективы России в мировом
сообществе брать валовой национальный
продукт, то все выглядит не столь
уж угрожающим, как это кажется
на первый взгляд. Все становится хуже,
если рассмотреть структуру наших
доходов и ближайшую
В последние годы наряду с ростом добывающих отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости. Квалификация труда, его экономическое качество быстро и неуклонно падают. За годы неуправляемых "реформ" выпуск специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента. Япония планирует за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью.
Несмотря на всю серьезность
внутренних проблем нашей страны
не последнюю роль в потере Россией авторитета
на международной арене играют внешнеполитические
и внешнеэкономические стратегии последнего
времени.
Если Советский Союз, как известно, имел
на международной арене и безусловных
сторонников, и явных геополитических
противников, то в настоящее время внешнее
окружение России носит не столь однозначный
и очевидный характер. Основных дипломатических
и торговых партнеров России можно условно
разделить на несколько групп:
- К первой группе "братских"
стран можно отнести Белоруссию, Армению
и Индию.
- Ко второй группе "дружеских" - Югославию,
Казахстан, Китай, Иран и Германию.
- Третья группа - страны "скорее дружеские".
Это - Узбекистан, Украина, Израиль, Франция.
- Четвертую группу стран можно охарактеризовать
как "нейтральные". Это - Азербайджан,
Япония, Великобритания, Чехия.
- Пятая группа - "недружественные".
Это - Афганистан, страны Балтии и США.
Кроме того, к "недружественным" странам
можно отнести также Грузию, Польшу и Венгрию.
Особняком на этом фоне выглядят
российско-американские отношения. Если
еще пять лет назад число считающих
США дружественной страной было
примерно таким же, как и сейчас
(8% и 10% соответственно), то доля экспертов,
оценивающих отношения США к
России как недружественные, выросла
в настоящее время более чем
в два раза (с 22% до 59%). Тому много
причин, и одна из них - балканский кризис
1999 года, в результате которого, было
зафиксировано новое
Прямо противоположная тенденция наблюдается, судя по оценкам экспертов, в отношениях между Россией и Германией. За последние пять лет почти в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13 % в 2001г). В качестве проблем все еще осложняющих российско-германские отношения отмечаются:
-Задолженность России Германии.
-Так называемый "Калининградский фактор".
-Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.
- Не состыковка экономических систем России и Германии (несовершенство законодательной базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.).
- Проблема перемещенных культурных ценностей (реституция).
Немало препятствий и
на пути налаживания нормальных отношений
с другими странами ЕС, причем, большинство
экспертов на первое место ставят
некоторую предубежденность против
России со стороны европейских