Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:29, доклад

Описание работы

Понятие культуры в различные эпохи у различных авторов. Современные школы, направления в культурологии: символические, натуралистические, психологические, аксиологические. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура - особый вид культуры. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Функции культуры

Работа содержит 1 файл

Понятие культуры.docx

— 18.33 Кб (Скачать)

Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы 

Разное-->Культурология

Понятие культуры в  различные эпохи у различных  авторов. Современные школы, направления  в культурологии: символические, натуралистические, психологические, аксиологические. Структура  культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура - особый вид культуры. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Функции культуры. 

Слово "культура" первоначально возникло в латинском  языке и обозначало возделывание, обработку почвы. В последующем  у Цицерона ("Туксуланские беседы") говорится об обработке ума, о  философии как культуре ума. Под  культурой стали иметь ввиду  просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово "культура" вошло почти во все  европейские языки, в том числе  и в русский "Культура как совокупность выражения души в жестах и трудах, как тело её, смертное, преходящее...; культура как совокупность великих  символов жизни, чувствование и понимание: таков язык, которым только и может  поведать душа, как она страждет". 

Американские антропологи  А. Кребер и К. Клахон дают следующие  определения культуры: "Культура основана на схематизированных и  эталонных способах мышления, восприятия и реагирования, добытых и передаваемых главным образом с помощью  символов, представляющих собой характерное  достижение человеческих групп, включая  в их воплощение в материальных произведениях; существенное ядро культуры составляют традиционные (то есть исторически  отобранные, и переданные) идеи и  прежде всего связанные с этими  идеями ценности". 

Чтобы получить представление  о многозначности понятия "культура", обратим внимание на ряд определений, предложенные некоторыми учеными Европы и США: 

"комплекс, включающий  знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности  и привычки, обретенные человеком  как членом общества" (Э. Тейлор);

"каждый шаг  вперед на пути культуры был  шагом к свободе" (Ф. Энгельс);

"социальное наследование" (Б. Малиновский);

"культурный аспект  охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействия и  взаимоотношения" (П.. Сорокин);

"организация разнообразных  явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов  или зависят от их употребления" (Л. Уайт);

"то, что отличает  человека от животного" (В. Оствалъд);

"процесс прогрессирующего  самоосвобождения человека, языка,  религия, наука - различные фазы  этого процесса" (Э, Кассирер);

"совокупность  интеллектуальные элементов, имеющихся  у данного человека или у  группы людей и обладающие  некоторой стабильностью, связанной  с тем, что можно назвать  "памятью мира" и общества - памятью, материализированной в  библиотеках, памятниках и языках" (А. Моль).

В отечественной  культурологии основными являются следующие определения:

культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);

культура "ядром  своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";

"способ человеческой  деятельности" (Э. Маркарян);

"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);

"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);

"состояние духовной  жизни общества" (М. Ким);

"культура в  современном понимании есть совокупности  материальных и духовных предметов  человеческой деятельности" (Э.  Соколов);

"система регуляторов  человеческой деятельности, несущая  в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);

"культура как  система духовного производства  охватывает сознание, хранение, распространение  и потребление духовных ценностей,  взглядов, знаний и ориентацией  - все то, что составляет духовный  мир общества и человека" (Б.  Ерасов).

В обыденной жизни  мы часто говорим о культуре строительства, о культуре быта, о культуре торговли, о культуре общения, о культуре отдыха, о физической культуре, о культуре риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре риса, мы имеем ввиду не сам по себе рис, а об отобранных и систематизированных  способах его возделывания, выращивания. 

Обобщая сказанное, можно сказать, что культура - это  надбиологический механизм аккумуляции  и совершенствования опыта народов, родовой опыт человечеств, закодированный в знаковых системах, орудиях и  передаваемых из поколения в поколение.

Основные культурологические школы.

В современной культурологии  есть несколько школ, направлений, течений. Понятие "культура" трактуется в  зависимости от специфики подхода  к исследованию культуры в этих направлениях. Сама по себе культура многогранна. Возможны и необходимы разные способы изучения культуры: 

а) символическая  школа. 

Главное, с точки  зрения этой школы, во всякой культуре является то, что она связана с  использованием символов. Поэтому понятие "культура" определяет через указание этой особенности всякой культуры. Л. Уайт, к примеру, понятие "культура" определяет как "организацию вещей  и явлений, основанную на символах". Представителями символической  школы являются Кассирер и Леви-Строс. 

б) натуралистическая  школа. 

Представители этого  направления пытаются объяснить  особенности той или иной культуры особенностями природного бытия  человека, пытаются представить культуру как непосредственную адаптацию  человека к условиям окружающей среды. К этому направлению относятся  работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского, 3. Фрейда, К. Лоренса. 

в) психологическая  школа. 

С точки зрения этого  направления культуры - это душа народа, "дух" народа. 

г) социологическая  школа. 

Объединяет тех  ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в его общественной природе  и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер, Парсонс). Специфический облик той  или иной страны, Вебер, например, связывал с культурными факторами, а не с цивилизационными, которые имеют  общечеловеческий характер. Парсонс  считает, что все духовные и материальные достижения, объединенные понятием "культура", являются результатом общественно  обусловленных действий на уровне двух систем - социальной и культурной. 

г) аксиологическая  школа. 

Это направление  является самым распространенным в  культурологии. Не случайно чаще всего  можно встретить толкование понятия "культура" как "совокупность материальных и духовных ценностей". Понятие "ценность" впервые появляется в работах  Канта. Широкое использование этого  понятия в культурологии начинается с работ Вин-дельбанда. Видными  представителями этого направления  являются Рик-керт, Коген, Мюнстерберг, Вундт, Брентано, Мейнонг, Шелер.

Структура культуры.

Основными сферами  человеческой деятельности являются материальное и духовное производство. В соответствии с этим различают материальную и  духовную культуру. Важнейший элемент  материальной культуры - средства производства: орудия труда, технические сооружения, оснащающие материальное производство, постройки, бытовой инвентарь, а  также плоды сельскохозяйственного  и промышленного производства. В  материальную- входит производственно - техническая культура. Духовная культура относится к духовной деятельности, духовному производству. Духовная культура включает в себя совокупность знаний о природе, обществе, человеке, его  внутреннем мире. В духовную культуру входят мировоззрение в политические взгляды, ценности, частью духовной культуры является духовное общение людей  во всех конкретных формах его проявления. 

Духовная культура существует в двух формах: в форме  духовных качеств человека и деятельности по их опредмечиванию и в форме  духовных ценностей, созданных человеком, научных работ, произведений искусства, норм права, морали и т.д. 

Художественная культура - это особая целостная культура: в вей органически соединяется  материальное и духовное производство Центральным звеном художественной культуры является искусство как  совокупность деятельности в рамках художественного творчества субъекта и результатов. 

Основные элементы культуры

Культура включает в себя три вида элементов: 

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом  в языке и помогают людям  организовать и упорядочить свой  опыт. Мы все воспринимаем мир  через формы, цвет и вкус  предметов, но разные культуры  организуют свой мир по-разному.  Изучение слов определенного  языка, таким образом, дает  человеку средства для ориентировки  в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта. 

2. Отношения. Культура  в действительности не только  описывает при помощи понятий  то, из чего состоит мир, но  и содержит определенные представления,  как эти составные части связаны  друг с другом в пространстве  и времени, по значению (черное  противоположив белому) и каузально  (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется  своими взглядами на взаимоотношения  между понятиями как реального  мира, так и мира сверхъестественного.  Христианская теология, например, пытается  объяснить создание мира божественным  началом. 

3. Ценности. Этот  элемент культуры представляет  собой разделяемые всеми убеждения  относительно целей, к которым  следует стремиться. Они лежат  в основе моральных доктрин.  И хотя разные культуры могут  полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство  делает свой выбор - что считать  ценностью, а что нет. Функции  культуры. 

Многоплановая разноуровневая структура позволяет ей осуществить  ряд функций: 

1. Аккумуляция родового  опыта. 

2. Функция гносеологическая, познавательная. Охватывая все сферы  общественного сознания, взятых  их в единстве, культура дает  целостную картину познания и  освоения мира, а также уровень  навыков и умений людей. 

3. Функция исторического  обмена, передачи социального опыта  Эту функцию называют информационной. Общество не имеет другого  механизма передачи социального  опыта, "социальной наследственности", помимо культуры. В этом смысле  культуру можно назвать "памятью"  человечества. 

4. Коммуникативная  функция, Воспринимаемая информацию, заключенную в памятниках материальной  и духовной культуры, человек  тем самым вступает в косвенное,  опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники. Средством  общения выступает прежде всего  выступает язык. 

5. Культура выполняет  регулятивную и нормативную функцию.  Здесь она выступает как система  норм и требований, предъявляемых  моралью и правом. 

6. Сигнификативная  функция культуры - это ее способность  создавать целостные, осмысленные  представления о мире и самостоятельные  философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает  запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это  особым образом организованные  знаковые системы, призванные  с разных сторон представить  мир, сделать его понятным, осмысленным,  близким человеку. 

7. Функция "психологической  разрядки" - как бы противоположна  предыдущей, нормативной. Специфически  культурные, закрепленные традицией  формы разрядки - это праздники  и ритуалы. В праздничные дни  люди не работают, не соблюдают  будничных норм жизни, устраивают  шествия, пиры, карнавалы. Смысл  праздника состоит в торжественном  коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы. 

Информация о работе Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы