Общество потребления: сущность, эволюция, особенности структуры потребностей современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: опираясь на этапы формирования и теоретический анализ сущности такого феномена как общество потребления выявить тенденции становления общества потребления в России, а также исследовать специфические черты, присущие современному российскому потреблению.

В соответствии с целью курсовой работы определены следующие задачи:

- Проанализировать теоретическую модель общества потребления.

- Выявить наиболее важные черты, присущие модели общества потребления.

- Детально рассмотреть исторические этапы формирования общества потребления.

- Определить тенденции формирования общества потребления в постсоветской России.

Содержание

Введение 3

Глава I. Сущность модели общества потребления 6

§ 1.1 Модель общества потребления 6

§ 1.2 Наиболее важные черты модели общества потребления 11

Глава II. Формирование общества потребления и Российская действительность 16

§ 1.1 Этапы формирования общества потребления 16

§ 1.1 Общество потребления в постсоветской России 22

Заключение 26

Список используемой литературы 27

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЙА!!!!!.docx

— 131.31 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     «СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

     ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

     КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     на  тему: 

     «Общество потребления: сущность, эволюция, особенности  структуры потребностей современной  России.» 

            Выполнил:

     Глебов  Илья Владимирович

     студент факультета ГМУ,

     группы 517 

     Научный руководитель:

     к. э. н., доцент

     Васильев  П. П.

     
 

     г. Ростов-на-Дону

     2011 год

 

     ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Сущность модели общества потребления 6

§ 1.1 Модель общества потребления 6

§ 1.2 Наиболее важные черты модели общества потребления 11

Глава II. Формирование общества потребления и Российская действительность 16

§ 1.1 Этапы формирования общества потребления 16

§ 1.1 Общество потребления в постсоветской России 22

Заключение 26

Список используемой литературы 27 

 

     

     Введение

     В условиях все более и более  расширяющейся сферы общественного  производства многократно увеличивается  и объем потребляемых товаров  и услуг на душу населения.

     Согласно  закону возвышения потребностей - потребности  человека безграничны и постоянно  растут. Таким образом, чем выше эффективность производства, чем более обеспечено общество теми или иными материальными благами, тем больше растут потребности данного общества во все новых и новых товарах и услугах.

     Современный уровень развития производительных сил позволяет удовлетворить  практически любые желания и  прихоти потребителя. Буквально  любое материальное благо может  быть оценено в денежном эквиваленте. Подобная ситуация в экономике послужила  фундаментом перехода от капитализма  к  консюмеризму.

     Массовое  производство, почти неограниченная возможность потребления товаров  и услуг, развитие рекламы и маркетинга, возникновение массовой культуры, введение бумажного денежного обращения – все это послужило основой для формирования общества потребления.

     Такие кардинальные новшества в структуре  производства не могли не привести к изменению психологии потребителя. Постоянное ожидание инфляции вызывает у людей определенные поведенческие  изменения – если при золотом  обращении, когда инфляция как таковая  была практически невозможна, население  избыток денежных средств хранило в виде сбережений, то сейчас, в условиях предифляционных ожиданий потребитель стремится избавляться от наличных денег как можно быстрее. Естественно это выгодно производителю, и в современном обществе даже государство поощряет подобную тенденцию. Формирование кредитной системы позволило населению потреблять, даже не имея сбережений. Актуальность изучения процесса потребления на современном этапе развития российского общества обусловлена следующими факторами: сильной дифференциацией доходов различных социальных; различиями уровней жизни населения города и деревни, столицы и провинции; быстрым постоянным развитием высоких технологий; возведением в культ власти денег; излишним вещизмом; активной пропагандой средствами массовой информации западного образа жизни, стиля потребления, ценностей и т. д. Все это и побудило меня рассмотреть данную  тему в своей курсовой работе.

     Феномен общества потребления изучался многими  выдающимися учеными, именно на их труды  я опирался в ходе написания данной работы. Э. Фромм, Ж. Бодрийар, Т. Веблен и многие другие ученые подробно рассмотрели это явление в ряде своих трудов.

     Цель  работы: опираясь на этапы формирования и теоретический анализ сущности такого феномена как общество потребления выявить тенденции становления общества потребления в России, а также исследовать специфические черты, присущие современному российскому потреблению.

     В соответствии с целью курсовой работы определены следующие задачи:

     - Проанализировать теоретическую модель общества потребления.

     - Выявить наиболее важные черты,  присущие модели общества потребления.

     - Детально рассмотреть исторические  этапы формирования общества  потребления.

     - Определить тенденции формирования  общества потребления в постсоветской  России.

     Объектом  исследования является общество потребления как экономическая категория, а также структура потребления современной России.

     Предметом исследования выступают закономерности становления и существования, а также теоретическое обоснование модели общества потребления.

     Методологической  базой написания курсовой работы послужили методы анализа и синтеза, научной абстракции, системного подхода, единства исторического и логического и метод восхождения от абстрактного к конкретному.

     Эмпирическую  базу работы составили учебные пособия, научные статьи, а также труды различных ученых-экономистов.

     Структура работы: введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы. 

 

Глава I. Сущность модели общества потребления

§ 1.1 Модель общества потребления

     Общество  потребления (англ. consumer society) — политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального  потребления. Общество потребления  характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием  соответствующей системы ценностей  и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества.

     Общество  потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого  бурным экономическим и техническим  развитием и такими социальными  изменениями, как рост доходов, существенно  изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.

     В самом обозначении этого феномена нет четкости и однозначности. Ж. Бодрийяр свою книгу (посвященную этой теме и ставшую классической) назвал «La Société de consummation» [Baudrillard 1970] - «Общество потребления». В английском переводе она уже вышла под несколько иным названием: «Consumer Society» – «Общество потребителей». И во всех англоязычных текстах, посвященных этому феномену, используется именно эта категория.

     Общество  потребления - это совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком.

     В рамках таких отношений потребление - это нечто такое, что приобретается, «это желание, возникающее у людей в процессе социализации» [33] . Данный тип социализации предполагает, что символы должны быть «настроены» на потребителя; существует игра между марками, брэндами, лейблами и культурными ценностями потребителей. [34] Эта нацеленность потребления на те или иные символы, знаки - мифы современных обществ — проанализированы, например, в работах Ролана Барта [35] . Кроме того, Бурдье [36] в своих исследованиях «интеллектуального капитала» показал другой аспект этого процесса; показал, что потребление сегодня это не только трата денег и времени, эта такая трата, которая проходит через определенные культурные решетки» — в частности, культурную решетку «хорошего вкуса». И в этом смысле образование (другая форма этого интеллектуального капитала) и «вкус» тоже являются компонентами современного потребления.

     Таким образом, смысл термина «потребление»  предполагает, по Бодрийару, потребление  знаков и символов, а не просто вещей, не просто материальных объектов. Следовательно, потребитель часто испытывает фрустрацию, купив объект, который он желал  и на который он копил.

     Предвкушение  покупки, желание зачастую переживается как приносящее большее удовольствие, нежели сам акт приобретения. Это  значит, что «У потребления нет  пределов. Наивно было бы предполагать, что оно может быть насыщено и  удовлетворено. Мы знаем, что это  не так: мы желаем потреблять все больше и больше. Это навязчивое стремление потреблять не есть следствие некоторых  психологический причин или чего-то еще подобного и не вызвано  только силой подражания. Если потребление  представляется чем-то неукротимым, то потому, что это полностью идеальная  практика, которая не имеет ничего общего (после определенного момента) ни с удовлетворением потребностей, ни с принципом реальности...

     Разумеется, в любом обществе индивидуальное потребление составляет наряду с производством его базис. Но лишь на определенном этапе развития индивидуальное потребление подвергается глубокой институционализации и превращается в ключевой фактор экономического развития страны. С одной стороны, оно все глубже опосредуется институтом рынка, а с другой – существование рынка, относительно независимого от индивидуального потребления, невозможно. Ни одна страна не может быть исчерпывающе описана как общество потребления. Это лишь тенденция, которая проявляется в разных странах в той или иной мере. Любое общество включает в себя остатки прошлых эпох, доминирующие формы общественных отношений и ростки будущего. Поэтому совокупность общественных отношений, которую можно назвать «обществом потребления», сосуществует с комплексами иных отношений.

     Капитализм  порождает тенденцию к формированию общества потребления, но не является его синонимом. На ранних этапах развития он стимулирует появление ростков такого общества только в немногочисленных состоятельных слоях населения. Для ограниченного в своих масштабах производства достаточно и их покупательского потенциала.

     В отношении большинства капиталисты  действуют как потребители производственных ресурсов. Они стремятся выжать из работников по максимуму, оплачивая по минимуму. Работники – это всего лишь один из ресурсов производства. Это логика раннего капитализма, который везде носил и носит хищнический характер.

     Именно  из анализа этого типа капитализма  вырос классический марксизм и его революционный прогноз. Общество потребления возникает как логический результат развития капитализма. Экономический и технический прогресс делают его возможным, но оно не сводимо к экономике. Современные технологии производства товаров широкого потребления позволяют развиваться основам этого общества и в контексте незрелого капитализма. Именно такой синтез характерен для постсоветской России. Общество потребления представляет собой органический синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и желаний, потребностей, интересов, обеспечивающих их сбыт, культуры, политических механизмов и т. д.

     Массовое  потребление, иначе называемое «консюмеризмом», - далеко не новое явление. Вероятно, первым о проявлении подобных настроений в современном ему обществе сообщил  Карл Маркс, пришедший к выводу, что  капитализм приводит к фетишизации товаров и услуг. В 1899 г. норвежский экономист, работавший в США, Торстин Веблен опубликовал книгу «Теория Расслабляющегося Класса», в которой впервые подметил основную черту консюмеризма: при совершении покупок люди стали руководствоваться иррациональными побуждениями. В частности, они стали покупать определенные товары, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к определенной социальной группе.

Информация о работе Общество потребления: сущность, эволюция, особенности структуры потребностей современной России