Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 09:29, доклад
Понятие культуры в различные эпохи у различных авторов. Современные школы, направления в культурологии: символические, натуралистические, психологические, аксиологические. Структура культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура - особый вид культуры. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Функции культуры
Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы
Разное-->Культурология
Понятие культуры в
различные эпохи у различных
авторов. Современные школы, направления
в культурологии: символические, натуралистические,
психологические, аксиологические. Структура
культуры. Материальная и духовная
культура. Художественная культура - особый
вид культуры. Основные элементы культуры:
понятия, отношения, ценности, правила.
Функции культуры.
Слово "культура"
первоначально возникло в латинском
языке и обозначало возделывание,
обработку почвы. В последующем
у Цицерона ("Туксуланские беседы")
говорится об обработке ума, о
философии как культуре ума. Под
культурой стали иметь ввиду
просвещенность, воспитанность, образованность
человека, и в этом значении слово
"культура" вошло почти во все
европейские языки, в том числе
и в русский "Культура как совокупность
выражения души в жестах и трудах,
как тело её, смертное, преходящее...;
культура как совокупность великих
символов жизни, чувствование и понимание:
таков язык, которым только и может
поведать душа, как она страждет".
Американские антропологи
А. Кребер и К. Клахон дают следующие
определения культуры: "Культура
основана на схематизированных и
эталонных способах мышления, восприятия
и реагирования, добытых и передаваемых
главным образом с помощью
символов, представляющих собой характерное
достижение человеческих групп, включая
в их воплощение в материальных произведениях;
существенное ядро культуры составляют
традиционные (то есть исторически
отобранные, и переданные) идеи и
прежде всего связанные с этими
идеями ценности".
Чтобы получить представление
о многозначности понятия "культура",
обратим внимание на ряд определений,
предложенные некоторыми учеными Европы
и США:
"комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества" (Э. Тейлор);
"каждый шаг вперед на пути культуры был шагом к свободе" (Ф. Энгельс);
"социальное наследование" (Б. Малиновский);
"культурный аспект
охватывающий представления,
"организация разнообразных
явлений - материальных объектов,
телесных актов, идей и чувств,
которые состоят из символов
или зависят от их
"то, что отличает человека от животного" (В. Оствалъд);
"процесс прогрессирующего самоосвобождения человека, языка, религия, наука - различные фазы этого процесса" (Э, Кассирер);
"совокупность
интеллектуальные элементов,
В отечественной
культурологии основными
культура охватывает четыре "общих разряда: деятельность религиозную культурную, в тесном значении этого слова", т.е. научную, художественную и техническую, деятельность политическую и деятельность общественное экономическую" (Н. Данилевский);
культура "ядром своим и корнем имеет культ. Культурные ценности - это производные культа, как бы отслояющаяся шелуха культа" (Г1. Флоренский), О "совокупность материальных и духовных ценностей";
"способ человеческой деятельности" (Э. Маркарян);
"знаковая система" (Ю. Лотман, Б. Успенский);
"воплощенные ценности" (И. Чавчавадзе);
"состояние духовной жизни общества" (М. Ким);
"культура в
современном понимании есть
"система регуляторов человеческой деятельности, несущая в себе аккумулированный опыт, накопленный человеком разумом" (В. Давидович и Ю. Жданов);
"культура как
система духовного
В обыденной жизни
мы часто говорим о культуре строительства,
о культуре быта, о культуре торговли,
о культуре общения, о культуре отдыха,
о физической культуре, о культуре
риса и т.п. Ясно, что говоря о культуре
риса, мы имеем ввиду не сам по
себе рис, а об отобранных и систематизированных
способах его возделывания, выращивания.
Обобщая сказанное,
можно сказать, что культура - это
надбиологический механизм аккумуляции
и совершенствования опыта
Основные культурологические школы.
В современной культурологии
есть несколько школ, направлений, течений.
Понятие "культура" трактуется в
зависимости от специфики подхода
к исследованию культуры в этих направлениях.
Сама по себе культура многогранна. Возможны
и необходимы разные способы изучения
культуры:
а) символическая
школа.
Главное, с точки
зрения этой школы, во всякой культуре
является то, что она связана с
использованием символов. Поэтому понятие
"культура" определяет через указание
этой особенности всякой культуры.
Л. Уайт, к примеру, понятие "культура"
определяет как "организацию вещей
и явлений, основанную на символах".
Представителями символической
школы являются Кассирер и Леви-Строс.
б) натуралистическая
школа.
Представители этого
направления пытаются объяснить
особенности той или иной культуры
особенностями природного бытия
человека, пытаются представить культуру
как непосредственную адаптацию
человека к условиям окружающей среды.
К этому направлению относятся
работы Ф. Гамильтона, Г. Спенсера, Б. Малиновского,
3. Фрейда, К. Лоренса.
в) психологическая
школа.
С точки зрения этого
направления культуры - это душа
народа, "дух" народа.
г) социологическая
школа.
Объединяет тех
ученых, которые ищут истоки и объяснение
культуры в его общественной природе
и организации (Элиот, П. Сорокин, Вебер,
Парсонс). Специфический облик той
или иной страны, Вебер, например, связывал
с культурными факторами, а не
с цивилизационными, которые имеют
общечеловеческий характер. Парсонс
считает, что все духовные и материальные
достижения, объединенные понятием "культура",
являются результатом общественно
обусловленных действий на уровне двух
систем - социальной и культурной.
г) аксиологическая
школа.
Это направление
является самым распространенным в
культурологии. Не случайно чаще всего
можно встретить толкование понятия
"культура" как "совокупность материальных
и духовных ценностей". Понятие "ценность"
впервые появляется в работах
Канта. Широкое использование этого
понятия в культурологии
Структура культуры.
Основными сферами
человеческой деятельности являются материальное
и духовное производство. В соответствии
с этим различают материальную и
духовную культуру. Важнейший элемент
материальной культуры - средства производства:
орудия труда, технические сооружения,
оснащающие материальное производство,
постройки, бытовой инвентарь, а
также плоды
Духовная культура
существует в двух формах: в форме
духовных качеств человека и деятельности
по их опредмечиванию и в форме
духовных ценностей, созданных человеком,
научных работ, произведений искусства,
норм права, морали и т.д.
Художественная культура
- это особая целостная культура:
в вей органически соединяется
материальное и духовное производство
Центральным звеном художественной
культуры является искусство как
совокупность деятельности в рамках
художественного творчества субъекта
и результатов.
Основные элементы культуры
Культура включает
в себя три вида элементов:
1. Понятия (концепты).
Они содержатся главным
2. Отношения. Культура
в действительности не только
описывает при помощи понятий
то, из чего состоит мир, но
и содержит определенные
3. Ценности. Этот
элемент культуры представляет
собой разделяемые всеми
Многоплановая разноуровневая
структура позволяет ей осуществить
ряд функций:
1. Аккумуляция родового
опыта.
2. Функция гносеологическая,
познавательная. Охватывая все сферы
общественного сознания, взятых
их в единстве, культура дает
целостную картину познания и
освоения мира, а также уровень
навыков и умений людей.
3. Функция исторического
обмена, передачи социального опыта
Эту функцию называют
4. Коммуникативная
функция, Воспринимаемая
5. Культура выполняет
регулятивную и нормативную
6. Сигнификативная
функция культуры - это ее способность
создавать целостные,
7. Функция "психологической
разрядки" - как бы противоположна
предыдущей, нормативной. Специфически
культурные, закрепленные традицией
формы разрядки - это праздники
и ритуалы. В праздничные дни
люди не работают, не соблюдают
будничных норм жизни,
Информация о работе Понятие культуры, сущность и её функции. Основные культурологические школы