Религия в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Греческое слово «патос» означает «болезнь». Под патологией понимается и учение о болезненных процессах, и сами эти болезненные процессы внутри живых организмов и общественных явлений. Религиозная патология – это болезненные процессы внутри религиозных конфессий. Понимание роли религии включает в себя и понимание характера влияния религиозной патологии на самих верующих и на окружение, в котором они живут.

Содержание

1.Введение.
2.Раздел I “Религия в современном обществе”.
3.Раздел II “Функции религии”.
4.Заключение.
5.Список использованных источников.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 46.65 Кб (Скачать)

                      Раздел I. “Религия в современном обществе”.

 

К сожалению, в истории  человечества религия запомнилась  не только положительными веяниями и  деяниями, но и множеством преступлений. Поэтому важным для понимания  места религии в истории человечества будет рассмотреть такое явление, как религиозная патология [2;143].

Греческое слово  «патос» означает «болезнь». Под  патологией понимается и учение о  болезненных процессах, и сами эти  болезненные процессы внутри живых  организмов и общественных явлений. Религиозная патология – это  болезненные процессы внутри религиозных  конфессий. Понимание роли религии  включает в себя и понимание характера  влияния религиозной патологии  на самих верующих и на окружение, в котором они живут. Религиозная  патология находит свое проявление в религиозном фанатизме, религиозном  экстремизме и религиозной преступности. А эти три явления взаимо связаны  и взаимно переходят друг в друга [3;34]. Именно религиозная патология во всех своих проявлениях и стала основной причиной утраты религией своей роли, конечно появление науки также послужило важным фактором смещение религии. Но сосуществование религии и науки было возможно и без тех потрясений, которые испытало человечество. Именно внутренние проблемы религии стали причиной падения религии в глазах общества. Причем падение не только в прошлом, неприятие современным западным обществом ислама происходит во многом из-за религиозных преступлений, совершаемых его приверженцами.

 

 

Мировой опыт распространения  религий показывает, что религиозный  состав населения не является статичным  и подвержен с течением времени  существенным, а иногда и коренным изменениям. Динамика эта, по мнению ученых-религиоведов, вызывается комплексом причин, причем различного характера: миссионерской  деятельностью, разочарованием людей  в ранее исповедовавшейся ими  конфессии, переселениями и завоеваниями, различием в естественном приросте у различных религиозных групп (вследствие их неодинакового отношения  к деторождению, абортам, безбрачию  и т.п.), религиозными гонениями и  др.[12;109]  

Согласно данным ассоциации исследовательских компаний Gallup International две трети (66%) жителей  планеты считают себя людьми религиозными, вне зависимости от того, посещают они места религиозного поклонения или нет. Четверть опрошенных (25%), напротив, назвали себя нерелигиозными людьми. И только 6% сказали, что являются убежденными атеистами.

Наиболее сильна приверженность к религии на африканском  континенте, где 9 из 10 респондентов назвали  себя религиозными (91%), в таких странах  как Нигерия и Гана этот показатель составляет 94% и 96% соответственно и  является самым высоким в мире. Наименее религиозными оказались жители Эфиопии – религиозными себя назвали 66% респондентов и 23% нерелигиозными. 8 из 10 жителей Латинской Америки (82%) также назвали себя религиозными людьми. Исключением являются Гватемала (64%) и

Уругвай (54%). На Ближнем  Востоке 79% населения привержены к  религии. В Турции, 83% населения страны религиозны и только 1% - убежденные атеисты. Результаты опроса населения  Израиля несколько выбиваются из общей ближневосточной картины - 52% считают себя религиозными людьми, 33% назвали себя нерелигиозными, 11% являются, по их утверждению, убежденными атеистами. 7 из 10 жителей Северной Америки считают  себя религиозными (73%), четверть - нерелигиозными (25%) и только 1% назвались атеистами. В Канаде доля религиозного населения  меньше – 58%,

33% - нерелигиозны, а  6% - атеисты.

Уровень религиозности  в Западной Европе в среднем составляет 60%. Греция – наиболее религиозная  страна среди западноевропейских стран (86%), а Норвегия – наименее религиозная (36%). Хотя в большинстве стран  этого региона большая часть  населения является религиозной, в  таких странах как Норвегия, Нидерланды и Великобритания количество религиозных  и нерелигиозных жителей примерно одинаково.  

Во всех странах  Восточной и Центральной Европы как минимум 6 из 10 респондентов религиозны. Исключением является Чешская Республика, где половина населения считают  себя нерелигиозными (51%), а одна пятая  часть (20%) является атеистами. Наивысшие  показатели религиозности были обнаружены в Косово (86%), Македонии, Польше и  Румынии (85% во всех трех странах).

Азиатско-Тихоокеанский  регион по праву может называться регионом контрастов. В нескольких странах, например на Филиппинах (90%) и  в Индии (87%), приверженность к религии  очень сильна, в то время как  в Таиланде и Японии выявлено наибольшее число респондентов называющих себя нерелигиозными (65% и 59% соответственно). Гонг-Конг – единственная страна в  мире, где доля убежденных атеистов превышает половину жителей страны - 54%. Интересны здесь также будут  данные и по атеистическому настроению среди населения планеты Земля. По данным американского колледжа Питцер в первую десятку атеистических  стран вошли: Швеция (атеистами являются минимум 45%, максимум 85% жителей этого  государства), Вьетнам (81%), Дания (43-80%), Норвегия (31- 72%), Япония (64 - 65%), Чехия (54 - 61%), Финляндия (28 - 60%), Франция (43 - 54%), Южная  Корея (30 - 52%) и Эстония (49%). Россия в  этом перечне оказалась на 12-м  месте (24-48%), а США не попали в список наиболее атеистичных государств мира. Важная характерная черта современной  религиозной ситуации в мире –  это религиозный плюрализм, многообразие религий.

По утверждению  Всемирной христианской энциклопедии, издающейся в Великобритании, в мире можно насчитать порядка 10000 различных  религиозных течений.

Самой большой, но не доминирующей религией является Христианство (33,0 % общего населения). Пятая часть  населения Земли исповедует Ислам (19,6 % населения Земли). 13,4 % исповедуют Индуизм. 6,4 % – Китайскую этническую религию. Буддисты представляют 5,9 %. Этнические религии – 3,6%. Новые азиатские  религии – 1,7 %. Вне всякой религии  находятся 12,7 % населения Земли. Атеисты  – 2,5 % населения Земли. Менее одного процента составляют следующие малые  религиозные группы Сикхисты – 23 млн. человек, около 0,3%. Иудаисты –14 млн. человек, около 0,2 %. Бахаисты – 7 млн. человек, около 0,1%.

Анализ приведенных  данных, позволил сделать следующий  вывод:  существует большое количество религий и религиозных направлений, которые различаются между собой по религиозным убеждениям. Но суммарное количество верующих значительно превышает количество атеистов.

 

 

 

Раздел  II. “Функции религии.” 

 

Функциями религии называют - способы влияния религии на жизнь людей

Сколько у религии  функций и как  они  называются  -  это  пока  еще  предмет

дискуссии между  религиоведами. Мне кажется более  правильной  точка  зрения,

согласно которой  существуют четыре основные функции  религии.

 Существует четыре основных функции религии. Функции религии отличаются друг от друга ответом на вопрос, через что (или – как) они влияют на жизнь людей.

Мировоззренческая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через мировоззренческие идеи, которые входят в содержание религии.

Политическая  функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через политические идеи и политические поступки религиозных организаций.

Культуротранслирующая функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через отношение религиозных организаций к культуре.

Нравственная  функция религии – это способ влияния религии на жизнь людей через пропаганду нравственных норм.

Это деление довольно условно, так как одно и тоже деление  или идея может трактоваться как  отражающее две, а то и все сразу  функции религии. Во всех случаях, функции  религии вносят в жизнь людей  как положительные, так и отрицательные  результаты. Или образно говоря, они порождают как плюсы, так и минусы [4;35].

Мировоззрение – это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни. Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы, существует ли Бог, каковы его свойства, существуют ли чудеса, могут ли нарушаться законы природы, в чем смысл жизни, а соответственно и жизненные ориентиры (которые имеют нравственную природу), существует ли загробная жизнь и другие. Если специальная информация интересует только людей определенной профессии, то мировоззренческая информация интересует сразу всех. Мировоззренческая информация в огромной мере влияет на поведение людей. Это своеобразный командный пункт личности.

Сформировавшись на базе мифологического воззрения  на мир, религия приняла в себя мифологию и фактически поглотила  её. Неспособность человека осмыслить  многие концепции формирующегося института  религий без наглядности, некой  воплощаемости мировых порядков, вылилось в то, что все древние  религии имеют мощную мифическую составляющую. Будь то дошедшие до наших  дней буддизм или иудаизм, или  почившие греческие или египетские верования. Каждая из ранних религий  несла свой новый набор мифов, которые трактовали мир с определенных позиций, взаимосвязанность и взаимоперекликаемость  многих из них оставили то, что можно  назвать протосюжетом или архисюжетом. Огромная заслуга древних религий  в том, что они не только выполняли  организующую и миротолкующую систему  своего времени, но и, пройдя сквозь века, стали своеобразным фундаментом  для общечеловеческого сознания. Нельзя рассматривать древние религии  только как базис, уже тогда были сделаны попытки ответить на важнейшие  вопросы человека, и нельзя сказать, что мы достигли прогресса с того времени.

Заслуга религии  в формировании современного мировоззрения  и нравственность должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты, а попытки утверждать, что  наш вид мог самостоятельно придти к современным общечеловеческим моральным нормам, подобны попыткам написать историю человечества в  предположении обладания людьми двух противопоставленных больших пальцев на каждой руке [6;756].

Несмотря на то, что западные религии имели больший  исторический резонанс, но в глубинном  мировоззренческом, фундирующем все  срезы бытия человека, смысле восточные  религии преуспели на порядок  больше. Это связано еще и с  тем, что восточные религии –  это скорее философии, а именно философия  всегда действует на манер поля, проникает в человеческое сознание постепенно, но зато внося необратимые изменения. То, что насильственно пытались создать коммунистические государства (и то, что сейчас может породить масскультура) уже существовало, но в отличие от современных попыток обезличения восточные религии предлагают внутреннюю гармонию, которая для отдельно взятого человека чаще важнее, чем все достижения «прогресса». Возможно, эта гармония, тесно взаимосвязанная с «обезличиванием» в восточной религиозной традиции, и не является однозначным плюсом, но и назвать ее «минусом» также было бы ошибкой.

Еще одним из плюсов религиозной мировоззренческой  информации в том, что религия  помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, дает людям  утешение. Люди нуждаются в преодолении  отрицательных эмоций, внезапных  приступов ужаса. От переизбытка  отрицательных эмоций люди или умирают, или сходят с ума. Религиозное  утешение – это своеобразная форма  психотерапии. Причем эта форма психотерапии является массовой, дешевой и эффективной. Благодаря религиозному утешению человечество выжило в историческом прошлом. Благодаря  этому утешению многие люди продолжают жить сейчас. Такое утешение спасает  людей именно в часы перемен, невзгод. Но здесь религию нужно контролировать, из-за вмешательства человеческого  фактора. Ведь для привлечения верующих (паствы), недобросовестный «священник»  может пойти на искусственное  создание ситуации, когда человеку необходимо утешение (и некоторые  войны прошлого и конфликты настоящего используются именно для этой цели, которая называется властью). Вообще, религиозное утешение имеет не только положительный эффект, но и отрицательный. Ведь если человек начнет слишком  сильно полагаться на религию это  расслабит его, может сделать  слабее как личность. И в момент случайного разочарования в религии  человек может получить травму еще  более серьезную, чем та, от которой  религия его спасла [7;155].

Другой плюс данной функции религии состоит в  том, что она порождает и поддерживает общение у людей с общим  для них мировоззрением. Особенно сильно испытывают недостаток общения  многие пенсионеры. Но страдают от одиночества  и люди среднего возраста, и определенная часть молодежи. При помощи религии  эта отрицательная сторона жизни преодолевается [3;423].

С точки зрения светского  человека можно говорить о наличии  двух минусов у мировоззренческой  функции религии. Первый минус –  отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется  в виду, что люди, принадлежащие  к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильными является отчуждение между верующими разных конфессий. К сожалению, решение этой проблемы зависит от самих религиозных организаций, которые подчас специально жестко трактуют верования для приобретения влияния и авторитета в мире (именно такой причиной, а не отстаиванием чистоты веры можно объяснить действие некоторых террористических организаций).

Руководство ряда религиозных  организаций учит своих последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной мировоззренческой  ориентацией. Во многих религиях (в  православии, католицизме, исламе) наличие  или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят  от уровня культуры и уровня нравственного  развития верующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отношению  к инакомыслящим дружелюбно [3;223]. Но, тем не менее, при всей толерантности и приятию взглядов других людей есть границы, которые верующие не перейдут никогда, это полное принятие взглядов другой конфессии.

Второй минус  мировоззренческой функции –  понижения уровня социальной активности верующих людей. Под социальной активностью  понимается нерелигиозная деятельность, направленная на служение другим людям  или обществу в целом. Это и  общественно-полезный труд и общественно-политическая деятельность, и научно-культурная деятельность, и помощь нуждающимся. Религия через свою мировоззренческую  функцию в основном мешают участию  верующих в общественно-политической деятельности (участие в выборах, митингах и демонстрациях, в разработке и обсуждении политических документов, в деятельности профсоюзов, политических партий и т. д).

Многие религии  призывают к благотворительности. Благотворительность не есть единственная деятельность, заслуживающая внимания в этом мире, к тому же одновременно сила этого призыва в какой-то мере гасится ее мировоззренческой  функцией. С точки зрения историков, здесь существует реальное противоречие, в котором в зависимости от традиции конфессии и уровня цивилизованности верующих доминирует или социально-пассивная или социально-активная сторона. Любая религия требует времени на совершение некоторых «формальных» действий: молитва, действие культурного характера, формализации некоторых сторон жизни. Тут же верующему нужно следить, чтобы вера не перетекала в ритуал и таким образом человек окажется потерянным и для светского общества и того, к которому он себя причисляет по инерции. Эта внутренняя формализация является одной из главных опасностей человека верующего.

Информация о работе Религия в современном обществе