Потребности современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:15, реферат

Описание работы

Когда заходит разговор о культуре, её роли в нашей жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень важная частица культуры.
Культура - это, прежде всего, характерный (для данного человека, общества) образ мыслей и образ действий. В социологическом понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество.

Работа содержит 1 файл

культурология реферат.docx

— 44.83 Кб (Скачать)

 

Введение

 

Когда заходит  разговор о культуре, её роли в нашей  жизни, чаще всего упоминают художественную литературу, изобразительное искусство, а также образование, культуру поведения. Но художественная литература, книги, кинофильмы - небольшая, хотя и очень  важная частица культуры.

Культура - это, прежде всего, характерный (для  данного человека, общества) образ  мыслей и образ действий. В социологическом  понимании культура, и в первую очередь её ядро - ценности, регулируют взаимоотношения людей, это скрепы, объединяющие людей в единую целостность - общество. Следовательно, культура - важнейшая  субстанция человеческой жизни, проникающая  фактически повсюду, проявляющаяся  в самых разнообразных формах, включая художественную культуру.

Мы живём  в обществе и связаны с ним  тысячами нитей. Любые отношения  в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские  – это, в конечном счёте, отношения  конкретных людей или групп. Человек  и как отдельный индивид, и  как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими  людьми.

Общение для человека — среда его обитания. Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Общение  помогает организовать совместную работу, наметить и обсудить планы, реализовать  их. Способность общаться с другими  людьми позволила человеку достичь  высокой цивилизации, прорваться в  космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Без общения  невозможно формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие интеллекта. 
Потребности современного общества, его духовных и материальных сфер делают проблему культуры и человеческого общения чрезвычайно актуальной. Через активное общение с культурно развитыми личностями он сам превращается в личность.

 

1 Культура человеческого общения

1.1 Понятие культуры общения

 

Общение – это процесс взаимодействия и взаимосвязи общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности. Философский энциклопедический словарь характеризует общение как «одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности».

В этом определении важны три  акцента: связь общения с потребностями, с совместной деятельностью, с восприятием  и пониманием другого человека. Почему важно обратить внимание на сущность общения как вида деятельности, несмотря на то что, казалось бы, этот вид деятельности всем привычен, знаком и понятен? Во-первых, для того, чтобы найти ответы на вопросы, возникающие часто из-за трудностей и, возможно, неудач в общении. От чего зависит успех в общении? Почему мы иногда не понимаем друг друга? Чем объяснить неожиданную реакцию  партнера? Из-за чего возникают конфликты  в общении? и др. Во-вторых, чтобы понять, почему в современных условиях возрастает значимость культуры общения как проявления общей культуры личности. Возросшее внимание к развитию личностно-делового потенциала участников общественного производства активизировало исследование проблем формирования характеристик личности, приоритетных для ее социального и профессионального самоопределения: поисковой активности, гибкости, мобильности, готовности к самопознанию, саморазвитию, самоактуализации, культуре общения.

Актуальность овладения культурой  общения тем более значима  в связи с развитием предпринимательской  деятельности, в которой немаловажное значение приобретает деловое партнерство, умение устанавливать контакты между  реальными и предполагаемыми  партнерами: производителями товаров  и услуг, инвесторами, заказчиками, клиентами, поставщиками, потребителями.

Культура общения становится профессионально  значимой для специалистов тех сфер деятельности, где общение лежит  в основе выполнения функциональных обязанностей: педагогов, врачей, психологов, работников кадровых служб, социальной сферы, службы занятости. От умения найти  верный тон, выбрать оптимальную  тактику общения с воспитанниками, пациентами, клиентами зависит и  выполнение профессиональных функций, и нравственное благополучие общающихся. Культура общения в этом случае связана  с соблюдением профессиональной этики, имеющей свою специфику в  каждой трудовой сфере.

Таким образом, мы видим, что культура общения становится лично и общественно  значимой. Личности она позволяет  создать свой имидж, благотворно  действующий на должностных лиц  различного ранга, с кем приходится общаться, сохранить чувство собственного достоинства, проявить внутреннюю культуру и доброжелательность, отзывчивость в отношении к окружающим. Общественная значимость культуры общения определяется тем, что от нее во многом зависят  морально-психологический климат в  семье и трудовом коллективе, продуктивность совместной деятельности, чувство комфорта ее участников, предотвращение действия негативных факторов социальной среды, престиж России среди других стран.

Культура общения есть совокупность норм, способов и условий эффективного взаимодействия, принятых в определенной социальной среде как этический эталон общения. Вместе с тем культура общения не может быть сведена к своду правил. Она обеспечивается интеллектуальным, эмоциональным и нравственным развитием личности, ее внутренней культурой, которая выражается в умении учитывать обстановку, в готовности понять и принять позицию партнера по общению, проявить эмпатию, т. е. понять состояние, переживания собеседника, с уважением отнестись к его мнению.

Культура общения – неотъемлемая часть общей культуры личности и  взаимосвязана со всеми ее компонентами. С одной стороны, она зависит  от духовной, трудовой, нравственной культуры личности, ее общего и эстетического  кругозора. С другой, именно в общении проявляются внутренняя культура, нравственная позиция, духовное богатство человека.

Если рассматривать общение  как широкое явление, не ограниченное межличностным взаимодействием, становится особенно очевидной органическая связь  культуры общения с другими компонентами культуры личности. Проявление культуры личности в общении с природой определяется экологической культурой  личности. Общение человека с техникой зависит от политехнической и  трудовой культуры. Общение с источниками  информации будет тем более продуктивным и рациональным, чем выше уровень  развития интеллектуальной и информационной культуры личности.1

2.1 Формы общения

Общения между людьми происходит в  различных формах, которые зависят  от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами межличностного общения являются анонимное, функционально-ролевое, в котором особое место занимают служебные отношения, неформальное и интимно-семейное общение. Приведенная  классификация, конечно, условна. Она  не исчерпывает все возможные  формы общения, в которых может  участвовать человек.

Рассмотрим основные формы поподробнее.

Анонимное общение представляет собой  взаимодействие между незнакомыми  или не связанными личными отношениями  людьми. Под ним понимают любые  временные связи между людьми, в которых они выступают как  граждане, жители города или населенного  пункта, пассажиры поезда, самолета или городского транспорта, зрители  кинотеатра или спортивного матча, посетители музея или выставки и  т.п. Имеется виду их предварительное  и, как правило, последующее незнакомство. Они встречаются, вступают во взаимоотношения  друг с другом и расходятся. Они  анонимны, безымянны по отношению  друг к другу.

Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи  между людьми, которым присущи  определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу: покупатель – продавец, пассажир – проводник, официант – клиент, врач – больной и т.п. Служебные отношения тоже носят функционально-ролевой характер, но им присуща значительная длительность, они, как правило, имеют большое значение в жизни людей. Их участники знают друг друга в большей или меньшей степени, по крайней мере, как работников, членов одного коллектива.

Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений  сослуживцев, членов каких-либо организаций. Разумеется, неформальное общение возможно и с товарищами по работе, но лишь в том случае, если оно выходит  за рамки служебных отношений. Примерами  могут быть неслужебные контакты с товарищами по работе, знакомыми, встречи с друзьями, товарищами по спортивным и иным увлечениям и т.п. Особая область неформального общения  – общение между близкими людьми или членами семьи.2

 

2 Процесс общения

  2.1 Основные стороны процесса общения и их характеристика

 

Выделяют 3 стороны процесса общения:

1)Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

В коммуникативном  процессе принято выделять вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная  коммуникация общения осуществляется посредством речи.

Под речью понимается естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков, включающих два принципа - лексический и синтаксический. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения. Благодаря речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Коммуникативное взаимодействие возможно только в том случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и декодификации информации. 

Модель коммуникативного процесса Лассуэлла включает пять элементов:  
1) Кто? (передает сообщение) – коммуникатор. 
2) Что? (передается) – сообщение (текст). 
3) Как? (осуществляется передача) – канал. 
4) Кому? (направлено сообщение) – аудитория.  
5) С каким эффектом? – эффективность. 

Можно выделить три позиции коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником  излагаемой точки зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).

Невербальная  коммуникация включает в себя: 
1) Визуальные виды общения – жесты (кинесика), мимика, позы (пантомимика), кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), пространственно-временная организация общения (проксемика), контакт глазами.  
2) Акустическая система - включающая в себя такие аспекты как паралингвистическая система (тембр голоса, диапазон, тональность) и экстралингвистическая система (это включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.). 
3) Тактильная система (такесика) - прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи).  
4) Ольфакторная система - приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека.

При этом межличностная коммуникация имеет  свою принципиальную специфику по сравнению  с информационным процессом, например, в кибернетике:  
1) Оба партнера коммуникативного акта выступают в роли активных его субъектов, в той или иной мере сориентированных друг на друга. 
2) Подобный коммуникативный акт не сводится к простому процессу передачи или обмена информацией, что, с одной стороны, задает познавательную ориентацию активности, а с другой - практически закономерно порождает возникновение психологических барьеров различного типа.  
3) Коммуникативная активность может быть реализована лишь с помощью специфических средств межличностного контакта (основные виды - вербальный и невербальный; при этом более 70% объема информации в условиях межличностного контакта человек получает за счет невербального способа общения).

Следует отметить, что в условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные  барьеры. Они носят социальный или  психологический характер. Такие барьеры возникают в связи с различными знаковыми средствами передачи сообщения. Самым простым примером фонетического барьера является непонимание двух человек, говорящих на разных языках.

 

2)Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Интерактивная сторона общения предполагает выработку  общих для участников планов и  программ как тактического, так и  стратегического взаимодействия. Решающим фактором здесь является сама форма  интеракции (конкуренция или кооперация), приводящая в содержательном плане  или к ровному течению "нейтрального" взаимодействия, к конфликту или  к эмоционально насыщенному соучаствованию в условиях совместной деятельности. Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция. В последнее время из кооперации стали выделять "помогающее поведение", характеризующее стремление оказать помощь другому человеку.

Кооперация - основной вид взаимодействия, при  котором происходит объединение, суммирование усилий участников. В целом для  нее характерно взаимопонимание  людей. А для взаимопонимания  необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения участников взаимодействия имели точки соприкосновения. Устойчивая кооперация существенно затруднена, если в группе есть индивидуалисты и коллективисты или непримиримые атеисты и фанатично верующие и т.д.

Конкуренция - соперничество, соревнование между  участниками интерактивной группы, которое может при определенных условиях привести к атмосфере недоверия, подозрительности, отчуждения и даже социальному конфликту.

Конкурентные  отношения возникают и внутри любой кооперации. В любом коллективе, организации что-то новое, передовое  отстаивает право на существование  в борьбе со старым, консервативным. Поэтому различные конфликты  и противоречия в группах не всегда следует считать дефектами общения. Они во многих случаях являются своего рода страховкой, гарантией против застоя. Стремление добиться внешнего благополучия, нежелание и даже боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и пассивность личности.

Структуру социального конфликта как наиболее яркую форму выражения конкуренции  разные авторы описывают по-разному, но основные элементы его практически  принимаются всеми. Это конфликтная  ситуация, позиции участников (оппонентов), объект конфликта, "инцидент" (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Все эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта, но важно подчеркнуть, что конфликт не всегда только деструктивен.

Информация о работе Потребности современного общества