Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:34, реферат
Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние»[1]
Введение
Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения. Однако только в последние годы организационную культуру стали признавать основным показателем, не-обходимым для правильного понимания и практики организационного поведения. Как отмечено в одном из недавних исследований: «За прошедшее десятилетие, когда понятие культуры заняло прочное положение в сфере изучения организаций, этот подход то набирал новые силы, то терял свое влияние»[1] . В другой работе сделан такой вывод: «Теперь, в 1990-е гг., мы понимаем, что корпоративная культура имеет важнейшее значе-ние для успеха организации и с трудом поддается изменению»[2] . Хотя по этой теме накоплено еще очень мало материалов, начинают появляться свидетельства, основанные на серьезных исследованиях, того, что вариации культурных ценностей могут оказывать существенное влияние на текучесть кадров в организации и, возможно, на эффективность деятельности работников.
В
дополнение к нормам, принятым в
обществе, каждая группа людей, в том
числе и организация, вырабатывает
собственные культурные образцы, которые
получили название деловой, или организационной,
культуры. Организационная культура
не существует сама по себе. Она всегда
включена в культурный контекст данного
географического региона и
Цель данной работы дать определение организационной культуры и ее основных характеристик, рассмотреть различные типы организационной культуры.
1.
Понятие и сущность
К пониманию сущности и содержания организационной культуры существуют различные подходы. Все определения организационной культуры можно разделить на три группы (табл.1.1):
1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и ее членов;
2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры;
3-я группа: определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию.
Таблица 1.1
Сравнительная таблица основных определений организационной культуры
Авторы | Содержание определений | |
Определения - характеристики деятельности организации и ее членов | ||
Д.Олдхэм | Методы выполнения работы и то, как обращаются с людьми в этой организации | |
Э.Шейн | Коллективные базовые представления, обретаемые группой в процессе внешней адаптации и внутренней интеграции. Культура и лидерство являются по сути двумя сторонами одной монеты, культуры порождаются лидерами, навязывающими группе свои собственные ценности и представления | |
Б.З.Мильнер | Представления и подходы к постановке дела, формы отношений к достижению результатов деятельности | |
К.Сил и Д.Мартин | Ценностей организации (ядро культуры) определяют философию, миссию организации; язык, истории, легенды, ритуалы, церемонии, внешний вид, одежда и др. (Формы культуры) передают ценности; для поддержание культуры формируются правила найма работников, тренинги, программы обучения, планирования карьеры и т.д | |
Р.Холл | Положения,
понятия и ценности, которые создают
опору для действия | |
Определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры | ||
Просто перечисляющие набор компонент, входящих в организационную культуру | ||
Д.Хэмптон | Понятия, знания, ценности, материальные предметы, формальные законы и неформальные обычаи | |
Д.Гибсон Д.Иванцевич | Признанные ценности, убеждения, нормы и формы поведения в организации | |
Р.Дафт | Набор базовых ценностей, убеждений, негласных оглашений и норм, разделяемых всеми членами общества или организации | |
Д.Ньюстром и К.Дэвис | Набор разделяемых понятий, ценностей, убеждений, норм | |
Ф.Лютенс | Наблюдаемые
регулярные формы поведения, нормы
(отношение сотрудников к | |
Н.Лэметр | Система представлений, символов, ценностей и образцов поведения, разделяемая всеми ее членами | |
Определения, отражающие характер воздействия компонент на организацию | ||
К.Камерон и Р.Куинн | То, что ценно для организации, каковы стили ее лидерства, язык и символы, процедуры и повседневные нормы, как определяется успех. Все то, что определяет уникальность характера организации | |
Р.Гриффин | Набор ценностей организации, которые помогают ее членам понять, для чего была основана организация, как она работает, и что для нее важно | |
П.Вейлл | Система отношений, действий, артефактов, которая выдерживает испытания временем и формирует у членов данного культурного общества довольно уникальную общую для них психологию | |
Ф.Харрис и Р.Моран | Осознание работниками себя и своего места в организации; способы и язык общения в организации; внешний вид работников, их поведение, верования; организация питания, обучения и развития; отношение ко времени; характер отношений между людьми разного ранга, интеллекта, опыта и т.д.; ценности организации, трудовая этика и мотивация | |
Д.Элдридж и А.Кромби | Уникальная совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей | |
Определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию | ||
М.Мескон | Атмосфера или социальный климат в организации | |
Э.Джакус | Образ мышления и способ действия, которые должны быть усвоены и хотя бы частично приняты новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими» |
Принципиальным является то, что организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в
большинстве
трактовок организационной
Организационная культура — это идеология управления и организации социально-экономической системы[3].
Организационная культура направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации.
Под идеологией управления понимается система взглядов, идей, связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и методами достижения целей, с деловой этикой организации (то есть с моральными принципами, нормами, правилами организации, связанными с поведением организации, отношениями с деловыми партнерами, потребителями, обществом, и т.п.).
В целом, организационная культура имеет многоцелевую направленность: устанавливает и усиливает взаимосвязь, взаимодействие между работниками организации и подразделениями; формирует благоприятный психологический климат в организации; предоставляет ценностные ориентиры для деятельности работников (например, какие поступки и действия допускаются в организации, а какие недопустимы) и др.
Однако главной целью организационной культуры является обеспечение самоорганизации социально-экономической системы посредством персонала.
Содержание организационной культуры проявляется в ее функциях. Во многом функции организационной культуры определяются функциями культуры в общем смысле (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Сравнительная оценка функций культуры и функций организационной
Культуры
Функции культуры | Функции организационной культуры |
Формирование, накопление, передача, хранение ценностей | Формирование системы ценностей, позволяющих выбрать допустимые методы достижения целей |
Функция целеполагания | Определение целей, к которым нужно всем стремиться |
Коммуникативная
функция;
Способ общения людей (интеллектуального и материального) |
Формирование
и контроль формы поведения и
восприятия, целесообразные
для организации;
Обеспечение контроля за поведением, предотвращение нежелательных и запрещенных поступков |
Компенсаторная
функция (обеспе-
чение духовной и физической раз- рядки индивида и социализирующая функция |
Усиление вовлеченности
в дела организации и формирование преданности ей;
Усиление системы социальной стабильности в организации; Создание четкого критерия принадлежности к данному коллективу; Создание и сохранение границ группы, организации – членов культуры, обеспечение чувства единства |
Формирование
норм, значений;
Формирование системы идеалов и моделей мира; Нормативная функц |
Предоставление
смысла деятельности работникам;
Обеспечение единой интерпретации организационных событий |
Формирование
системы знаний;
Познавательная и информационная функция |
Формирование системы знаний организации |
Деятельностная функция | Мобилизация персонала;
Стимулирование работников |
Аналог отсутствует | Формирование имиджа организации |
Игровая
функция;
Символическая функция |
Формирование системы внутренних коммуникаций |
Духовное
творчество;
Создание произведений искусства |
Аналог отсутствует |
Таким образом, выделяются следующие укрупненные блоки основных функций организационной культуры:
1. Формирование, накопление, передача, хранение ценностей организации.
2. Формирование системы знаний.
3.
Формирование системы
4.
Формирование системы внешних
коммуникаций и связей
5. Целеполагание.
6.
Формирование культуры
Формирование организационной культуры должно осуществляться на основании основных ее принципов.
К принципам организационной культуры относятся:
Принцип
достижимости основных целей и ценностей
организационной культуры: для работника
любого уровня или структурных подразделений
должна существовать реальная возможность
достигать цели и соответствовать ценностям
организационной культуры.
2. Типы организационной культуры
Под типом организационной культуры понимается определенная группа культур, объединенных по общему, наиболее существенному признаку, отличающему данный тип от других.
Эдгар Шейн, американский исследователь, выделяет объективную и субъективную культуру.
Объективная организационная культура связывается с физическим окружением фирмы: здание, его внешний вид, место расположения, оборудование и мебель, цветовая гамма интерьера, удобства, кафетерии, стоянки для автомобилей и сами автомобили, униформа, информационные стенды и т.д.
Субъективная организационная культура включает в себя разделяемые всеми работниками ценности, убеждения, этические нормы, духовные символы (герои организации, истории и мифы о лидерах и самой организации, обряды, язык и стиль общения работников).
Субъективная организационная культура создает основу для формирования управленческой культуры, то есть стилей руководства и решения руководителями проблем, их поведения в целом. Это создает различия между схожими на вид организационными культурами.
Известный профессор Лондонской школы бизнеса Чарльз Хэнди определил четыре основных типов организационной культуры:
Они отличаются характером управления организацией.
Американский
исследователи К.Камерон и Р.
Организации с клановой культурой фокусируют внимание на гибкости в принятии решений внутри организации, заботе о людях, добром чувстве к потребителям, лидеры – воспитатели. Организация объединяется за счет преданности и традиций. Высокое значение придается моральному климату, сплоченности коллектива. Успех определяется добрым чувством к потребителям и заботе о людях.
Организации с адхократическим типом культуры фокусируют внимание на внешних позициях в сочетании с высокой гибкостью и индивидуальностью подхода к людям. Люди готовы идти на риск, лидеры –новаторы. Связывает организацию преданность экспериментированию и новаторству. Успех означает производства уникальных новых продуктов. Поощряется личная инициативы и свобода.
Информация о работе Понятие и сущность организационной культуры