Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:10, реферат
Воспитание трактуется, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств. Воспитание является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия, то есть воспитание возникло с возникновением общества и оно исчезнет, если общество перестанет существовать. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержания, методы, форма, как и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований.
Введение 2
Глава I. Современное общество и образование.
1.1 Социально-политическая обстановка в современной России. 3
1.2 Кризисные явления современного российского общества и образование. 4
1.3 Проблемы столичного образования. 5
1.4 Гуманизация российского образования. 6
Глава II. Роль учителя в современном российском обществе.
2.1 «Кризис детства». 8
2.2 Опыт работы педагога УВК № 1800 г. Москвы. 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Оглавление.
Введение 2
Глава I. Современное общество и образование.
1.1 Социально-политическая обстановка в современной России. 3
1.2 Кризисные явления современного российского общества и образование. 4
1.3 Проблемы столичного образования. 5
1.4 Гуманизация российского образования. 6
Глава II. Роль учителя в современном российском обществе.
2.1 «Кризис детства». 8
2.2 Опыт работы педагога УВК № 1800 г. Москвы. 9
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Введение
Предметом педагогической науки издавна принято называть воспитание.
Воспитание трактуется, как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, трудовой опыт, опыт владения и увеличения материальных богатств. Воспитание является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия, то есть воспитание возникло с возникновением общества и оно исчезнет, если общество перестанет существовать. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержания, методы, форма, как и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований.
Глава I.
Современное общество и
1.1 Социально-политическая обстановка в современной России.
Новые социально-экономические
В период реформирования всех сфер жизни, происходящих сегодня в российском обществе, проходит неравномерно и зачастую носит противоречивый характер. Многие преобразования, начавшись, вдруг тормозятся, другие предпринимаются без должной подготовки.
В настоящий момент в России сложилась очень сложная социально-политическая обстановка, связанная с идеологической неопределенностью нынешнего периода, смешением мировоззрений, верований. Это приводит к проявлениям крайнего радикализма не только в суждениях, но и в действиях, а с другой стороны,- к социальной апатии, что особенно хорошо заметно в молодёжной среде. Вечный конфликт отцов и детей грозит перерасти в полный разрыв между поколениями, разрушением традиции культурного наследия. Социологи и психологи с тревогой говорят о социальном явлении, о «кризисе детства».
Как о серьёзном неблагополучии
в системе детской жизни
Снижается влияние семьи, поскольку падает авторитет взрослых вообще и родителей в первую очередь. Они не воспринимаются как люди, лучше понимающие происходящее в жизни, чем их дети. Их опыт оказывается зачастую бесполезным, а нравственные ориентиры кажутся устаревшими.
На сознание подрастающего
поколения отрицательно сказываются
и такие социокультурные
1.2 Кризисные явления современного российского общества и образование.
Кризисные явления современного
российского общества, которые связаны
и с глобальными
1.3 Проблемы столичного образования
Названные негативные явления характерны и для столичного образования: больше 50 процентов педагогов и родителей крайне отрицательно оценивают работу школы; другая половина молодых учителей школ города полностью не удовлетворенна своей психолого-педагогической подготовкой к профессиональной деятельности; молодые специалисты считают, что педагогическое образование, которое они получили, не соответствует ни последним достижениям педагогической науки, ни характеру образовательной ситуации в Москве. И хотя причины кризисного состояния носят общесистемный характер, они существенно усложняются в условиях мегаполиса. Здесь человек вступает в многомерные и многочисленные связи с различными институтами общества и государства, которые становятся реальной образовательной средой. Такое мегаобразовательное пространство отличается от образовательной ситуации в регионах с менее развитой инфраструктурой.
При всей специфичности столичное образование не может строиться без учёта общемирового цивилизованного контекста. Необходимость его включения в образовательное пространство мира совершенно очевидна. Как показали материалы конференций по образованию в Москве, интеграция международного опыта в систему образования города позволит более дипломатично решить и такие насущные проблемы как разработка цивилизованных механизмов формирования государственной политики в сфере образования и кадрового обеспечения проводимых социально-экономических реформ.
Отмечается также,
что пространство Москвы
1.4 Гуманизация российского образования.
Говоря обо всех этих явлениях, происходящих в стране и её столице, нельзя не отметить позитивных изменений. В обществе растёт понимание необходимости направления усилий на предотвращение социальных и экологических катастроф, восстановление, духовных основ жизни, сохранение и приумножение культуры своего народа. Увеличивается роль личностного фактора в жизни и профессиональной деятельности, приходит осознание важности самообразования, самореализации и творческого совершенствования. Становится очевидным важность личной инициативы активной гражданской позиции. Всё это говорит о постепенном внедрении в жизни людей гуманистических и демократических представлений.
Впервые в «Российской
педагогической энциклопедии»,
Педагогический аспект
гуманизации состоит в
Основные положения гуманистической педагогики и психологии были сформулированы американским учёным Карлом Роджерсом. В последние годы они нашли большой отклик в нашей стране. Гуманистические идеи легли на благодатную почву, подготовленную трудами К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, В.А.Сухомлинского, Януша Корчака.
Применительно к школе как педагогической системе гуманизация означает подчиненность всей организации школьной жизни потребностям и интересам ребёнка. В этой системе ребёнок принимается как уникальная, самоценная личность, а приобретение учащимися знаний, умений, навыков играет при этом подчинённую роль. Обучение является одним из средств формирования целостной, творчески активной личности, которое органично включается в более широкую воспитательно-образовательную систему.
А.С.Макаренко писал: «…Проблема личности может быть решена, если в каждом человеке видеть личность».
По мнению В.А.Сухомлинского, только
та школа становится очагом духовной
жизни, где помимо интересных уроков
имеются и успешно применяются
самые разнообразные формы
Результаты социологических исследований показывают, что включение школьников в организованное проведение досуга помогает решению и других проблем. Прежде всего, способствует более рациональному использованию свободного времени, которое они проводят самостоятельно, делает их интересы более стойкими, формирует жизненные планы.
«Очеловечивание» учебных дисциплин, наполнение их живыми чувствами, яркими образами взамен сухой информации и схем, такой подход позволяет создать новую школу, где главной целью станет развитие растущего человека, где дети будут заниматься не только ботаникой, географией, языком, а развитием чувственного восприятия, фантазии, логического мышления, приобретать опыт нравственного поведения, диалогического общения. Материалы для таких уроков черпаются из различных областей культуры, науки, окружающей жизни. Точные и естественные предметы должны нести в себе, прежде всего, мировоззренческий потенциал, ориентировать на целостное восприятие мира. Повернув школьника к реальным проблемам, помогая ему находить связи страниц учебника с окружающей жизнью, можно стимулировать развитие его познавательных интересов и творческой активности.
Глава II.
Роль учителя в
современном российском
2.1 «Кризис детства».
Многие педагоги сегодня задумываются над тем, как организовать в школе пространство для реализации творческих способностей детей, осознавая узость пространства учебного процесса. Даже когда учебно-восспитательный процесс построен грамотно и осуществляется квалифицированными учителями, но в нём недостаточно «воздуха», мала среда выбора, то и в таком случае эффективность усилий педагогов невелика.
Подобная ситуация усугубляется зачастую тем, что психологи называют «кризисом детства». Оно характеризуется, по мнению Б.Д.Эльконина, прежде всего отсутствием образа «идеального» взрослого с одной стороны, а с другой,- расхождением двух основных линий его жизни: линии взросления и линии освоения социокультурных норм. Такое положение обычно свойственно для нестабильных обществ, для периода социальных потрясений.
Посредником между двумя полюсами выступает учитель.
2.2 Опыт работы педагога УВК № 1800 г. Москвы.
Опыт педагогического коллектива учебно-воспитательного комплекса №1800 г. Москвы показал эффективность педагогической системы, ориентированной на поддержание творческой атмосферы во взаимодействии педагогов и учащихся.
Из опыта работы педагога-организатора, психолога УВК №1800 Восточного округа г. Москвы В.А. Друтько.
«О детях можно говорить бесконечно. Их души – это как бездна океана, как бесконечность звёздного неба. Это нескончаемый поток тайны, естественности. Четырнадцать лет я работаю с детьми. И каждый раз открываю для себя заново их сердца.
Работать с ними непросто. Сколько детей - столько же разных характеров. И каждый из них требует понимания и любви.
Система воспитательных мероприятий, которую я избрала для себя в своей работе,- это гуманистический подход к личности ребёнка. Полагаю, что каждый человек – это уникальная личность. И то, что приемлемо для одного ученика, совершенно не подходит для другого. Очень долго, методом проб и ошибок, я пыталась найти для себя ту альтернативу в воспитательной работе, которая бы не была чрезмерно нравоучительной и давящей на личность ребёнка.
Школа, в которой я имею удовольствие работать, уникальна. Она предоставляет учащимся потрясающую возможность общаться с искусством: творить искусство, созерцать искусство. Мне, как практическому психологу, хорошо известно, что ребёнок, приобщаясь к искусству, экспериментирует с чувствами, выражает их на символическом уровне. Ведь образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, мечты… Ребёнок часто говорит о своей мечте: «Я могу нарисовать её, но не знаю, как выразить словами»…